Дело № 2а-3438//17 (марка обезличена)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(дата) года Советский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Оськина И.С.,
при секретаре судебного заседания Вовк Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.И.Н. к Администрации города Нижнего Новгорода, Департаменту градостроительного развития и архитектуры Администрации города Нижнего Новгорода, о признании незаконным и отмене решения от (дата)г. №... об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию, обязании выдать разрешение на реконструкцию
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд к ответчикам с указанным административным исковым заявлением. В обосновании заявленных требований указал следующее.
(дата)г. административным истцом в соответствии с ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Департамент градостроительного развития и архитектуры Администрации города Нижнего Новгорода было подано заявление о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по адресу: ... (литер Б), расположенным на земельном участке с кадастровым номером №...
К заявлению от (дата)г. были приложены документы, предусмотренные ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
Свидетельство о государственной регистрации права серии №..., выданное Управлением Федеральной регистрационной службы (дата) на земельный участок, Свидетельство о государственной регистрации права серии №..., выданное Управлением Федеральной регистрационной службы (дата) на жилой дом.
Градостроительный план земельного участка, выданный Департаментом градостроительного развития и архитектуры Администрации города Нижнего Новгорода (дата);
Схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
(дата)г. письмом за №... Административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома с указанием следующих оснований:
«п.2. ч.11. ст.51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером №... в соответствии с Генеральным планом города Нижнего Новгорода расположен в функциональной зоне О-2 (зона многофункциональной общественной застройки местного значения -городских районов и планировочных частей), которая соответствует территориальной зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) и функциональной зоне О-1 (зона многофункциональной застройки городского цента и городских подцентров за пределами исторического района и охранных зон ОКН), которая соответствует территориальным зонам Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра) и Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде.
Градостроительные регламенты территориальных зон Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра) и Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) установлены статье 1 46.3 Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде.
В перечне основных видов разрешенного использования территориальных зон Ц-1 и Ц-2 вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство отсутствует. Строительство индивидуального жилого дома на данном участке не соответствует градостроительным регламентам территориальных зон».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 13. ст.51. Градостроительного кодекса РФ, Департамент градостроительного развития и архитектуры Администрации ... отказал Административному истцу в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома.
Административный истец считает решение Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода от (дата)г. в письме №... отказе в выдаче разрешения на реконструкцию незаконным, поскольку оно противоречит ст.ст.209, 263 ГК РФ, ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Административного истца.
Согласно ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: ... (литер Б).
Земельный участок с кадастровым номером №... имеет следующие характеристики: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, общая площадь 702 кв.м.
Жилой дом с кадастровым номером №... имеет следующие характеристики: общая площадь 146.6 кв.м., этажность: 1, мансарда.
Вид разрешенного использования земельного участка, определенный в момент принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность, до настоящего времени не изменен.
Существующих ограничений (обременении) права на данный земельный участок не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.03.2017г. №... на основании запроса от 22.03.2017г.
Таким образом, в отношении земельного участка, принадлежащего Административному истцу на праве собственности, какие-либо ограничения его прав на момент подачи им заявления о выдаче разрешения на реконструкцию дома не существовали; доводов о невозможности сочетания реконструкции с разрешенным видом использования земельного участка, или существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном статьей 51 ГрК РФ порядке разрешения на реконструкцию, в письме №...-отказе от (дата)г. Административный ответчик не привел.
Документом-основанием оформления Административным истцом в собственность земельного участка с кадастровым номером №...:57 являлся договор №... от 08.12.1959г. о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности, удостоверенным Девятой государственной нотариальной конторой ..., реестровый №....
Земельный участок всегда использовался под индивидуальное жилое строительство, что также подтверждается договором купли-продажи доли домовладения от 12.01.1960г.
В связи с неудовлетворительным состоянием кровли жилого дома, что подтверждается заключением строительной организации от 29.10.2014г. и необходимостью увеличения площади дома, Административный истец обратился к Административному ответчику с заявлением о разрешении на реконструкцию дома.
Административному истцу отказано в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома в связи с тем, что «строительство индивидуального жилого дома на данном участке не соответствует градостроительным регламентам территориальных зон. В перечне основных видов разрешенного использования территориальных зон Ц-1 и Ц-2 вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство отсутствует».
