ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3066/18 от 21.09.2018 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а -3066/18

Решение в окончательной форме изготовлено 26.09.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Екатеринбург 21 сентября 2018 года

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области под председательством судьи Бочкаревой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Давыдовой Я.М., с участием представителя административного истца Корзухиной Е.И., заинтересованного лица- Илюнина Н.В.,

рассмотрев административное дело по административному иску публичного акционерного общества «Т Плюс» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора труда Илюнина Н.В. №66/12-3369-18-и от 17.08.2018

установил:

ПАО «Т Плюс» обратилось в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга с административным иском к ГИТ в СО о признании незаконным предписания, акта внеплановой выездной проверки.

Производство в части оспаривания акта проверки прекращено, о чем вынесено определение.

Представитель административного истца доводы иска поддержал, пояснив, что основания для проведения внеплановой проверки, указанные в распоряжении-информация о фактах нарушения требований охраны труда, выявленных при расследовании несчастного случая на производстве. Проверка проведена без согласования с прокуратурой, как этого требует ч.5 ст.10 ФЗ № 294. Несогласование с органами прокуратуры проверки является грубым нарушением, позволяющими признать недействительными результаты проверки. По -существу выявленных нарушений представитель указал, что обязанность разработать план мероприятий при аварийной ситуации и при спасательных работах в случае аварии или несчастном случае на производстве работ на высоте, обеспечения работников средствами спасения с высоты (п.1 и 2 предписания) является необоснованной, поскольку работа машиниста крана на производственных площадках осуществляется внутри огороженной (закрытой) со всех сторон кабины мостового крана. В соответствии с разъяснениями Минтруда от 21.07.2016 № 15 -2/ООГ -2575, конкретный перечень работ, подпадающих под действие п.3 Правил по охране труда при работе на высоте, работодатель устанавливает самостоятельно с учетом специфики выполняемых работ на высоте. Правила работы на высоте № 155 н от 28.03.2014 не распространяются на работу машиниста крана. График производства работ по прямым договорам на одном участке подрядных организаций АО «***» и ООО «***» имеется (п.3 предписания). Возложение обязанности обеспечить наличие проекта производства работ по капитальному ремонту турбогенератора ТГ1 полагала незаконным, поскольку 29.12.2017 между АО «ЭнергоремонтТ Плюс» и ПАО «Т Плюс» заключен договор подряда по ремонту оборудования, по условиям которого на АО «***» возложена обязанность провести техническое обслуживание и ремонт основного и вспомогательного оборудования в соответствии с Перечнем. Соответственно, обязанность соблюдения требований п. 2.3.17 РД 34.03.201-97 возлагается на подрядчика. Кроме того, РД 34.03.201-97 не относятся к государственным нормативным требованиям охраны труда, перечисленных в постановлении Правительства РФ №1160 от 27.12.2010 и ГИТ не вправе проверять исполнение данного РД в части производства работ по капитальному ремонту турбогенератора ТГ1 без проекта производства работ. Пункт 5 предписания полагала необходимым отменить как недействительные результаты проведенной проверки.

Административный ответчик не явился, не представил письменный отзыв, просив привлечь в качестве заинтересованного лица Илюнина Н.В.

Привлеченный к участию в деле государственный инспектор Илюнин Н.В. по доводам иска пояснил, что согласование с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки не требовалось в силу ст. 360 ТК РФ. Кроме того, необходимость проведения проверки обусловлена выявленными при расследование несчастного случая с работником со смертельным исходом нарушения трудового законодательства, выраженного в мотивированном представлении госинпектора. Согласно инструкции по охране труда машиниста крана 3 разряда, на машиниста крана распространяется такой вредный фактор- как работа на высоте. Действительно, подъем в кабину машинист производит в закрытом пространстве, однако в ходе работы, в том числе, при вынужденной остановке вне посадочной зоны, он обязан осмотреть оборудование, выйдя на верх кабины, на которой отсутствуют какие- либо ограждения, предотвращающие падение с высоты. План мероприятий при аварийной ситуации и спасательных работах должен быть разработан в соответствии с 17б,19, 107 Правил по охране труда при работах на высоте. П.3 предписания, обязывающий разработать совмещенный график работ подрядных организаций является законным, поскольку его разработка предусмотрена РД 34.03.201- 97. Это же руководящий документ, который должен квалифицироваться как инструкция по охране труда, при отсутствии иной, разрабатывать проект производства работ по ремонту турбогенератора. И данный проект после вынесения предписания разработан, однако на момент проверки отсутствовал. Полагал, что предписание является законным и обоснованным.

