Дело № 2а-348/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Поспелиха 21 августа 2018 года
Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Пичугиной Ю.В.,
при секретаре Калашниковой О.Н.
с участием представителя административного истца администрации Поспелихинского района Алтайского края – Ивановой Е.А., представителя административного ответчика ОГИБДД МО МВД России – Шангина Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Поспелихинского района Алтайского края к ОГИБДД МО МВД России «Поспелихинский» о признании незаконным и отмене предписания отделения ГИБДД МО МВД России «Поспелихинский» № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец администрация Поспелихинского района Алтайского края, действуя через представителя по доверенности Иванову Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОГИБДД МО МВД России, просит признать незаконным и отменить предписание отделения ГИБДД МО МВД России «Поспелихинский» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком проведена плановая однодневная проверка администрации района в рамках осуществления федерального государственного надзора. По результатам данной проверки в адрес администрации государственным инспектором безопасности дорожного движения МО МВД «Поспелихинский» было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения по выпуску на линию транспортных средств согласно Приказу Минтранса России от 11 марта 1994 года № 13/11 (ред. от 08 июня 2015 года) «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта». Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность в течении 30 суток с момента получения предписания обучить должностное лицо, ответственное за выпуск на линию транспортных средств, пройти профессиональную переподготовку присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств.
Указанное предписание не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку Приказ Минтранса утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России № 142, Минтруда России 230н от 12 апреля 2018 года, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Также ссылается на отсутствие оснований для распространения указанного Приказа на администрацию района, поскольку администрация деятельность на автомобильном транспорте не осуществляет, основным видом деятельности является - деятельность органов местного самоуправления п управлению вопросами общего характера.
В судебном заседании представитель административного истца Иванова Е.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что ссылка в указанном предписании на недействующий правовой акт обуславливает его недействительность.
Представитель административного ответчика ОГИБДД МО МВД временно исполняющий обязанности начальника ОГИБДД МО МВД «Поспелихинский» Шангин Е.А. в судебном заседании административные исковые требования признал. Суду пояснил, что предписание основано на Приказе Минтранса, который утратил силу, в связи с чем, указанное предписание подлежит отмене.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Поспелихинский» в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайства отсутствуют.
К материалам административного дела приобщено письменное заявление административного ответчика о признании исковых требований.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно материалам дела административный истец обжалует представление государственного инспектора ОГИБДД МО МВД Росси от ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском в суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, препятствий для разрешения административного дела по существу не имеется.
В соответствии с п. 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно п. 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Согласно изложенному, рассмотрение вопроса законности указанного предписания осуществляется в настоящем порядке судебного рассмотрения.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Требование административного истца может быть удовлетворено при совокупности двух условий – незаконность решения (действий, бездействий) должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина, организации.
Как следует из предписания № 111 от 19 июля 2018 года, вынесенного государственным инспектором безопасности дорожного движения МО МВД РФ «Поспелихинский» Шангиным Е.А., юридическому лицу – администрации Поспелихинского района Алтайского края в целях устранения нарушений Приказа Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» предлагается организовать мероприятия по обучению должностного лица, ответственного за выпуск на линию транспортных средств по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств.
Как следует из Приказа Министерства транспорта РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2018 г. № 142/230н «О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта» в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации признаны утратившими силу приказы Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта по перечню согласно приложению к данному Приказу.
Согласно п. № 1 Приложения к приказу Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2018 N 142/230н Приказ Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов" (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 1994 г., регистрационный N 548) признан утратившим силу.
Указанный Приказ зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2018 г. N 51049 и вступил в законную силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Дата опубликования – ДД.ММ.ГГГГ, то есть начало действия документа – ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку обжалуемое предписание датировано ДД.ММ.ГГГГ на момент его вынесения, основополагающий акт, являющийся источником истребуемых государственным инспектором мероприятий по обучению должностного лица административного истца, утратил свою юридическую силу.
Таким образом, Приказ Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» как официальный письменный акт, изданный компетентным органом, по средствам утраты своей юридической силы прекратил являться источником права, создающим основу для возникновения юридических последствий, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь 177-180, 2270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление администрации Поспелихинского района Алтайского края удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела МВД России «Поспелихинский» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Поспелихинского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Ю.В. Пичугина