Дело №2а-2071/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2021 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Новикова Е.А.,
при секретаре Казначеевой С.И.,
с участием представителя административного истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности помощника Тульского природоохранного прокурора Каретниковой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2071/2021 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы об обязании обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
у с т а н о в и л:
Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы о признании недвижимого имущества бесхозяйным, обязании принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества ссылаясь на то, что Тульской природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры области проведена проверка по обращению председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды общественной палаты Тульской области, председателя ТРОО «Экологическая защита» ФИО3 по вопросу сброса сточных вод на рельеф местности и в водный объект в районе <адрес>. В ходе проведенной Тульской природоохранной прокуратурой проверки установлено, что нормы законодательства, предусмотренные ст.215, 255 ГК РФ, ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией муниципального образования города Тулы и ее структурными подразделениями не исполняются.
На момент проверки, проведенной Тульской природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ с выездом на место при участии представителей министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, ФБУ Тульский «ЦСМ», МКУ «ЦОДТД» установлено, что из выпуска ливневой системы канализации на расстоянии приблизительно 100 метров от <адрес> осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности в границах водоохранной зоны ручья Тростянка и далее в ручей Тростянка, являющийся притоком р. Тулица. Из информации администрации муниципального образования г. Тулы следует, что вышеуказанная ливневая канализация в Едином реестре имущества муниципального образования г. Тула не числится. Таким образом, данная ливневая канализация является бесхозяйной, поскольку не имеет собственника. Несмотря на изложенное, администрацией муниципального образования г.Тула в установленном законодательством порядке не принимались меры, направленные на постановку бесхозяйного объекта (ливневой канализации) на учет. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации муниципального образования г. Тулы внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Из ответа администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что нарушения, указанные в представлении на настоящий момент не устранены. Согласно информации ГУ ТО «Областное БТИ» объект: сооружение - ливневая канализация, расположенная на расстоянии приблизительно <адрес> на техническом учете не числится. В соответствии с ответом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области сведения о сооружении - ливневая канализация, расположенная на расстоянии приблизительно <адрес>, в реестре имущества <адрес> отсутствуют. Сведения о правообладателе и эксплуатирующей организации сооружения - ливневая канализация, расположенная на расстоянии приблизительно 100 м от <адрес>, в администрации города отсутствуют. Поскольку данные сети ливневой канализации ввиду отсутствия эксплуатирующей организации создают потенциальную угрозу нанесения ущерба окружающей среде в результате сброса сточных вод и, учитывая, что они фактически являются бесхозяйным объектом, вопрос о признании их бесхозяйным с целью дальнейшего признания права муниципальной собственности на данный объект имеет важное значение для надлежащей организации водоотведения на территории муниципального образования г. Тулы. Кроме того, приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей природной среды.
На основании изложенного, истец просил суд признать объект недвижимости – ливневая канализация, расположенная на расстоянии приблизительно 100 м от <адрес> бесхозяйным; обязать администрацию муниципального образования г. Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - ливневая канализация, расположенная на расстоянии приблизительно 100 м от <адрес>.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, Главное управление администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу, Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, АО «Тулагорводоканал», ООО «Тульская городская управляющая компания».
Впоследствии истцом Тульским природоохранным прокурором, действующим в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования были уточнены, ссылаясь на положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», раскрывая понятия канализации, канализационной сети и водоснабжения, указывает, что водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод. В дополнение к ранее указанному отражено, что согласно информации главного управления администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ в ходе комиссионного обследования с выходом на место было определено ориентировочное расположение участка сети ливневой канализации, планируемой к постановке на учет в качестве бесхозяйного (начальная точка данного объекта – <адрес>ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Тулы принято распоряжение №-р «О постановке на учет бесхозяйного имущества и определении организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйного объекта», которым постановлено комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы включить в реестр объектов бесхозяйного имущества и провести процедуру постановки на учет в Управлении Росреестра по Тульской области, указанный объект. Определить управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы в качестве организации для осуществления эксплуатации бесхозяйного объекта. Поскольку данные сети ливневой канализации в настоящее время фактически не обслуживаются, создается потенциальная угроза нанесения ущерба окружающей среде в результате сброса сточных вод, возникновения затопления и ненадлежащего водоотведения от указанного жилого дома, и учитывая, что вышеуказанные сети являются бесхозяйным объектом, вопрос о признании их таковыми имеет значение для надлежащей организации водоотведения на территории муниципального образования г.Тулы. Непринятие мер по признанию данных сетей бесхозяйным объектом приводит к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создает угрозу на бесперебойное водоотведение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности не только для жильцов домов, но и для неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просил суд: обязать администрацию муниципального образования г.Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества сети ливневой канализации (начальная точка данного объекта <адрес> ориентировочная протяженность <данные изъяты>, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности помощник Тульского природоохранного прокурора Каретникова Э.Н. исковые требования поддержала с учетом их уточнения по основаниям изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков администрации г.Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы по доверенностям Русаев Е.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в ходе рассмотрения дела по существу, а также в представленных письменных возражениях просил в удовлетворении требований отказать по изложенным в них основаниям.