Заслушав представителя административного истца, доводы заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со статьями 4, 218 Кодекса административного судопроизводства, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемого действия (решения) согласно ч.11 ст. 226 КАС Российской Федерации возлагается на орган и лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия. Между тем, административный истец должен доказать, что оспариваемым решением нарушаются его права либо создаются препятствия в реализации прав, либо возлагается незаконно обязанность.

На основании исследованных в судебном заседании материалов проверки судом установлено, что 23.07.2018 заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области вынесено распоряжение о проведении в отношении филиала «Свердловский» ПАО «Т Плюс» внеплановой, выездной проверки с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в связи с поступившей информацией о фактах нарушения требований охраны труда, выявленных при расследовании несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего с работником филиала и влекущих возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников. По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 17.08.2018 и вынесено предписание.

Оценивая доводы административного истца о нарушении требований законодательства в части проведения проверки (процедуры) и оформления её результатов, суд находит их несостоятельными, руководствуясь следующим.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Согласно п. 5 ч. 1 данной статьи государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Частью 4 ст. 10 указанного Закона предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно, статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. Пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.

Распоряжение инспекции труда о проведении проверки соответствует требованиям указанного выше закона. Правовые основания проведения проверки и предмет подробно приведены в пунктах 6 и 9 данного распоряжения, который содержит перечень основных нормативно-правовых актов, а также иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Форма распоряжения соответствует части 2 статьи 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Частью 8 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Исходя из положений данной нормы и части 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, такое извещение осуществляется посредством направления в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов в порядке, предусмотренном Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ", соответствующего заявления органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с приложенными к нему документами, относящимися к мероприятию по контролю.

Таким образом, анализ указанных положений закона свидетельствует о проведении проверки с согласованием органов прокуратуры при наличии совокупности обстоятельств: поступление информации о нарушении трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, а не одно из перечисленных оснований, как полагает административный истец. Основанием для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки послужило мотивированное представление государственного инспектора труда о выявленных нарушениях трудового законодательства, выразившихся в наличии неукрепленных настилов площадок и переходов и отсутствие плана с указанием на нем ремонтных площадок и допустимых нагрузок, что явилось причиной падения работника с высоты 11 м. Помимо этого, отсутствовали проект производства ремонтных работ и технологических карт на данный работы; правильные и полные меры безопасности в выданных нарядах допусках на опасные работы (ст.212, 225 ТК РФ). Таким образом, согласование проведения проверки с органами прокуратуры по установленному факту нарушения трудового законодательства не требовалось.

Оценивая по – существу вынесенное предписание, суд признаёт законным, оценив следующее.

По пункту первому и второму предписания. Согласно пункту 1, на административного истца возложена обязанность разработать до 17.09.2018 план мероприятий при аварийной ситуации и при проведении работ, которым должно быть предусмотрено проведение мероприятий и применение эвакуационных и спасательных средств, позволяющих осуществлять эвакуацию людей в случае аварии или несчастного случая при производстве работ на высоте, согласно требованиям п.п. 17б, 19, 107 Правил по охране труда при работах на высоте, утв. приказом Минтруда от 28.03.2014 № 155н.

В соответствии с п. 1 ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с п.3 приказа Минтруда России от 28.03.2014 N 155н (ред. от 17.06.2015) "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте", к работам на высоте относятся работы, при которых: а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

В силу п.17 «б» приказа Минтруда России от 28.03.2014 N 155н, работодатель до начала выполнения работ на высоте должен организовать проведение технико-технологических и организационных мероприятий, к которым относятся в частности, организационные мероприятия, включающие в себя назначение лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте, за выдачу наряда-допуска, составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, а также проводящих обслуживание и периодический осмотр СИЗ.

Должностное лицо, ответственное за организацию и безопасное проведение работ на высоте, обязано:а) организовать разработку документации по охране труда при работах на высоте; плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ; разработку и введение в действие технологических карт на производство работ на высоте для стационарных рабочих мест; утверждение ППР на высоте для нестационарных рабочих мест; оформление нарядов-допусков (п.19 приказа Минтруда России № 155н).

К доводам административного истца о том, что машинисты крана не относятся к работникам, осуществляющим работу на высоте, суд находит несостоятельной, противоречащей инструкции машиниста крана, содержащую п.1.10, перечисляющий наличие опасных факторов, среди которых обозначены работы на высоте. Помимо этого, согласно протоколу заседания комиссии филиала «Самарский УКК ПАО «Т Плюс» от 03.08.2018, машинисты крана, проходят обучение безопасным методам и приемам выполнения работы на высоте без применения средств подмащивания.

Административным истцом не отрицался факт отсутствия Ново-Свердловской ТЭЦ, Первоуральской ТЭЦ, как указано в акте проверки, планов мероприятий при спасательных работах в случае вынужденной остановки крана не у посадочной площадки.

