ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-237/19 от 23.05.2019 Октябрьского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

2а-237/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт. Октябрьское 23 мая 2019 года

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тютюнника Н.Б., при секретаре Белкиной Е.В.

с участием: представителя ОМВД России по Октябрьскому району Филимоновой Т.Н., административного ответчика Чупрова Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-237/2019 по административному исковому заявлению ОМВД России по Октябрьскому району об установлении административного надзора в отношении Чупрова Е.В.

установил:

Начальник ОМВД России по Октябрьскому району обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Чупрова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Чупров Е.В. осужден <адрес> городским судом ХМАО-Югры по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы, на основании ч.5 ст. 69 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено наказание по приговору <адрес> районного суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ и окончательно назначено наказание в виде <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

ДД.ММ.ГГГГ Чупров Е.В. освобожден по отбытию наказания, однако после освобождения из мест лишения свободы не встал на путь исправления, склонен к злоупотреблению спиртных напитков, не работает, в течение года трижды привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенными обстоятельствами, орган внутренних дел просит суд: установить в отношении Чупрова Е.В. административный надзор на срок до погашения судимости, установив поднадзорному ограничения в виде запрещения пребывания в барах, кафе, ресторанах и тому подобных заведениях, где осуществляется продажа алкогольной продукции, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них, пребывание вне жилого и иного помещения, являвшегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 до 06 часов ежедневно, запрещения выезда за пределы муниципального образования, выбранного им местом жительства или пребывания, с обязательной явкой четыре раза в месяц в ОМВД России по Октябрьскому району.

В судебном заседании представитель административного истца Филимонова Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), поддержав изложенные в административном исковом заявлении доводы, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик Чупров Е.В., представив соответствующее заявление, исковые требования признал (л.д. 25), последствия признания иска, предусмотренные ст. 45, 157 КАС РФ ему разъяснены и понятны.

Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил (л.д. 29).

Неявка надлежащим образом извещенного прокурора не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении административного надзора, что следует из ч. 4 ст. 272 КАС РФ, а потому оно рассмотрено в его отсутствие.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором <адрес> районного суда ХМАО-Югры от 17.06.2014 г. Чупров Е.В. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 6-7).

Вступившим в законную силу приговором <адрес> суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ Чупров Е.В. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы. На основании ч.5 ст. 69 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору <адрес> суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ и Чупрову Е.В. окончательно назначено наказание в виде трех лет двух месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 8-9).

Приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве отягчающего наказание обстоятельства, в соответствии с п. «а» ч.1 ст. 63 УК РФ, установлен рецидив преступлений.

ДД.ММ.ГГГГ Чупров Е.В. освобожден из <адрес> по отбытию наказания (л.д. 11-12).

Из справки-характеристики старшего УУП ОУУП ОМВД России по Октябрьскому району следует, что Чупров Е.В. за время проживания на территории <адрес> зарекомендовал себя посредственно, не работает, постоянного источника дохода не имеет, неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности (л.д. 13).

Материалами дела установлено, что Чупров Е.В. в течение года совершил, в общей сложности, три административных правонарушения, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ и посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12, 14-17).

Исходя из положений ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

В отношении указанного лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (п.2 ч.3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Тяжкими преступлениями, с учетом положений п.4 ст. 15 УК РФ, признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

В соответствии с ч.1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

В силу п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Согласно руководящих разъяснений, данных в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.

При рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения (п. 13 Постановления Пленума).

Исходя из п. 22 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда, часть 1 статьи 4 Закона об административном надзоре содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Как установлено в ходе судебного заседания, Чупров Е.В. имеет не снятую и непогашенную судимость, в том числе за совершение тяжкого преступления (ч.2 ст. 162 УК РФ), при рецидиве преступлений, после освобождения из мест лишения свободы совершил административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.21 КоАП РФ, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, в связи с чем суд находит обоснованным требование об установлении в отношении Чупрова Е.В. административного надзора, что будет способствовать предупреждению совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, окажет на него профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5 Ф «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления, устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Таким образом, с учетом требований п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ, срок административного надзора в отношении административного ответчика может быть установлен на срок погашения судимости, но не более трех лет, исходя из положений п.1 ч.1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с установлением в отношении Чупрова Е.В. административных ограничений в виде запрещения пребывания в барах, кафе, ресторанах и других подобных заведений, где осуществляется продажа алкогольной продукции, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период с 22 до 06 часов ежедневно.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым заявление ОМВД России по Октябрьскому району удовлетворить частично, установив в отношении Чупрова Е.В. запрет пребывания в барах, кафе, ресторанах и других подобных заведений, где осуществляется продажа алкогольной продукции, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них; пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период с 22 до 06 часов ежедневно и запрещения выезда за пределы муниципального образования, выбранного им местом жительства и пребывания.

В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Суд учитывает, что ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц в ОМВД России по Октябрьскому району не в полной мере соответствует требованиям п.2 ч.1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поскольку фактический адрес проживания в период административного надзора Чупровым Е.В. может быть изменен, в связи с чем, будет затруднительным исполнения назначенного судом ограничения. Кроме того, приведенная норма закона не предусматривает установления обязанности поднадзорному лицу проходить регистрацию в конкретном органе внутренних дел. В этой части следует установить ограничение об обязательной явке четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, ст.ст. 3- 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд

решил:

Административное исковое заявление ОМВД России по Октябрьскому району об установлении административного надзора в отношении Чупрова Е.В. удовлетворить частично.

Установить в отношении Чупрова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, административный надзор сроком на три года.

Установить в отношении Чупрова Е.В. следующие ограничения:

- запрещение пребывания в барах, кафе, ресторанах и тому подобных заведениях, где осуществляется продажа алкогольной продукции;

- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них;

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период с 22 до 06 часов местного времени ежедневно.

- запрещение выезда за пределы муниципального образования на территории Российской Федерации, избранного им в качестве места постоянного проживания или преимущественного пребывания с обязательной явкой четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В соответствии с п.2 ч.3 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении Чупрова Е.В. исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Октябрьский районный суд.

Председательствующий Н.Б. Тютюнник