ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2744/2021 от 04.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2А-2744/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,

при секретаре Акиньшине Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2744/2021 по административному исковому заявлению ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» к Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании частично незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» обратился с вышеуказанными требованиями, в обоснование указав, что в апреле 2021 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ростовской области Джелауховым М.М. на основании распоряжения от 24.02.2021 года № 61/12-2725-И/34-275 в ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» была проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства. По результатам проверки 16 апреля 2021 года государственным инспектором труда Джелауховым М.М. был составлен акт № 3.2.6-2725/2 и вынесено Предписание № 3.2.6-2725/3. Указанные Акт и Предписание получены ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» только 16 июня 2021 года, что подтверждается конвертом к сопроводительному письму Государственной инспекции труда в Ростовской области от 19.04.2021 года исх. № 3.2.6. (отметка об отправке 10.06.2021 года - поступлении на почту Истца 11.06.2021 года), копией уведомления о вручении Предписания Административному Истцу от 16.06.2021 года, Отчетом об отслеживании отправлений. ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» считает, что данное предписание вынесено с нарушением норм действующего законодательства. Так, согласно п. 3 Предписания на Администрацию возложена обязанность оплатить средний заработок работникам за время прохождения медосмотра в 2020 году. В соответствии с п. 6 предписания на Администрацию возложена обязанность доплатить компенсацию за неиспользованные отпуска Нанавовой Н.В., Авдееву П.М., Кундрюковой Н.А., Окост Н.Н., Свиридовой Е.И., Луковскому Я.Я. Однако, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии с Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Спор о сумме оплаты рабочего времени при прохождении медицинской комиссии и расчете компенсации за неиспользованный отпуск в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание в части п.п. 3 и 6 вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным. Кроме того, согласно п. 5 предписания на Администрацию возложена обязанность установить суммированный учетный период рабочего времени продолжительностью три месяца для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями в соответствии с ч. 1 ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации. Установленный в Администрации учетный период для ведения суммированного учета рабочего времени для работников, занятых на работах с вредным и (или) опасными условиями - 1 год полностью соответствует ч. 2 ст. 104 ТК РФ. Так, п. 5.1 «Отраслевого соглашения по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2019 - 2022 годы» (1 июля 2019 года) предусматривает, что по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2019 - 2022 годы, продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды, но не более одного года) не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период для данной категории работников, в случаях применения суммированного учета рабочего времени. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный № 10/19-22 от 20.09.2019 года. Также указанное условие закреплено п. 4.1. Коллективного договора на 2019-2022 гг.: Режим рабочего времени членов экипажей судов устанавливается Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утверждённого приказом Минтранса России от 16.03.2003 года № 133, для береговых работников устанавливается «Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего и берегового состава», Уставом службы на судах (Приложение № 2)». При введении суммированного учета рабочего времени на отдельных видах работ, для всех работников устанавливается продолжительность за учетный период - год, для инспекторов службы государственного портового контроля - месяц. Учётный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации)». Коллективный договор прошел уведомительную регистрацию в управлении по труду министерства труда и социального развития Ростовской области (регистрационный номер 4255/19-1345 от 24.07.2019 года), где имеется подтверждение, что данный документ не противоречит действующему законодательству РФ. Учреждение относится к предприятиям непрерывного цикла, поскольку согласно Федеральному закону № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» обслуживает опасные объекты - гидросооружения, а также обеспечивает безопасный проход судов по внутренним водным путям, согласно государственному заданию. В целях исполнения вышеуказанных задач, заместителем руководителя Росморречфлота, в соответствии п. 21 Приказа Министерства транспорта РФ от 16.05.2003 года № 133, письмом от 30.03.2014 года № АП-27/2780 Администрациям ВВП предоставлена возможность переноса использования суммированных дней отдых за пределами отчетного периода, но не более чем на один год. Руководствуясь вышеуказанными документами, Администрация применяет при тированном учете рабочего времени учетный период - год, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 104 Трудового кодекса Российской Федерации «Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов», а также части 2 ст.104 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, административный истец просил суд признать пункты 3, 5 и 6 Предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области М.М. Джелаухова от 16.04.2021 года № 3.2.6-2725/3, согласно которым Административный Истец обязан: оплатить средний заработок работникам за время прохождения медосмотра в 2020 году (п. 3); установить учетный период три месяца рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями (п. 5); доплатить компенсацию за неиспользованные отпуска Нанавовой Н.В., Авдееву П.М., Кундрюковой Н.А., Окост Н.Н., Свиридовой Е.И., Луковскому Я.Я. (п. 6) незаконными и отменить их.