Учитывая изложенное, пункт 1 предписания является законным, поскольку вынесен с соблюдением требований Правил охраны труда.

Пунктом 2 предписания государственный инспектор возложил обязанность на административного истца обеспечить работников средствами спасения с высоты с предназначенными для проведения спасательных работ по эвакуации с наличием технической документации и сертификатами соответствия.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст.221 ТК РФ). В пункте 91
Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н (далее по тексту решения Приказ № 155н) "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте" указано, что средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны использоваться по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях производителя нормативной технической документации, введенной в действие в установленном порядке. Использование средств защиты, на которые не имеется технической документации, не допускается.

Системы обеспечения безопасности работ на высоте состоят из:

а) анкерного устройства;

б) привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для положения сидя);

в) соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты втягивающегося типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии) (п. 98 приказа №1 55н).

Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое должны применяться страховочные системы, в составе которых в качестве анкерных устройств используются жесткие или гибкие анкерные линии (п.131 Приказа № 155н).

Анкерные линии конкретных конструкций должны отвечать требованиям технических условий предприятия-изготовителя, определяющих специфику их применения, установки и эксплуатации (п.132 приказа №155н).

Пунктом 5.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 (ред. от 06.03.2018) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (вместе с "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты" определено, что соответствие средств индивидуальной защиты настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента Таможенного союза.

Подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах:

1) декларирование соответствия;

2) сертификация (п.5.4 ТР ТС 019/2011).

При выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации (п. 5.5 ТР ТС 019/2011).

Учитывая, что работники, указанной в акте проверки категории -машинисты крана, работают на высоте, то есть при наличии опасного фактора условий труда, работодатель обязан выполнить обязательные требования к обеспечению средств защиты и спасения. Учитывая изложенное, пункт 2 предписания является законным, исполнимым.

По пункту 3 предписания. Данным пунктом предписания на юридическое лицо возложена обязанность при работе по прямым договорам на одном участке подрядных организацией разработать совмещенный график работ и общие мероприятия. Административным истцом не оспаривался факт выполнения работ на площадках ПАО «Т Плюс» подрядными организациями ООО «***» и ООО «***», соответствующие договоры истцом не представлены.

В силу п.4.8.2 Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей. РД 34.03.201-97" (утв. Минтопэнерго России 03.04.1997) (по состоянию на 03.04.2000) (ред. от 22.02.2000), при выполнении в подразделениях предприятия ремонтных, наладочных и других работ на одном и том же оборудовании или сооружении цеха (участка) одновременно несколькими организациями по прямым договорам с предприятием руководитель подразделения совместно с руководством подрядных организаций обязан разработать совмещенный график работ и общие мероприятия по технике безопасности, которые должны быть утверждены главным инженером предприятия. Ответственность за подготовку рабочего места, координацию действий по выполнению совмещенного графика работ и общих мероприятий по технике безопасности и допуск к работам в соответствии с настоящими Правилами несет руководитель предприятия (электростанции, котельной, тепловой сети). Данные правила техники безопасности являются обязательными к применению, вопреки доводам административного истца.

Действительно, пунктом 4 Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 30.04.2018) "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" указано, что предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования).

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (п.2) к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены:

- стандарты безопасности труда,

- правила и типовые инструкции по охране труда,

- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Согласно преамбуле РД34.03.201-97, настоящие Правила составлены РАО "ЕЭС России". С вводом их в действие отменяются Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей, утвержденные 05.01.1983. Изложены требования по организации безопасности выполнения работ при эксплуатации, ремонте, наладке и испытании теплосилового, механического, водоподготовительного оборудования, систем водоснабжения, устройств тепловой автоматики и измерений топливно - транспортных, котельных, турбинных и химических цехов действующих и реконструируемых электростанций, тепловых сетей, тепловых пунктов и отопительных котельных. Главгосэнергонадзором России требования настоящих Правил распространены на указанные объекты всех ведомств.

Вместе с тем, с учетом положений ст.ст. 420,423 ТК РФ, суд признаёт обоснованными ссылки должностного лица государственного надзора на РД, вступившего в силу с 15.10.1997, поскольку до настоящего времени иных нормативно- правовых актов техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования не разработано. Более того, исходя из классификации нормативно правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, РД 34.03.201- 97 относятся к Правилам по охране труда.

Графики производства работ на площадке подрядчиками суду истцом не представлены ни на момент обращения с иском, ни в ходе производства по делу. Однако в сопроводительном письме от 17.09.2018 об исполнении предписания, технический директор ПП «Ново – Свердловская ТЭЦ» указывает, что график разработан, то есть на момент проверки он отсутствовал. Данный факт, установленный в ходе проверки надзорным органом, ничем не опровергнут, в связи с чем, при наличии нарушения требований охраны труда, государственным инспектором законно возложена обязанность разработать графики работ и общие мероприятия по технике безопасности.

