ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-25/2024 от 17.01.2024 Солнечного районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а – 25/2024 (2а-932/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Солнечный 17 января 2024 года

Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Столяровой А.А., с участием:

административного истца Комагорцева А.А.,

представителя административного ответчика ОНД и ПР по Солнечному муниципальному району Троценко А.Г.,

при секретаре судебного заседания Зайнутдиновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комагорцева А.А. к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Солнечному муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору № от 25.08.2023,

УСТАНОВИЛ:

Комагорцев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОНД и ПР по Солнечному муниципальному району, УНД и ПР МЧС России по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене предписания № государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору от 25.08.2023. В обоснование заявленных административных требований указал, что с предписанием не согласен в полном объеме:

- в разделе «Пожарная сигнализация» инспектором не дана оценка тому, что каждое помещение оборудовано автономным пожарным извещателем, который выполняет функцию оповещения людей о пожаре, звуковым тонированным сигналом, кроме того на дату подачи заявления помещения (гексагон, палатки, шалаши) оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- в разделе «Пути эвакуации» инспектором неверно определен класс функциональной пожарной опасности строения. Гексагон используется исключительно в качестве банного комплекса без проживания людей, следовательно класс пожарной опасности- Ф3.6, кроме того в предписании, акте осмотра, акте проверки не содержится сведений о применении специальных технических средств – измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку;

- в разделе «Электричество» по требованию устранить нарушение- электрическая проводка проложена по горючему основанию – (гексагон): должностные лица государственного пожарного надзора не вправе предписывать требования о выполнении обязательных требований пожарной безопасности, надзор за которыми относится к компетенции иных контрольно-надзорных органов (органов государственного энергетического надзора) (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, Правила устройства электроустановок). Помимо этого, протокол осмотра к акту проверки от 22.08.2023, акт проверки, предписание не содержат никаких данных об установлении горючести основания, также не определена группа горючести материалов основания, по которому проложена электрическая проводка; по требованию устранить нарушение: в палаточных конструкциях проложены электрические сети (при размещении детей): согласно ГОСТ Р 58187-2018 «Туристкие услуги. Кемпинги. Общие требования» глемпинги, которые относятся к данной категории, не могут быть использованы для организации детского отдыха. Кроме того, на территории глемпинга Эвен не предусмотрено размещение детей без сопровождения взрослых, в том числе в палаточных конструкциях.

- по разделу «Печное отопление»: измерительные приборы, использованные инспектором, не прошли метрологическую поверку; стена является элементом здания, а не оборудованием (ст.83 Правил противопожарного режима), не определена группа горючести материала, произвольно продекларировано, что деревянная стена является горючим материалом; гексагон используется в качестве банного комплекса без проживания людей, оборудовано дровяной печью с заслонкой. Обслуживание печи производится только сотрудником предприятия, кроме того, во время проведения проверки отопительные печи нигде не топились и не могли быть оставлены без присмотра; класс пожарной безопасности гексагона Ф 3.6, если считать требования о разделении ограждающими конструкциями законным, предел огнестойкости помещений класса Ф 1.2 и Ф 3.6 здания V степени огнестойкости определяется таблицей 24 ФЗ-123 от 22.07.2008 (15 минут), противопожарная дверь в соответствии с таблицей 24 в данной перегородке 15 минут, то есть деревянная дверь даже не требует огнезащитной обработки;

- по разделу «Противопожарные разрывы» - противопожарное расстояние (разрывы) между жилыми зданиями (сооружениями) менее 15 метров. Нормативным документом для глемпингов является ГОСТ Р 58187-2018, где в соответствии с п.10.8.10 указано, что расстояние между любыми объектами кемпинг-размещения и сооружениями должно быть не менее 3 метров;

- раздел «Прочее» - не соответствует действительности, в ходе проверки были представлены утвержденный график дежурства и приказ, телефонной связью, электрическими фонарями сотрудники обеспечены, сотрудники также были обеспечены респираторами и очками, которые были заменены на «Самоспасатели Шанс Е»; по не организации деятельности подразделений пожарной охраны: глемпинг Эвен не входит в перечень объектов, где в обязательном порядке создается пожарная охрана.