Указал, что согласно п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ ливневая канализация относится к линейным объектам, в связи с чем, для квалификации объекта как самостоятельного объекта недвижимости, подлежащего государственной регистрации, необходимо соблюдение требований, установленных для создания объектов недвижимости. Ливневая канализация на которую ссылается прокуратура может относиться к общему имуществу многоквартирного дома. При расположении объекта не на земельном участке многоквартирного дома, а вдоль ул. Максимовского, свидетельствует о необходимости доказывания, что объект является самостоятельным объектом недвижимости, а не частью дорожной сети. Спорный объект имущества на кадастровый учет не поставлен, иные документы отсутствуют, что делает невозможным признание его бесхозяйным именно судом, поскольку истец не вправе возложить на суд функции органов исполнительной власти Российской Федерации и функции органа местного самоуправления и его отраслевых органов. Также полагает, что наличие бездействия со стороны ответчиков не доказаны.
Другие лица, участвующие в деле, Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, Главное управление администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу, Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г.Тулы, АО «Тулагорводоканал», ООО «Тульская городская управляющая компания» о дате, времени и месту судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, причину неявки суду не сообщили.
Ранее в ходе рассмотрения дела по существу представитель Главного управления администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу по доверенности Веселкина К.А. в представленных возражениях поддержала позицию ответчика, просила суд в иске отказать.
Руководствуясь положениями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, возражение представителя административных ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих установлены главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При рассмотрении административного дела суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ истец не освобожден от бремени доказывания того обстоятельства, что оспариваемым бездействием (действием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы истца либо возникла реальная угроза их нарушения.
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п.1 ст.11 указанного закона).
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу положения п.4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится также организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены Уставом муниципального образования город Тула.
В силу положения ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно ч.5 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются приказом Министерства экономического развития РФ «Об установлении прядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктами 2-4 Порядка предусмотрено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав). На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Согласно п.1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранами зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод (п.п.7 п.15 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки Тульской природоохранной прокуратурой по обращению председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды общественной палаты Тульской области, председателя ТРОО «Экологическая защита» Баранова В.В. по вопросу сброса сточных вод на рельеф местности и в водный объект в районе <адрес>, установлено, что из выпуска ливневой системы канализации на расстоянии приблизительно <адрес> осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности в границах водоохранной зоны ручья Тростянка и далее в ручей Тростянка, являющийся притоком р. Тулица, чем нарушаются требования п.п. 7, п.15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются актом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в присутствии помощника Тульского природоохранного прокурора Каретниковой Э.Н., заместителя директора МКУ «ЦОДТД» ФИО7, главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО8, инженера-химика ФБУ «ТЦСМ» ФИО9
Установив на основании указанной проверки, что из выпуска ливневой системы канализации на расстоянии приблизительно 100 метров от <адрес> осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности в границах водоохранной зоны ручья Тростянка и далее в ручей Тростянка. Выпуск ливневой системы канализации <адрес>, расположенный на расстоянии приблизительно 100 метров от <адрес>, не включен в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Решение о представлении водного объекта (ручей без названия, приток р.Тулица) в пользование в целях сброса сточных вод из выпуска ливневой системы канализации г.Тула, расположенного на расстоянии приблизительно 100 м. от <адрес>, министерством не выдавалось, в адрес главы администрации муниципального образования г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено.
Из ответа администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что нарушения, указанные в представлении на настоящий момент не устранены, указано, что после проведения необходимых мероприятий будет принято решение о подготовке муниципального правового акта администрации г.Тулы о принятии на учет бесхохяйного объекта.
Согласно информации ГУ ТО «Областное БТИ» объект: сооружение - ливневая канализация, расположенная на расстоянии приблизительно 100 м от <адрес>, на техническом учете не числится.
В соответствии с ответом министерства имущественных и земельных отношений Тульской области сведения о сооружении - ливневая канализация, расположенная на расстоянии приблизительно 100 м от <адрес>, в реестре имущества Тульской области отсутствуют.
Как видно из представленных материалов, в Едином Реестре имущества муниципального образования г. Тула ливневая канализация, находящаяся на расстоянии приблизительно 100 м от <адрес> не числится, что подтверждается выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ№ в Едином Реестре имущества муниципального образования г. Тула ливневая канализация, находящаяся на расстоянии приблизительно 100 м от <адрес> не числится.
В соответствии с Положением о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования г. Тула», утвержденным решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией г.Тулы рассматривается вопрос по выявлению собственника, уточнению местоположения и технических характеристик объекта, имеющего признаки бесхозяйного имущества. После проведения необходимых мероприятий будет принято решение о подготовке проекта муниципального правового акта администрации г.Тулы: о принятии на учет бесхозяйного объекта.
