ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3153/2023 от 12.12.2023 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

Дело №...

УИД 59RS0№...-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2023 года <АДРЕС>

Орджоникидзевский районный суд <АДРЕС> в составе:

председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,

при секретаре Тихоновой А.В.,

с участием представителя административного истца – Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры - Колегова И.В.,

представителей ответчиков - Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - Лысова В.А., действующего на основании доверенности, Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» – Смирнова П.В., Пепеляевой С.В., действующих на основании доверенностей,

представителей заинтересованных лиц – администрации <АДРЕС>Игнатова Л.Т., действующая на основании доверенности от 14.12.2022г., Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <АДРЕС> - Шамбуровой А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Пермскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Пермская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Пермскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с исковыми требованиями в которых просила о возложении обязанности:

установить на территории <АДРЕС> не менее 10 постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с п.2.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест»;

пересмотреть перечень контролируемых веществ на постах наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, расположенных на территории <АДРЕС> в соответствии с требованиями «РД 52.04.186-89 - Руководство по контролю за загрязнением атмосферы». Установить срок в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обосновании иска указав, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в марте 2022г. на основании решения от 04.03.2022г. №... проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в Пермском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», в ходе которой выявлены нарушения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) и направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха указанный Федеральный закон обязывает Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организовать государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечить его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (п. 1 ст. 23 Закона № 96-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона № 96-ФЗ государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Определение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды дано в ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее - Закон № 113-ФЗ), в частности, это мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.

Государственный экологический мониторинг осуществляется посредством функционирования государственной наблюдательной сети федерального органа - стационарными и подвижными пунктами наблюдения за состоянием окружающей среды.

Статьей 13 Закона № 113-ФЗ установлено, что организация деятельностистационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидрометом) по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Пункт 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372 (далее - Положение № 372), закрепляет правовой статус Росгидромета как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения среды, государственному надзору за поведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Согласно п.п. 5.4.3, 5.4.4 Положения № 372 формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организация и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения; государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции) относятся к полномочиям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Уральское УГМС», Учреждение), утверждённым приказом Росгидромета от 08.06.2018 № 235, федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Курганской, Свердловской, Челябинской областей, Пермского края, а также для выполнения отдельных функций, установленных настоящим Уставом.

Предметом и основной целью деятельности Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации является выполнение работ, оказание услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Росгидромета, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией на территории деятельности.

Полномочия и функции учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Общее руководство деятельностью Учреждения осуществляет Росгидромет (п. 1.4 Устава).

Учреждение имеет филиалы, в том числе, Пермский ЦГМС, расположенный по адресу: <АДРЕС>.

Источниками финансового обеспечения Учреждения, согласно пункту 4.7.1 Устава, являются субсидии, предоставляемые Учреждению, из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и на иные цели.

При этом Учреждение обязано обеспечивать выполнение установленного Росгидрометом государственного задания на выполнение работ, оказание услуг и предоставление отчета о его выполнении в установленные государственным заданием сроки, также обеспечивать исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него Росгидрометом субсидий из федерального бюджета, а также средств, полученных в установленном порядке от осуществления приносящей доход деятельности (пункты 5.3.1, 5.3.11 Устава).

В соответствии с п. 4 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477, государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды. При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов.

Организация и проведение наблюдений за загрязнением атмосферы в городах, на региональном и фоновом уровнях, методики химического анализа концентраций вредных веществ в атмосфере, методы сбора, обработки и статистического анализа результатов наблюдений регламентируются «РД 52.04.186-89 Руководство по контролю загрязнения атмосферы» (далее - РД, руководство).

Руководство обязательно для всех организаций, осуществляющих наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы, анализ проб воздуха, атмосферных осадков и снежного покрова для определения содержания в них вредных веществ; сбор, обработку и анализ информации, составление обобщенных сведений о качестве воздуха городов, на региональном и фоновом уровне.

Правила организации наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы в городах и населенных пунктах изложены в ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (далее - ГОСТ 17.2.3.01-86). Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы осуществляют на государственных постах. Постом наблюдения является выбранное место (точка местности), на котором размещают павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими приборами.

Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Из числа стационарных постов выделяютсяопорные посты, которые предназначены для выявления долговременных изменений содержания основных и наиболее распространённых загрязняющих веществ. Маршрутный пост предназначается для регулярного отбора проб в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся с помощью передвижного оборудования. Передвижной пост предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного источника (раздел 1 ГОСТ).

На основании п. 2.5 ГОСТ 17.2.3.01-86 число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

Пунктом 2.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 установлено, что число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тыс. жителей, 2 поста - 100 тыс. жителей, 2-3 поста - 100 - 200 тыс. жителей, 3-5 постов - 200 - 500 тыс. жителей, 5-10 постов - более 500 тыс. жителей, 10-20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей.