По пункту 4 предписания. Данным пунктом на административного истца возложена обязанность обеспечить наличие проекта производства работ по капитальному ремонту турбогенератора ТГ1, согласно требованиям п. 2.3.17 РД 34.03.201-97. Оспаривая данный пункт предписания, истец, не отрицал отсутствие данного проекта, полагая, что данная обязанность должна быть возложена на подрядчика и государственный инспектор вышел за пределы своих полномочий, поскольку РД не относится к нормативным актам, содержащим требования охраны труда.

По вопросу отнесения нормативного правого акта РД 34.03.201- 97 суд изложил свои выводы при анализе законности пункта 3 предписания.

Согласно п.2.3.17 РД 34.03.201-97, капитальные и средние ремонты оборудования должны выполняться по проектам производства работ (ППР) и техническим условиям на ремонт или технологическим картам.

Доводы административного истца о том, что работы по разработке проекта выполнения работ по капительному ремонту оборудования возлагаются на подрядчика в силу договора, документально ничем не подтверждены. Суд учитывает то обстоятельство, что государственный инспектор не возлагал на истца обязанность разработать данный проект, указано на необходимость обеспечить его наличие, что является закономерным, поскольку ответственность за безопасность оборудования, используемого в процессе трудовой деятельности, перед работниками несет работодатель (заказчик).

Представленный во исполнение предписания проекта производства работ, согласованный ПАО «Т Плюс» в лице технического директора Ново- Свердловской ТЭЦ, утвержденного главным инженером Свердловского отделения Пермского филиала АО «ЭнергоремонТ –Плюс» 20.08.2018 свидетельствуют об исполнимости данного пункта предписания и его законности. Доводы истца о выходе государственным инспектором труда при проведении проверки за пределы своей компетенции при проверке работ по ремонту турбогенератора на соответствие РД 34.03.201-97, суд полагает надуманными, поскольку проверка соблюдения юридическими лицами указанных требований законодательства находится в компетенции территориальных органов государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации, поскольку охрана труда работников включает в себя, как указывалось в вышеприведенных нормах трудового законодательства, создание безопасных условий труда, в том числе соблюдение требований при производстве работ по ремонту оборудования котельной.

По пункту 5 предписания обоснование требований по содержанию административным истцом не представлено.

Согласно п.94 Приказа № 155н, работодатель обязан организовать контроль за выдачей СИЗ работникам в установленные сроки и учет их выдачи. Выдача работникам и сдача ими СИЗ должны фиксироваться в личной карточке учета выдачи СИЗ работника.

В соответствии с п.110 приказа №155н, в зависимости от конкретных условий работ на высоте работники должны быть обеспечены следующими СИЗ - совместимыми с системами безопасности от падения с высоты:

а) специальной одеждой - в зависимости от воздействующих вредных производственных факторов;

б) касками - для защиты головы от травм, вызванных падающими предметами или ударами о предметы и конструкции, для защиты верхней части головы от поражения переменным электрическим током напряжением до 440 В;

в) очками защитными, щитками, защитными экранами - для защиты от пыли, летящих частиц, яркого света или излучения;

г) защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами - для защиты рук;

д) специальной обувью соответствующего типа - при работах с опасностью получения травм ног;

е) средствами защиты органов дыхания - от пыли, дыма, паров и газов;

ж) индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами - при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности;

з) средствами защиты слуха;

и) средствами защиты, используемыми в электроустановках;

к) спасательными жилетами и поясами - при опасности падения в воду;

л) сигнальными жилетами - при выполнении работ в местах движения транспортных средств.

Пунктами 5 и 12 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015) "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" указано, что предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

В силу статей 212,221 ТК РФ, работодателем в разделе «Общие требования мер безопасности» Инструкции по охране труда машиниста крана 3 разряда перечислены в п.1.8 нормативы СИЗ, среди которых очки защитные и белье нательное. Очки защитные, согласно типовых норм, подлежат выдаче в размере 1 шт. на два года, белье нательное- 2 на год. Аналогичные нормы указаны и карточке учета выдачи СИЗ машинисту крана Аввакумой Н.Г., однако фактически на момент проверки, ей очки защитные и белье нательное не выдавалось в 2016 и 2017 годах. Доказательств обратного истцом суду не представлено, что свидетельствует о законности возложения на работодателя обязанности в п. 5 предписания обеспечит работников СИЗ.

Таким образом, в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска публичного акционерного общества «Т Плюс» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании незаконными и отмене предписания главного государственного инспектора труда Илюнина Н.В. №66/12-3369-18-и от 17.08.2018, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга.

Судья Е.Ю.Бочкарева