Дело № 2а-2-178/2021 В окончательной форме решение принято 25.10.2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Селижарово 19 октября 2021 года
Осташковский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,
при секретаре Смирновой Т.С.,
с участием представителя процессуального административного истца заместителя прокурора Селижаровского района Тверской области Храмовского В.И.,
представителя административного ответчика администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области Величко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селижаровского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия в части регламентации порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и возложении обязанности устранить нарушение закона путем совершения определенных действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Селижаровского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области, просил: 1) признать бездействие администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по регламентации порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, незаконным; 2) обязать администрацию Селижаровского муниципального округа Тверской области в срок до 30 декабря 2021 года разработать и принять административный регламент осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Селижаровского района Тверской области при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка осуществления муниципального контроля в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а именно в ходе проведенной проверки установлено, что порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа Тверской области не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют, вследствие чего существенно нарушаются права граждан и субъектов предпринимательской деятельности.
При этом согласно подпункту 6 статьи 9 Устава муниципального образования «Селижаровский муниципальный округ Тверской области» (далее Устав), к вопросам местного значения Селижаровского муниципального округа, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 14 пункта 2 статьи 39 Устава следует, что в пределах своих полномочий администрация Селижаровского муниципального округа Тверской области, в том числе осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Устава, к имуществу муниципального образования «Селижаровский муниципальный округ Тверской области», предназначенного для решения вопросов местного значения, относятся в частности автомобильные дороги местного значения в границах муниципального округа.
Постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2014 № 585-пп утвержден Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в Тверской области и административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка административный регламент осуществления муниципального контроля - муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органом муниципального контроля в процессе осуществления муниципального контроля, который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа муниципального контроля и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия указанного органа с физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, органами государственной власти, иными органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления муниципального контроля.
Прокурор указывает, что оспариваемым бездействием административного ответчика нарушены требования статьи 3, части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункт 1 статьи 3, статья 13, часть 2 статьи 13.1, часть 3 статьи 15, пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 5 части 1 статьи 16, статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Представитель процессуального административного истца – заместитель прокурора Селижаровского района Тверской области Храмовский В.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области Величко О.В. административные исковые требования признала.
Заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку оспариваемое бездействие затрагивает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, прокурор в интересах неопределенного круга лиц вправе оспорить указанное бездействие административного ответчика в судебном порядке.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии частью 3 статьи 15 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьей 17 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 статьи 9 Устава муниципального образования «Селижаровский муниципальный округ Тверской области» (далее Устав), к вопросам местного значения Селижаровского муниципального округа, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 14 пункта 2 статьи 39 Устава следует, что в пределах своих полномочий администрация Селижаровского муниципального округа Тверской области, в том числе осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Устава, к имуществу муниципального образования «Селижаровский муниципальный округ Тверской области», предназначенного для решения вопросов местного значения, относятся в частности автомобильные дороги местного значения в границах муниципального округа.
Возможность нахождения автодорог местного значения в собственности муниципального района закреплена также статьей 50 Федерального закона Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в соответствие со статьей 13 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 13.1 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее - орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2014 № 585-пп утвержден Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в Тверской области и административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка административный регламент осуществления муниципального контроля - муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органом муниципального контроля в процессе осуществления муниципального контроля, который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа муниципального контроля и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия указанного органа с физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, органами государственной власти, иными органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления муниципального контроля.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, что порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа Тверской области не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра интернет-страниц в сети «Интернет», проведенного 21.09.2021 заместителем прокурора Селижаровского района Тверской области Храмовским В.И., скриншотами страниц сайта администрации Селижаровского муниципального округа.
Поскольку в силу приведенных выше положений нормативно-правовых актов федеральным законом обязанность по регламентации порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа возложена на администрацию соответствующего муниципального образования, длительное бездействие административного ответчика и непринятие действенных мер по разработке и принятию административного регламента осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, в связи с чем заявленные прокурором административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Предложенный прокурором срок выполнения указанной обязанности до 30.12.2021 суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Селижаровского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по регламентации порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, незаконным.
