ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2110/20 от 21.09.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-2110/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года г. Хабаровск


Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Чижовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Бальченко А.А.,

с участием прокурора Тютюнникова В.Г., представителей административного ответчика Мироновой А.А., Черкасовой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хабаровского края к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании бездействие незаконным, обязании принять меры по обеспечению перехода на новую систему обращения с отходами на территории Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании бездействие незаконным, обязании принять меры по обеспечению перехода на новую систему обращения с отходами на территории Хабаровского края.

В обоснование требований указано, что Прокуратурой края проведена проверка исполнения министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство) законодательства при реализации полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

Проверкой установлено, что Министерством не обеспечено выполнение установленных законодательством мероприятий по реформированию системы обращения с отходами.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, включая ТКО; организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО; регулирование деятельности региональных операторов; разработка и утверждение территориальной схемы сращения с отходами.

Согласно ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч.1); юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ; зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (ч.8); операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (п. 10).

В соответствии с частями 6, 7 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе с случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации указанное право не может быть реализовано, субъект Российской Федерации вправе не применять до 01.01.2020 в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, скоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, на Хабаровский край возложена обязанность до 01.01.2020 перейти на новую систему обращения с отходами, в том числе выбрать регионального оператора, разработать и утвердить территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края (далее территориальная схема). В случае несоответствия территориальной схемы требованиям Федерального закона № 89-ФЗ внести в нее изменения.

В соответствии с вышеуказанными нормами Министерством 27.12.2018 направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации план мероприятий по переходу к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами на территории Хабаровского края, который согласован 20.05.2019.

Планом предусмотрено в срок до 01.11.2019 определение регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 01.12.2019 установление тарифов в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, до 01.01.2020 начало деятельности регионального оператора.

Вместе с тем, до настоящего времени указанные мероприятия не выполнены, региональные операторы на территории Хабаровского края не выбраны.

В августе-сентябре 2019 года Министерством проведены конкурсы по отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории 19 зон деятельности. В связи с отсутствием поданных заявок по всем зонам конкурсные отборы признаны несостоявшимися.

По результатам повторного конкурсного отбора 08.11.2019 Министерством с ООО «Амурлифт-Коммунальный» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 2 (г. Комсомольск-на-Амуре и пять поселений Комсомольского района). Вместе с тем, указанная организация деятельность регионального оператора не осуществляет.

По остальным зонам деятельности конкурсные отборы признаны несостоявшимися в виду отсутствия поданных заявок.

Таким образом, в нарушение требований статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ Министерством не соблюдены сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами.

В нарушение ч. 6 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ государственное предприятие, способное с 01.01.2020 осуществлять деятельность в сфере обращения с ТКО, на территории края отсутствует. Мероприятия по созданию данного предприятия запланированы лишь на 1 квартал 2020 г.

Кроме того, часть 8 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает порядок эксплуатации объектов размещения отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой данные объекты могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов при условии включения их в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее Перечень) по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержден приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 (далее - Порядок). В соответствии с пунктами 2, 9, 19 Порядка Перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает материалы Заявителя, в том числе на предмет достоверности содержащихся в их сведений, в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты их поступления. В случае наличия потребности субъекта Российской Федерации в объекте размещения твердых коммунальных отходов, определенной на основании территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет материалы Заявителя в Минприроды России на заключение о возможности использования Объекта для размещения твердых коммунальных отходов письмом, подписанным руководителем (заместителем руководителя) указанного органа.

Вышеуказанным планом мероприятий по переходу к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами на территории Хабаровского края предусмотрено в срок до 01.04.2019 формирование Перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов Хабаровского края, предусмотренного пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ, в срок до 01.08.2019 - внесение изменений в территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края.

Вопреки требованиям части 8 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ пункта 10 Порядка при наличии потребности в объектах размещения твердых коммунальных отходов в Хабаровском крае до настоящего момента заключение Минприроды России о возможности использования объектов не получено, указанный Перечень не утвержден, данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, не внесены в территориальную схему.

В связи с указанными нарушениями закона прокурором края 10.07.2019 вынесено представление Губернатору края.

Согласно ответу Министерства от 20.08.2019 органами местного самоуправления и Министерством проводится работа по формированию перечня, а также по внесению изменений в территориальную схему. Кроме того, подготовлена конкурсная документация по отбору региональных операторов.

Несмотря на проведенную Министерством работу до 01.01.2020 необходимые работы не выполнены, в связи с чем 23.01.2020 прокурором края Губернатору края внесено представление.

