УИД 75RS0013-01-2021-000283-64
Дело № 2а-172/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.П.,
при секретаре Гилазовой О.Д.,
с участием:
представителя административного ответчика
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю Лесковой А.О.,
представителя административного истца
Читинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ
- помощника прокурора Карымского района Забайкальского края Каевич Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «Исправительная колония №8» УФСИН России по Забайкальскому краю, Управлению ФСИН России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказания России о возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Читинский прокурор за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с названными административными требованиями, впоследствии уточненными, мотивированы следующими обстоятельствами. Читинской прокуратурой за соблюдением законов в ИУ Забайкальского края проведена проверка уголовно-исполнительного и федерального законодательства в части надлежащего материально-бытового обеспечения спец.контингента, содержащегося в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №8 УФСИН России по Забайкальскому краю», в ходе которой установлено, что ИК-8 является колонией строгого режима, на территории которой расположены административное здание, общежития, банно-прачечный комбинат, складские помещения, котельные и иные здания, в том числе камеры, 8 камер штрафного изолятора (ШИЗО) и 3 камеры помещений камерного типа (ПКТ). Проверкой выявлены нарушения материально-бытового обеспечения спец.контингента, предусмотренные ст.ст.82,99,101 УИК РФ, СП №. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», Приказа Минюста №279 от 04.09.2006г. «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов УИС», Приказа Минюста №512 от 27.07.2006 «Об утверждении норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: отсутствуют смесители в умывальниках в отрядах 1,2, неисправны умывальники в отряде 1-4; не все спальные помещения отрядов 1,2,4,5 оснащены баками для питьевой воды, имеющиеся выполнены в виде не промаркированных ведер с водой. В камерах ШИЗО: №1-3 (двухместные) нет тумб для сидения, используется лавочка из уголка и деревянных досок; камеры 7,5 отсутствуют настенные полки; №1-8 отсутствует подводка горячей воды; нагревательные приборы (радиаторы, панели) в камерах ШИЗО №1-8 не защищены кожухами из листового металла; в камерах ШИЗО №, 4, 7 радиоточки (репродукторы) неисправны (ч.4 ст.94 УИК РФ); в камерах ШИЗО №, ПКТ № подводки к санитарным приборам проложены не скрытно (п.19.3.4 СП 308.1325800.2017); камеры ШИЗО №, ПКТ № оборудованы переговорным устройством для осуществления двусторонней связи, однако, все устройства находятся в нерабочем состоянии (п.11 разд.32 ФИО4ФИО8№, ст.82, 99 УИК РФ); стены камер № имеют неровности, не окрашены эмульсионной краской, камерный инвентарь требует ремонта; камеры 1-8 чаши генуя не огорожены санитарными кабинками (следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм. на всю высоту камеры); окна в камерах ШИЗО № типовые и не соответствуют установленному стандартному размеру 0,9 х 0,6 м. (п.17.14 СП 308.1325800.2017, п.3.1.6, 3.1.8 ФИО4№, ст.99 УИК РФ); ПКТ камеры №: к умывальникам в камерах отсутствует подводка горячей воды (п.19.2.5 СП 308.1325800.2017, ст.99 УИК РФ); подводка труб к санитарным приборам размещенным проложена не скрытно; переговорные устройства двусторонней связи находятся в нерабочем состоянии и требуют ремонта, стены камер имеют неровности, не окрашены эмульсионной краской; чаши Генуя не огорожены санитарными кабинами до потолка 120мм. на всю высоту камеры). ФИО3 по <адрес> – учредитель ФКУ ИК-8 о необходимости устранения недостатков, в том числе путем направления ФКУ ИК-8 сведений о необходимости устранения имеющихся нарушений, мер не принято. Изложенное нарушает права осужденных на надлежащие материально-бытовые условия, гарантированные государством. ФКУ ИК-8 является самостоятельным юридическим лицом, получателем бюджетных средств, предметами и целями деятельности которого являются в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, Федеральным законам и иным нормативно-правовым актам. С учетом уточнений исковых требований от 13.05.2021г., ввиду устранения части нарушений ФКУ ИК-8, истец просит о возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №» ФИО2 Федеральной службы исполнения наказаний ФИО9 по <адрес>, ФИО2 Федеральной службы исполнения наказаний ФИО9 по <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения спец.контингента, содержащегося в ФКУ «Исправительная колония 8» ФИО3 по <адрес>, а именно:
- обеспечить подачу горячей воды к умывальникам в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5. СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;
- все нагревательные приборы (радиаторы, панели) в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 изолировать защитными кожухами из листового металла в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;