На территории <АДРЕС> Пермский ЦГМС осуществляет наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на 14 стационарных постах наблюдений, 7 из которых расположены в городе Перми.Согласно информации Пермьстат в городе Перми по состоянию на 01.01.2023 проживает 1027153 человек.

Таким образом, исходя из положений п. 2.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 в <АДРЕС> количество стационарных постов наблюдений недостаточно.

В соответствии с п.п. 2.7, 2.8 ГОСТ 17.2.3.01-86 количество постов может быть увеличено в условиях сложного рельефа местности, при наличии большого количества источников загрязнения, а также при наличии на данной территории объектов, для которых чистота воздуха имеет первостепенное значение (например, уникальных парков, исторических сооружений и др.).

Разделом 2.4 РД предусмотрен порядок определения перечня веществ, подлежащих контролю.

В атмосферный воздух города поступает значительное количество различных загрязняющих веществ. Повсеместно выбрасываются такие вредные вещества, как пыль (взвешенные вещества), диоксид серы, диоксид и оксид азота, оксид углерода, которые принято называть основными, а также различные специфические вещества, выбрасываемые отдельными производствами, предприятиями, цехами.

Перечень веществ для измерения на стационарных, маршрутных постах и при подфакельных наблюдениях устанавливается на основе сведений о составе и характере выбросов от источников загрязнения в городе и метеорологических условий рассеивания примесей. Определяются вещества, которые выбрасываются предприятиями города, и оценивается возможность превышения предельно-допустимых концентраций этих веществ. В результате составляется список веществ, подлежащих контролю в первую очередь.

На основании установленного перечня веществ, подлежащих контролю, в каждом городе определяются вещества для организации наблюдений на постах. На опорных стационарных постах организуются наблюдения за содержанием основных загрязняющих веществ: пыли, диоксида серы, оксида углерода, оксида и диоксида азота, и за специфическими веществами, которые характерны для промышленных выбросов многих предприятий данного города (населенного пункта).

В соответствии с РД перечень вредных веществ, подлежащих контролю, пересматривается при изменении данных инвентаризации промышленных выбросов, появлении новых источников выбросов, реконструкции предприятий, но не реже 1 раза в 3 года.

Расширение перечня контролируемых веществ осуществляется после предварительных наблюдений, направленных на ориентировочную оценку состояния загрязнения. Такие наблюдения могут проводиться на стационарных, маршрутных постах или при эпизодических обследованиях.

На постах наблюдений в <АДРЕС> атмосферный воздух анализируется по 24 загрязняющим веществам, при этом на отдельных постах перечень веществ варьируется от 7 до 23.

Например, на посту №... (<АДРЕС>) в перечень определяемых показателей включено 12 веществ, на посту №... (<АДРЕС>) - 18; на посту №... (<АДРЕС>) - 16; на посту №... (<АДРЕС>) - 12; на посту №... (<АДРЕС>) - 14; на посту №... (<АДРЕС>) - 11; на посту №... (<АДРЕС>) - 10; на посту №... (<АДРЕС>) - 13); на посту №... (<АДРЕС>) - 7; на посту №... (<АДРЕС>) - 15; на посту №... (<АДРЕС>) — 23; на посту №... (<АДРЕС>) - 10; на посту №... (перекресток <АДРЕС> и <АДРЕС>) - 11; на посту №... (<АДРЕС>) - 16.

Согласно информации <АДРЕС> ЦГМС от 14.03.2022г. №... перечень определяемых веществ в атмосферном воздухе в городах <АДРЕС> был установлен еще в 1970-1980-х гг. и с тех пор не пересматривался.

Фактически на территории <АДРЕС> не охвачен наблюдениями атмосферный воздух в <АДРЕС>, большие части <АДРЕС> (<АДРЕС>, <АДРЕС> (<АДРЕС> (с развитой химической промышленностью)), <АДРЕС> и др.

Административный истец полагает, что на территории <АДРЕС> необходимо увеличить количество постов наблюдений за атмосферным воздухом до нормативного, а также для всех постов <АДРЕС> провести мероприятия по пересмотру перечня контролируемых веществ на стационарных постах наблюдений с учетом развития объектов промышленности, автомобильных дорог, непосредственно влияющих на качественные и количественные характеристики атмосферного воздуха населенных мест.Отсутствие на территории <АДРЕС> достаточного количества стационарных постов наблюдений, а также не проведение мероприятий по пересмотру перечня контролируемых веществ на постах наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, расположенных на территории <АДРЕС>, противоречит положениям ГОСТ 17.2.3.01-86, а также нарушает конституционное права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, закрепленные статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Обязанность по установлению и организации деятельности стационарных постов на основании приведенного правового регулирования возложена на Росгидромет, ФГБУ «Уральское УГМС» и Пермский ЦГМС.Указанные полномочия являются взаимно дополняемыми и не могут быть осуществлены ФГБУ «Уральское УГМС» и Пермским ЦГМС самостоятельно.

