ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2008/2021 от 17.05.2021 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2008/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 17 мая 2021 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Родионовой Т.А.,

при секретаре Царевой Ю.Ю.,

с участием представителя административного истца Барановой А.Н.,

представителя административного ответчика Коротковой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов. В обосновании иска указав, в ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», выявлены объекты газораспределения, а именно газопровод высокого и низкого давления с газорегуляторными пунктами, расположенные по адресу: <адрес> (6 микр/н УЗТС), техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание которых не осуществляется с 2017 г. Так, установлено, что по заказу ПОИЗ «Нептун» были выполнены следующие объекты газораспределения: - газорегуляторныи пункт шкафной ГСГО-МВ-00 № 552, расположенный по адресу: <адрес>; - надземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 2011,7 м.; - надземный газопровод высокого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 7,2 м.; - подземный газопровод высокого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 887,5 м. Между ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» и ПОИЗ «Нептун» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание объектов сетей газораспределения и газопотребления промышленных и коммунально-бытовых предприятий по адресу: <адрес> (6 микр/н УЗТС). Прокурорской проверкой установлено, что в связи с неоплатой ПОИЗ «Нептун» услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание объектов сетей газораспределения не осуществляется ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» с 2017 года. Согласно объяснениям ФИО2, являвшегося председателем ПОИЗ «Нептун» с 2009 г. по ДД.ММ.ГГГГ, участники общества фактически отказались обслуживать вышеуказанные объекты газораспределения с 2017 года. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности ПОИЗ «Нептун» в связи с исключением недействующего юридического лица. Часть указанных газораспределительных объектов не находится на земельных участках, принадлежащих на праве собственности участникам ПОИЗ «Нептун» либо иным лицам, учредителями (участниками) ПОИЗ «Нептун» после его ликвидации в собственность не приняты и не содержатся, в реестре муниципальной собственности г. Ульяновска не значатся и фактически являются бесхозяйными. Согласно сведениям ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» не расположены на земельных участках, находящихся в частной собственности, и не обслуживаются с 2017 г. следующие объекты, размещенные на земельных участках, переданных ПОИЗ «Нетпун» для малоэтажной жилой застройки и строительство инженерной инфраструктуры, не перешедших в частную собственность: - газорегуляторный пункт шкафной ГСГО-МВ-00 , расположенный по адресу: <адрес>; - надземный газопровод высокого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 7,2 м.; - подземный газопровод высокого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 887,5 м.; -надземный газопровод низкого давления: от ШРП-552 до <адрес> (протяженность составляет - 553 м); - от пересечения <адрес> и <адрес> до <адрес> (протяженность составляет 532 м). Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм закона должностные лица администрации города мер по признанию бесхозяйными обозначенных газораспределительных объектов, а в дальнейшем признания их муниципальной собственностью не предприняли, их передачу на обслуживание не организовали. В связи с отсутствием собственника вышеуказанных опасных производственных объектов они длительное время не обслуживаются, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на территории городского округа. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию бесхозяйными: - газорегуляторного пункта шкафного ГСГО-МВ-00 № 552, расположенного по адресу: <адрес>; - надземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 7,2 м.; - подземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 887,5 м.; - надземного газопровода низкого давления: от ШРП-552 до <адрес> (протяженность составляет - 553 м); от пересечения <адрес> и <адрес> до <адрес> (протяженность составляет 532 м) и возложить на администрацию <адрес> обязанность по признанию бесхозяйными указанных объектов. Также просит, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные: - газорегуляторного пункта шкафного ГСГО-МВ-00 , расположенного по адресу: <адрес>; - надземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 7,2 м.; - подземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 887,5 м.; - надземного газопровода низкого давления: от ШРП-552 до <адрес> (протяженность составляет - 553 м); от пересечения <адрес> и <адрес> до <адрес> (протяженность составляет 532 м) и возложить на администрацию <адрес> обязанность по признании права муниципальной собственности на указанные объекты.

В судебном заседании представитель административного истца - Баранова А.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме. Дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – Короткова А.Д.. в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что в реестре муниципальной собственности отсутствуют сети газораспределения и газопотребления промышленных и коммунально-бытовых предприятий по адресу: <адрес> (6 микр/н УЗТС). Согласно сведениям, представленным ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», ПОИЗ «Нептун» являлся заказчиком на строительство вышеуказанных объектов газоснабжения. Между ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» и ПОИЗ «Нептун» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание объектов сетей газораспределения и газопотребления промышленных и коммунально-бытовых предприятий. Во избежание возникновения чрезвычайных ситуаций, 29.03.2021 Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации <адрес> в адрес ФИО2 было направлено обращение о заключении договора на техническое обслуживание объектов газоснабжения со специализированной организацией. Объекты газоснабжения по <адрес> (6 микрорайон УЗТС), ранее находящиеся на балансе ликвидированной организации - ПОИЗ «Нептун», бесхозяйными объектами не являются, а принадлежат физическим лицам - бывшим членам ПОИЗ «Нептун».

Представители заинтересованных лиц: ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Как следует из ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 30 октября 2018 года) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», выявлены объекты газораспределения, а именно газопровод высокого и низкого давления с газорегуляторными пунктами, расположенные по адресу: <адрес> (6 микр/н УЗТС), техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание которых не осуществляется с 2017 года.