- в камерах ШИЗО №, 4, 7 произвести ремонт радиоточек (репродукторов), обеспечив их работоспособность в соответствии с ч.4 ст.94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
- проводку труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, проложить скрытно (исключающим доступ к ним осужденных) в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;
- произвести ремонт и обеспечить работоспособность переговорных устройств двусторонней связи в камере ШИЗО № в соответствии с п.11 раздела 32 ФИО4ФИО8№ «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов УИС», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
- установить окна в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 размером не менее 0,9 х 0,6 м. в соответствии с п.17.14 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», п.3.1.6., 3.1.8. ФИО4№ от 27.07.2007г. «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФИО6», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
- обеспечить подачу горячей воды к умывальникам в камерах ПКТ №, 2, 3 в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;
- произвести подводку труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ПКТ №, 2, 3 скрытным образом (исключающим доступ к ним осужденных) согласно п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
- привести в рабочее состояние переговорное устройство двусторонней связи в камерах ПКТ № согласно требованиям п.11 раздела 32 ФИО4ФИО8№ «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов УИС», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В правовое обоснование истец ссылается на пп.1.1, 1.2, 1.6, 1.7 Устава ФКУ ИК-8, утвержденного ФИО4ДД.ММ.ГГГГ№, пп.6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ст.6, п.5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.12, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д.3-8, 116-117, 129-130, 133-135, 138-140, 144-145).
Представитель административного истца – помощник прокурора <адрес>ФИО11, участвующий в деле по поручению, исковые требования поддержал, с учетом уточнений, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес>ФИО12, действующая в суде на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в Отзыве на административное исковое заявление (л.д.86-87).
Административные ответчики ФИО3 по <адрес> и ФИО6 в судебное заседание представителей не направили. Представитель административных ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний ФИО9 и ФИО2 Федеральной службы исполнения наказаний ФИО9 по <адрес> – ФИО13, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении требований административного истца по доводам, изложенным в Отзыве на административное исковое заявление (л.д.80-81).
Дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 150 КАС Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, исковое заявление прокурора подано в рамках предоставленных ему законом полномочий, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, права которых нарушаются, по мнению заявителя, отсутствием должных материально-бытовых условий при содержании их в ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес>.
Согласно ст. ст. 2, 17, 21 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ ФИО1 уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> является юридическим лицом, получателем бюджетных средств, предметами и целями деятельности которого являются в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, Федеральным законам и иным нормативно-правовым актам. Учредителем является ФИО1, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФИО7. Учреждение находится в ведении ФИО7 (Устав от ДД.ММ.ГГГГ л.д.9-29, Выписка ЕГРЮЛ л.д.30-35).
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В соответствии с п. 3 указанного Положения основными задачами ФИО6, в частности, являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
ФИО6 осуществляет полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (п. 7 Положения).
При рассмотрении дела установлено, что в ходе проверки спец.прокуратуры выявлены нарушения материально-бытового обеспечения осужденных в ФКУ ИК-8, в связи с чем, 25.12.2020г. первым заместителем прокурора <адрес>ФИО14 в адрес начальника ФИО3 по <адрес> внесено представление №, согласно которых, помимо прочего установлено, что созданные в камерах ШИЗО и ПКТ бытовые условия для размещения осужденных не отвечают требованиям ст.ст.82, 99, 101 УИК РФ, принятых на основе СП 308.1325800.2017, ФИО4 от 27.07.2006г. №, от 27.07.2007г. №, ФИО4ФИО5 от 04.09.2006г. №, в том числе: нагревательные приборы (радиаторы, панели) не защищены кожухами из листового металла; повреждены переговорные устройства, радиодинамики; подводки к санитарным приборам проложены открытым способом (спецконтингент имеет к ним доступ); размеры оконных проемов ШИЗО не соответствуют нормативным показателям (0,9х0,6 м.); не обеспечено горячее централизованное водоснабжение и прочее. Заявлено о безотлагательном рассмотрении представления и устранении нарушений (л.д.36-42).
