№ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, КБР
Майский районный суд КБР в составе:
председательствующей судьи Гриненко А.В.,
при секретаре Пилякиной К.В..,
в отсутствии надлежащим образом уведомленных сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Майского района КБР Красножен Г.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации г.п. Майский Майского района КБР о признании незаконным бездействия местной администрации г.п. Майский Майского района КБР и обязании привести в соответствие с требованиями ГОСТ дорожные знаки и разметку на автодорогах,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майского района КБР Красножен Г.А., действующей в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к местной администрации г.п. Майский Майского района КБР (далее по тексту - Администрация) о признании незаконным бездействия местной администрации г.п. Майский Майского района КБР и обязании привести в соответствие с требованиями ГОСТ дорожные знаки и разметку на автодорогах.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой Майского района КБР в ДД.ММ.ГГГГ фактов ненадлежащего содержания автомобильных дорог муниципального значения в зимний период и нарушений требований ГОСТа дорожных знаков на автодорогах общего пользования местного значения, выявлены нарушения требований п. 4.2, 5.1.17 ГОСТ Р 505097-93 и п. 6,2 ГОСТ Р 52289-2004 в эксплуатационном состоянии (автомобильной дороги, улицы, железнодорожного переезда). По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы местной администрации г.п. Майский Майского района КБР внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства. Однако, в ходе совместной проверки с ОГИБДД ОМВД России по Майскому району ДД.ММ.ГГГГ были выявлены и зафиксированы недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии указанных участков автодорог, влияющие на безопасность дорожного движения. Нарушены требования п.п. 4.1, ГОСТ Р 50597- 93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и п. 5.1.17 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Административный истец считает, что содержание административным ответчиком автомобильных дорог в ненадлежащем состоянии не обеспечивает безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения.
Руководствуясь положениями действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации выраженное в неисполнении требований п.п. 4.1, ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и п. 5.1.17 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"- незаконным, а также обязать привести в соответствие с ГОСТ РР 50597-93 и "ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки и разметку на автодорогах: <адрес>, обновить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход», установить 1.24.1 дублирующий дорожный знак 1.23 «Дети». Установить 2 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 таблички 8.2.1 "Зона действия"; <адрес>. (ОМВД), Обновить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход», установить 1.24.1 дублирующий дорожный знак 1.23 «Дети». Установить 2 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 дорожных знака 8.2.1 "Зона действия".
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что местная администрация с заявленными исковыми требования согласна частично, при этом считают, что Администрация не бездействовала, провела работу по заключению контракта на выполнение работ по разметке дорожной сети в городском поселении Майский. Однако по обоюдному согласию сторон, соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальный контракт № «а» был, расторгнут, ввиду ч.8 ст. 95 ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В настоящее судебное заседание стороны, будучи должным образом уведомленным, не явились. Административный истец просил дело рассмотреть в их отсутствие.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Правомерность предъявления прокурором Майского района КБР настоящего административного иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями ст. 39 КАС РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно статье 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона РФ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в пункте 12 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьями 15, 17 данного закона, пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", «Устава городского поселения Майский Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" от 23.12.2014 N 139 (ред. от 18.09.2015) относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо этого, к законодательству РФ в области безопасности дорожного движения относится, в том числе, Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ-Р50597-93), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Как установлено п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по Государственному стандарту 10807 и размещенными по Государственному стандарту 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В силу п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г. N 120-ст на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
Требования указанных ГОСТов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Судом установлено, что в ноябре 2017 года проведена проверка по обращению Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Майскому району КБР Карова А.Б. о фактах ненадлежащего содержания автомобильных дорог муниципального значения в зимний период и по обращению начальника ОМВД Дементьева О.М. о нарушениях требований ГОСТа дорожных знаков на автодорогах общего пользования местного значения.
По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы местной администрации г.п. Майский Майского района КБР внесено представление об устранении нарушений требований п. 4.2, 5.1,17 ГОСТ Р 505097-93 и п. 6,2 ГОСТ Р 52289-2004 в эксплуатационном состоянии (автомобильной дороги, улицы, железнодорожного переезда).
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района из местной администрации г.п. Майский Майского района КБР поступил ответ на указанное представление, из которого следует, что заключен договор №а от ДД.ММ.ГГГГ с подрядной организацией для проведения работ по нанесению дорожной разметки. Данные работы будут проведены в начале 2018 года, при благоприятных погодных условиях.
При этом из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что комиссией в составе помощника прокурора Майского района КБР Кибе Д.А. и госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Майскому району КБР Сохова А.К., в рамках исполнения контрольно-надзорных функций и в соответствии с перечнем поручений Президента РФ от 20.02.2015 № Пр-287 (в части оборудования пешеходных переходов по новым национальным стандартам), была проведена проверка соответствия действующим нормативам улично-дорожной сети прилегающей к образовательным учреждениям и маршрутов движения детей к ним на автодорогах регионального значения в Майском районе КБР. В ходе проведенной проверки выявлены и зафиксированы недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии указанных участков автодорог, влияющие на безопасность дорожного движения. Нарушены требования п.п. 4.1, ГОСТ Р 50597- 93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и п. 5.1.17 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств":
- <адрес>. Отсутствует (плохо различима) горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход», 1.24.1 дублирующая дорожный знак 1.23 «Дети». Необходимо установить 2 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 таблички
- <адрес>. (ОМВД). Отсутствует (плохо различима) горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход», 1.24.1 дублирующая дорожный знак 1.23 «Дети». Отсутствуют: 2 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 дорожных знака 8.2.1 "Зона действия".
Также в указанных местах расположения пешеходных переходов в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 на дорожных знаках 1.23, 5.19.1 и 5.19.2 отсутствует световозвращающая флуоресцентная пленка желто-зеленого цвета.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Из содержания вышеприведенных правовых актов следует, что органы местного самоуправления уполномочены на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населенного пункта, в том числе на осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что местной администрацией г.п. Майский Майского муниципального района допущены нарушения в области безопасности дорожного движения в пределах границ г.Майского, создающие угрозу безопасности, здоровья и жизни неограниченного количества участников дорожного движения, в связи с чем, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть устранены выявленные недостатки, с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов, суд полагает разумным и достаточным установить указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Прокурора Майского района КБР Красножен Г.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации г.п. Майский Майского района КБР о признании незаконным бездействия местной администрации г.п. Майский Майского района КБР и обязании привести в соответствие с требованиями ГОСТ дорожные знаки и разметку на автодорогах, удовлетворить.
1. Признать бездействие местной администрации г.п. Майский Майского района КБР, выраженное в неисполнении требований п.п. 4.1, ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и п. 5.1.17 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"- незаконным.
2. Обязать местную администрацию г.п. Майский Майского района КБР, привести в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки и разметку на автодорогах:
- <адрес>, обновить горизонтальную дорожную разметку
1.14.1 «Пешеходный переход», установить 1.24.1 дублирующий дорожный знак 1.23 «Дети». Установить 2 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 таблички 8.2.1 "Зона действия" ;
- <адрес>. (ОМВД), Обновить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход», установить 1.24.1 дублирующий дорожный знак 1.23 «Дети». Установить 2 дорожных знака 1.23 «Дети», 2 дорожных знака 8.2.1 "Зона действия".
Указанные недостатки устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР через Майский районный суд КБР в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Майского районного суда КБР А.В.Гриненко