Кроме того, административным истцом Комагорцевым А.А. указано, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением было для него единственной возможностью восстановления нарушенных прав и свобод, поскольку ОНД и ПР по Солнечному муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю при документальном оформлении проверки от 25.08.2023 на документах не указано необходимых ссылок на QR- код документа, позволяющего перейти по ссылке в соответствующий орган для обжалования результатов выездной проверки, через портал Госуслуг жалобу подать также не удалось, поскольку он не находит номер проверки, обращение в тех.поддержку результатов не дало.

В судебном заседании административный истец Комагорцев А.А. требования административного иска поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что хоть и считает требования предписания незаконными, некоторые из них на момент рассмотрения дела выполнены, а именно: требования по оборудованию помещений пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечение дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны, системы оповещения людей, находящихся на территории глемпинга о пожаре и о возможном возникновении чрезвычайной ситуации (п.1-4 предписания). Также выполнено требование по установке электрической проводки по негорючему основанию в номерах «Гексагон», «Шалаш 1», «Шалаш 2» (п.10 предписания) и требование п.17 (прочее). Дополнительно пояснил, что помещение гексагона в настоящее время не функционирует совсем, поскольку там будет проведена полная реконструкция с учетом требований пожарной безопасности, о чем уже заключен договор с соответствующей организацией.

Представитель административного ответчика ОНД и ПР по Солнечному муниципальному району – главный государственный инспектор Савин А.А. (в судебном заседании от 25.12.2023) административные исковые требования Комагорцева А.А. не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии со ст.39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Соответствующее административное исковое заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у данных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действий, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (п.1.1 ст.219 КАС РФ). Согласно п.5 ст.40 ФЗ-248 жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Также в силу п.6 ст.40 ФЗ-248 жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания. Ранее ИП Комагорцев А.А. уже обращался в Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю с целью обжалования результатов выездной проверки № от 25.08.2023, на что был дан ответ, что жалоба подана ненадлежащим образом и предложено подать жалобу в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством. Своим правом на досудебное обжалование ИП Комагорцев А.А. не воспользовался, как и правом на восстановление срока обжалования уполномоченным органом. В связи с чем полагает, что жалоба на предписание № от 25.08.2023 является незаконной и не может быть рассмотрена в судебном порядке. Также пояснил, что надзорным органом из предписания № от 25.08.2023 были исключены пункты № 11 (в палаточных конструкциях проложены электрические сети (при размещении детей) № 18 (на территории Глемпинга не организована деятельность подразделений пожарной охраны).

Представитель административного ответчика ОНД и ПР по Солнечному муниципальному району –государственный инспектор Троценко А.Г. в судебном заседании возражал против заявленных Комагорцевым А.А. административных исковых требований, ссылаясь на законность вынесенного предписания, которое оспаривает административный истец.

Представитель административного соответчика Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, возражений на иск не представил.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров (статья 37 Федерального закона N 69-ФЗ).

В силу абзаца десятого статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусматривает, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ (часть 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).

Судом установлено, что 25.08.2023 государственным инспектором Солнечного муниципального района по пожарному надзору была проведена плановая выездная проверка в отношении одноэтажных палаточных конструкций, установленных на деревянном основании в количестве 6 единиц (палатки): двухэтажных палаточных конструкций, выполненных из дерева (шалаши) в количестве 2 единиц; трехэтажного деревянного здания (гексагон) в количестве 1 единицы и прилегающей территории к указанным зданиям (сооружениям) индивидуального предпринимателя Комагорцева А.А., расположенных по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, Солнечное лесничество, квартал № (выдел 1 (часть) Солнечного участкового лесничества, Часть , кадастровый номер .

Основанием для проведения проверки послужило решение главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору № от 11.08.2023.