ФИО3 по <адрес> 26.01.2021г. дан ответ на представление прокурора края, из которого следует, что проводится проверка по факту выявленных нарушений, что ФИО4 МЮ РФ от 11.11.2020г. № снижен лимит наполнения ИК-8 путем уменьшения, с учетом имеющейся жилой площади, технической документации и при условии обустройства коммунально-бытовых и иных помещений в соответствии с требованиями Свода правил от ДД.ММ.ГГГГ№/пр. проводится работа по перераспределению помещений. Учреждением подаются заявки на приобретение санитарно-технического оборудования, баками для питьевой воды и <адрес> в годовой план капитального ремонта объектов ФИО3 по <адрес> на 2021 год не запланированы мероприятия по капитальному ремонту объектов ФКУ ИК-8, в связи с ограниченным финансированием по годовому плану капитального ремонта и значительным количеством заявок отсутствует возможность включения в годовой план всех объектов, в которых выявлено несоответствие нормам. Вместе с тем, в декабре 2020 года ФИО3 по <адрес> закуплены отделочные и строительные материалы, которые направлены в ФКУ ИК-8. В случае возникновения экономии денежных средств либо поступления дополнительного финансирования с ФИО6, денежные средства по возможности будут направлены в ФКУ ИК-8 на приобретение необходимых стройматериалов для выполнения ремонтных работ по устранению недостатков силами учреждения. Объекты ФКУ ИК-8, указанные в представлении прокуратуры включены в перечень объектов, требующих капитального ремонта. В августе 2021 года при формировании проекта годового плана капитального ремонта, после согласования с заинтересованными службами ФИО2 и утверждения начальником ФИО2, объекты будут включены в план (л.д.43-57).
Также истцом в дело представлены сведения о выявлении заявленных в иске недостатков ранее в ФКУ ИК-8, отраженных в справке от 21.02.2019г. и представлении от 28.02.2019г. (отопительные приборы не защищены кожухами из листового железа, не скрытно проложены проводки к санитарным приборам, установка переговорного устройства не соответствует стандартам), на которое ФКУ ИК-8 дан ответ о составлении дефектных актов и направлении заявки в ФИО3 для устранения недостатков (л.д.62-70).
При рассмотрении дела ответчики не оспаривали наличие заявленных истцом нарушений материально-бытового обеспечения.
ФИО4 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. №1454/прутвержден и введен в действие с 21 апреля 2018г. Свод правил исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы, СП 308.1325800.2017, являющийся единственным действующим нормативным документом, определяющим требования к зданиям, сооружениям, планировке и застройке территорий: исправительных колоний общего режима для содержания совершеннолетних осужденных мужского пола; исправительных колоний общего режима для содержания совершеннолетних осужденных женского пола; исправительных колоний строгого режима; исправительных колоний особого режима для осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы; воспитательных колоний; колоний-поселений; единых помещений камерного типа.
Настоящий свод правил разработан с учетом требованийфедеральных законов от 29 декабря 2004г. №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»,от 30 декабря 2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010г. №1772-р.
Согласно пункту 1.1 Правил настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.
Пунктом 4.8 Правил предусмотрено, что здания (блоки помещений) общежитий, здание ШИЗО (ДИЗО, ПКТ, ПКТ с ШИЗО, одиночных камер с ШИЗО), здание ИЦ следует рассматривать как здания общественного назначения. Расположенные в таких зданиях камеры ПКТ и ШИЗО предназначены для постоянного (круглосуточного) пребывания в них осужденных.
Разделом 19.2 Водоснабжение и канализация, названного СП 308.1325800.2017, предусмотрено:
- здания ИУ должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиямСП 30.13330,СП 31.13330,СП 32.13330,СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов (п.19.2.1),
- подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.) (п.19.2.5).