Письмом начальника ГУ администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес председателя КИЗО сообщено, что управлением подготовлен и направлен запрос с просьбой оказать целесообразность принятия в муниципального собственность данного объекта ливневой канализации в качестве бесхозяйственного объекта, так как именно КИиЗО является держателем казны.
Согласно акта комиссионного выхода проверки бесхозяйного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе заместителя начальника главного управления администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу - начальника отдела по благоустройству, главного инструктора-специалиста отдела по благоустройству главного управления администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу, консультанта отдела по благоустройству главного управления администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу проведено обследование бесхозяйного объекта – ливневой канализации, расположенной по адресу: <адрес> проведено обследование выявленного объекта, ливневая канализации. В результате обследования установлено, что по указанному адресу расположен объект: ливневая канализация, расположенная по адресу: <адрес>, ориентировочной протяженностью 1010 метров. Ориентировочный год основания указанного объекта улично-дорожной сети 1970 (согласно плана застройки данной территории).
Как следует из ответа АО «Тулагорводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ№, АО «Тулагорводоканал» не является и не являлось организацией, эксплуатирующей ливневые сети водоотведения (ливневую канализацию) в границах г.Тулы.
В письме министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что в реестре имущества Тульской области отсутствуют сведений об объектах недвижимого имущества: сооружение – ливневая канализация, расположенная на расстоянии приблизительно 100 метров от <адрес>.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ под № Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), на имя начальника ГУ администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу сообщено об отсутствии в реестре федерального имущества сведений об объекте – сооружении, ливневой канализации, расположенной по адресу: <адрес>, примерной протяженностью 1010 м.
Как следует из сообщения управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ливневая канализация, расположенная на расстоянии 100 метров от <адрес>, выпуск из которой осуществляется в ручей Тростянка, в Едином реестре имущества муниципального образования город Тула не числится. Сведения о правообладателе и эксплуатирующей организации вышеуказанной ливневой г.Тулы отсутствуют, что также подтверждено сообщением управления от ДД.ММ.ГГГГ на обращение администрации, в котором указано, что участок ливневой канализации, расположенный по <адрес> от <адрес> ручья не числится.
Как следует из письма ГУ ТО «Областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ№ сведения об объекте ливневая канализация, расположенная по адресу: <адрес>, примерной протяженностью 1010 м. отсутствуют.
Согласно письму ГУ ТО «Тулаавтодор» №, ливневая канализация, протяженностью 1010 метров, расположенная по адресу: <адрес>, на балансе учреждения не числится.
В подтверждение доводов о принятии мер по исполнению предписания Тульской природоохранной прокуратуры, администрацией <адрес> представлены следующие документы.
Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, межрегионального территориального управления Федерального агентства управления государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, ГУ ТО «Областное БТИ» направлены запросы в отношении сведений о зарегистрированных правах в отношении ряда объектов, в том числе в отношении участка ливневой канализации по адресу: <адрес>.
Согласно ответу на запросу Тульского природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ от начальника ГУ администрации г.Тулы по Зареченскому территориальному округу сообщено, что выходом на место было определено ориентировочное расположение участка сети ливневой канализации, планируемого к постановке на учет в качестве бесхозяйного. Начальная точка данного объекта – <адрес>, ориентировочной протяженностью 1010 метров. Однако, часть данной сети проходит по неразграниченной территории, что также подтверждено сообщением на имя начальника правового управления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> вынесено Распоряжение № «О постановке на учет бесхозяйного имущества и определение организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйного объекта», которым постановлено комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы включить в реестр объектов бесхозяйного имущества и произвести процедуру постановки на учет в Управлении Росреестра по Тульской области в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - ливневая канализация, ориентировочной протяженностью 1010 метров, начальная точка данного объекта – <адрес> ориентировочной протяженностью 1010 метров.
Главному управлению администрации г. Тулы по Зареченскому территориальному округу в течение 5 дней со дня принятия настоящего постановления передать в комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы все имеющиеся документы на бесхозяйный объект, в том числе заявления об отказе от права собственности на объекты (при наличии).
Определить управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы в качестве организации для осуществления эксплуатации бесхозяйного объекта.
Как видно из положения «Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, утвержденного решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ управление решает иные задачи в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тульской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования г. Тула, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования г. Тула, организации дорожного движения. (п.2.2) для реализации указанных задач управление в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет следующие функции и полномочия – работу по выявлению бесхозяйных автомобильных дорог, ливневых канализаций для обслуживания автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования г. Тулы (абз. 23 п.3.1).