По результатам проверки был составлен акт выездной проверки № от 25.08.2023 и ИП Комагорцеву А.А. вынесено предписание № от 25.08.2023, согласно которому в срок до 01.12.2023 необходимо устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

- помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации – гексагон, палатки, шалаши (п.1);

- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре- гексагон, палатки, шалаши (п.2);

- система пожарной сигнализации не обеспечивает передачу дублирования сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (установлены автономные пожарные извещатели) - гексагон, палатки, шалаши (п.3);

- не предусмотрена система оповещения людей, находящихся на территории глемпинга, о пожаре и о возможном возникновении чрезвычайной ситуации (п.4);

- высота пути эвакуации по лестничному маршу менее 2,2 метра (гексагон -1,68м) (п.5);

- ширина проступи ступеней внутренних лестниц предназначенных для эвакуации людей различной ширины и менее 25 см. (фактически от 17 до 25 см.) – гексагон (п.6);

- высота ступеней внутренних лестниц, предназначенных для эвакуации людей более 22 см. (фактически – 30 см.) – гексагон (п.7);

- на путях эвакуации установлены криволинейные лестницы с забежными ступенями – гексагон (п.8);

- в 3-х этажном деревянном здании класса Ф1.2 менее двух эвакуационных выходов имеют этажи здания (сооружения) – гексагон (п.9);

- электрическая проводка проложена по горючему основанию – гексагон (п.10);

- в палаточных конструкция проложены электрические сети (при размещении детей) (п.11);

- размеры разделок дымовых каналов менее 380 мм до конструкций зданий (строений) выполненных из горючих материалов (фактический размер составляет 120 мм) – гексагон (п.12);

- расстояние от отопительной печи до деревянной стены здания (сооружения) менее 0.7 м. (фактически – 0,32 м.) – гексагон (п.13);

- в зданиях для проживания людей допускается оставление без присмотра источники открытого огня (печи) – гексагон (п.14);

- помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещения для проживания людей класса Ф1.2 с баней класса Ф3.6) – гексагон (п.15);

- противопожарное расстояние (разрывы) между жилыми зданиями (сооружениями) менее 15 м. (п.16);

- в зданиях для проживания людей руководитель организации не организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и не обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного (п.17);

- на территории Глэмпинга не организована деятельность подразделений пожарной охраны (п.18).

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется с 1 июля 2021 года обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, среди которых пунктом 1 предусмотрен федеральный государственный пожарный надзор, осуществляемый Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с частью 1 статьи 40 ФЗ N 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи.

Рассматривая доводы представителей административного ответчика ОНД и ПР по Солнечному муниципальному району о нарушении процедуры досудебного обжалования предписания, суд исходит из следующего.

Из пояснений административного истца Комагорцева А.А. и материалов дела установлено, что 06.09.2023 на официальную почту ГУ МЧС по Хабаровскому краю им была направлена жалоба на предписание № от 25.08.2023 (т.1, л.д.19-20).

Письменным ответом от 13.09.2023 № ГУ МЧС по Хабаровскому краю уведомило ИП Комагорцева А.А. о необходимости подать обращение и иные ходатайства (о продлении сроков) в электронном виде согласно законодательству (через портал Госуслуги) (т.1, л.д. 21).

Из скрина Единого портала проверок следует, что внеплановой выездной проверке по решению главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савина А.А. № от 11.08.2023 присвоен № (т.1, л.д. 28).

Согласно скрину со страницы портала Госуслуги, номер проверки имеет статус «ничего не найдено», таким образом портал Госуслуги не обнаружил номер проверки, размещенный на едином портале проверок (т.1, л.д. 29).

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (на портале Госуслуги) 02.10.2023 рекомендовало Комагорцеву А.А. обратиться в ФГИС «Единый реестр проверок».

Согласно ответу на обращение службы технической поддержки от 17.11.2023, если проверка находится в статусе «опубликовано» и в ЕПГУ она не отображается, то необходимо обращаться в ЕПГУ для выяснения по какой причине у них не отображаются данные (т.1, л.д.32).

Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 (ред. от 27.10.2021) "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (Приложение № 14) установлено, что случае несогласия с решением проверки его можно обжаловать как с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), перейдя по ссылке https://knd.gosuslugi.ru/, так и с помощью QR-кода, находящегося на бланке акта проверки, предписания.

