КОПИЯ
Дело №2а-6/2020
Решение
Именем Российской Федерации
Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Кустовой Н.И.,
при секретаре Ивановой А.М.,
с участием процессуального истца- помощника прокурора Приаргунского района Забайкальского края Перфильевой В.А.,
представителя ответчика- Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №» Богданова А.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании в п. Приаргунск 22 января 2020 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №», филиалу Публичного акционерного общества ТГК-14 «Читинская генерация» о признании бездействия филиала ПАО «ТГК-14» «Читинская генерация» по организации работ по исполнению законодательства антитеррористического характера незаконным, обязывании Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №» профинансировать филиал «Читинская генерация» для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу,
установил:
Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания №" к структурному подразделению филиала "Читинская генерация" Приаргунской ТЭЦ с вышеуказанным административным иском, обосновав его следующим. Прокуратурой района в июле 2019 года проведан проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму на Приаргунской ТЭЦ, в ходе которой выявлены существенные нарушения требований антитеррористического законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса (далее- Правила). В связи с выявленными нарушениями указанного законодательства прокурором ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений противодействие терроризму. Указанное представление рассмотрено. Из ответа директора филиала ПАО "ТГК-14" "Читинская генерация" следует, что основную часть недостатков в антитеррористической защищённости объекта планируется устранить в 2019 году, требующие значительных финансовых затрат в 2020 году.
В ходе проверки, проведённой прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения Правил не устранены.
В нарушении п. 70 Правил, основное ограждение из железобетонных плит с северной стороны объекта имеет проломы, с северной стороны в районе КПП (одноэтажное здание, не принадлежащее Приаргунской ТЭЦ и, находящиеся одной стороной на территории объекта) отсутствует. В нарушение требования Приложения № и п.71 Правил, отсутствует запретная зона в районе склада ГСМ, с западной и с юго-восточной стороны объекта.
В нарушение п.73 Правил суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного, с северной стороны периметра (в районе ОРУ), менее 2,5 метра. В нарушении п.п.75,76 Правил, основное ограждение, с западной стороны объекта, а также с юго-восточной стороны объекта (в районе склада ГСМ), выполнено из металла толщиной листа менее 2 мм., с южной стороны объекта бетонное ограждение в нескольких местах, имеет деревянные ставки.
В нарушение п.п. 64, 80 Правил основное ограждение объекта с южной стороны, а также в районе КПП, на тараноопасном направлении не имеет противотаранного заграждения.
В нарушение п. 82 Правил, верхнее дополнительное ограждение основного ограждения, выполненного из бетонных плит, с северной и южной сторон объекта имеет порывы, в некоторых местах более 0,5 метра, с юго- восточной стороны (в районе склада ГСМ) отсутствует.
В нарушение п.83 Правил по всему периметру объекта (за исключением северной стороны, в районе КПП) отсутствует нижнее дополнительное ограждение.
В нарушение п.85 Правил на крыше одноэтажного здания гаража, являющегося составной частью ограждения периметра, с северной стороны, отсутствует дополнительное ограждение.
В нарушение п.п. 104, 105 Правил отсутствует предупредительные знаки о запрещении прохода в запретную зону по всему периметру объекта.
В нарушение п. 116 Правил на КПП у двери снаружи отсутствует телекамера для наблюдения за подступами двери.
В нарушение приложения № и п.п. 131-137 Правил досмотровая площадка для автомобильного транспорта на совмещенном КПП не соответствует установленным требованиям.
В нарушение пп. «а», «г» п. 139 Правил досмотровая площадка не оборудована вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумом), ограждением места несения службы, колёсоотбоями.
В нарушение п. 145 Правил с внутренней стороны КПП отсутствует стационарное противотаранное устройство для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта.
В нарушение п.п. 148, 150, 151 Правил и паспорта безопасности объекта КПП для железнодорожного транспорта отсутствует.
Приаргунская ТЭЦ относится к объектам топливно-энергетического комплекса с пребыванием в нём работников, иных граждан, выявленные нарушения требований антитеррористической защищённости препятствуют безопасному функционированию объекта, создают условия для возможных аварий на указанном объекте, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, нарушение жизнедеятельности насилия, в том числе на получение коммунальных ресурсов.
