ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2510/2022 от 18.05.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-020132-80 Дело № 2а-2510/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при помощнике Литиковой М.Е.,

с участием представителя административного истца Селькова М.В.,

рассмотрев 18 мая 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению ПАО «ФСК ЕЭС» к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействие, выразившееся в не организации проведения работ по содержанию автомобильной дороги от поворота на улицу ... на участке дома ... улицы ... до дома ... улицы ... в нормативном состоянии в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.2.5 «ГОСТ Р505972017, об обязании привести автомобильную дорогу от поворота на улицу ... на участке дома ... улицы ... до дома ... улицы ... в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р505972017, взыскании государственной пошлины, возврате излишне уплаченной государственной пошлины,

установил:

ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в суд с административным исковым заявлением с учетом принятых судом уточнений к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействие, выразившееся в не организации проведения работ по содержанию автомобильной дороги от поворота на улицу ... на участке дома ... улицы ... до дома ... улицы ... в нормативном состоянии в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.2.5 «ГОСТ Р505972017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», об обязании привести автомобильную дорогу от поворота на улицу ... на участке дома ... улицы ... до дома ... улицы ... в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.2.5 «ГОСТ Р505972017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.». также административным истцом заявлено о взыскании судебных расходов в вид государственной пошлины в размере 2000 руб., и возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 4000 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ПАО «ФСК ЕЭС» принадлежат на праве собственности электросетевой комплекс - ПС 220/110/10 кВ «Сыктывкар», адрес объекта: Республика ..., а также объекты производственной базы в г. Сыктывкаре (6 зданий, 6 сооружений), адрес объектов: ... ПС 220/110/10 кВ «Сыктывкар» (номер в реестре ЕНЭС ..., занимает земельный участок с кадастровым номером: ...) является объектом повышенной опасности и частью Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) и обеспечивает значительную часть потребителей городского округа Сыктывкар необходимой электроэнергией. Комплекс ипроизводственно-технологических объектов «Производственная база Северного ПМЭС г. Сыктывкар» (приказом Минэнерго России от 09.09.2020 № 758 включено в реестр ЕНЭС, занимает земельные участки с кадастровыми номерами: ..., ...) также является частью ЕНЭС и обеспечивает ключевые потребности ПАО «ФСК ЕЭС» на территории Республики Коми при осуществлении деятельности основного производства по обслуживанию объектов магистральных сетей электроснабжения Республики Коми и Архангельской области. Автодорога по ул. ... г. Сыктывкар (от поворота с основной дороги на ПС 220/110/10 кВ «Сыктывкар» до конца торцевого ограждения территории производственной базы ПАО «ФСК ЕЭС», обеспечивает единственный подъезд к ПС 220/110/10 кВ «Сыктывкар» и производственной базе ПАО «ФСК ЕЭС» и находится в аварийно-опасном состоянии, проезд спецтехники (в т.ч. аварийных служб) крайне осложнен. Спорная дорога существовала на момент, возведения ПС 220/110/10 кВ «Сыктывкар» в 1992 году. При строительстве подстанции был возведен исключительно подъезд к ней длиной 75 метров, который в последствии вошел в состав имущественного комплекса. С учетом отсутствия сведений о регистрации права собственности на спорную автомобильную дорогу, она не была включена в планы приватизации РЭУ «Комиэнерго» либо каких-либо иных предприятий, следовательно указанная дорога как объект инженерной инфраструктуры относится к ведению органов местного самоуправления. Спорная автомобильная дорога обеспечивает проезд транспорта и движение пешеходов к земельным участкам не только истца, но и других собственников земельных участков. Письмом от 16.11.2018 № М7/П6/Р1/837 филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - Северное ПМЭС обратилось в адрес АМО ГО «Сыктывкар» с просьбой осуществить ремонт дорожного полотна подъездной автодороги во избежание чрезвычайных происшествий и в целях повышения надежности электроснабжения городского округа Сыктывкар. Письмом от 17.12.2018 № 01/1-15/614 АМО ГО «Сыктывкар» сообщила, что проведение работ по ремонту указанного участка дороги за счет средств бюджета МОГО «Сыктывкар» не представляется возможным, т.к. влечет нецелевое использование бюджетных средств, поскольку участок дороги не состоит в реестре муниципальной собственности администрации, в оперативное управление обслуживающей организации не передан. ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось с заявлением к Отделу ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару по проведению проверки состояния автомобильной дороги и выдаче предписания, на что письмом № 3/217803822283 от 24.05.2021 отдел ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару уведомил ПАО «ФСК ЕЭС» о возбуждении в отношении администрации производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку в ходе проверки проведенной органом 09.04.2021 установлено что АМО ГО «Сыктывкар», являясь ответственным лицом за содержание улично-дорожной сети г. Сыктывкара в безопасном для дорожного движения состоянии, не выполнило требований по содержанию автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состояния в границах МОГО «Сыктывкар», а именно имеются продольные и поперечные трещины в асфальтобетонном покрытии, многочисленные просадки, выбоины размеры которых превышают по длине 90 см и глубине 8 см, что является нарушением п. 5.2, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р50597-2017. Поскольку администрации МО ГО «Сыктывкар» не организует проведение работ по содержанию в нормативном состоянии автомобильной дороги от поворота на улицу ... на участке дома ... улицы 1- я ... до дома ... улицы ..., административный истец указывает о наличии бездействия со стороны администрации, которое просит признать незаконным и обязать выполнить такие работы. Также в связи с оплатой при подаче иска государственной пошлины, просит взыскать с администрации МО ГО «Сыктывкар» судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 рублей. Излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4000 рублей возвратить.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару.