Как следует из пояснений главного государственного инспектора ОНД и ПР по Солнечному муниципальному району Савина А.А. в судебном заседании, в предписании данные QR-кода действительно не были указаны, так как выкладка всех документов проходила через программное обеспечение, которое изначально не предусматривало внесение этих данных, но при этом там имеется ссылка на досудебное обжалование.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, учитывая возникшие в процессе досудебного обжалования ИП Комагорцевым А.А. проблемы технического характера, суд приходит к выводу об уважительности причин, по которым административный истец не смог обратиться в предусмотренный законом срок и в указанном досудебном порядке для обжалования предписания надзорного органа, в связи с чем его обращение в суд за защитой нарушенных прав обоснованно.

Давая оценку законности вынесенного в отношении ИП Комагорцева А.А. предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от 25.08.2023, суд принимает во внимание, что пункты № 11 и 18 были исключены должностным лицом надзорного органа из требований, в связи с чем данные пункты предписания не рассматривались судом на предмет законности.

Согласно п. 3 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются путем устройства систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В силу ст.54 Федерального закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со ст.83 Федерального закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:

1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении;

2) устройством для контроля работоспособности установки;

3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения;

4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара;

5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.

Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием (п.4).

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (п.7).

На основании пункта "б" части 1 статьи 32 Федерального закона N 123-ФЗ здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения и или группы помещений, функционально связанные между собой) в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на классы функциональной пожарной опасности, при этом - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов отнесены к классу функциональной пожарной опасности Ф1.2.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 53 Федерального закона N 123-ФЗ для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.

Требованиями ст. 89 указанного Федерального закона установлено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

В силу ч. 8 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

Как следует из положений ч.1 ст.88 Федерального закона N 123-ФЗ, части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

Пункт 6.1 "СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", утвержденного Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582 содержит общие требования к системам пожарной сигнализации.

На основании пп.6.1.1 СП 484.1311500.2020, СПС должна проектироваться с целью выполнения следующих основных задач: своевременное обнаружение пожара; достоверное обнаружение пожара; сбор, обработка и представление информации дежурному персоналу; взаимодействие с другими (при их наличии) системами противопожарной защиты (формирование необходимых инициирующих сигналов управления), АСУ ТП, ПАЗ и инженерными системами объекта.

Приложение А.1 вышеуказанного СП устанавливает перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих оснащению безадресными и адресными системами пожарной сигнализации, к которым согласно п.2 таблицы А1 относятся гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (Ф1.2).

В соответствии с п.4.1 "СП 486.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказ МЧС России от 20.07.2020 N 539, при определении необходимости защиты здания и его отдельных помещений автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следует в первую очередь определить необходимость защиты здания в целом (таблица 1), затем определить необходимость защиты каждого сооружения (таблица 2) и помещения (таблица 3), входящих в состав здания, и в заключении определить необходимость защиты оборудования, находящегося в помещениях здания (таблица 4). При этом наряду с требованиями, указанными в таблицах, также учитываются положения настоящего раздела.

Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и (или) СПС, представлен в таблицах 1 - 4 (п.4.8).

Согласно таблице 1 СП 486.1311500.2020 к помещениям, подлежащих защите АУП и (или) СПС относятся гостиницы и общежития не квартирного типа, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (класса функциональной пожарной опасности Ф1.2) (п.8.2).

В соответствии с п.3.1 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпинги, мотели и пансионаты) (п.4 табл.2 раздела 7 "СП 3.13130.2009).

В силу п.10.8.7 ГОСТ Р 58187-2018 "Туристские услуги. Кэмпинги. Общие требования" (введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.06.2018 № 429-ст) администрацией кемпинга должна быть предусмотрена система оповещения людей, находящихся на территории кемпинга, о пожаре и о возможном возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.4.3.6 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 (ред. от 21.11.2023) На путях эвакуации, как правило, не допускается:

- устройство криволинейных лестниц, лестниц с забежными ступенями, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты, разрезных лестничных площадок, за исключением криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений (кроме зданий лечебных учреждений) с пребыванием не более 5 человек, и криволинейных парадных лестниц при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил, а также за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности);

- устройство криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах лестницы или лестничной клетки. Допускается в пределах лестничной клетки или лестницы устройство ступеней с иными параметрами для маршей, ведущих в технические этажи, чердаки, на кровлю (за исключением эксплуатируемой) и в служебные помещения с пребыванием не более 5 человек при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил.