Природоохранной прокуратурой 25.03.2022г. по результатам проверки в ФГБУ «Уральское УГМС» вносилось представление, требования которого на сегодняшний день не исполнены.

Согласно ответу ФГБУ «Уральское УГМС» от 07.07.2023г. №... Росгидрометом письмом от (дата)№... направлены сводные предложения в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по выделению дополнительных бюджетных ассигнований на 2024- 2026 гг., в том числе на увеличение количества постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.

Таким образом, бездействием ФГБУ «Уральское УГМС», Пермским ЦГМС нарушается право лиц постоянно или временно пребывающих на территории указанных населенных пунктов на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного истца – Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры - Колегов И.В. поддержал исковые требования, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Представители ответчиков - Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - Лысов В.А., действующий на основании доверенности, Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» – Смирнов П.В., Пепеляева С.В., действующие на основании доверенностей в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (215-224 Т.1, л.д.134-138Т.2).

Представители ответчика - ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.133-143 Т.1, л.д. 2-11,21-26 Т.2).

Представители заинтересованных лиц – Западно – Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Роспотребнадзора по <АДРЕС>, Государственной инспекции по экологии и природопользованию <АДРЕС> – в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ранее представителем заинтересованного лица – Управления Роспотребнадзора по <АДРЕС> представлен письменный отзыв по доводам иска, приобщенный к материалам дела (л.д.207,208 Т.1)

Представитель заинтересованного лица – администрации <АДРЕС>Игнатова Л.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. По доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.150-152 Т.1)

Представитель заинтересованного лица –Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <АДРЕС> - Шамбурова А.В., действующая на основании доверенности,в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. По доводам, изложенным в письменных пояснениях на иск (л.д.150-152 Т.1, …)

Протокольно определением суда 15.08.2023г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – Министерство финансов РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Представители заинтересованных лиц - Министерства финансов РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представителем заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии РФ представлен письменный отзыв по доводам иска, приобщенный к материалам дела (л.д. ).

Представителем заинтересованного лица - Министерства финансов РФ представлен письменный отзыв по доводам иска, приобщенный к материалам дела (л.д. ).

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Мониторинг атмосферного воздуха в соответствии с положениями Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

Согласно ст. 23 названного Федерального закона в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения (статья 5 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха").

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" (далее - Постановление N 477), организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления N 477 предусмотрено, что государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).

Приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 524 утверждены Требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, согласно которым наблюдения за загрязнением окружающей среды осуществляются государственной системой наблюдений, которая включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивает Росгидромет, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (пункт 121).

Количество стационарных пунктов наблюдений и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест массового отдыха и курортных зон (пункт 156).

Количество стационарных пунктов наблюдений и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест массового отдыха и курортных зон (пункт 156).

Количество стационарных пунктов наблюдений в зависимости от численности населения городского или сельского поселения устанавливается не менее: 1 - до 50 тыс. человек, 2 - от 50 до 100 тыс. человек, 3 - от 100 до 250 тыс. человек, 4 - от 250 до 500 тыс. человек, 7 - от 500 до 1 000 тыс. человек, 10 - более 1 000 тыс. человек.

Пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются преимущественно в административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с населением более 100 тыс. человек и крупных промышленных центрах.

Пункты наблюдений территориальных систем наблюдений в городских и иных поселениях с населением менее 100 тыс. человек, а также в дополнение к пунктам государственной наблюдательной сети в целях получения детализированной информации о распределении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на наблюдаемой территории (пункт 158).

Положениями "ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" установлены три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (п. 1.1).

Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Из числа стационарных постов выделяются опорные стационарные посты, которые предназначены для выявления долговременных изменений содержания основных и наиболее распространенных загрязняющих веществ (п. 1.2).

Согласно требованиям пункта 2.5 упомянутого государственного стандарта, число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тысяч жителей, 2 поста - 100 тысяч жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тысяч жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тысяч жителей, 5 - 10 постов - более 500 тысяч жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей (пункт 2.6).

Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается представленными в материалы дела документами, на территории <АДРЕС> Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» осуществляет наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на 14 стационарных постах наблюдений, 7 из которых расположены в городе Перми.

