ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-190/2017 от 20.02.2017 Зейского районного суда (Амурская область)

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2017 года г.Зея, Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Долгополовой С.А.,

с участием административного истца Чумакова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чумакова А.Д. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области, государственному инспектору отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области Вырва Т.М. о признании незаконным предписания <Номер обезличен> от <Дата обезличена>,

УСТАНОВИЛ:

Чумаков А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области о признании незаконным и отмене предписания <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в обоснование требований указав, что <Дата обезличена> в результате проверки Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области ему было выдано предписание <Номер обезличен>, которым на него возложена обязанность произвести агрохимическое обследование арендуемого им земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 28:13:030407:70. Административный истец полагает, что основания для возложения на него указанной обязанности отсутствуют исходя из следующего: в оспариваемом предписании указано, что им нарушена ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", тогда как положения данной нормы не содержат указания на наличие обязанности землепользователя проводить за свой счет агрохимические обследования, предписывают лишь оказывать содействие при проведении обследований. Поскольку до настоящего времени к нему за содействием в проведении агрохимического обследования арендуемого им земельного участка никто не обращался, нарушения требований ст.8 названного Федерального закона им не допущено. Также из содержания предписания следует, что административным истцом нарушены требования ст.22 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", которой установлены правила применения пестицидов и агрохимикатов. Вместе с тем, пестициды и агрохимикаты он не применял и не применяет, фактов их применения с нарушением закрепленных в законе правил при проверке не установлено. По тем же основаниям полагает, что им не было допущено и нарушений п.п. 2.19-2.21 СанПиН № 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и аргохимикатов». Оспариваемое предписание было выдано одновременно с составлением в отношении истца протокола об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, в дальнейшем постановлением № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> он был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Однако решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> указанное постановление по делу об административном правонарушении в отношении Чумакова А.Д. было отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Поскольку оспариваемое предписание было выдано на предмет устранения нарушений, факт которых опровергнут судебным решением и производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оспариваемое предписание также не имеет силы, поскольку предписывает устранить те нарушения, которые фактически отсутствуют.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области Вырва Т.М.

В судебном заседании административный истец Чумаков А.Д. на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, согласно поступивших в суд отзывов на административное исковое заявление, с требованиями не согласен, поскольку 09 ноября 2016 года при проведении плановой проверки в Зейском районе в отношении Чумакова А.Д. установлено, что истец в течение более трех лет использует на праве аренды земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 28:13:030407:70, общей площадью 50087 кв.м., является арендатором указанного земельного участка, срок освоения которого истек. Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - это сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий. Агрохимические мероприятия - это совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей природной среды. В соответствии со ст.8 названного Федерального закона, пользователи земельных участков обязаны: соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. В соответствии с Федеральным законом № 109-ФЗ от 19 июля 1997 года «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия почв. Данное понятие применяется в отношении пожнивших остатков, и других удобрений органического происхождения. Следовательно, нежелание истца осуществлять агрохимические мероприятия, предусмотренные законом как обязательные, указывает на невыполнении установленных законом обязательных мероприятий, предусмотренных для категории земель как средство производства. В соответствии со ст.22 Федерального закона № 109-ФЗ от 19 июля 1997 года «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв). В соответствии с п.2.19 СанПиН № 1.2.2584-10, применение агрохимикатов (в том числе биологического происхождения) в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий. Применение пестицидов и агрохимикатов в каждом конкретном случае проводится на основании утвержденных в установленном порядке рекомендаций по применению (п.2.21).

Административный ответчик - государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области Вырва Т.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, отзыв на иск не представила.

В силу ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом заявлены требования о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и <адрес><Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Административное исковое заявление поступило в суд <Дата обезличена>.

При таких данных суд приходит к выводу, что установленный ч.1 ст.219 КАС РФ срок обращения с административным иском в суд Чумаковым А.Д. не пропущен.

В соответствии с п.п. 2, 3 ст.71 Земельного кодекса РФ, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право, в том числе: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п.5 ст.71 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п.7 ст.71 Земельного кодекса РФ, по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года № 1, государственный земельный надзор осуществляется, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В соответствии с п.4 названного Положения, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно п.2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от <Дата обезличена><Номер обезличен>, Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области является территориальным органом Россельхознадзора, создано для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора, об&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;???????????????????&#0;&#0;???&#0;???&#0;???&#0;??????&#0;?????????&#0;&#0;?????????&#0;&#0;?????????&#0;&#0;?????????&#0;&#0;??????&#0;&#0;??????&#0;&#0;??????&#0;&#0;??????&#0;&#0;??????&#0;&#0;?????????&#0;&#0;?????????&#0;&#0;?¦?&#0;???????


???&#0;??????&#0;??????&#0;&#0;??&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;·&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;

Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории Забайкальского края и Амурской области, осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции, в том числе надзор за: обеспечением защиты указанных земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами; соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; соблюдением предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (п.п.5, 9.3.4 Положения).