Вместе с тем, до настоящего времени предусмотренные законом мероприятия по реформированию системы обращения с отходами Министерством не выполнены, в том числе не выбраны региональные операторы, не определено государственное предприятие, осуществляющее деятельность по обращению с отходами, не сформирован перечень объектов размещения ТКО, объекты не внесены в территориальную схему. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерством не обеспечен с 01.01.2020 переход на новую систему обращения с отходами на территории края в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В соответствии с п. 3.106 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр, Министерство обеспечивает реализацию полномочий края в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования, в том числе проводит конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключает соглашение с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, выбранным по результатам конкурсного отбора, предварительно согласует условия проведения торгов на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Неисполнение обязанности по переходу на новую систему обращения с отходами, выбору региональных операторов, функциями которого является обращение с ТКО, внесению изменений в территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края нарушает указанные права неопределенного круга лиц, поскольку в результате бездействия может быть создана не благоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая ситуация в крае.

На основании изложенного прокурор просит: признать незаконными бездействие министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, выразившееся в необеспечении перехода на новую систему обращения с отходами на территории Хабаровского края, в том числе невыполнении работ по определению региональных операторов по обращению с ТКО; по формированию перечня объектов размещения ТКО на территории Хабаровского края в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 14.05.2019 № 303; обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края принять меры по обеспечению перехода на новую систему
обращения с отходами на территории Хабаровского края, в том числе
определить региональных операторов по обращению с ТКО на всех зонах
деятельности регионального оператора; выполнить действия, необходимые
для формирования перечня объектов размещения ТКО на территории
Хабаровского края, в соответствии с требованиями Приказа Минприроды
России от 14.05.2019 № 303.

В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные требования иска поддержал, пояснив вышеизложенное.

Представители административного ответчика Миронова А.А., Черкасова Е.Д. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указав, что Министерством принимаются все необходимые меры по исполнению требований закона в сфере обращения с ТКО, незаконное бездействие отсутствует, поддержали доводы, приведённые в отзыве по делу.

Представитель заинтересованного лица ООО "Амурлифт-Коммунальный" в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен, причины неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

На основании положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагал возможным рассматривать дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

В соответствии с ч. 6 ст. 29.1 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно ч. 7 ст.29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не может быть реализовано, субъект Российской Федерации вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр обеспечивает реализацию полномочий края в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО), за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования.

В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), в Хабаровском крае разработана и утверждена необходимая нормативная правовая база:

постановлением Правительства края от 20.12.2016 № 477-пр (в ред. постановлений от 06.03.2018 № 61-пр, от 11.12.2018 № 455-пр, от 15.08.2019 № 324-пр, от 19.02.2020 № 48-пр, от 29.04.2020 № 177-пр) утверждена территориальная схема обращения с отходами Хабаровского края (далее также - территориальная схема);

постановлением Правительства края от 28.09.2017 № 387-пр (в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 11.12.2018 № 456-пр, от 23.01.2020 № 21-пр, от 19.02.2020 № 48-пр) утвержден порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Хабаровского края;

постановлением Правительства края от 27.07.2017 № 291-пр (в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 11.12.2018 № 456-пр, от 06.09.2019 № 353-пр, от 19.02.2020 № 48-пр) утверждены правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Хабаровского края;

постановлением Правительства края от 11.12.2017 № 489-пр (в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 08.05.2018 № 160-пр, от 11.12.2018 № 456-пр) утверждены условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования ТКО;

распоряжением Правительства края от 30.06.2017 № 427-рп (в ред. распоряжений от 30.12.2018 № 903-рп, от 29.05.2020 № 555-рп) создана рабочая группа по переходу на новую систему обращения с ТКО в Хабаровском крае (далее - рабочая группа);

распоряжением Правительства края от 14.11.2018 № 736-рп утверждена региональная программа обращения с отходами, в том числе с ТКО;

приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства края от 12.023.2018 № 18 утверждены нормативы накопления ТКО;

распоряжением министерства от 27.04.2018 № 819-р утверждена документация об отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Хабаровского края.

Министерством в целях реализации полномочий осуществлены следующие действия, что следует из представленной суду документации:

Так, установлено, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Порядок № 881), как с единственным участником, министерством заключено с ООО "Хабавтотранс ДВ" соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края.

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства края от 19.09.2018 № 26/2 был утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора, в который не были включены расходы на транспортирование ТКО до законных объектов размещения ТКО в связи с отсутствием автотранспортной доступности и (или) значительным расстоянием.

