ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-32/2021УИД от 20.01.2021 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Решение изготовлено в окончательной форме 20.01.2021

Дело № 2а-32/2021 УИД : 66RS0060-01-2020-000695-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2021 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сафонова П.П.,

при секретаре Журавлевой Е.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,

представителя административного ответчика по доверенности Сюкосева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Шалинского городского округа Свердловской области о признании незаконным бездействия ответчика и возложении на них обязанности по организации водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Шалинского района Свердловской области действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области со следующими требованиями:

Признать незаконным бездействие администрации Шалинского городского округа по организации холодного водоснабжения населения в дер. Коптело-Шамары Шалинского городского округа Свердловской области;

Возложить на администрацию Шалинского городского округа обязанность в срок не позднее 30.08.2021 организовать холодное водоснабжение, соответствующее требованиям действующего законодательства, в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения в дер. Коптело-Шамары Шалинского городского округа Свердловской области.

В обоснование требований указано, что в ноябре 2020 прокуратурой Шалинского района проведена проверка по соблюдению законодательства о водоснабжении, по результатам которой выявлены нарушения, допущенные администрацией Шалинского городского округа (далее - Администрация), подлежащие устранению.

На территории дер. Коптело-Шамары Шалинского городского округа Свердловской области с 2017 года по настоящее время, администрацией Шалинского городского округа не организовано холодное водоснабжение.

До 2017 года водоснабжение населения обеспечивалась централизованно холодным водоснабжением через бесхозяйные водопроводные сети и водозаборную скважину ООО «Новый путь». Данное общество неоднократно письменно информировало администрацию Шалинского городского округа об их невозможности обеспечивать водоснабжение населения, в связи с несоответствием скважины, сети санитарно-эпидемиологическим требованиям, что создает угрозу здоровью и жизни населения. Вода из скважины может использоваться только для технических целей.

Согласно статьям 16 (ч.1 п.4), 17 (ч.1 п.4.3) Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Устава Шалинского городского округа к вопросам местного значение относится организация в границах городского водоснабжение населения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от их исполнения.

Однако, Администрацией несмотря на неоднократные обращения о нарушении прав 161 потребителя, проживающих в 34 домах, меры по организации водоснабжения в дер. Коптело-Шамары не приняты, в том числе, в нарушение ч.9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не организован подвоз питьевой воды.

Возложение на ООО «Новый путь», которое в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» органами местного самоуправления не определено, обязанности по эксплуатации водопроводных сетей и скважины в целях водоснабжения населения дер. Коптело-Шамары незаконно.

За качеством подаваемой ООО «Новый путь» воды, которую население вынуждено использовать для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, в нарушение требований статей 11, 19, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.5, 2.4 СП 1.1.1058-01, пунктов 2.4, 4.2, 4.5 СанПин 2.1.4.1074-01, производственный лабораторный контроль в водозаборной скважине, водонапорной башне и водопроводной сети не проводится.

Бездействие Администрации по организации в дер. Коптело-Шамары надлежащего водоснабжения создает угрозу для жизни и здоровья жителей этой деревни и прибывающих в ней граждан, то есть нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги надлежащего качества и в необходимых объемах.

В соответствии со ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор обращается в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца Вылегжанина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, уточнила срок исполнения п. 2 искового требования, пояснила, что холодное водоснабжение может быть организовано либо строительством нового водопровода, или иным способом, который вправе выбрать ответчик.

Представитель ответчика Сюкосев А.В. с п. 1 иска согласился, уточненный срок исполнения решения нашел разумным, поскольку для выполнения решения по организации водоснабжения потребуются значительные финансовые затраты, согласование бюджета.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности

В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 "Устава Шалинского городского округа", принятого Решением Шалинской районной Думы 02.06.2005 № 116, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Административный истец полагает незаконным бездействие Администрации Шалинского городского округа при исполнении обязанности по организации в границах д. Коптело-Шамары Шалинского городского округа водоснабжения населения, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги надлежащего качества и в необходимых объемах, и с целью защиты их прав полагают необходимым возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.

Поскольку спорные правоотношения возникли непосредственно вследствие невыполнения органом местного самоуправления, наделенного публичными полномочиями по организации водоснабжения населения, возложенных обязанностей по решению вопросов местного значения, которые носят публично-правовой характер, административное исковое заявление об оспаривании бездействия правомерно подано истцом в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 "Устава Шалинского городского округа " администрация Шалинского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления и является исполнительно-распорядительный органом местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. (статья 30 Устава).

В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии оспариваемого бездействия, возложена на административного ответчика, как на орган, наделенный публичными полномочиями. В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доводов и доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на организацию водоснабжения населения д. Коптело-Шамары, более того они данный факт признают, тогда как административным истцом представлены доказательства отсутствия надлежащей организации водоснабжения со стороны административного ответчика, поскольку в настоящее время население вышеназванного населенного пункта получает холодное водоснабжение через бесхозяйные водопроводные сети и водозаборную скважину ООО «Новый путь», которое неоднократно письменно информировало администрацию Шалинского городского округа об их невозможности обеспечивать население надлежащим водоснабжением, в связи с несоответствием скважины, водопроводной сети санитарно-эпидемиологическим требованиям, что создает угрозу здоровью и жизни населения. Вода из скважины может использоваться только для технических целей (л.д.10-11,12,13-22,25,27,28,30,32,34,35,36-40,41,42,43,44,45-49).

Поскольку из представленных доказательств установлено, что административным ответчиком не организовано надлежащее водоснабжение жителей д. Коптело-Шамары, которые находятся в опасных для их жизни и здоровья условиях, поскольку не имеют питьевой воды надлежащего качества, что может способствовать развитию инфекционных, паразитарных, кишечных болезней и привести в числе прочих негативных последствий, к гибели людей. Использование жителями д. Коптело-Шамары воды из источников, принадлежащих ООО "Новый путь", производится без какого-либо правового основания, в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, контроль за качеством воды водного объекта либо подвоз качественной питьевой воды в настоящее время органами местного самоуправления не организован. Обязанность по организации водоснабжения возложенная на административного ответчика в силу закона не исполняется. Поэтому иск подлежит удовлетворению в полном объеме, срок исполнения решения не позднее 30.08.2022 суд находит разумным, так как организация ответчиком водоснабжения связана с планированием расходов, принятием решения об их выделении, заключением муниципальных контрактов.

В соответствии со ст. 103-104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики, как и истец при подаче иска, подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Шалинского городского округа Свердловской области о признании незаконным бездействия ответчика и возложении на них обязанности по организации водоснабжения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шалинского городского округа Свердловской области по организации холодного водоснабжения населения в д. Коптело-Шамары Шалинского городского округа Свердловской области.

Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность в срок не позднее 30.08.2022 организовать холодное водоснабжение соответствующее требованиям действующего законодательства в количестве необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения в д. Коптело-Шамары Шалинского городского округа Свердловской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья П.П. Сафонов