Утвержденным решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ положением «О порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования г. Тула» регулируется порядок выявления бесхозяйного имущества, принятия решения об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, учета бесхозяйного имущества в Реестре бесхозяйного недвижимого имущества и в Реестре бесхозяйного движимого имущества, постановки бесхозяйных объектов на учет в Управлении Росреестра по Тульской области и принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.
В силу п.п. 5.1 - 5-3 5.1 комитет в течение 30 дней со дня принятия постановления администрации города Тулы об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект заказывает техническую документацию, необходимую для постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области.
Комитет в течение 7 дней после получения технической документации подготавливает необходимые запросы: в Управление Росреестра по Тульской области о зарегистрированных правах на объект; в Государственное учреждение Тульской области «Областное БТИ» о наличии ранее зарегистрированных правах на объект; в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о наличии объекта в реестре имущества Тульской области; в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях сведения о наличии объекта в реестре федеральной собственности. После получения ответов на указанные запросы Комитет в течение 7 дней обращается в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о постановке бесхозяйного объекта на учет.
Пунктом 7.1 указанного положения предусмотрено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области Комитет обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что ливневая канализация (начальная точка данного объекта – <адрес>, ориентировочной протяженностью 1010 метров, обладает признаками бесхозяйного имущества, и в ходе проверки по вопросу выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории г.Тулы выявлены факты бездействия органа местного самоуправления, учитывая, что на начальном этапе обращения в суд с заявленными требованиями в ДД.ММ.ГГГГ, административным органом устанавливался факт отсутствия объекта протяжённостью именно 1010 м.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что спорный объект – ливневая канализация является бесхозяйным имуществом.
Доводы административных ответчиков, изложенные в ходе рассмотрения дела, о том, что данная ливневая канализация не отвечает признакам бесхозяйного имущества и недостаточно оснований для инициирования процедуры признания их таковыми, судом признается неправомерным.
Как следует из вышеперечисленных норм закона для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника или отказ собственника от своего права.
Учитывая, что о наличии данного объекта было выявлено ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени заявление о постановке бесхозяйного объекта на учет в Управление Росреестра по Тульской области уполномоченной организацией не подано, принимая во внимание, что обязанность по оформлению права муниципальной собственности на указанный объект возложена на ответчика Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы, суд приходит к выводу, что указанный ответчик незаконно бездействует в решении вопроса о принятии на учет регистрирующего органа бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации (начальная точка данного объекта – <адрес>, ориентировочной протяженностью 1010 метров).
Бесхозяйные объекты водоснабжения и водоотведения, в том числе ливневой канализации, могут привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению, и нарушить права граждан, в связи с чем, суд соглашается с доводами административного истца. Поскольку законодателем не указаны иные участники, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, суд считает необходимым возложить данную обязанность на Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы. Требования административного истца в остальной части удовлетворению не подлежат.
Данные нарушения сети ливневой канализации ввиду отсутствия эксплуатирующей организации создают потенциальную угрозу нанесения ущерба окружающей среде в результате сброса сточных вод, чем нарушают права неопределенного круга лиц, меры по их устранению данных нарушений своевременно и надлежащим образом уполномоченной организацией приняты не были, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика – Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы обязанности обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации, расположенной в районе <адрес>, ориентировочной протяженностью 1010 метров.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Тульским природоохранным прокурором требований и наличии правовых оснований для их удовлетворения в указанной части. Что также согласуется с позицией выраженной в определении Шестого КСОЮ от 02.02.2021 №88А-2485/2021, Восьмого КСОЮ от 27.01.2021 №88-1808/2021.
Как видно из материалов дела, отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию ливневой канализации может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанных объектов, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, затопления, угрозу санитарному благополучию жителям города.
Доводы ответчиков приведённые в ходе рассмотрения дела не опровергают установленные обстоятельства, системное толкование вышеприведенных положений законов позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления.
На основании ч.3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для совершения действий.
Учитывая необходимость соблюдения предусмотренного законом порядка обращения с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, принимая во внимание объем и характер работ, подлежащих выполнению для исполнения решения суда, а также то, что с момента обнаружения данного объекта прошло более 8 месяцев, при этом для исполнения решения суда требуется значительное время, суд полагает разумным установление срока выполнения Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы обязанности обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации, (начальная точка данного объекта – <адрес> в районе остановки «Московская застава» четная сторона, конечная точка – <адрес> в районе <адрес>, ориентировочной протяженностью 1010 метров) в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
При этом в силу требований ст.227 КАС РФ, административному ответчику необходимо сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в суд и в Тульскую природоохранную прокуратуру в течение срока, установленного судом для исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы об обязании обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, удовлетворить частично.
Обязать комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации (начальная точка данного объекта – <адрес> в районе остановки «Московская застава» четная сторона, конечная точка – <адрес> в районе <адрес>, ориентировочной протяженностью 1010 метров) в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в остальной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 января 2022 года.
Председательствующий Е.А. Новиков