ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-170/2024 от 09.01.2024 Волоколамского городского суда (Московская область)

№2а-170/2024года

50RS0004-01-2023-003830-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волоколамск 09 января 2024 года

Волоколамский городской суд Московской области в составе:Председательствующего судьи Коняхиной Е.Н.

При секретаре судебного заседания Васильевой В.А.

С участием административного истца Дарьенко Ф.А., представителя административных ответчиков по доверенности Поляковой А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Дарьенко Ф. А. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор » Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, ФСИН России о признании незаконными действий, решений о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета,

Установил:

Дарьенко Ф.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор » Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, ФСИН России, с учетом уточненных требований просит признать незаконными действия сотрудников ФКУ СИЗО-2 УФСИН России, выразившиеся в постановке его на профилактический учет, признать незаконными решения о постановке его на профилактический учет от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, снять его с профилактического учета.

В обоснование требований указал, что решением комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Московской в период 2021 и 2022 г.г. был поставлен на профилактический учет как склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, а также к суициду и членовредительству на основании Приказа Министерства юстиции от 2013 года. Считает, что его незаконно поставили на профилактический учет, поскольку для постановки на учет должны быть реальные основания, которых не было. За весь период отбывания им наказания никаких правонарушений, посягательств на половую свободу и половую неприкосновенность не совершал, членовредительством и суицидом не занимался.

В судебном заседании Дарьенко Ф.А. требования поддержал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор » Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, ФСИН России по доверенности Полякова А.Н. в судебном заседании требования не признала, в возражениях указала, что Дарьенко Ф.А. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> с 24.05.2021г. по ДД.ММ.ГГГГ и с 29.05.2022г. по ДД.ММ.ГГГГ Административный истец был поставлен на профилактические учеты: ДД.ММ.ГГГГ как склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, как лицо совершившее преступление против половой свободы и половой неприкосновенности. 17.06.2022г. поставлен на профилактический учет как лицо склонное к совершению суицида и членовредительству на основании п. 39 Инструкции. Постановка на указанные профилактические учеты произведена в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Инициаторами постановки на профилактический учет составлены мотивированные рапорты, решение о постановке принято по результатам рассмотрения комиссией администрации в присутствии лица, содержащегося под стражей. Также за Дарьенко Ф.А. был закреплен сотрудник учреждения, в дальнейшем ответственный за проведение с ним профилактической работы. В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказать в полном объеме. Полагает также, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, поскольку он присутствовал на заседаниях комиссии, был ознакомлен с принятыми решениями, расписался.

Рассмотрев заявленные требования, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, установлен Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 72 (далее также Инструкция).

Согласно пункта 2 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий.

Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8 Инструкции).

В силу пункта 25 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем: всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний; проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий; изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние; привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе; использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников; применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.

Изложенное свидетельствует о том, что постановка осужденного на профилактический учет преследует цель недопущения правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, являющихся составной частью воспитательной работы, влечет возникновение дополнительных обязанностей у администрации исправительного учреждения в виде проведения с ним индивидуальной профилактической работы, не налагая на осужденного каких-либо дополнительных ограничений или обязанностей.

В соответствии с пунктами 26, 27 Инструкции инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28 Инструкции).

Согласно пункту 29 Инструкции по профилактике правонарушений сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.

Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункт 30 Инструкции).

Для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС начальником отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовится соответствующий материал, включающий в себя справку по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного (пункт 31 Инструкции).

В силу п. 32 Инструкции на заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.

По результатам рассмотрения материалов в отношении осужденных комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и фиксируется в протоколе, утвержденном начальником учреждения уголовно-исполнительной системы и подписанном членами комиссии.

В случае постановки конкретного лица на профилактический учет, за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым).

Судом по делу установлено, что приговором Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГДарьенко Ф.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 2 п. 2 «Б» ст. 132 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Дарьенко Ф.А. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> в первый раз в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> поступил рапорт старшего оперуполномоченного оперативного отдела с просьбой постановки осужденного Дарьенко Ф.А. на профилактический учет как лица привлекаемого по ст. 132 ч. 2»Б» УК РФ» является ранее судимым. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) он был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность. Приказом ос за Дарьенко Ф.А. закреплен для проведения индивидуальной профилактической работы начальник отдела по ВР с ПОО ФИО6

При вынесении решения комиссией учтены данные о личности осужденного, характеристика по результатам психологического обследования, факт совершения Дарьенко Ф.А. преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности может являться основанием для постановки его на профилактический учет.

После прибытия в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по <адрес> для дальнейшего отбытия наказания решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГДарьенко Ф.А. поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, в также как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительству.

ДД.ММ.ГГГГДарьенко Ф.А. вновь прибыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес>, где содержался по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> поступил рапорт начальника отряда отдела по ВР с ПОО ФКУ СИЗО-2 с просьбой постановки осужденного Дарьенко Ф.А. на профилактический учет в соответствии с п. 24 главы 4, п. 39 главы 4 Приказа Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ как лицо склонное к совершению суицида и членовредительству. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) он был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительству. Приказом ос за Дарьенко Ф.А. закреплен для проведения индивидуальной профилактической работы, старший психолог.

Согласно пункту 24 указанной Инструкции, на профилактический учет, в числе прочих, берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность (абз. 3).

В соответствии с пунктом 39 Инструкции по профилактике правонарушений при поступлении в учреждение уголовно-исполнительной системы подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.

Давая оценку действиям административного ответчика, проанализировав вышеуказанные положения закона, а также установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о соблюдении администрацией исправительного учреждения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> процедуры и порядка постановки Дарьенко Ф.А. на профилактический учет как лица, склонного к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, и как лица склонного к совершению суицида и членовредительству, (пункты 24, 33, 39 Инструкции по профилактике правонарушений), решения приняты при наличии предусмотренных Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Исчерпывающий перечень оснований снятия лица с профилактического учета закреплен в п. 42 названной Инструкции, к каковым, в частности, относятся: освобождение из учреждения уголовно-исполнительной системы; решение административной комиссии, вынесенное на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы; решение административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы - в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения уголовно-исполнительной системы из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем); смерть лица, состоявшего на профилактическом учете.

После прибытия Дарьенко Ф.А. для отбывания наказания в ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес>, решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на профилактический учет как лицо склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

Решением комиссии ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГДарьенко Ф.А. также поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность личности, совершению суицида и членовредительству.

Административный истец, полагая, что основания для продления действия мер профилактического учета отпали, сам в соответствии с п. 33 Инструкции с заявлением о снятии его с профилактического учета в комиссию не обращался, сотрудники исправительного учреждения указанный вопрос также не инициировали.

Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.

При рассмотрении дела судами не установлено такой совокупности условий по настоящему делу.

Также суд полагает, что Дарьенко Ф.А. пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 названной статьи).

Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 КАС РФ или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (часть 7 статьи 219 КАС РФ).

Как следует из пояснений административного истца, о принятых решениях о постановке на профилактический учет ему было известно в 2021 и 2022 году, его вызывали на комиссии, с решениями был ознакомлен, ему дали расписаться.

Вместе с тем, административное исковое заявление было направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств наличия исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, суду не представлено.

Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления Дарьенко Ф. А. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор » Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, ФСИН России о признании незаконными действий сотрудников ФКУ СИЗО-2 УФСИН России выразившихся в постановке на профилактический учет, признании незаконными решений о постановке на профилактический учет от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, снятии с профилактического учета отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 22 января 2024 года.