В дальнейшем уточнил требования, просил суд с учётом уточнённых требований признать бездействие филиала ПАО "ТГК-14" "Читинская генерация" по организации работ по исполнению законодательства антитеррористического характера незаконным, обязать филиал организовать работы по установлению ограждения с северной стороны в районе КПП (одноэтажное здание, не принадлежащее Приаргунской ТЭЦ и, находящееся одной стороной на территории объекта).
Установить знаки «запретная зона» в районе склада ГСМ, с западной и с юго-восточной стороны объекта.
Установить ограждение с учетом дополнительного, с северной стороны периметра (в районе ОРУ), не менее 2,5 метра.
Установить основное ограждение, с западной стороны объекта, а также с юго-восточной стороны объекта (в районе склада ГСМ), в соответствии» с; требованиями Правил.
Установить противотарановое ограждение объекта с южной стороны а, также в районе КПП, на тараноопасном направлении.
Заменить бетонные плиты, с северной и южной сторон объекта, где имеются порывы более 0,5 метра, установить дополнительное ограждение с юго-восточной стороны (в районе склада ГСМ).
По всему периметру объекта (за исключением северной стороны, в районе КПП) установить нижнее дополнительное ограждение.
Установить на крыше одноэтажного здания гаража, являющегося составной частью ограждения периметра, с северной стороны дополнительное ограждение.
Установить предупредительные знаки о запрещении прохода в запретную зону по всему периметру объекта.
Установить на КПП у двери снаружи телекамеру для наблюдения за подступами к двери.
Оборудовать досмотровую площадку вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумом), ограждением места несения службы,
колёсоотбоями.
С внутренней стороны КПП установить стационарное противотарановое устройство для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта.
Установить контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта.
Обязать Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №» профинансировать филиал «Читинская генерация» для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Определением Приаргунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству прокурора ненадлежащий ответчик Приаргунская ТЭЦ, являющаяся структурным подразделением филиала ПАО "ТГК-14" "Читинская генерация" заменена на филиал "Читинская генерация" ПАО "ТГК-14".
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Приаргунского района поддержал уточнённые исковые требования прокурора, просит суд удовлетворить их.
Представитель ПАО "ТГК-14" Богданов А.А. иск не признал, полагает, что прокурором района нарушен порядок обращения в суд, по его мнению данный иск не подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку ПАО "ТГК-14" является коммерческой организацией и не наделена никакими государственными полномочиями.
В письменных возражениях на административное исковое заявление, кроме вышеуказанных доводов он указал на то, что Управлением Росгвардии по Забайкальскому краю ответчику 2 было выдано Предписание №-ТЭК от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в обеспечении безопасности и антитеррористической защищённости Приаргунской ТЭЦ, согласно которого ответчик 2 обязан устранить те же самые нарушения, которые являются предметом настоящего иска, выданного ответчику раньше, чем был предъявлен иск прокурором в суд, и о наличии этого предписания прокурору было известно. В ноябре 2019 года согласован, подписан и утверждён исполняющим обязанности председателя антитеррористической комиссии Забайкальского края новый Паспорт безопасности объекта ТЭК ПАО "ТГК-14" Приаргунская ТЭЦ, в котором содержится перечень мероприятий со сроками их устранения, в том числе мероприятия, указанные в административном исковом заявлении. При этом сроки устранения нарушений (проведение мероприятий) в Паспорте безопасности Приаргунской ТЭЦ отличаются от сроков, указанных в административном исковом заявлении, полагает, что в случае удовлетворения иска, такое решение суда может не соответствовать Паспорту безопасности Приаргунской ТЭЦ, что будет прямо противоречить ч. 4 ст. 8 ФЗ № "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". При этом статья 8 Федерального закона имеет большую юридическую силу в сравнении с подзаконным актом- Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК (утверждённые Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№). Считает установленные прокурором срок до 01.06.2020 года для устранения нарушений заведомо неисполнимый, так как с середины сентября 2019 года до середины мая 2020 года в Забайкалье идет отопительный сезон. Все ремонтные работы производятся в летний неотопительный период. Полагает требования прокурора необоснованными и не подлежащим удовлетворению.
Филиал ПАО "ТГК-14" "Читинская генерация" надлежащим образом оповещен о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил. ДД.ММ.ГГГГ в Приаргунский районный суд поступили возражения на административное исковое заявление директора филиала "Читинская генерация" Воротынцева А.А., который считает исковые требования необоснованными по основаниям, изложенным в ранее направленных возражениях ПАО "ТГК-14". Полагает административные исковые требования прокурора противоречат основному документу, отражающему состояние антитеррористической безопасности объекта ТЭК- Приаргунской ТЭЦ, то есть Паспорту безопасности в части сроков проведения мероприятий по антитеррористической защищённости, иск прокурора удовлетворению не подлежит.
