ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-196/2018 от 28.06.2018 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-196/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2018 года

село Усть-Кулом

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи О.В. Барбуца,

при секретаре О.П. Евпловой,

с участием прокурора П.В. Москалева,

представителя ответчика А.В. Пашниной, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере профилактики терроризма и экстремизма,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Усть-Куломский» с учетом уточнений о признании бездействия, выразившегося в длительном неисполнении требований законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму в части не включения в подпрограмму «Профилактика терроризма, его идеологии и экстремистских проявлений» в составе программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» мероприятий, направленных на увеличение на территории Усть-Куломского района доли объектов, оборудованных в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности, с их ресурсным обеспечением (финансированием); возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ включить в подпрограмму «Профилактика терроризма, его идеологии и экстремистских проявлений» в составе программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» мероприятия, направленные на увеличение на территории Усть-Куломского района доли объектов, оборудованных в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности, с их ресурсным обеспечением (финансированием).

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере противодействия терроризму и профилактики экстремистской деятельности. В ходе указанной проверки установлено, что постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения». По результатам изучения указанной программы установлено, что в данной программе не предусмотрены отдельные направления профилактики терроризма и экстремизма, конкретные мероприятия по предупреждению их проявления не предусмотрены. В связи с отсутствием на территории района муниципальной программы или подпрограммы в рамках действующих программ в области профилактики экстремизма и терроризма прокуратурой района в направленной ДД.ММ.ГГГГ руководителю администрации района информации о состоянии законности в указанной сфере предложено рассмотреть вопрос о принятии данной программы или подпрограммы в рамках действующей программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения». Несмотря на это, администрацией района какие-либо меры не принимались. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района главе районе направлено предложение о включении мероприятий в план подготовки нормативно-правовых актов на 2017 год вопроса о разработке и принятии соответствующей программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. В связи с длительным бездействием администрации района ДД.ММ.ГГГГ ее руководителю прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена подпрограмма «Профилактика терроризма, его идеологии и экстремистских проявлений» со сроком действия 2017-2020 гг. Однако в нарушение вышеперечисленных требований законодательства ресурсное обеспечение (финансирование) указанной подпрограммы составляет 0 рублей за период с 2017 по 2020 год, то есть на протяжении всего ее действия. Между тем, подпрограмма включает такие мероприятия, как разработка и размещение в средствах массовой информации материалов и памяток по вопросам противодействия терроризму и экстремизму: организация обучения и подготовки специалистов по противодействию идеологии терроризма, что подразумевает необходимость расходования определенных финансовых средств. Отсутствие ресурсной обеспеченности и финансирования подпрограммы свидетельствует о фактической невозможности исполнения указанных выше мероприятий.

Участвующий в деле прокурор Москалев П.В. исковые требования поддержал с учетом уточнений в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика Пашнина А.В. исковые требования признала.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.

В силу положений пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Статьями 3, 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В целях конкретизации положений Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране, разработана Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025, утвержденная Президентов Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753 (далее – Стратегия).

Настоящая Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

Пунктами 24, 25, 26, 27 29 Стратегии определено, что целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму. Основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются: а) создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму; б) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму; в) консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма; г) организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", информационного сопровождения деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций по противодействию экстремизму, а также реализация эффективных мер информационного противодействия распространению идеологии экстремизма; д) разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.

Основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности являются принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.

Настоящая Стратегия реализуется субъектами противодействия экстремизму:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путем решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) посредством обеспечения неотвратимости уголовного наказания и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений экстремистской направленности;

д) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении ситуации в сфере противодействия экстремистской деятельности;

е) в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму;

ж) путем активного вовлечения в работу по противодействию экстремизму общественных объединений и других институтов гражданского общества.

На основании пункта 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.

Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере противодействия терроризму и профилактики экстремистской деятельности.

В ходе указанной проверки установлено, что постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения». В ее состав включена подпрограмма «Профилактика терроризма, его идеологии и экстремистских проявлений», в которой не указаны конкретные мероприятия, направленные на увеличение на территории Усть-Куломского района доли объектов, оборудованных в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности, с их ресурсным обеспечением (финансированием).

В связи с отсутствием на территории района муниципальной программы или подпрограммы в рамках действующих программ в области профилактики экстремизма и терроризма прокуратурой района в направленной ДД.ММ.ГГГГ руководителю администрации района информации о состоянии законности в указанной сфере предложено рассмотреть вопрос о принятии данной программы или подпрограммы в рамках действующей программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения».

Несмотря на это, администрацией района какие-либо меры не принимались. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района главе районе направлено предложение о включении мероприятий в план подготовки нормативно-правовых актов на 2017 год вопроса о разработке и принятии соответствующей программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления.

В связи с длительным бездействием администрации района ДД.ММ.ГГГГ ее руководителю прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена подпрограмма «Профилактика терроризма, его идеологии и экстремистских проявлений» со сроком действия 2017-2020 гг.»

Однако в нарушение вышеперечисленных требований законодательства ресурсное обеспечение (финансирование) указанной подпрограммы составляет 0 рублей за период с 2017 по 2020 год, то есть на протяжении всего ее действия. Между тем, одной из задач подпрограммы является увеличение на территории Усть-Куломского района доли объектов, оборудованных в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности. При этом в саму подпрограмму мероприятия, связанные с укреплением антитеррористической защищенности объектов не включены. Ресурсное обеспечение данных мероприятий также подпрограммой не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ руководителю администрации района прокурором внесено представление об устранении указанных нарушений в сфере профилактики терроризма и экстремизма. Указанное представление прокурора не удовлетворено, нарушения законодательства в сфере профилактики терроризма и экстремизма администрацией района не устранено.

В отсутствие обеспеченной финансированием программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма.

Правовую основу противодействия терроризму и экстремизму составляет Конституция Российской Федерации, гарантирующая государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Статьями 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. и на охрану здоровья.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Представленные программы предусматривают частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма (в отдельных сферах), и, кроме того, не устанавливают финансовое обеспечение профилактики терроризма и экстремизма в целом, на что, в свою очередь, направлены соответствующие целевые программы.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Усть-Куломский», выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму в части не включения в подпрограмму «Профилактика терроризма, его идеологии и экстремистских проявлений» в составе программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» мероприятий, направленных на увеличение на территории Усть-Куломского района доли объектов, оборудованных в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности, с их ресурсным обеспечением (финансированием).

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» в срок до 01.01.2019 включить в подпрограмму «Профилактика терроризма, его идеологии и экстремистских проявлений» в составе программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения» мероприятия, направленные на увеличение на территории Усть-Куломского района доли объектов, оборудованных в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности, с их ресурсным обеспечением (финансированием).

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий: подпись.

Мотивированное решение составлено 29 июня 2018 года.

Копия верна. Судья О.В. Барбуца