ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2729/18ГОД от 07.11.2018 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2729/2018 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2018 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При секретаре Салтыковой Н. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кондрашина Дмитрия Юрьевича, Зайцевой Галины Николаевны, Зарубо Елены Михайловны, Губенко Ирины Ивановны, Ивановой Ольги Тимофеевны, Живаева Виктора Михайловича, Покровского Валерия Александровича, Ляляевой Татьяны Леонидовны, Танфильева Игоря Львовича, Кузнецова Юрия Алексеевича, Косолаповой Елены Сергеевны, Бурлевой Любови Владимировны к Администрации ГО "Город Калининград" об отмене постановления № 331 от 09.04.2018, обязании к расселению многоквартирного дома

УСТАНОВИЛ:

Кондрашин Д.Ю., Зайцева Г.Н., Зарубо Е.М., Губенко И.И., Иванова О.Т., Живаев В.М., Покровский В.А., Ляляева Т.Л., Танфильев И.Л., Кузнецов Ю.А., Косолапова Е.С., Бурлева Л.В. обратились в суд с вышеуказанным иском к Администрации ГО «Город Калининград», мотивируя свои требования тем, что каждый из них является собственником жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>.

Многоквартирный дом, согласно заключению межведомственной комиссии для оценки жилых помещений от 12.08.2013 года, признан аварийным и подлежащим сносу.

Указывают, что в соответствии с Постановлением от 18.10.2013 года № 1611 «Об отселении физических лиц из многоквартирного <адрес> в <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу» собственникам жилых помещений указанного дома было предъявлено требование о сносе аварийного дома в срок до 30.08.2017 года.

В соответствии с Постановлением от 09.04.2018 № 331 «О внесении изменений в постановления администрации ГО «Город Калининград», срок расселения указанного дома перенесен на декабрь 2019 года.

Считают данное постановление о продлении срока расселения граждан из аварийного дома незаконным, и нарушающим права всех собственников и нанимателей дома.

Указывают, что в соответствии с Постановлением от 18.10.2013 года № 1611 в случае неисполнения собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> предъявленного требования о сносе отселение физических лиц должно быть организовано Администрацией в срок до 30.08.2018 года.

Таким образом, непригодность для дальнейшей эксплуатации жилого дома в связи с угрозой жизни и здоровью проживающих в нем граждан признавалась администрацией ГО «Город Калининград» еще в 2017, 2018 году, в связи с чем перенос сноса дома, расселения жильцов из жилых помещений, может провести к значительному материальному ущербу и гибели людей.

Указывают, что в соответствии с утвержденной Постановлением Администрации ГО «Город Калининград» от 20.10.2014 № 1642 муниципальной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания расположенных на территории ГО «Город Калининград» их дом включен в адресный перечень многоквартирных домов.

12.02.2018 года одним из жильцов дома в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» было направлено обращение с просьбой разъяснить срок расселения данного дома, на которое 07.03.2018 года был получен ответ, что расселение планируется в 2018 года, однако в мае 2018 года ими были получены письма от администрации ГО «Город Калининград», в которых сообщалось о переносе срока расселения дома на декабрь 2019 года на основании постановления администрации ГО «Город Калининград» от 09.04.2018 № 331 «О внесении изменений в постановления администрации ГО «Город Калининград» в связи с недостаточностью финансирования мероприятий по расселению аварийных домов на территории г. Калининграда.

Ссылаясь на ст. 32, ч. 2 ст. 57, ст. 87, ст. 89 ЖК РФ, п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года, указывают, что на основании заключения экспертизы, произведенной в 2013 году, процент износа дома составил 70 %, в настоящее время дом находится в ужасном состоянии, в подвалах дома фактически отсутствуют перекрытия, в сезон дождей размываются оставшиеся перекрытия, из-за постоянной сырости появляется коррозия, в подъездах лестничные марши держатся только за счет перил, в некоторых квартирах было частичное обрушение потолка, коммуникации дома не соответствуют требованиям, электропроводка в ужасном состоянии и может вызвать пожар. Фундамент, стены, перекрытия находятся в аварийном состоянии с прогрессирующими трещинами. За последние 5 лет дом фактически приблизился к 100% износу, его эксплуатация должна была быть прекращена еще на дату проведения экспертизы.