Обязать администрацию Селижаровского муниципального округа Тверской области в срок до 30 декабря 2021 года разработать и принять административный регламент осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области Осташковского межрайонного суда Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Лебедева
Дело № 2а-2-178/2021 В окончательной форме решение принято 25.10.2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Селижарово 19 октября 2021 года
Осташковский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,
при секретаре Смирновой Т.С.,
с участием представителя процессуального административного истца заместителя прокурора Селижаровского района Тверской области Храмовского В.И.,
представителя административного ответчика администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области Величко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селижаровского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия в части регламентации порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и возложении обязанности устранить нарушение закона путем совершения определенных действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Селижаровского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области, просил: 1) признать бездействие администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по регламентации порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, незаконным; 2) обязать администрацию Селижаровского муниципального округа Тверской области в срок до 30 декабря 2021 года разработать и принять административный регламент осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Селижаровского района Тверской области при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка осуществления муниципального контроля в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а именно в ходе проведенной проверки установлено, что порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа Тверской области не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют, вследствие чего существенно нарушаются права граждан и субъектов предпринимательской деятельности.
При этом согласно подпункту 6 статьи 9 Устава муниципального образования «Селижаровский муниципальный округ Тверской области» (далее Устав), к вопросам местного значения Селижаровского муниципального округа, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 14 пункта 2 статьи 39 Устава следует, что в пределах своих полномочий администрация Селижаровского муниципального округа Тверской области, в том числе осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Устава, к имуществу муниципального образования «Селижаровский муниципальный округ Тверской области», предназначенного для решения вопросов местного значения, относятся в частности автомобильные дороги местного значения в границах муниципального округа.
Постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2014 № 585-пп утвержден Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в Тверской области и административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка административный регламент осуществления муниципального контроля - муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органом муниципального контроля в процессе осуществления муниципального контроля, который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа муниципального контроля и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия указанного органа с физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, органами государственной власти, иными органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления муниципального контроля.
Прокурор указывает, что оспариваемым бездействием административного ответчика нарушены требования статьи 3, части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункт 1 статьи 3, статья 13, часть 2 статьи 13.1, часть 3 статьи 15, пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 5 части 1 статьи 16, статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Представитель процессуального административного истца – заместитель прокурора Селижаровского района Тверской области Храмовский В.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области Величко О.В. административные исковые требования признала.
Заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку оспариваемое бездействие затрагивает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, прокурор в интересах неопределенного круга лиц вправе оспорить указанное бездействие административного ответчика в судебном порядке.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии частью 3 статьи 15 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьей 17 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 статьи 9 Устава муниципального образования «Селижаровский муниципальный округ Тверской области» (далее Устав), к вопросам местного значения Селижаровского муниципального округа, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 14 пункта 2 статьи 39 Устава следует, что в пределах своих полномочий администрация Селижаровского муниципального округа Тверской области, в том числе осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Устава, к имуществу муниципального образования «Селижаровский муниципальный округ Тверской области», предназначенного для решения вопросов местного значения, относятся в частности автомобильные дороги местного значения в границах муниципального округа.
Возможность нахождения автодорог местного значения в собственности муниципального района закреплена также статьей 50 Федерального закона Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в соответствие со статьей 13 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 13.1 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее - орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2014 № 585-пп утвержден Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в Тверской области и административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка административный регламент осуществления муниципального контроля - муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органом муниципального контроля в процессе осуществления муниципального контроля, который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа муниципального контроля и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия указанного органа с физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, органами государственной власти, иными органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления муниципального контроля.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, что порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Селижаровского муниципального округа Тверской области не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра интернет-страниц в сети «Интернет», проведенного 21.09.2021 заместителем прокурора Селижаровского района Тверской области Храмовским В.И., скриншотами страниц сайта администрации Селижаровского муниципального округа.
Поскольку в силу приведенных выше положений нормативно-правовых актов федеральным законом обязанность по регламентации порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа возложена на администрацию соответствующего муниципального образования, длительное бездействие административного ответчика и непринятие действенных мер по разработке и принятию административного регламента осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, в связи с чем заявленные прокурором административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Предложенный прокурором срок выполнения указанной обязанности до 30.12.2021 суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Селижаровского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Селижаровского муниципального округа Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по регламентации порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, незаконным.
Обязать администрацию Селижаровского муниципального округа Тверской области в срок до 30 декабря 2021 года разработать и принять административный регламент осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области Осташковского межрайонного суда Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Лебедева
1версия для печатиДело № 2а-2-178/2021 ~ М-2-166/2021 (Решения)