Соглашение с региональным оператором расторгнуто по соглашению сторон 27.12.2018 в связи с невозможностью осуществлять им деятельность по обращению с ТКО на всей территории края.

В соответствии с частью 7 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) разработан план мероприятий, устанавливающий этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории края региональным оператором (далее - План мероприятий).

Согласно Плану мероприятий в 2019 году проведена корректировка территориальной схемы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (вместе с "Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем", далее - постановление № 1130).

В соответствии с требованиями постановления № 1130 проект внесения изменений в территориальную схему прошел процедуру общественных обсуждений в период с 10.06.2019 по 10.07.2019 (проект был размещен на официальном сайте министерства <данные изъяты> По результатам общественного обсуждения проект территориальной схемы доработан с учетом поступивших замечаний и предложений и прошел процедуру повторного общественного обсуждения (с 11.07.2019 по 26.07.2019).

Территориальная схема в новой редакции утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 15.08.2019 № 324-пр.

В III квартале 2019 г. Министерством были проведены конкурсные отборы региональных операторов по 19 зонам деятельности.

Распоряжениями министерства об утверждении документации об отборе регионального оператора по обращению с ТКО изданными в период с 16.08.2019 по 20.09.2019 утверждены документации об отборе регионального оператора по обращению с ТКО по 19 Зонам деятельности на территории края.

Документации об отборе размещены Министерством (организатором конкурсного отбора) на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов - <данные изъяты>

Все конкурсные отборы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок.

В период с 23.09.2019 по 04.10.2019 по Зонам деятельности № 1 (городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район имени Лазо), № 2 (городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" и пять поселений Комсомольского муниципального района), № 3 (Хабаровский муниципальный район), № 5 (четыре поселения Верхнебуреинского муниципального района), № 13 (Советско-Гаванский муниципальный район и пять поселений Ванинского муниципального района) конкурсные отборы объявлены повторно (распоряжения министерства об утверждении документации об отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности № 1 от 20.09.19 № 1452-р, зоны деятельности № 2 от 03.10.19 № 1489-р, зоны деятельности № 3 от 20.09.19 № 1453-р, зоны деятельности № 5 от 24.09.19 № 1456-р, зоны деятельности № 13 от 24.09.19 № 1455-р).

По Зонам деятельности № 1, № 3, № 5, № 13 повторные конкурсные отборы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок.

В период приема заявок (с 04.10.2019 по 24.10.2019) на участие в повторном конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО в Зоне деятельности № 2 подана одна заявка - от ООО "Амурлифт-Коммунальный".

В соответствии с п. 34 Порядка № 881 08.11.2019 министерством с ООО "Амурлифт-Коммунальный" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 2.

29.05.2020 министерством заключено дополнительное соглашение № 3 с региональным оператором по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 2, согласно которому региональный оператор в срок до 01.11.2020 должен приступить к предоставлению услуги по обращению с ТКО.

В соответствии ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).

Согласно ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ соответствующий запрет не распространяется на объекты размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Указанные объекты в порядке, установленном п. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ, при наличии положительного заключения Минприроды России включаются в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень).

Министерством с 31.07.2019 проводилась работа с Минприроды России по получению заключения о возможности использования объекта для размещения ТКО, расположенного в городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре" (далее - Объект).

Министерством в адрес Минприроды России направлено 3 заявления МУП "Спецавтохозяйство" г. Комсомольска-на-Амуре о включении Объекта в Перечень:

- заявление от ДД.ММ.ГГГГ (входящий регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ). Минприроды России письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о необходимости корректировки заявки с учетом позиции Росприроднадзора (письмо от ДД.ММ.ГГГГ Росприродназором указано на невозможность использования Объекта в связи с его нахождением в границах населенного пункта;

- заявление от ДД.ММ.ГГГГ (входящий регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ) с приложение документов, подтверждающих нахождение Объекта вне границ населенного пункта. Письмом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ сообщено об отказе в выдаче заключения о возможности использования Объекта для размещения ТКО на основании абзаца 3 пункта 9 порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения ТКО, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (расположение Объекта в границах населенного пункта).

- заявление от ДД.ММ.ГГГГ (входящий регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Минприроды России выдано отрицательное заключение о возможности использования Объекта в связи с пересечением с границами земель лесного фонда (выделы 17,19 квартала 157 Хурмулинского участкового лесничества Солнечного лесничества, площадь пересечения составила 0,06321 га).