Указывают, что они неоднократно обращались к администрации ГО «Город Калининград» с просьбой о переселении в благоустроенное жилье в соответствии со ст. 32, 57, 89 ЖК РФ, однако администрация ГО «Город Калининград», бездействуя, оставляет людей в опасности в связи с возможностью обрушения данного жилого дома.

Кроме того, на официальном сайте администрации ГО «Город Калининград» опубликован перечень домов, которые будут расселены до конца 2018 года. В данный перечень вошел <адрес>, который был признан аварийным только в декабре 2013 года, то есть через 4 месяца после признания аварийным <адрес>, что подтверждается Постановлением от 20.10.2014 года № 1642 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания расположенных на территории ГО «Город Калининград», в связи с чем, нарушается первоочередность расселения, поскольку все жильцы имеют одинаковое право на получение благоустроенного жилья.

24.07.2018 года Истцами была подана жалоба о несогласии с Постановлением о продлении срока расселения на администрацию ГО «Город Калининград» в прокуратуру Московского района г. Калининграда о принятии мер прокурорского реагирования, на которую 21.08.2018 года был получен ответ, согласно которому нарушения жилищного законодательства прокуратурой не выявлено.

Указывая на то, что постановление о продлении срока расселения нарушают права истцов на жилье, отвечающее безопасным условиям проживания, не создающее угрозу их жизни или здоровью, на основании ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, просят отменить Постановление № 331 от 09.04.218 года «О внесении изменений в постановлении администрации ГО «Город Калининград», обязать Администрацию ГО «Город Калининград» расселить дом по адресу: <адрес> не позднее 31.12.2018 года.

Административные истцы Кондрашин Д.Ю., Зайцева Г.Н., Зарубо Е.М., Губенко И.И., Иванова О.Т., Покровский В.А., Ляляева Т.Л., Танфильев И.Л., Кузнецов Ю.А., Косолапова Е.С., Бурлева Л.В. в судебном заседании требования полностью поддержали по изложенным в административном иске основаниям.

Административный истец Живаев В. М. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации ГО «г. Калининград» Семененя О. А. по доверенности в судебном заседании просит в удовлетворении административного иска отказать, поддерживает представленный отзыв на административное исковое заявление.

В письменном отзыве указано, что в связи с признанием согласно заключению межведомственной комиссии для оценки жилых помещений от 12.08.2013 , многоквартирного <адрес> в <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, в целях исполнения требований п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, руководствуясь ст.ст. 85, 86, 89 ЖК РФ, с учетом предъявленного межведомственной комиссией в соответствии со ст. 32 ЖК РФ требования к собственникам помещений в указанном многоквартирном доме о сносе этого дома до 30.08.2017, администрацией городского округа «Город Калининград» издано Постановление от 18.10.2013 № 1611 «Об отселении физических лиц из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу».

В соответствии с п. 1.3 указанного Ппостановления в случае исполнения собственниками жилых помещений требования о сносе многоквартирного <адрес> в срок до 30.08.2017, срок отселения отселение физических лиц, занимающих жилые помещения в данном доме по договору социального найма, - не позднее 15.08.2017.

В соответствии с п. 1.4 в случае неисполнения собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес> предъявленного требования о сносе указанного дома процедуру отселения граждан, занимающих жилые помещения в данном доме, должна быть организована в срок до 30.08.2018.

Собственники жилых помещений в многоквартирном <адрес> в срок до 30.08.2017 требование о сносе дома не исполнили.

В соответствии с Постановлением от 09.04.2018 № 331 в постановление Администрации городского округа «Город Калининград» от 18.10.2013 № 1611 внесены изменения в части указания срока отселения граждан - в срок до 31.12.2019.

Уведомления о переносе сроке отселения с приложением копии Постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 09.04.2018 № 331 были направлены в адрес нанимателей жилых помещений по договору социального найма и собственников жилых помещений в <адрес> в <адрес>, в том числе в адрес административных истцов, в период с 10.05.2018 по 28.05.2018.

Данное Постановление также размещено на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» www.klgd.ru.

При этом собственникам и нанимателям жилых помещений было разъяснено право на предоставление муниципального маневренного фонда.