Подраздел 19.3 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети Раздела 19 Инженерное оборудование и коммуникации ИК, ВК, КП, ЕПКТ, названногоСП 308.1325800.2017, предусмотрено:
- нагревательные приборы в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах, спальных комнатах и спальных помещениях общежитий со строгими условиями отбывания наказания должны располагаться под окнами и жестко закрепляться хомутами. Для исключения доступа осужденных, содержащихся в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах, спальных комнатах и спальных помещениях общежитий со строгими условиями отбывания наказания к конструктивным элементам системы отопления необходимо предусматривать ограждение. Конструкция ограждений трубопроводов отопления и нагревательных приборов принимается с учетом требований 16.3.8 (п.19.3.4),
- трубопроводы отопления, теплоснабжения приточных установок преимущественно следует прокладывать по чердакам, подвалам, техническим этажам. Допускается прокладка трубопроводов отопления, теплоснабжения приточных установок за подшивными потолками (фальш-потолками), в вертикальных шахтах с поэтажным замоноличиванием, в том числе за фальш-стенами в исполнении, соответствующем требованиям 19.1.1 (п.19.3.4).
В силу ч. 4 ст. 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
Подпунктом 11 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного ФИО4ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Наставление), предусмотрено, что в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима на стене у двери устанавливается переговорное устройство для осуществления двусторонней связи. В комнатах младших инспекторов дежурной смены, помещении ОД учреждения УИС и заместителя начальника учреждения УИС по безопасности и оперативной работе располагаются пульты системы двусторонней связи.
Разделом 17 Общестроительные и конструктивные требования, требования по отделке помещений зданий ИК, ВК, КП, ЕПКТ, названногоСП 308.1325800.2017, предусмотрено:
- размеры со стороны помещения оконных проемов в камерах ПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ЕПКТ, одиночных камерах в ИК особого режима для осужденных OOP, рабочих камерах при ПКТ, ШИЗО, блоке одиночных камер должны составлять 0,6 м по высоте и 0,9 м по ширине. Допускается устройство четвертей в оконных проемах с наружной стороны оконного откоса, с уменьшением размеров оконного проема со стороны фасада.
Оконные проемы следует располагать максимально приподнятыми к потолку камер. Допускается верх оконного проема выполнять ниже уровня потолка камеры на высоту перемычки над оконным проемом в несущих наружных стенах здания.
В оконных проемах камер, спальных комнат и спальных помещений общежитий со строгими условиями отбывания наказания вместо подоконников следует устраивать откосы с закругленными углами (п.17.14).
Приказом ФСИН Минюста России от 27 июля 2007 г. №407 Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», предусмотрено:
- механизм закрывания форточки МЗФ-2 (для решетки отсекающей) Механизм закрывания форточки МЗФ-2 (см. рисунок 41) устанавливается на раму правой створки окна, а также крепится к раме решетки оконной камерной отсекающей без выступа, установленной с внутренней стороны оконного проема камер. Механизм МЗФ-2(№ чертежа 7.24.188.000.000) изготавливают 2-х типоразмеров, различающихся габаритными размерами. Механизм МЗФ-2 любого типоразмера соответствует окнам по ГОСТ 11214-86. Механизм МЗФ-2 состоит из стойки (труба водогазопроводная ду=15), двух опор, фиксатора с ручкой и тяг (полоса 4х20). Фиксатор позволяет фиксировать желаемый угол открывания форточки (п.3.1.8);
- решетка оконная камерная РОК-6 (отсекающая, с механизмом закрывания форточки) Решетка оконная камерная РОК-6 (см. рисунок 39) устанавливается с внутренней стороны оконных проемов камер. Решетку РОК-6 (№ чертежа 7.24.192.000.000) изготавливают 4-х типоразмеров, различающихся габаритными размерами. Решетка любого типоразмера соответствует оконным проемам по ГОСТ 11214-86. Решетка РОК-6 состоит из рамы и открывающегося решетчатого полотна. Рама выполнена из стального уголка сечением 50х50х5 мм. Обрамление полотна - из стального уголка сечением 40х40х4 мм. Решетчатое заполнение из стального прутка диаметром 10 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна («в свету») - 50х50 мм. Решетка РОК-6 оборудована механизмом закрывания форточки окна. Решетка РОК-6 устанавливается на оконные проемы зданий с кирпичными стенами. Решетка РОК-6 любого типоразмера соответствует II классу по устойчивости к разрушающим воздействиям, а также другим техническим требованиям РД1-001-2001 (п.3.1.6).