В силу п.4.4.1 СП 1.13130 высота пути эвакуации должна быть не менее 2,2 м.

Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, а ширина проступи - как правило, не менее 25 см, за исключением наружных лестниц; высота ступени - не более 22 см и не менее 5 см. (п. 4.4.3 СП 1.13130).

Согласно п. 4.2.9. СП 1.13130 этажи зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4 должны иметь, как правило, не менее двух эвакуационных выходов.

В соответствии с п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.

В силу п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Запрещается прокладывать электрическую проводку по горючему основанию либо наносить (наклеивать) горючие материалы на электрическую проводку (пп.з п.35 Правил).

Согласно п.83 вышеуказанных Правил товары, стеллажи, витрины, прилавки, шкафы, горючие материалы и другое оборудование, изготовленные из горючих материалов, располагаются на расстоянии не менее 0,7 метра от печей, а от топочных отверстий - не менее 1,25 метра.

В соответствии с п. Б.1 Свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116, размеры разделок печей и дымовых каналов с учетом толщины стенки печи следует принимать равными 500 мм до конструкций зданий из горючих материалов и 380 мм - до конструкций, защищенных в соответствии с подпунктом "б" пункта 5.21.

Системное толкование вышеуказанных норм права, вопреки доводам административного истца, позволяет сделать однозначный вывод о законности пунктов 1-10,12-13, 15 и 17 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от 25.08.2023, поскольку они основаны на нормах, регулирующих отношения по пожарной безопасности и должны соблюдаться, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, суд не может признать законными п.14 и 16 предписания ввиду следующего.

Как следует из п. 14 предписания, в качестве нарушения требований пожарной безопасности ИП Комагорцеву А.А. вменяется то, что в зданиях для проживания людей допускается оставление без присмотра источника открытого огня (печи) – в гексагоне, что по мнению надзорного органа, нарушает п. п.85 Правил противопожарного режима РФ, согласно которому в зданиях для проживания людей запрещается оставлять без присмотра источники открытого огня (свечи, непотушенная сигарета, керосиновая лампа и др.).

Из пояснений административного истца в судебном заседании следует, что на момент проверки надзорным органом, печь в помещении гексагона не топилась, кроме того печь не является источником открытого огня, она закрыта, имеет задвижки, отдыхающим пользоваться печью без специального сотрудника запрещено приказом.

Как именно должен быть исполнен данный пункт предписания, представитель административного истца Троценко А.Г. затруднился ответить, указав, что необходимо постоянное круглосуточное наблюдение ответственного лица, либо следует исключить нахождение печи в помещении гексагона.

Вопреки положениям ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в пункте 14 предписании № 64/2 от 25.08.2023 не содержится указания на конкретные действия, необходимые для устранения выявленных нарушений, что не позволяет установить соответствие изложенного в нем требования положениям действующего законодательства и свидетельствует о несоответствии данного пункта предписания критерию исполнимости.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о признании п.14 предписания № от 25.088.2023 незаконным.

Также, по мнению суда, незаконным является п.16 предписания, исходя из следующего.

В предписании государственный инспектор Солнечного муниципального района Троценко А.Г. ссылается на нарушение ст.4, ст.6, ст.69 Федерального закона от 22.7.2008 № 123-ФЗ, табл. 1 п.4.3, п.4.4 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты», согласно которым противопожарное расстояние (разрывы) между жилыми зданиями (сооружениями) менее 15 метров.

В соответствии с п.4.3 свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13.

Противопожарные расстояния от указанных зданий, сооружений до зданий, сооружений производственного и складского назначения следует принимать по таблице 1, если иное не предусмотрено настоящим сводом правил и другими нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

Противопожарное расстояние между зданиями, сооружениями определяется как наименьшее расстояние в свету между наружными стенами или другими ограждающими конструкциями. При наличии конструктивных элементов из горючих материалов, выступающих за пределы указанных конструкций более чем на 1 м, расстояние следует принимать от указанных элементов (п. 4.4 СП 4.13130).