Со ссылкой на ч. 1 ст. 219 КАС РФ указывают, что поскольку административное исковое заявление подано в Московский районный суд г. Калининграда 04.10.2018, полагают, что административными истцами пропущен срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Боле того, административное исковое заявление содержит требование об обязании администрации городского округа «Город Калининград» расселить дом по адресу: <адрес>, не позднее 31.12.2018.

Вместе с тем, действующее законодательство устанавливает различный порядок реализации жилищных прав нанимателей жилых помещений и собственников жилых помещений в аварийном многоквартирном доме.

Порядок реализации жилищных прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в связи с признанием дома, в котором находится жилое помещение, подлежащим сносу, регламентирован ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ.

Порядок реализации жилищных прав собственников жилых помещений в связи с признанием дома, в котором находится жилое помещение, подлежащим сносу, регламентирован ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

При этом согласно ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику изымаемого жилого помещения другого жилого помещения является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. На орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Процедура изъятия включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения.

Администрацией городского округа «Город Калининград» решение об изъятии недвижимости: земельного участка с кадастровым номером и жилых помещений, находящихся в многоквартирном аварийном <адрес>, для муниципальных нужд городского округа «Город Калининград» не издавалось.

Также в соответствии с действующим законодательством установление сроков отселения граждан, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме, является исключительной прерогативой органа местного самоуправления, при соблюдении критерия разумности, при этом произвольное изменение сроков на основании решения суда в безусловном порядке повлечет нарушение прав и законных интересов собственников и нанимателей иных аварийных многоквартирных домов.

Таким образом, считают, что заявленные требования административных истцов об обязании администрации городского округа «Город Калининград» расселить дом по адресу: <адрес>, до истечения срока, установленного постановлением от 09.04.2018 № 331, по своей правовой природе являются правовым спором и могут быть рассмотрены только в порядке гражданского судопроизводства.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).

При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с. п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

Из материалов дела следует, что все административные истцы являются собственниками квартир многоквартирного <адрес> в <адрес>: на праве единоличной собственности - Кондрашин Д. Ю. <адрес>, Зайцева Г. Н. - <адрес>, Губенко И. И. – <адрес>, Иванова О. Т. – <адрес>, Живаев В. М. - <адрес>, Ляляева Т. Л. - <адрес>, Танфильев И. Л. - <адрес>, Косолапова Е. С. - <адрес>; на праве общей долевой собственности – Зарубо Е. М. доли в праве ? <адрес>; Покровский В. А. – доли в праве <данные изъяты><адрес>; Кузнецов Ю. А. доли в праве ? <адрес>; Бурлева Л. В. – доли в праве <данные изъяты><адрес>.

Администрацией ГО «Город Калининград» 18.10.2013 года принято Постановление № 1611 «Об отселении физических лиц из многоквартирного дома N <адрес> по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу», в котором в связи с признанием, согласно заключению межведомственной комиссии для оценки жилых помещений от 12.08.2013 года , многоквартирного дома N <адрес> по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, постановлено: в случае исполнения собственниками жилых помещений требования о сносе многоквартирного дома N <адрес> по <адрес> в срок до 30.08.2017 обеспечить отселение физических лиц, занимающих жилые помещения по договору социального найма, в течение 6 месяцев после принятия собственниками жилых помещений решения о сносе этого дома, но не позднее 15.08.2017 года (п. 1.3.); в случае неисполнения собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N <адрес> по <адрес> предъявленного требования о сносе указанного дома организовать процедуру отселения граждан, занимающих жилые помещения в данном доме, в срок до 30.08.208 года (п. 1.4.).

09.04.2018 года Администрацией ГО «Город Калининград» принято оспариваемое Постановление N 331 «О внесении изменений в Постановления администрации городского округа "Город Калининград", в котором в связи с недостаточностью финансирования мероприятий муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории городского округа "Город Калининград", утвержденной Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 20.10.2014 N 1642 (в редакции от 26.12.2017 N 1835), руководствуясь Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, ст. 47 Устава городского округа "Город Калининград", постановлено внести изменения в ряд постановлений Администрации ГО «Город Калининград». В пункте 1.18. оспариваемого Постановления указано: «в Постановлении администрации городского округа "Город Калининград" от 18.10.2013 N 1611 "Об отселении физических лиц из многоквартирного дома N <адрес> по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу" в п. 1.4 слова "в срок до 30.08.2018" заменить словами "в срок до 31.12.2019.