Истец заявляет обстоятельства выявленных нарушений, указанных по тексту иска, заявляет способ их устранения, применительно к СП 308.1325800.2017, как к единственному действующему нормативному документу, определяющему параметры материально-бытовых прав осужденных.
Административным ответчиком представлены в дело доказательства производства ремонта радиоточек (репродукторов) в камерах ШИЗО №, 4, 7, в соответствии с ч.4 ст.94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (л.д.150).
Вместе с тем, ответчиком ФКУ ИК-2 ФИО3 по <адрес> в дело не представлено доказательств наличия и соответствия обеспечения: - подачи горячей воды к умывальникам в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5. СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»; - изолирование всех нагревательных приборов (радиаторы, панели) в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 защитными кожухами из листового металла в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»; - скрытно проложенной проводки труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, (исключающим доступ к ним осужденных) в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»; - работоспособность переговорных устройств двусторонней связи в камере ШИЗО № в соответствии с п.11 раздела 32 ФИО4ФИО8№ «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов УИС», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации; - наличие окон в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 размером не менее 0,6 м по высоте и 0,9 м по ширине в соответствии с п.17.14 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», п.3.1.6., 3.1.8. ФИО4№ от 27.07.2007г. «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФИО6», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации; - подача горячей воды к умывальникам в камерах ПКТ №, 2, 3 в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»; - подводка труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ПКТ №, 2, 3 скрытным образом (исключающим доступ к ним осужденных) соответствует п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации; - рабочее состояние переговорного устройства двусторонней связи в камерах ПКТ № согласно требованиям п.11 раздела 32 ФИО4ФИО8№ «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов УИС», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, следовательно, исковые требования в данной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Административными ответчиками не представлено доказательств о невозможности выполнения требований прокурора по техническим причинам и отсутствие обязанности соблюдать ФКУ ИК-8 требования Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», не допускать нарушения прав и законных интересов лиц, в них содержащихся.
В связи с изложенным заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, поскольку при рассмотрении административного дела установлены обстоятельства о нарушении органом, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, требований статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Свода правил «Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» СП 308.1325800.2017.
Доводы ответчиков о том, что требования прокурора вытекают из бюджетных правоотношений и не могут быть разрешены судом, что в силу ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, судом отклоняются, поскольку судебные акты компетенцию и полномочия ответчика не определяют, а устанавливают обязанность по выполнению предусмотренных законом мероприятий. Право прокурора обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения закона, прав и законных интересов значительного круга лиц предусмотрено положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ст. ст. 26, 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ст. 26 названного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Доводы ответчиков ФИО6 и ФИО3 по <адрес> об отсутствии оснований для привлечения их к субсидиарной ответственности суд также признает не состоятельными.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» от ДД.ММ.ГГГГ№ финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством ФИО9.
В отношении учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, субсидиарными должниками являются соответствующие территориальные и центральный органы уголовно-исправительной системы (статья 11 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
С учетом предусмотренной ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» специфики финансирования и ответственности ведомственного казенного учреждения суд исходит из того, что собственником имущества учреждения, в котором допущены нарушения, является ФИО1. Названное публичное образование в соответствующей сфере действует посредством главного распорядителя ФИО6 - учредителя казенного учреждения и распорядителей (ФИО3 по <адрес>). Ссылка в отзыве на Определение Верховного Суда Российской Федерации №-КГ20-1 от ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку в рамках настоящего дела судом установлены иные фактические обстоятельства.
В связи с этим, административный истец правомерно заявляет о возложении субсидиарной ответственности об устранении выявленных нарушений материально-бытовых условий осужденных, на ФИО6 и ФИО3 по <адрес>, привлеченных соответчиками.
Доводы ответчиков о том, что Свод правил «Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» СП 308.1325800.2017, утвержденных ФИО4 Минстроя ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ№/пр не применим к спорным правоотношениям, основан на неверном толковании норм права.