По информации управления лесами Правительства края границы земельного участка, на котором расположен Объект, согласно имеющимся границам квартальной сети Солнечного лесничества, не пересекаются с землями лесного фонда (копия письма и схема размещения земельного участка с кадастровым номером согласно представленным координатам относительно границам квартальной сети лесного фонда Солнечного и Комсомольского лесничеств, прилагаются).

Отрицательное заключение Минприроды России влечет за собой невозможность регионального оператора по обращению с ТКО, отобранного по результатам конкурсного отбора в зоне деятельности № 2 в октябре 2019 г., приступить к началу осуществления деятельности.

Новый конкурсный отбор по выбору регионального оператора объявлен 10.06.2020 по Зоне деятельности № 1.

Документация по конкурсному отбору по Зоне деятельности № 1 размещена на сайте <данные изъяты>

В период подачи заявок с 11.06.2020 по 01.07.2020 на участие в конкурсном отборе поступила одна заявка - от ООО "ТСК ФЕСТ".

По итогам рассмотрения заявки, состоявшегося 02.07.2020, принято решение о соответствии данной заявки необходимым требованиям.

В соответствии с п. 34 постановления Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" в случае, если на конкурсный отбор подана только одна заявка, отвечающая требованиям Правил, с участником конкурсного отбора, подавшим заявку, заключается соглашение.

Министерством принято решение о заключении соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 1 с ООО "ТСК ФЕСТ".

В силу статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, вправе на срок, не превышающий одного года, без проведения конкурсного отбора заключить соглашение с региональным оператором, зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации. При отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

От региональных операторов, зона деятельности которых расположена на территориях субъектов Российской Федерации, граничащих с территорией Хабаровского края (Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Амурская область, Приморский край, Еврейская автономная область) получены отказы от заключения соглашения с министерством на осуществление деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края.

Министерством в адрес Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу направлено письмо о предоставлении реестра лицензий (списка специализированных организаций Хабаровского края, имеющих лицензию) на деятельность в области обращения с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I- IV классов опасности).

По информации, представленной Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, указанный реестр размещен в открытом доступе на сайте Департамента по адрес<данные изъяты>

Согласно данным, размещенным на вышеуказанном сайте, на территории Хабаровского края государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, отсутствуют.

Федеральным законом № 89-ФЗ и иными нормативным правовыми актами обязанность субъекта Российской Федерации по созданию государственного предприятия для осуществления деятельности в сфере обращения с ТКО не предусмотрена.

Также установлено, что министерством было инициировано создание краевого государственного унитарного предприятия для вхождения его в качестве регионального оператора на территории Хабаровского края в 2020 году. Вместе с тем, Федеральной антимонопольной службой России (письмо от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 1 статьи 353 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдано заключение о несоответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству для осуществления им деятельности в области обращения с ТКО.

На момент формирования Плана мероприятий (27.12.2018) и в момент наступления срока исполнения пункта 4 Плана мероприятий (01.04.2019) порядок формирования и изменения Перечня объектов Минприроды РФ не был утвержден.

Порядок формирования и изменения Перечня и порядок подготовки вышеуказанного заключения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (п. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Соответствующий приказ, утвердивший Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации был издан Минприроды России только 14.05.2019, вступил в силу с 31.05.2019 (далее - приказ № 303).

Объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном п. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ, при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов включаются в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее также - Перечень).

В силу п. 5 указанного приказа юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте (далее - Заявитель), направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. В случае, если Объект расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве Заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен Объект.

То есть, включение объектов в Перечень носит заявительный характер.

Окончательное решение о включение объекта в Перечень принимается только после положительного согласования такого включения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 10, 12 Приказа № 303).

В соответствии с п. 7 Приказа № 303 одним из основных документов для включения объекта размещения твердых коммунальных отходов в Перечень является документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию).

Установлено, что по состоянию на 01 июля 2020 г. в адрес Министерства поступило 32 заявления, в том числе повторно, от юридических лиц о включении в Перечень 25 объектов размещения твердых коммунальных отходов.

Только по семи объектам документы соответствовали установленным требованиям и были направлены в Минприроды России.

По всем заявлениям, кроме объекта в п. Токи и повторного заявления по объекту в с. Селихино, по которым срок рассмотрения заявлений не истек, Минприроды России направлены отрицательные заключения о возможности использования объектов для размещения твердых коммунальных отходов.

По остальным объектам отсутствовали акты, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию (далее - акты).

По данным органов местного самоуправления из 17 муниципальных районов края потребность во включении объектов в Перечень имеется в 16 районах края. Из них по объектам, расположенным в 11 районах края, акты отсутствуют. Из оставшихся пяти районов заявления направлены в Минприроды России.