Административные истцы просят отменить постановление от 09.04.2018 № 331.

В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 46 КАС РФ предусмотрено, что основание и предмет административного иска определяет административный истец. Суд не обладает правом без согласия административного истца изменять основания или предмет административных исковых требований, заявленных административным истцом.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Требования административных истцов об отмене в целом Постановления от 09.04.2018 года № 331 удовлетворению не подлежат, поскольку в отношении многоквартирного дома N <адрес> по <адрес> принят только пункт 1.18 данного Постановления, остальные пункты касаются иных объектов недвижимости в г. Калининграде, к которым административные истцы не относятся, а следовательно пункты 1.1.-1.17, 1.19.-1.30 данного Постановления прав административных истцов не затрагивают.

Доводы административного иска о незаконности Постановления от 09.04.2018 года № 331 в остальной части являются несостоятельными вследствие нижеизложенного.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой, что указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009, в силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Согласно пункта 1 ст. 2 Устава городского округа "Город Калининград", принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 № 257 город Калининград является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа.

В соответствии со ст. 25, ст. 46 Устава городского округа "Город Калининград", принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 № 257, Администрация ГО «Город Калининград» входит в структуру (перечень) органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград", является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области.

Таким образом, определение сроков расселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу относится к компетенции органа местного самоуправления, которым применительно к рассматриваемому спору является Администрация ГО «Город Калининград», а следовательно незаконности оспариваемого Постановления в данной части суд не усматривает.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 20.10.2014 N 1642 утверждена Муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории городского округа "Город Калининград", которой в адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих расселению (Приложение № 2), включен дом по <адрес> в <адрес>.

Предполагаемый срок реализации программы - 2015-2020 годы.

Согласно указанной Муниципальной программы переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу, осуществляется в соответствии с адресными перечнями аварийных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу, в объеме утвержденного лимита бюджета городского округа на очередной финансовый год.

Как следует из Паспорта указанной Муниципальной программы объем средств, выделяемых из бюджета городского округа "Город Калининград", подлежит ежегодному уточнению при утверждении городского бюджета на соответствующий год.

Также, как следует из Паспорта подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем" Государственной программы Калининградской области "Доступное и комфортное жилье», утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1026 (ред. от 11.05.2018) задачей данной программы в пункте 5 является ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Калининградской области (жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года и после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации), при этом срок реализации подпрограммы определены 2014-2020 годы, без деления на этапы.

Согласно ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. По каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

На основании Решения городского Совета депутатов Калининграда от 29.11.2017 № 280 "О бюджете городского округа "Город Калининград" на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов", Решений городского Совета депутатов Калининграда от 15.11.2017 N 266, от 30.05.2018 N 82, от 12.09.2018 N 162 о внесении изменений в Решение городского Совета депутатов Калининграда от 29.11.2017 N 280 "О бюджете городского округа "Город Калининград" на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов", Решения городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2016 N 371 "О внесении изменений и дополнений в Решение городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 N 347 "О бюджете городского округа "Город Калининград" на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов" (в редакции Решений от 25.12.2015 N 425, от 17.02.2016 N 18, от 18.05.2016 N 124, от 20.06.2016 N 189, от 06.07.2016 N 248, от 24.08.2016 N 250, от 14.09.2016 N 290), на основании статьи 47 Устава городского округа "Город Калининград", определяющей полномочия Администрации ГО «Город Калининград», в Постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 20.10.2014 N 1642 "Об утверждении муниципальной Программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории городского округа "Город Калининград" вносились неоднократно изменения в том числе в части финансового обеспечения программы. Предполагаемый срок реализации программы - 2015-2020 годы.

Поскольку, как указано выше, определение сроков расселения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к компетенции органа местного самоуправления, и принятие п. 1.18 Постановления от 09.04.2018 года № 331, определившего сроки расселения многоквартирного <адрес>, обусловлено недостаточностью финансирования муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории городского округа "Город Калининград", утвержденной Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 20.10.2014 N 1642 (в редакции от 26.12.2017 N 1835, согласно которой расселение осуществляется только в объеме утвержденного лимита бюджета городского округа на очередной финансовый год, с учетом положений ст. 179 БК РФ, определяющей, что определение объемов финансирования относится к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, с учетом определенных Муниципальной программой сроков ее реализации, принятие Постановления от 09.04.2018 года № 331 относится к компетенции Администрации ГО Город Калининград», осуществлено в пределах предоставленных законом полномочий, а следовательно не имеется оснований для отмены данного Постановления как незаконного.