Заслушав объяснения представителя процессуального истца помощника прокурора Приаргунского района, представителя ответчика ПАО "ТГК-14" Богданова А.А., свидетеля Свидетель №1, исследовав имеющиеся материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно п.п «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма)
Согласно статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта; критически важные объекты топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
Согласно п. 7 статьи 4 ФЗ № Федерального закона одним из основных принципов обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Приаргунской районной прокуратурой в ходе проведенной в июле 2019 года проверки по исполнению законодательства о противодействии терроризму на Приаргунской ТЭЦ установлен ряд существенных нарушений Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно- энергетического комплекса».
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Приаргунского района вынесено в адрес директора «ТГК-14» Свидетель №1 представление о принятии мер по устранению и недопущению впредь указанных нарушений. Указанное представление было рассмотрено, директором филиала «Читинская генерация» приняты определенные меры по устранению на Приаргунской ТЭЦ тех нарушений антитеррористического законодательства, которые не потребовали больших финансовых затрат.
Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля директор структурного подразделения «Приаргунская ТЭЦ» филиала «Читинская генерация» ПАО «ТГК-14» Свидетель №1 пояснил о том, что действительно прокуратурой Приаргунского района в июле 2019 года проводилась проверка по соблюдению в Приаргунской ТЭЦ антитеррористического законодательства, он участвовал в указанной проверке. После чего работниками Приаргунской ТЭЦ были устранены следующие нарушения: сделан гараж номер один, в котором необходимо было установить решетки на оконные проемы, заложили их кирпичом, здание магазина в районе основного КПП обнесли забором, на проходной установили камеру, пост охраны на центральной проходной огражден, то есть проходная была разделена. С западного трубопровода, который выходит за территорию было оборудовано съемными решетками, частично приступили к дополнительному нижнему ограждению. Предписание было получено в конце ремонтной компании подготовки к отопительному зимнему периоду. Не выполнены те замечания, на устранение которых требуются финансовые вложения, собственных средств у филиала нет.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района было вынесено представление в адрес руководителя ПАО «ТГК-14».
Согласно Устава Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) Общество может создавать филиалы и открывать представительства как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. Филиалы и представительства Общества не являются юридическими лицами, действуют от имени Общества и на основании утверждённых Обществом положений. Филиалы и представительства Общества наделяются имуществом, которое учитывается как на отдельных балансах, так и на балансе Общества. Общество несёт ответственность за деятельность своих филиалов и представительств (пункт 2.8).
Согласно Положения о филиале «Читинская генерация» (новая редакция) Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №» филиал имеет в своем составе отделы, службы и структурные подразделения,… Приаргунская ТЭЦ (<адрес> (пункт 2.2. Положения). Предметом деятельности филиала является деятельность, в частности, по организации и проведению мероприятий антитеррористической защищённости объектов филиала (п.6.1).
Таким образом структурное подразделение Приаргунская ТЭЦ филиала ПАО «ТГК-14» «Читинская генерация» является объектом данного филиала.
Из уточненных прокурором исковых требований следует, что на время рассмотрения дела по административному исковому заявлению прокурора в Приаргунской ТЭЦ филиала «Читинская генерация» ПАО «ТГК-14» в нарушение вышеуказанных Правил не установлены ограждения с учётом дополнительного, с северной стороны периметра (в районе ОРУ), не менее 2,5 метра (пункт 73); не установлено основное ограждение, с западной стороны объекта, а также с юго-восточной стороны объекта (в районе склада ГСМ) (п.п. 75,76); не установлено противотаранное ограждение объекта с южной стороны, а также в районе КПП, на тараноопасном направлении п. (67,80); не заменены бетонные плиты, с северной и южной сторон объекта, где имеются порывы более 0,5 метра, не установлено дополнительное ограждение юго-восточной стороны (в районе склада ГСМ) (п.82); по всему периметру объекта (за исключением северной стороны, в районе КПП) не установлено нижнее дополнительное ограждение (л.д.83); не установлено на крыше одноэтажного здания гаража, являющегося составной частью ограждение периметра, с северной стороны дополнительное ограждение (п.85); не оборудована досмотровая площадка вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумом), ограждением места несения службы колёсоотбоями (п.п. «а», «г» п. 139); не установлено с внутренней стороны КПП стационарное противотаранное устройство для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта (п. 145); отсутствует контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта.