В настоящее время, с точки зрения законодательства, требования к кемпингу и глэмпингу идентичны и регулируются ГОСТом Р 58187-2018 "Туристские услуги. Кэмпинги. Общие требования".

В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р-58187-2018 (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июля 2018г. № 429-ст), к объектам кемпинг-размещения относятся стационарные некапитальные сооружения, в том числе мобильные дома, бунгало, жилые модули (легкие каркасные здания и модульные конструкции), кемпинговые палатки и другие виды туристического оборудования (снаряжения), используемые для организации пребывания (ночлега) в кемпинге, автодома, караваны, а также непосредственно питчи.

К питчам относятся площадки для установки прочих некапитальных сооружений (помимо палаток, автомобиля, автодома, каравана) (п.5.2 ГОСТ Р-58187-2018).

Поскольку используемый ИП Комагорцевым А.А. объект защиты, состоящий из шести одноэтажных палаточных конструкций, установленных на деревянном основании, двух двухэтажных палаточных конструкций, выполненных из дерева, одного трехэтажного деревянного здания, объективно соответствует описанию объекта кемпинг-размещения, содержащегося в пунктах 5.1 и 5.2 ГОСТ Р-58187-2018, к данному объекту подлежат применения специальные правила пожарной безопасности, установленные ГОСТ Р-58187-2018.

В силу п. 10.8.10 ГОСТ Р-58187-2018, расстояния между любыми объектами кемпинг-размещения и сооружениями должна быть не менее 3 м.

В связи с чем, п.16 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от 25.08.2023 по соблюдению противопожарного расстояния (разрыва) между жилыми зданиями (сооружениями) на объекте защиты, расположенного по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, Солнечное лесничество квартал № 17 (выдел 1 (часть) Солнечного участкового лесничества, часть . Кадастровый номер- , менее 15 метров, признается судом незаконным.

Доводы представителя административного ответчика о наличии вступившего в законную силу решения Солнечного районного суда Хабаровского края от 03.08.2023 по гражданскому делу № 2-473/2023, которым были удовлетворены в полном объеме требования прокурора Солнечного района Хабаровского края к индивидуальному предпринимателю Комагорцеву А.А. о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, не имеют для разрешения настоящего административного дела преюдициального значения, поскольку обжалуемое предписание № не было предметом рассмотрения гражданского дела.

Кроме того, постановлением Солнечного районного суда Хабаровского края по делу об административном правонарушении № 5-50/2023 от 09.10.2023 года, вступившим в законную силу 27.10.2023 года, ИП Комагорцев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение ИП в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в период, когда он являлся подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ).

В указанном постановлении судья пришел к аналогичному выводу, что к вышеуказанному объекту кемпинг-размещения подлежат применения специальные правила пожарной безопасности, установленные ГОСТ Р-58187-2018, в соответствии с пунктом 10.8.10 которого, расстояния между любыми объектами кемпинг-размещения и сооружениями должна быть не менее 3 м.

В связи с чем, вменение предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от 25.04.2023 обязанности по соблюдению противопожарного расстояния (разрыва) между жилыми зданиями (сооружениями) на объекте защиты, состоящего из: шести одноэтажных палаточных конструкций, установленных на деревянном основании, двух двухэтажных палаточных конструкций, выполненных из дерева, одного трехэтажного деревянного здания, расположенного по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, Солнечное лесничество квартал № (выдел 1 (часть) Солнечного участкового лесничества, часть . Кадастровый номер- , менее 15 метров, следует признать неправильным и, как следствие, не подлежащим исполнению.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований Комагорцева А.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Комагорцева А.А. к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Солнечному муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору № от 25.08.2023, удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты № 14 и № 16предписания государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору № от 25.08.2023.

В остальной части административных исковых требований Комагорцева А.А. к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Солнечному муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Солнечный районный суд в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в течение месяца.

Судья А.А. Столярова

Мотивированное решение изготовлено 24.01.2024.