Отсутствие актов делает невозможным включение объектов в Перечень и, как следствие, осуществление деятельности регионального оператора в этих муниципальных образованиях края.

Как следует из пояснений административного ответчика предложения по исключению акта из перечня документов, обязательных к предоставлению в соответствии с Приказом № 303, неоднократно озвучивались на совещаниях в режиме видеоконференцсвязи с Минприроды России, направлены письма в адрес публичноправовой компании "Российский экологический оператор" (27.11.2019) и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе (15.07.2019, 15.08.2019, 13.09.2019, 16.10.2019, 01.11.2019, 15.11.2019, 16.12.2019, 15.01.2020, 13.02.2020).

В рамках полномочий по инициативе министерства в Закон Хабаровского края от 18 декабря 2019 года № 41 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" включены дополнительные расходы в сумме 96,0 млн. рублей на 2020 год на строительство объектов захоронения твердых коммунальных отходов.

В целях разработки проектной документации и дальнейшего строительства объектов министерством у органов местного самоуправления края были запрошены сведения о земельных участках (письмо от 16.03.2020 № 4104), соответствующих требованиям для размещения полигонов, установленных ГОСТ Р 56598-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов", "СП 320.1325800.2017. Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 17.11.2017 № 1555/пр, далее - СП 320.1325800.2017), Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (ред. от 25.04.2014) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 № 10995), Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, а также земельный участок должен быть расположен по документам территориального планирования в зоне, соответствующей размещению полигона, и согласно правилам землепользования и застройки земельный участок должен иметь вид разрешенного использования, соответствующий размещению полигона.

Министерством был проведен анализ представленных органами местного самоуправления земельных участков, возможных для проектирования и дальнейшего строительства объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Выявлено несоответствие земельных участков требованиям для размещения полигона: в документах территориального планирования не определена зона, соответствующая размещению полигона (Аяно-Майский и Охотский муниципальные районы); в правилах землепользования и застройки отсутствует вид разрешенного пользования, соответствующий размещению полигонов (Аяно-Майский район); не осуществлен перевод земельных участков с категории земель лесного фонда в земли промышленности (Верхнебуреинский, Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы); на представленном земельном участке образована несанкционированная свалка (Охотский, Солнечный, Хабаровский, Комсомольский районы); земельные участки расположены на расстоянии менее 15 километров от аэропортов (Аяно-Майский, Охотский районы); земельные участки не поставлены на кадастровый учет (район имени Лазо, Ванинский район); не осуществлен перевод земельных участков с категории земель запаса в земли промышленности (район имени Полины Осипенко); администрация Нанайского муниципального района предложила земельный участок, который отсутствует в территориальной схеме; администрация Бикинского района сообщила, что подходящие земельные участки под строительство объектов обращения с ТКО на территории района отсутствуют.

Таким образом, с учетом предоставленной от муниципальных районов информации относительно подходящих под строительство земельных участков, строительство объектов размещений ТКО в большинстве районов края не представляется возможным. Соответственно, увеличить предельный тариф для региональных операторов и, как следствие, привлечь для участия в конкурсах предпринимателей, также нет законных оснований.

В 2020 г. планируется объявление конкурсных процедур на отбор подрядных организаций по проектированию трех объектов: на территориях Амурского, Солнечного и Вяземского муниципальных районов.

Суд с учетом установленных по делу обстоятельств, анализируя представленные доказательства, приходит к выводу о том, что действия в рамках возложенных на Министерство полномочий для организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края (в том числе создание нормативной правовой базы, проведение конкурсов по определению региональных операторов, подача пакетов документов для включения объектов обращения с ТКО в Перечень, проработка вопросов о строительстве объектов обращения с ТКО), свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика.

Судом установлено, что факт того, что до 01.01.2020 региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами не выбраны и не начали осуществлять деятельность на территории Хабаровского края, не находится в исключительной зависимости от действий (бездействия) административного ответчика, принимавшего все необходимые меры неправленые на исполнение требований закона, а зависит от множества иных объективных причин.

При этом административным ответчиком не приостанавливается работа, направленная на реализацию плана мероприятий по переходу к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами.

В сложившейся ситуации суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что прокурором не было указано конкретно на то, какие действия могли, но не были предприняты Министерством, в чем выражено незаконное бездействие.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска прокурора Хабаровского края к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании бездействие незаконным, обязании принять меры по обеспечению перехода на новую систему обращения с отходами на территории Хабаровского края отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 28.09.2020 года.

Председательствующий: (подпись) Н.А. Чижова