В судебном заседании представитель административного истца Сельков М.В. настаивал на удовлетворении требований.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, представленные по делу доказательства и установленные по делу обстоятельства, обозрев материалы дела об административном правонарушении Кутузовского судебного участка г.Сыктывкар РК № 5-638/2021, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу ст. 13 Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч. 1 ст. 17 Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-2017.

Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Исходя из положений п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В соответствии с п. 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017 не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см, их устранение на всех категориях дорог и группах улиц осуществляют в течение 7 сут с момента обнаружения.

При этом в силу требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа (ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Таким образом, исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Установлено, что в ходе проведенной проверки ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару обследования дорог и улиц, расположенных на административной территории г.Сыктывкара, на предмет эксплуатационного состояния допустимого по условиям обеспечения безопасности движения в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе по ул. ... на участке от дома ... до дома ... на проезжей части имеются разрушения асфальтобетонного покрытия, многочисленные просадки, выбоины, провалы, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 90 см. и глубине – 8 см.

Данные нарушения зафиксированы в акте обследования улично-дорожной сети г. Сыктывкара ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от 09.04.2021.

Указанные обстоятельства послужили основанием возбуждения в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 09.06.2021 по делу № 5-638/2021, вступившем в законную силу администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штраф, который оплачен администрацией.

Из материалов дела следует, что нарушения требований ГОСТ на спорном участке дороги до настоящего времени не устранены.

Также установлено, что спорный участок дороги не имеет собственника, также не состоит на учете в администрации, но при этом является дорогой общего пользования.

Соответственно, именно администрация МО ГО «Сыктывкар» должна обеспечивать безопасные условия эксплуатации данного участка дороги.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии со стороны административного ответчика незаконного бездействия, выразившегося в не организации проведения работ по содержанию автомобильной дороги от поворота на улицу ... на участке дома ... улицы ... до дома ... улицы ... в нормативном состоянии в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017. Наряду с иными собранными по делу доказательствами данная обязанность администрации МО ГО "Сыктывкар" обеспечивать безопасные условия эксплуатации спорного участка дороги, закреплена постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 09.06.2021 по делу № 5-638/2021.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и наличии оснований для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности организовать проведение мероприятий по приведению автомобильной дороги от поворота на улицу ... на участке дома ... улицы ... до дома ... улицы ... в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017.

Определяя срок в соответствии с которым необходимо исполнить возложенную обязанность, суд учитывая, что для проведения таких работ необходимы погодные условия, а также принимая во внимание особенности финансирования, возможный объём работ, суд устанавливает срок для исполнения до 01.09.2023.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется положениями ст. ст. 103, 111 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу данных норм расходы на оплату государственной пошлины относятся к судебным.

Из материалов дела следует, что административный истец при обращении с административным иском оплатил государственную пошлину в размере 6000 руб.

В соответствии с абз. 2 пп. 7 п. 2 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, организацией уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Административный ответчик как орган местного самоуправления освобождён лишь от оплаты государственной пошлины при обращении в суд, но не от возмещения расходов на её оплату, понесённых сторонами по делу. В связи с чем с учётом положений ст. 103 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 2000 руб.

Кроме того, согласно ст. 105 Кодекса административного судопроизводства РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

Поскольку при подаче административного иска административным истцом оплачена государственная пошлина в большем размере, чем предусмотрено требованиями абз. 2 пп. 7 п. 2 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, при этом административным истцом заявлено о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, суд приходит к выводу о том, что уплаченная административным истцом государственная пошлина в сумме 4000 рублей подлежит возврату.

На основании излоежнного и руководствуясь статьями 175-180, 105, 111, 113 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ПАО «ФСК ЕЭС» к администрации МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в не организации проведения работ по содержанию автомобильной дороги от поворота на улицу ... на участке дома ... улицы ... до дома ... улицы ... в нормативном состоянии в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01 сентября 2023 года организовать проведение мероприятий по приведению автомобильной дороги от поворота на улицу ... на участке дома ... улицы ... до дома ... улицы ... в соответствии с требованиями пунктов 5.2, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017.

Взыскать с администрации МО ГО «Сыктывкар» в пользу ПАО «ФСК ЕЭС» государственную пошлину в размере 2000 (два тысячи) рублей.

Возвратить ПАО «ФСК ЕЭС» уплаченную государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей согласно платежного поручения 22892 от 25.11.2021.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2022 года.