Положениями п. 8 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен частями 9 (объекты индивидуального жилищного строительства) и 7 (иные объекты капитального строительства) ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 той же статьи Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абз.2 п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу абз.1 п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пп. 3 и 4 ст. 85 Земельного Кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В соответствии со ст.1 Протокола №... к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
Положениями ст. 36 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично так и совместно с другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конвенционально и конституционно гарантированное право каждого гражданина Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение принадлежащим имуществом, с учетом требований ст. 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующим и определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Указанное право, в силу ст.55 Конституции Российской Федерации, может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом приведенных выше норм Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отказ в выдаче разрешения на требуемую реконструкцию индивидуального жилого дома, выступая, по сути, ограничением права гражданина на реализацию правомочий собственника на жилой дом и земельный участок в конкретных границах, может быть оправдан лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и допустим исключительно в общественных интересах.
Каким-либо федеральным законом не предусмотрены ограничения на реконструкцию жилого дома, который принадлежит, как и само домовладение, на праве собственности гражданину, даже при условии их нахождения в зонах Ц-1 и Ц-2.
Правила землепользования и застройки, утвержденные Постановлением Городской Думы г.Нижний Новгород от (дата)№..., не только не исключают, но и прямо предусматривают возможность реконструкции малоэтажных индивидуальных домов с участками, принадлежащих гражданину на праве собственности, и находящихся в зоне Ц-1 «Зона обслуживания и деловой активности городского центра».
Доводов, что предлагаемая истцом реконструкция не соответствует общественным интересам, Административным ответчиком в письме за №... от (дата)г. на выдачу Административному истцу разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, не приведено.
Кроме того, реконструкция кровли никак не увеличивает объем застройки земельного участка, а проводится внутри уже застроенного жилого строения.
Согласно п. 2.2.2 градостроительного плана земельного участка, выданного Департаментом градостроительного развития и архитектуры Администрации города Нижнего Новгорода (дата), предусматривающего требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, предельное количество этажей или предельная высота здания - в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны, после внесения изменений в Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде в части определения территориального зонирования территории.
В соответствии с п.2.2.4. указанного градостроительного плана «Архитектурно-планировочные требования»: Архитектурно- планировочное решение объекта капитального строительства предварительно до разработки рабочего проекта представить в департамент градостроительного развития Нижегородской области в соответствии с постановлением ... от 30.11.2015г. №....
Однако отказывая в даче согласия по мотиву, что в перечне основных видов разрешенного использования территориальных зон Ц-1 и Ц-2 вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство отсутствует, по существу исключает любую возможность увеличения площади дома за счет реконструкции кровли дома, требующей капитального ремонта в связи с физическим износом покрытия-90%.
Выводы, сделанные специалистами строительной организации, обследовавших кровлю жилого дома свидетельствуют о том, что «техническое состояние кровли - аварийное, угрожает безопасности и здоровью проживающих в нем людей, кровля нуждается в срочном капитальном ремонте».
Вместе с тем, в результате отказа в проведении работ по реконструкции Административный истец, имеющий на праве собственности земельный участок и жилой дом, нуждающийся в реконструкции, никаким способом не может улучшить свои жилищные условия несмотря на то, что в этом нуждается, так как в состав его семьи, кроме престарелой матери (дата), являющейся (марка обезличена), входит дочь со своей семьей в составе 3 человек.
Истец считает, что с учетом изложенного, отказ Департамента градостроительного развития и архитектуры Администрации ... в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома представляет собой необоснованное вмешательство государства в лице органов местного самоуправления в осуществление и реализацию конституционно гарантированных полномочий, направленных на сохранение принадлежащего мне на праве собственности имущества, которые не могут противоречить общественным публичным интересам.
Доводы, что земельный участок находится в функциональной зоне 0-1 (зона многофункциональной застройки городского цента и городских подцентров за пределами исторического района и охранных зон ОКН), которая соответствует территориальным зонам Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра) и Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, сами по себе не являются основанием для отказа в заявлении.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 23 Градостроительного Кодекса РФ генеральный план городского округа должен содержать карту функциональных зон поселения или городского округа, под которыми понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5 ст. 1).
Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, устанавливающих, что в случае утверждения генерального плана городского округа изменяется правовой режим территорий, существующий до утверждения генерального плана, напротив, ч. 12 ст. 9 ГрК РФ предусмотрено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Кроме этого, генеральным планом не возлагается обязанность на собственника изменить назначение земельного участка, не устанавливаются запреты в том или ином использовании земельного участка, не возлагаются иные обязанности, в частности, использовать земельный участок в соответствии с функциональными зонами, в связи с чем план сам по себе не может служить препятствием для оформления права собственности на земельные участки и на находящиеся на нем объекты недвижимости.