В судебное заседание явилась представитель истца ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Долженко Л.В., действующая на основании доверенности от 03.06.2021 года, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

В судебное заседание явился представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Ростовской области – Джелаухов М.М., действующий на основании доверенности от 04.08.2021 года, возражал против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указав, что выводы административного истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к выводу об отказу в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 361 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность обжалования предписаний инспектора труда как в порядке подчиненности руководителю, так и в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения о проведении проверки от 24.02.2021 года № 61/12-2725-И/34-275 Государственной инспекцией труда в Ростовской области проведена внеплановая проверка в отношении ФБУ «Азово-Донская Бассейновая Администрация», в результате которой установлено, что при заключении в трудовых договорах Пронина В.Н., Смирновой В.А., Тюрморезова И.Ю., Окост Н.Н., Романчук И.А., Бакатина А.Н., Киричкенко И.П., Нужденковым А.Д., Мельников А.М. отсутствуют обязательные сведения и условия, а также не заключены дополнительные соглашения, регулирующие обязательные условия и сведения.

В нарушение ст. 72 ТК РФ со Смирновой В.А. не заключено дополнительное соглашение об изменении режима рабочего времени, с Тюрморезовым И.Ю. не заключено дополнительное соглашение об изменении условий труда.

В нарушение ч. 5 ст. 23 Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Молочковскому В.А. не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 календарных дней.

В нарушение ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра в 2020 года за работниками не сохраняется средний заработок.

В нарушение абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ Романчуку И.А. и другим (водолазам) не установлена сокращенная продолжительность рабочей недели (36 часов).

В нарушение ч. 3 ст. 133 ТК РФ Карабельникову С.С. заработная плата за декабрь 2020 года выплачена ниже МРОТ.

В нарушение ч. 1 ст. 127 ТК РФ Нанавовой Н.В., Авдееву П.М., Кундрюковой Н.А., Окост Н.Н., Свиридовой Е.И., Луковскому Я.Я. денежная компенсация выплачена не за все неиспользованные отпуска.

В нарушение ч. 1 ст. 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда превышает три месяца.

В нарушение ч. 1 ст. 152 ТК РФ Романчуку И.А. и другим водолазам не произведена оплата за работу сверх нормы рабочего времени, а также Нужденкову А.Д.

Допускались к работе в январе-марте 2021 года работники без внепланового инструктаж (Хват В.Ф., Наумчик А.В., Чайка И.Ю., Терехов М.А., Бабич С.А. и другие), с выходом новых правил («Правил по охране труда на автомобильном транспорте» утв. Приказом Министерства: труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. Приказом Минтруда России от 09.12.2020 года № 871н, Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорт, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. Приказом Минтруда России от 11.12.2020 года № 886н, введенные 01.01.2021 года) в нарушение требований п. 2.1.6. Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (п. 4 проверочного листа № 37).

В связи с введением в действие «Правил по охране труда на автомобильном транспорте», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. Приказом Минтруда России от 09.12.2020 года № 871н, Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорт, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. Приказом Минтруда России от 11.12.2020 года № 886н, введенные 01.01.2021 года, работодателем в январе 2021 года не организована работа по актуализации комплекта нормативных актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкции по охране труда, что является нарушением требований абзаца двадцать четвертого статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации (п. 15 проверочного листа № 36).

Не проинформированы работники о риске повреждения здоровья ст. 212 ТК РФ (п. 11 проверочного листа № 36).

В судебном заседании установлено, что Государственной инспекцией труда в Ростовской области в адрес ФБУ «Азово-Донская Бассейновая Администрация» вынесено предписание № 3.2.6-2725/3 от 16.04.2021 года об устранении следующих нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

1. Заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам Пронина В.Н., Смирновой В.А., Тюрморезова И.Ю., Окост Н.Н., Романчука И.А., Бакатина А.Н., Киричкенко И.П., Нужденкова А.Д., Мельникова А.М. Основание абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 57, абз. 2 и 6 ч. 2 ст. 57, ч. 3 ст. 57 и ст. 72 ТК РФ. Срок установлен – 20 дней со дня вручения (получения).

2. Установить Романчуку И. А. и другим (водолазам) сокращенную продолжительность рабочей недели (36 часов). Основание абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ. Срок установлен – 20 дней со дня вручения (получения).