Учитывая, что филиал «Читинская генерация» ПАО «ТГК-14» вправе осуществлять деятельность, в частности, по организации и проведению мероприятий антитеррористической защищённости объектов филиала, суд удовлетворяет требования прокурора о признании бездействия и обязывании филиала «Читинская генерация» организовать работы по устранению выше перечисленных нарушений законодательства антитеррористического характера в его структурном подразделении «Приаргунская ТЭЦ». Обязать ПАО «ТГК-14» профинансировать филиал «Читинская генерация» финансовыми средствами для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму в течение трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Доводы представителя ответчика ПАО «ТГК-14» Богданова А.А. об избрании процессуальным истцом ненадлежащего способа защиты права судом не принимаются, поскольку требования прокурора не связны с коммерческой деятельностью общества, а направлены на устранение бездействия и недостатков, установленных Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, а также на соблюдение норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", которые обязательны для исполнения организациями независимо от форм собственности, формы юридического лица.
Не состоятельны и доводы представителя ответчика ПАО «ТГК-14» в той части, что требования прокурора противоречат паспорту объекта, отражающему состояние антитеррористической безопасности этого объекта, в котором указаны иные сроки устранения указанных нарушений и о наличии у ПАО «ТГК-14» предписания Росгвардии, обязывающее выполнить те же работы, полагают, что иск прокурора полностью дублирует предписание Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№-ТЭК, поскольку наличие указанного предписания и устранение нарушений антитеррористического законодательства в другие срока, установление в паспорте объекта для устранения вышеуказанных нарушений, для обращения прокурора с административным иском в суд правового значения не имеют. Указанное предписание Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№-ТЭК на время обращения прокурора с указанным административным иском в суд было ответчиком не исполнено и не исполнено по настоящее время.
Допущенное ответчиками бездействие, противоречащего вышеуказанным нормативным правовым документам, нашло своё подтверждение. Избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц соответствует положениям статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Более того, судом установлено, что в Паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ПАО «Территориальная генерирующая компания №» Приаргунская ТЭЦ содержатся не соответствующие фактической характеристики объекта сведения. Так, в 5 разделе «Организация охраны и защиты объекта указано, что на объекте имеются 2 КПП «Центральный» (совмещенных): 1 КПП «Центральный» (автотранспортный+проходной), черной пастой дописано «железнодорожный», которого фактически нет, отсутствие которого подтвердил допрошенный в качестве свидетеля директор Приаргунской ТЭЦ Свидетель №1. Также в разделе 6 Инженерно-технические средства охраны, указано, что основное ограничение периметра объекта Приаргунской ТЭЦ выполнено с северной и северо-восточной стороны из железобетонных плит высотой 2,6 метра, при проведении прокуратурой проверки установлено, что высота забора 2 метра, что является существенным нарушением выше указанных Правил. Фактически в Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ПАО «Территориальная генерирующая компания №» Приаргунская ТЭЦ внесены недостоверные сведения характеристики объекта, устранение которых требует прокурор.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГN 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) в федеральный бюджет, в том числе зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Поскольку прокурор в силу закону от уплаты государственной пошлины освобожден, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №» в размере 6000 (шесть тысяч) рублей в доход бюджета муниципального района «Приаргунский район».
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить.
Признать бездействие филиала «Читинская генерация» Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №» по организации работ по исполнению законодательства антитеррористического характера незаконным.
Обязать филиал Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №» «Читинская генерация» в срок до 01 июня 2020 года организовать следующие работы по исполнению антитеррористического законодательства:
установить ограждение с учётом дополнительного, с северной стороны периметра (в районе ОРУ) не менее 2 метра 50 см.;
установить основное ограждение, с западной стороны объекта, а также с юго-восточной стороны объекта (в районе склада ГСМ), оборудовать досмотровую площадку вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумом), ограждением места несения службы, колёсоотбоями;
с внутренней стороны КПП (контрольно-пропускного пункта) установить стационарное противотаранное устройство для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта;
установить контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта.
Обязать Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №» профинансировать филиал «Читинская генерация» для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму в течение трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать в доход бюджета муниципального района «Приаргунский район» государственную пошлину с Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №» в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления в Приаргунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-подпись.
Решение в окончательной форме принято 30 января 2020 года
Согласовано: судья- Н.И.Кустова.