Согласно информации Пермьстат в городе Перми по состоянию на 01.01.2023 проживает 1027153 человек.

На основании решения от 04.03.2022г. Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в Пермском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», в ходе которой установлено, что на территории <АДРЕС> установлено

недостаточное количество стационарных постов наблюдений, исходя из количества жителей данного муниципального образования (л.д.32,33 Том.1).

По данному факту Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой25.03.2022г.в адрес ФГБУ «Уральское УГМС» внесено представление об устранении нарушений закона.

По результатам рассмотрения нарушения не устранены.

Согласно ответу ФГБУ «Уральское УГМС» от 07.07.2023г. №... Росгидрометом письмом от 26.05.2023г. №... направлены сводные предложения в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по выделению дополнительных бюджетных ассигнований на 2024- 2026 гг., в том числе на увеличение количества постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004г. № 372, организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и Государственной корпорации по атомной энергии «Ростатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством РФ.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Пунктами 5.4.3, 5.4.4 данного Положения установлено, что Федеральная службапо гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет

формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

В соответствии с Уставом ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Уральское УГМС», Учреждение), утверждённым приказом Росгидромета от 08.06.2018 № 235, Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Курганской, Свердловской, Челябинской областей, Пермского края, а также для выполнения отдельных функций, установленных настоящим Уставом.

Предметом и основной целью деятельности Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации является выполнение работ, оказание услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Росгидромета, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией на территории деятельности.

Источниками финансового обеспечения Учреждения, согласно пункту 4.7.1 Устава, являются субсидии, предоставляемые Учреждению, из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и на иные цели.

При этом Учреждение обязано обеспечивать выполнение установленного Росгидрометом государственного задания на выполнение работ, оказание услуг и предоставление отчета о его выполнении в установленные государственным заданием сроки, также обеспечивать исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него Росгидрометом субсидий из федерального бюджета, а также средств, полученных в установленном порядке от осуществления приносящей доход деятельности (пункты 5.3.1, 5.3.11 Устава).

Таким образом, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", требованиями, содержащимися в постановлении Правительства РФ от 06.06.2013 N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды", Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 372, учредительными документамиФГБУ «Уральское УГМС», с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, приходит к выводу о том, что административными ответчиками Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» не принято должных мер по обеспечению на территории <АДРЕС> необходимого количества стационарных постов наблюдения за состоянием окружающего воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86. Подобное бездействие создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Отсутствие надлежащего количества наблюдательных постов негативно влияет на осуществление мониторинга окружающей среды, не позволяет своевременно выявить случаи загрязнения атмосферного воздуха, и соответственно, принять меры к установлению причин такого загрязнения.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, закон возлагает на суд обязанность принять меры, направленные на восстановление прав заявителя. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда, в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

Исходя из фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости возложить на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность принять меры к увеличению на территории <АДРЕС> постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с п.2.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест», сообщить суду и административному истцу об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Между тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца в части возложения обязанности на ответчиков пересмотреть перечень контролируемых веществ на постах наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, расположенных на территории <АДРЕС> в соответствии с требованиями «РД 52.04.186-89 - Руководство по контролю за загрязнением атмосферы», поскольку как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается представленными в материалы дела документами, административные ответчики не наделены государственными полномочиями по вопросам самостоятельного пересмотра перечня контролируемых веществ на стационарных постах наблюдений.

В соответствии с п. 164 Требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020г. № 524, перечень измеряемых загрязняющих веществ для программы на пунктах наблюдений устанавливается и уточняется на основе сведений о составе и характере выбросов в соответствии с данными инвентаризации источников выбросов, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ от отдельных предприятий и в целом по городу (Сводные расчеты), а также результатами предварительных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха населенного пункта.

Пунктом 10 Правил проведения Сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.11.2019г. № 813, установлено, что организация проведения Сводных расчетов на территории соответствующего субъекта РФ осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Как следует из протокола заседания межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям в сфере экологической безопасности при Пермской межрайонной природоохранной прокуратуре от 26.05.2022г., Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <АДРЕС> в срок до 01.08.202г. рекомендовано проработать вопрос о проведении сводных расчетов по отдельным городам <АДРЕС> и районам <АДРЕС>.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворения требований административного истца в данной части.

Руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Пермскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о возложении обязанности, - удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» принять меры к увеличению на территории <АДРЕС> постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с п.2.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест», сообщить суду и административному истцу об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры, - отказать.

На решение суда по административному делу может быть подана апелляционная жалоба в <АДРЕС>вой суд через Орджоникидзевский районный суд <АДРЕС> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (29.12.2023г.)

Судья (подпись) Е.Е. Макашина

Копия верна. Судья