3. Произвести оплату среднего заработка за время прохождения медицинского осмотра за 2020 года. Основание ст. 185 ТК РФ. Срок установлен – 20 дней со дня вручения (получения).

4. Доплатить Карабельникову С.С. до МРОТ за декабрь 2020 года. Основание ч. 3 ст. 133 ТК РФ. Срок установлен – 20 дней со дня вручения (получения).

5. Установить учетный период три месяца рабочего времени для работников занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями. Основание ч. 1 ст. 104 ТК РФ. Срок установлен – 20 дней со дня вручения (получения).

6. Доплатить компенсацию за неиспользованные отпуска Нанавовой Н.В., Авдееву П.М., Кундрюковой Н.А., Окост Н.Н., Свиридовой Е.И., Луковскому Я.Я. Основание ч. 1 ст. 127 ТК РФ. Срок установлен – 20 дней со дня вручения (получения).

7. Произвести оплату за сверхурочную работу Романчуку И.А. и другим водолазам, а также Нужденкову А.Д. либо предоставить время отдыха. Основание ч. 1 ст. 152 ТК РФ. Срок установлен – 20 дней со дня вручения (получения).

8. Проинформировать работников о риске повреждения здоровья. Основание ст. 212 ТК РФ. Срок установлен – 20 дней со дня вручения (получения).

В настоящее время административный истец обжалует пункты 3, 5 и 6 указанного предписания.

Оспаривая пункты 3 и 6 указанного предписания, административный истец ссылается на отсутствие у административного ответчика полномочий на выявление подобного рода нарушений. По существу указанных доводов суд приходит к следующему.

Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в частности, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений (абзац второй).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (часть 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда и государственных инспекторов труда, предоставленные абзацем вторым статьи 356 и абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на выполнение основной функции данного государственного органа - осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года № 2454-О).

Для исполнения своих задач федеральная инспекция труда проводит проверки работодателей, предметом которых является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, не только выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, но и вправе принимать меры по их устранению путем направления соответствующих предписаний независимо от характера таких нарушений, если возникший между работодателем и работником (работниками) трудовой спор не является предметом проверки соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж).

Указанное не противоречит правовой позиции, отраженной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2021 года № 9-КАД20-10-К1.

Таким образом, доводы административного истца о том, что спор о сумме оплаты рабочего времени при прохождении медицинской комиссии и расчете компенсации за неиспользованный отпуск в силу ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации являются в индивидуальным трудовым спором, подлежат рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом, соответственно, оспариваемое предписание вынесено административным ответчиком по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому является незаконным, подлежат отклонению.

В соответствии с оспариваемым п. 5 Предписания на Администрацию возложена обязанность установить учетный период три месяца рабочего времени для работников занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями. Срок установлен – 20 дней со дня вручения (получения).

Согласно ч. 1 ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В силу ч. 3 ст. 91 ТК РФ порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ТК РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Согласно ч. 2 ст. 103 ТК РФ при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

В силу ч. 3 ст. 103 ТК РФ при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие (ч. 4 ст. 103 ТК РФ).

В соответствии с положениями ст. 104 ТК РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

В соответствии с требованиями ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 104 ТК РФ нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 329 ТК РФ).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха для плавсостава установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утвержденного Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 года № 133.

Пунктом 6 Положения установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени (пункт 7 Положения).

Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) регулируются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.

В силу пункта 8 Положения время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.

В соответствии с пунктом 19 Положения работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

При этом следует отметить, что указанным Приказном не устанавливается учетный период для работников, работающих во вредных условиях труда.

Таким образом, отраженные в предписании нарушения, а именно - суммированный учет рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда превышает три месяца, были допущены, что подтверждается представленными доказательствами и административным ответчиком не опровергнуты, в связи с чем должны быть устранены в установленный в предписании срок.

Исходя из вышеуказанных положений закона административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым решением или действием (бездействием) административного ответчика и указать способ их восстановления.

Принимая во внимание, что в ходе проведенной проверки выявлено очевидное нарушение действующего законодательства, предписание выдано законно и обоснованно.

В данном случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства Российской Федерации незаконным.

Доводы административного истца не основаны на требованиях закона и основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.

В соответствии с и. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных норм права и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» к Государственной инспекции труда в Ростовской области о признании частично незаконным предписания - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021 года.

Судья