Доводы о том, что изменение сроков расселения нарушает право истцов на жилье, отвечающее безопасным условиям проживания, не создающее угрозу их жизни и здоровью, несостоятельны, т.к. в уведомлении о переносе сроков расселения все административным истцам было разъяснено право, до окончательного срока расселения, вселения в жилые помещения муниципального маневренного фонда, однако ни один из административных истцов до настоящего времени данным правом воспользоваться не пожелал, что не отрицалось в судебном заседании.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

При этом, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Частью 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как указано в административном иске, установлено в судебном заседании, и не оспаривалось административными истцами, что в мае 2018 года истцами (истец Косолапова Е. С. – в июне) были получены письменные уведомления Администрации ГО «Город Калининград», в которых указано о переносе срока расселения на декабрь 2019 года на основании Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 09.04.2018 года N 331 «О внесении изменений в Постановления администрации городского округа "Город Калининград".

Таким образом, трехмесячный срок обращения в суд с административным иском об оспаривании данного постановления истек в августе 2018 года, для истца Косолаповой Е. С. - в сентябре 2018 года, тогда как с указанным административным иском административные истцы обратились 04.10.2018 года, с пропуском установленного законом срока.

При этом уважительных объективных причин пропуска срока ни одним из административных истцов в судебном заседании не приведено. Доводы об обращении в прокуратуру, о юридической неграмотности, о долгих сборах для обращения в суд не являются уважительной причиной пропуска срока обращения в суд.

Кромке того, ходатайств о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, не заявлялось, и оснований для такого восстановления в силу вышеизложенного, суд не усматривает.

С учетом изложенного требования об отмене постановления от 09.04.2018 года № 331 не подлежат удовлетворению вследствие пропуска срока обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Учитывая, что требования об отмене постановления от 09.04.2018 года № 331 удовлетворению не подлежат, не имеется оснований и для удовлетворения требований о понуждении Администрации ГО «Город Калининград» о расселении дома по <адрес> не позднее 31.12.2018 года.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

В материалах дела данных о том, что каждый из административных истцов осуществил выбор способа обеспечения их жилищных прав, не имеется.

Решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом <адрес> по <адрес> в <адрес>, равно как жилых помещений, находящихся в данном многоквартирном доме, для муниципальных нужд, Администрацией ГО «Город Калининград» не принималось.

Кроме того, в соответствии с. п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

Так, ни одним из административных истцов не представлено доказательств наличия у него полномочий на предъявление административных исковых требований от своего имени в защиту интересов других лиц – всех жителей многоквартирного <адрес> в <адрес>, что также является основанием отказа в иске в данной части.

Кроме того, каждый из административных истцов не лишен возможности защиты своих прав в случае их нарушения в порядке, предусмотренном гражданским и жилищным законодательством.

Применительно к настоящему спору возложение на орган местного самоуправления обязанности произвести расселение дома к конкретному числу, с учетом того, что сроки действующее законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления, являлось бы ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушением установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, и могло повлечь нарушение прав собственников и нанимателей иных аварийных многоквартирных домов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Кондрашина Дмитрия Юрьевича, Зайцевой Галины Николаевны, Зарубо Елены Михайловны, Губенко Ирины Ивановны, Ивановой Ольги Тимофеевны, Живаева Виктора Михайловича, Покровского Валерия Александровича, Ляляевой Татьяны Леонидовны, Танфильева Игоря Львовича, Кузнецова Юрия Алексеевича, Косолаповой Елены Сергеевны, Бурлевой Любови Владимировны к Администрации ГО "Город Калининград" об отмене постановления Администрации ГО "Город Калининград" № 331 от 09.04.2018 «О внесении изменений в постановления Администрации ГО «город Калининград», обязании расселить <адрес> в <адрес> не позднее 31.12.2018 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2018 года.

Судья Вартач-Вартецкая И. З.