ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-13/2022 от 18.01.2022 Нелидовского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Оленино 18 января 2022 года

Нелидовский межрайонный суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Филиппова А.В.,

при секретаре Коростылевой И.В.,

с участием помощника прокурора Оленинского района Тверской области Рахмановой Ю.В.,

представителя административного истца администрации Оленинского муниципального округа Тверской области Мягковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Оленинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Оленинского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействие администрации Оленинского муниципального округа Тверской области и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления,

установил:

Прокурор в порядке ст.39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Оленинского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействие администрации Оленинского муниципального округа Тверской области и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем организации сбора, транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с территории муниципального образования «Оленинский муниципальный округ» с земельных участков, расположенных по координатам: 56.245014, 33.736150 (Глазковское территориальное управление); Гусевское территориальное управление, в с. Татево, в 500 метрах направо от д. №6 по ул. Лесная; 56.229470, 33.193944 (Мостовское территориальное управление); 56.218643, 33.533321 (Глазковское территориальное управление); 56.115246, 33.366579 (Гусевское территориальное управление); 56.428216, 33.579927 (Молодотудское территориальное управление); 56.414788, 33.61956 (Молодотудское территориальное управление); 56.292385, 33.184197 (Мостовское территориальное управление д. Меженинка) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, указывая на нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, установленных фактов несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов на территории Оленинского муниципального округа.

Определением Оленинского районного суда Тверской области от 18 января 2022 года принят отказ прокурора Оленинского района Тверской области от требований о признании незаконным бездействие администрации Оленинского муниципального округа Тверской области и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления в части обязания административного ответчика организации сбора, транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с координатами 56.292385, 33.184197 (Мостовское территориальное управление д.Меженинка), производство по административному делу в данной части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Оленинского района Тверской области Рахманова Ю.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, возражала против предоставления отсрочки исполнения решения до 01.09.2022 года.

Представитель административного ответчика администрации Оленинского муниципального округа Тверской области Мягкова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования прокурора признала в полном объеме, однако, в связи с отсутствием денежных средств на необходимые работы и невозможностью проведения работ в зимнее время, просила предоставить срок исполнения до 01.09.2022г.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов.

На основании ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации.

В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принципами охраны окружающей среды являются, в том числе, обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании ст.75 указанного Федерального закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами является в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В силу ч.1 ст.13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч.2 ст.13.2 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов, предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.

Исходя из анализа вышеперечисленных норм действующего законодательства, к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, то есть вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей. К ним, в частности, относятся вопросы в области экологического законодательства, в т.ч. и сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов с территории муниципального образования.

Неисполнение законодательства об отходах производства и потребления нарушает права граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей среды.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Оленинского района Тверской области проведена проверка исполнения требований экологического законодательства в деятельности администрации Оленинского муниципального округа Тверской области, по результатам которой выявлены факты несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Оленинский муниципальный округ», а именно сплошные навалы отходов на земельных участках, расположенных по координатам: 56.245014, 33.736150 (Глазковское территориальное управление); Гусевское территориальное управление, в с. Татево, в 500 метрах направо от д.№ 6 по ул.Лесная; 56.229470, 33.193944 (Мостовское территориальное управление); 56.218643, 33.533321 (Глазковское территориальное управление); 56.115246, 33.366579 (Гусевское территориальное управление); 56.428216, 33.579927 (Молодотудское территориальное управление); 56.414788, 33.61956 (Молодотудское территориальное управление).

Данные нарушения не отрицаются и административным ответчиком.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что несоблюдение требований экологического законодательства ограничивает конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, то есть нарушает право граждан на благоприятные условия проживания, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления – решение вопросов местного значения в интересах жителей поселения.

Исполнение требований экологического законодательства является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия неопределенного круга граждан – жителей Оленинского муниципального округа Тверской области. Данная обязанность напрямую возложена нормами действующего законодательства на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий.

Таким образом, суд полагает доказанным, что исполнение требований экологического законодательства относится к вопросам местного значения, администрация Оленинского муниципального округа Тверской области обязана была принять необходимые меры для ликвидации несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, однако, в нарушение требований вышеназванного действующего законодательства, до настоящего времени необходимые работы не проведены, чем допустили бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц.

В связи с тем, что исполнение требований экологического хзаконодательства необходимо для соблюдения прав и свобод неопределенного круга лиц и обеспечения их безопасности, бездействие администрации Оленинского муниципального округа Тверской области является незаконным и влечет возложение на низ обязанности устранить данное нарушение.

Учитывая вышеприведенные положения законов и нормативных актов, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая решение об установлении срока для исполнения обязанности, предусмотренной законом, суд считает, что испрашиваемый срок до 01 сентября 2022 года с учетом объема и характера работ, необходимости соответствующего финансирования, является достаточным и соразмерным для исполнения решения.

Согласно ч.1 ст.104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины представляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Вместе с тем, от уплаты государственной пошлины также освобождаются и государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов), или ответчиков (административных ответчиков) (п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ).

При таких обстоятельствах, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 177, 179, 180, 227 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Оленинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Оленинского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействие администрации Оленинского муниципального округа Тверской области и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Оленинского муниципального округа Тверской области по организации сбора, транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с территории муниципального образования «Оленинский муниципальный округ».

Обязать администрацию Оленинского муниципального округа Тверской области в срок до 1 сентября 2022 года организовать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов с территории муниципального образования «Оленинский муниципальный округ» с земельных участков, расположенных по координатам: 56.245014, 33.736150 (Глазковское территориальное управление); Гусевское территориальное управление, в с. Татево, в 500 метрах направо от д. №6 по ул. Лесная; 56.229470, 33.193944 (Мостовское территориальное управление); 56.218643, 33.533321 (Глазковское территориальное управление); 56.115246, 33.366579 (Гусевское территориальное управление); 56.428216, 33.579927 (Молодотудское территориальное управление); 56.414788, 33.61956 (Молодотудское территориальное управление).

Об исполнении решения административному ответчику необходимо сообщить в суд и прокурору в течение месяца по истечению даты исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Оленино Оленинского района Тверской области) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24 января 2022 года.

Председательствующий А.В.Филиппов

1версия для печатиДело № 2а-2-13/2022 (2а-2-132/2021;) ~ М-2-114/2021 (Решения)