При применении указанных норм следует учитывать, что согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, одна из основных задач ФИО6 - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 Положения задачей ФИО6 является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
На основании статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. В статье 9 названного Закона закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Невыполнение возложенных законом обязанностей по соблюдению требований СП 308.1325800.2017 ставят в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до введения в действие вышеуказанных Правил, с теми осужденными, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, построенных после принятия Правил, что недопустимо, повлечет нарушение их прав и законных интересов. Факт постройки и введение зданий и помещений ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> в 1982 году не препятствует его реконструкции или капитальному ремонту, с целью создания надлежащих условий содержания. Более того, ответчиками не представлено доказательств отсутствия технической возможности оборудования зданий учреждения для устранения заявленных истцом нарушений, невозможность указанного оснащения ответчиками не подтверждена. В связи с чем, факт постройки и введение в эксплуатацию объектов до принятия СП 308.1325800.2017 не препятствует их переоборудованию с целью создания надлежащих условий содержания.
Доводы административных ответчиков об отсутствии оснований у прокурора для обращения в суд с заявленными требованиями, ввиду отсутствия доказательств подтверждающих нарушения прав осужденных на материально-бытовые условия содержания, суд признает не состоятельными, поскольку административное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц содержащихся в ФКУ ИК-8, численный состав которых определить невозможно, требования прокурора заявлены в целях обеспечения прав спецконтингента на надлежащие материально-бытовые условия, наличие которых стало возможным ввиду не исполнения возложенных на администрацию учреждения обязанностей по соблюдению материально-бытовых условий спец.контингента, в рамках предоставленных ему законом полномочий на обращение в защиту прав неопределенного круга лиц, в целях устранения нарушения названных прав спецконтингента и предупреждения жалоб на условия содержания.
Принимая во внимание объем нарушений подлежащих устранению и порядок их устранения, относимость административных ответчиков к бюджетным учреждениям, учитывая характер нарушений и право спец.контингента на надлежащее материально-бытовое обеспечение, суд соглашается с мнением истца, и с учетом пункта 2 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течение 06 месяцев, с момента вступления решения в законную силу.
В настоящем споре, участие ФИО6, ФИО2 по <адрес> и ФКУ «Исправительная колония №ФИО3 по <адрес>» в качестве ответчиков обусловлено выполнением функций государственных органов, следовательно, в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ они освобождены от уплаты государственной пошлины, ввиду чего не имеется оснований для взыскания с них государственной пошлины в доход местного бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «Исправительная колония №8» УФСИН России по Забайкальскому краю, Управлению ФСИН России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказания России о возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить частично.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю», Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения спецконтигента, а именно:
- обеспечить подачу горячей воды к умывальникам в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5. СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;
- изолировать все нагревательные приборы (радиаторы, панели) в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> защитными кожухами из листового металла в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;
- произвести подводку труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> скрытным образом (исключающим доступ к ним осужденных) в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;
- произвести ремонт и обеспечить работоспособность переговорных устройств двусторонней связи в камере ШИЗО № ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> в соответствии с п.11 раздела 32 ФИО4ФИО8№ «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов УИС»;
- установить окна в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> размером не менее 0,6 м по высоте и 0,9 м по ширине в соответствии с п.17.14 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», п.3.1.6., 3.1.8. ФИО4№ от 27.07.2007г. «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФИО6»;
- обеспечить подачу горячей воды к умывальникам в камерах ПКТ №, 2, 3 ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;
- произвести подводку труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ПКТ №, 2, 3 ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> скрытным образом (исключающим доступ к ним осужденных) согласно п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;
- привести в рабочее состояние переговорное устройство двусторонней связи в камере ПКТ № ФКУ ИК-8 ФИО3 по <адрес> согласно требованиям п.11 раздела 32 ФИО4ФИО8№ «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов УИС», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Административным ответчикам необходимо сообщать об исполнении решения по данному административному делу административному истцу (в части исполненной обязанности), в течение 1 месяца со дня исполнения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья Никитина Т.П.
Мотивированное решение изготовлено: 27.05.2021г.