ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-242/19 от 12.04.2019 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-242/2019Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Звенигово 12 апреля 2019 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием представителя административного истца по ордеру от <дата> адвоката Петровой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

Файзеева Д. С. к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Марий о прекращении начисления транспортного налога,

У С Т А Н О В И Л:

Файзеев Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России № 2 по Республике Марий Эл, в котором просил прекратить начисление ему транспортного налога в отношении автомобиля <.....>, государственный регистрационный знак , ссылаясь на то, что <дата> продал транспортное средство, однако в органе ГИБДД данное транспортное средство не было снято и до настоящего времени числится за ним, ему приходят извещения об оплате транспортного налога. Считает, что с момента подписания договора купли-продажи и передачи транспортного средства покупателю у него прекратились всякие обязательства, связанные с указанным автомобилем.

В судебное заседание административный истец не явился, направил для участия в деле представителя Петрову Н.Г., которая заявленное требование и доводы в его обоснование поддержала.

Представитель административного ответчика ИФНС России № 2 по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, был извещен, представил письменный отзыв на иск, в удовлетворении требований просил отказать по доводам, изложенном в письменном отзыве. В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Конституционный суд РФ неоднократно в определениях от 26 января 2017 года, от 23 июня 2009 года № 385-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1267-О-О и др. рассматривал вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалоб, в которых оспаривалась конституционность вышеназванных норм Налогового кодекса РФ, как допускающих возложение на лиц, утративших право собственности на транспортное средство, обязанности по уплате транспортного налога в условиях отсутствия у прежнего владельца снять транспортное средство с учета.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Файзеева Д.С., административного ответчика МИФНС № 2 Республике Марий Эл, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Ермакова А.С., извещение которого признал надлежащим.

Заслушав представителя административного истца Петрову Н.Г., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела судом было установлено, что согласно сведениям МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Марий Эл на имя административного истца зарегистрировано транспортное средство <.....>, государственный регистрационный знак

Получив вышеуказанные сведения о транспортном средстве, зарегистрированном на имя административного истца, административный ответчик исчислил Файзееву Д.С. транспортный налог, подлежащий уплате за налоговые периоды <дата>, направил налогоплательщику соответствующие налоговые уведомления об уплате транспортного налога физическим лицом за <дата> в размере по <.....>

Суд находит доводы административного истца неосновательными, а требование, заявленное им - не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Так, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Как определено в пункте 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 358 НК РФ: 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; 3) промысловые морские и речные суда; 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; 6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; 9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов; 10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Участвующими в деле лицами не оспаривается, что в период с <дата> по дату разрешения спора за Файзеевым Д.С. зарегистрировано транспортное средство <.....>, государственный регистрационный знак сведения об этом органами ГИБДД были переданы налоговому органу.

Административным истцом в материалы дела представлен договор серии от <дата>, из содержания которого усматривается, что Файзеевым Д.С. произведено отчуждение принадлежащего ему транспортного средства <.....>, государственный регистрационный знак , Ермакову А.С.

Согласно карточке АМТС, находящегося под ограничением, с <дата> действует ограничение в виде аннулирования регистрации в связи с аннулированием операции за <дата>, снятия таможенных ограничений не действительно, на основании проверки таможенных органов, таможенные ограничения ввоз на ост. частн. таможенную территорию РФ и таможенного союза.

Административный истец утверждал, что в связи с указанным ограничением перерегистрация транспортного средства на нового собственника не была осуществлена.

Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, иных оснований для прекращения обязанности налогоплательщика законодательством о налогах и сборах не установлено.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

Таким образом, исходя из данных, представленных ГИБДД МВД России по Республике Марий Эл, по настоящее время транспортное средство с регистрационного учета не снято, его владельцем является Файзеев Д.С., вследствие чего оснований для возложения обязанности на МИФНС России № 2 по Республике Марий Эл для прекращения начисления административному истцу транспортного налога за <дата> в связи с заключением им договора купли-продажи транспортного средства, не имеется.

Суд находит правомерным исчисление административному истцу транспортного налога в отношении транспортного средства <.....>, государственный регистрационный знак , что соответствует обстоятельствам дела и законодательству, в том числе Постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", Приказу МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по спорному вопросу, выраженной в Определении от 24 декабря 2012 года N 2391-О, определении от 24 марта 2015 года N 541-О; основания прекращения начисления административному истцу транспортного налога отсутствуют.

Доводы административного истца о том, что на транспортное средство было наложение ограничение, не имеют правового значения, поскольку в силу действующего налогового доказательства, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 210 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Марий о прекращении начисления транспортного налога за транспортное средство <.....>, государственный регистрационный знак , Файзееву Д. С. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2019 года