По заказу ПОИЗ «Нептун» были выполнены следующие объекты газораспределения: - газорегуляторныи пункт шкафной ГСГО-МВ-00 , расположенный по адресу: <адрес>; - надземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 2011,7 м.; - надземный газопровод высокого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 7,2 м.; - подземный газопровод высокого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 887,5 м.

Между ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» и ПОИЗ «Нептун» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание объектов сетей газораспределения и газопотребления промышленных и коммунально-бытовых предприятий по адресу: <адрес> (6 микр/н УЗТС).

Прокурорской проверкой установлено, что в связи с неоплатой ПОИЗ «Нептун» услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание объектов сетей газораспределения не осуществляется ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» с 2017 года.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ПОИЗ «НЕПТУН» 08.08.2019 исключено из ЕГРЮЛ как недействующее лицо.

Пунктами 4 и 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе, мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газо-, тепло-, и объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Обязанность по организации сохранности и бремени содержания бесхозных объектов возникает у муниципального образования с момента возникновения ситуации потенциальной бесхозности, либо обнаружения фактической бесхозности.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу п. 5 постановления Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей » газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

В соответствии с положениями приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 года № 542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» при эксплуатации опасных производственных объектов должен выполняться комплекс мероприятий, включающих систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание таких объектов в исправном и безопасном состоянии.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

В судебном заседании установлено, что с 2017 года объекты сетей газораспределения и газопотребления промышленных и коммунально-бытовых предприятий по адресу: <адрес> (6 микр/н УЗТС) на техническом и аварийно-диспетчерское обслуживании не состоят.

Согласно объяснения ФИО2 бывшего председателя ПОИЗ «НЕПТУН участники общества фактически отказались обслуживать вышеуказанные объекты газораспределения с 2017 года.

Согласно полученной от ООО «Газпром газораспределение Ульяновск»» информации в адрес Администрации города Ульяновска направляло уведомления о необходимости признания права собственности на участки вышеуказанных газопроводов.

Согласно пояснений представителя административного ответчика вышеупомянутые газопроводы не проходили процедуру учета в реестре государственного имущества в Ульяновской области.

Указанные газопроводы представляет собой линейно-протяженный объект, прочно связанный с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению, равно как и перемещение средств редуцирования газа и электрохимической защиты, представляющих собой объекты недвижимого имущества невозможно.

Часть указанных газораспределительных объектов не находится на земельных участках, принадлежащих на праве собственности участникам ПОИЗ «Нептун» либо иным лицам, учредителями (участниками) ПОИЗ «Нептун» после его ликвидации в собственность не приняты и не содержатся, в реестре муниципальной собственности г.Ульяновска не значатся и фактически являются бесхозяйными.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения бесперебойного транспортирования природного газа по сетям газораспределения конечным потребителям – жителям города Ульяновска, обеспечения технического контроля за состоянием объектов газового хозяйства необходимо определить эксплуатирующую организацию, что не представляется возможным осуществить без предшествующего определения правового статуса данного недвижимого имущества.

Поскольку администрацией города Ульяновска не предпринимаются действия по постановке указанных объектов на учет как бесхозяйных, суд приходит к выводу, что со стороны администрацией города Ульяновска имеет место бездействие, что является незаконным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействие, выраженное в неисполнении возложенных обязанностей по по непринятию мер по установлению правового статуса газораспределительных объектов: - газорегуляторного пункта шкафного ГСГО-МВ-00 № 552, расположенного по адресу: <адрес>; - надземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 7,2 м.; - подземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 887,5 м.; - надземного газопровода низкого давления: от ШРП-552 до <адрес> (протяженность составляет - 553 м); от пересечения <адрес> и <адрес> до <адрес> (протяженность составляет 532 м) и возложить на администрацию <адрес> обязанность по принятию мер по установлению правового статуса данного недвижимого имущества.

Что касается требований о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении возложенных обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные: - газорегуляторного пункта шкафного ГСГО-МВ-00 № 552, расположенного по адресу: <адрес>; - надземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 7,2 м.; - подземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 887,5 м.; - надземного газопровода низкого давления: от ШРП-552 до <адрес> (протяженность составляет - 553 м); от пересечения <адрес> и <адрес> до <адрес> (протяженность составляет 532 м) и возложении на администрацию <адрес> обязанности по признанию права муниципальной собственности на указанные объекты, то данные требования заявлены преждевременно, поскольку в силу закона по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск» по непринятию мер по установлению правового статуса газораспределительных объектов, а именно: - газорегуляторного пункта шкафного ГСГО-МВ-00 № 552, расположенного по адресу: <адрес>; - надземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 7,2 м.; - подземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 887,5 м.; - надземного газопровода низкого давления: от ШРП-552 до <адрес> (протяженность составляет - 553 м); от пересечения <адрес> и <адрес> до <адрес> (протяженность составляет 532 м).

Возложить на администрацию <адрес> обязанность по принятию мер по установлению правового статуса газораспределительных объектов, а именно: - газорегуляторного пункта шкафного ГСГО-МВ-00 № 552, расположенного по адресу: <адрес>; - надземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 7,2 м.; - подземного газопровода высокого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 887,5 м.; - надземного газопровода низкого давления: от ШРП-552 до <адрес> (протяженность составляет - 553 м); от пересечения <адрес> и <адрес> до <адрес> (протяженность составляет 532 м).

В удовлетворении остальной части административных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родионова