Более того, в силу ч. 3 ст. 23, ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ генеральный план - это документ территориального планирования, который определяет перспективное состояние города и систему долгосрочных решений в соответствии с архитектурно-строительными и градостроительными документами.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данная норма градостроительного законодательства определяет целевое назначение территориального планирования, которым обозначено определение в документах территориального планирования назначения территорий. При этом назначение территорий определяется исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правила землепользования и застройки, утвержденные Постановлением Городской Думы г.Нижний Новгород от (дата)№..., являются муниципальным нормативным правовым актом, целью разработки которых, обеспечение условий для реализации планов и программ развития городской территории, систем инженерного, транспортного обеспечения и социального обслуживания, сохранения природной и культурно-исторической среды; установление правовых гарантий по использованию и строительному изменению недвижимости для владельцев и лиц, желающих приобрести права владения, пользования и распоряжения земельными участками, иными объектами недвижимости; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство и обустройство недвижимости посредством предоставления инвесторам возможности выбора наиболее эффективного вида использования недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами;
При этом названные Правила не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с градостроительными регламентами, определяя территориальные зоны, не устанавливают ограничений прав собственников индивидуальных жилых домов на реконструкцию объектов индивидуального строительства, расположенных на принадлежащих им на праве собственности земельных участках, в зависимости от территориальных зон.
Таким образом, территориальное планирование направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории на ближайшие 20 лет (п. 1 постановления Городской Думы N 22 от (дата)).
То, что территориальное планирование направлено на развитие территории, корреспондируется с нормой градостроительного законодательства, определяющей, что генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч. 11 ст. 9 ГрК РФ).
При этом Градостроительный кодекс РФ не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, с учетом распорядительных актов уполномоченных органов об отводе земельных участков под строительство.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.03.2017г. №... земельный участок Административного истца расположен на землях населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, согласно градостроительному плану - он находится в функциональной зоне О-1 (зона многофункциональной застройки городского цента и городских подцентров за пределами исторического района и охранных зон ОКН), которая соответствует территориальным зонам Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра) и Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения).
Вместе с тем, положениями п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у пользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от (дата) N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
Согласно ст. 40 Земельного Кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении земельного участка, принадлежащего мне на праве собственности, какие-либо ограничения прав на землю не установлены, разрешенный вид его использования - под жилищное строительство предусматривает возможность строительства (реконструкции) жилого дома, что не противоречит градостроительному плану земельного участка, считаю, что отказ Департамента градостроительного развития и архитектуры Администрации города Нижнего Новгорода в выдаче разрешения на реконструкцию нарушает мои права (право на жилище, на защиту права собственности) в отсутствие для этого законных оснований.
На основании вышеизложенного истец просит суд:
признать незаконным и отменить решение Административного ответчика от (дата)г.в письме за №... об отказе в выдаче Административному истцу разрешения на реконструкцию.
Обязать Административного ответчика выдать разрешение на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от (дата)г. и представленных документов.
Определением суда к участию по делу привлечена в качестве ответчика Администрация города Нижнего Новгорода, в качестве заинтересованного лица привлечен директор Департамента градостроительного развития и архитектуры Администрации города Нижнего Новгорода А.Н.К.
Истец в судебное заседание не вился, извещен надлежащим образом,
Представитель ответчика администрации города Нижнего Новгорода в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд отказать, в полном объеме.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела (дата)г. административным истцом в соответствии с ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Департамент градостроительного развития и архитектуры Администрации города Нижнего Новгорода было подано заявление о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по адресу: ... (литер Б), расположенным на земельном участке с кадастровым номером №...
К заявлению от (дата)г. были приложены документы, предусмотренные ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
Свидетельство о государственной регистрации права серии №..., выданное Управлением Федеральной регистрационной службы (дата) на земельный участок, Свидетельство о государственной регистрации права серии №..., выданное Управлением Федеральной регистрационной службы (дата) на жилой дом.
Градостроительный план земельного участка, выданный Департаментом градостроительного развития и архитектуры Администрации ...(дата).
Схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
(дата)г. письмом за №... Административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по основаниям предусмотренным ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. в обосновании указав следующее.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
П.2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации
Земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070089:57 в соответствии с Генеральным планом города Нижнего Новгорода расположен в функциональной зоне О-2 (зона многофункциональной общественной застройки местного значения - городских районов и планировочных частей), которая соответствует территориальной зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) и функциональной зоне 0-1 (зона многофункциональной застройки городского центра и городских подцентров за пределами исторического района и охранных зон ОКН), которая соответствует территориальным зонам Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра ) и Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде.
Градостроительные регламенты территориальных зон Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра) и Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения) установлены статьей 46.3 Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде.
В перечне основных видов разрешенного использования территориальных зон Ц-1 и Ц-2 вид разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство отсутствует. Строительство индивидуального жилого дома на данном участке не соответствует градостроительным регламентам территориальных зон.
При этом судом установлено, что Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от (дата)№... утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства и продлении срока действия разрешения на строительство».
Пунктом 2.6 указанного административного регламента установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства заявитель самостоятельно прилагает к заявлению, в случае, если в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций эти документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют:
документ, удостоверяющий личность заявителя;
доверенность (в случаях, если представляются интересы юридических лиц);
заявление по утвержденной форме;
правоустанавливающие документы на земельный участок;
градостроительный план земельного участка;
схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2.10 административного регламента установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию):
отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.6, 2.7 настоящего Регламента.
заявление о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства подано не по форме, утвержденной приложением N 1 настоящего административного регламента.
несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
представление документов по объекту капитального строительства, выдача разрешения на строительство которого не входит в полномочия администрации ..., в соответствии с действующим законодательством.
подача заявления о продлении срока действия разрешения на строительство, в случае если строительство, реконструкция не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Отказ в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и продление срока действия разрешений на строительство подписывается директором департамента градостроительного развития и архитектуры администрации ... в течение 10 дней с момента подачи заявления.
В соответствии с пунктом 3.7.3. административного регламента должностное лицо, ответственное за рассмотрение заявления, обеспечивает проведение проверки сотрудниками департамента градостроительного развития и архитектуры администрации ... соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
Согласно пункту (дата). административного регламента в случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство (продление срока действия ранее выданного разрешения на строительство) по основаниям, указанным в подпункте 2.10 административного регламента, должностное лицо, ответственное за рассмотрение заявления, в течение девяти дней следующих за днем регистрации поступившего заявления готовит проект письма об отказе в выдаче разрешения на строительство (продление срока действия ранее выданного разрешения на строительство) и представляет его директору департамента градостроительного развития и архитектуры администрации ... или лицу, исполняющему его обязанности, для подписания.
Как уже указано выше административный истец (дата) обратился в администрацию ... по вопросу выдачи разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома.
Отказ в выдаче разрешения на строительство выдан в течение семидневного срока, установленного частью 11 статьи 51 ГрК РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответ дан уполномоченным должностным лицом, в рамках представленных полномочий и в установленные законом сроки.
При этом в силу пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с генеральным планом города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от (дата)№..., земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Нижний Новгород, ... (литер Б) расположен в двух функциональных зонах:
О-2 - зона многофункциональной общественной застройки местного значения - городских районов и планировочных частей;
О-1 - зона многофункциональной застройки городского центра и городских подцентров за пределами исторического района и охранных зон ОКН.
В соответствии с Таблицей соответствия территориальных зон с соответствующими градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденным постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от (дата)№..., наименованиям функциональных зон генерального плана ..., функциональная зона О-2 соответствует территориальной зоне Ц-2 «Зона обслуживания и деловой активности местного значения», функциональная зона О-1 соответствует двум территориальным зонам:
Ц-1 «Зона обслуживания и деловой активности городского центра»;
Ц-2 «Зона обслуживания и деловой активности местного значения».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ в выдаче разрешения на реконструкцию является законным и обоснованным.
Требования истца о признании незаконным и отмене решения от (дата)г. №... об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию удовлетворению не подлежат, следовательно и не подлежат удовлетворению требования истца обязании выдать разрешение на реконструкцию.
На основании изложенного суд полагает, что требования административного истца удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований А.И.Н. к Администрации города Нижнего Новгорода, Департаменту градостроительного развития и архитектуры Администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным и отмене решения от (дата)г. №... об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию, обязании выдать разрешение на реконструкцию - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья И.С. Оськин
(марка обезличена)
(марка обезличена)