ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3491/19 от 03.01.2019 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-3491/2019

(УИД: 48RS0003-01-2019-003375-12)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Липецк 08 октября 2019 г.

Правобережный районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи Ушакова С.С.

при секретаре Полянской А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области» к Государственной инспекции труда в Липецкой области, государственному инспектору труда Сапуновой Елизавете Алексеевне о признании незаконным и отмене акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица индивидуального предпринимателя и предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Липецкой области,

у с т а н о в и л:

ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Липецкой области о признании незаконным и отмене акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица индивидуального предпринимателя и предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Липецкой области. В обоснование требований ссылались на то, что в период с 19.08.2019 по 30.08.2019 на основании распоряжения Государственной инспекцией труда в Липецкой области о проведении внеплановой, выездной проверки, государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда в Липецкой области Сапуновой Е.А. была проведена внеплановая, выездная проверка ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», в связи с обращением Зобова С.М. в Государственную инспекцию труда в Липецкой области, по вопросу неправомерного применения работодателем ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» дисциплинарных взысканий, в связи с нарушением процедуры возложения на Зобова С.М. должностных обязанностей, не предусмотренных трудовым договором. По результатам вышеуказанной проверки административным ответчиком составлен акт проверки от 30.08.2019 и предписание от 30.08.2019 , полученные 30.08.2019 врио начальника ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» Подзоровым В.Н. Указанные акт проверки от 30.08.2019 и вынесено предписание от 30.08.2019 административный истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем просит акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 30.08.2019 и предписание от 30.08.2019 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Липецкой области Сапуновой Е.А. от 30.08.2019 признать незаконными и отменить.

Определением суда от 01.10.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Зобов С.М.

Определением суда от 08.10.2019 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено должностное лицо - государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Липецкой области Сапунова Е.А.

Представители административного истца ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области» по доверенности Тучина И.В., врио начальника ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области» Подзоров В.Н. в судебном заседании требования поддержали, объяснили, что приказ начальника 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» от 10.01.2019 №6 о назначении пожарного 2 пожарно-спасательной части (далее - ПСЧ) ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» Зобова С.М. (далее - работник) подменным диспетчером, издан в рамках законодательства, так как согласно требований п.28 Устава подразделений пожарной охраны, утвержденного приказом от 20.10.2017 №452, зарегистрированного в Министерстве Юстиции РФ от 22.03.2019 №50452 начальником караула должна обеспечиваться временная замена диспетчера из числа личного состава дежурного караула, допущенного к выполнению обязанностей в качестве диспетчера ПСЧ. Согласно требований п.п. 1.4, 2.6, 2.12 должностной инструкции от 01.01.2019 №10-11-19 пожарный 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» Зобов С.М. несет службу на постах, в дозорах, во внутреннем наряде караула в соответствии с требованиями соответствующих уставов и инструкций. В своей деятельности должен руководствоваться приказами начальника части 2 ПСЧ и заместителя начальника части 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», а также должен добросовестно относиться к выполнению служебных обязанностей, четко и в срок выполнять приказы и распоряжения начальника части 2 ПСЧ. Согласно требований п.3.2.1 Трудового договора от 20.01.2014 №1/14 должен исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных. Приказ начальника 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» от 10.01.2019 №6 был доведен до работника 13.01.2019 и на основании данного приказа 02.03.2019, 18.03.2019, 03.04.2019 и 07.04.2019 он исполнял обязанности в качестве подменного диспетчера 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)». Статьей 392 Трудового Кодекса Российской Федерации установлен срок, согласно которому работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора - это в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Приказ начальника 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» от 10.01.2019 №6 был доведен до работника 13.01.2019 и в указанный срок он не обжаловал данный приказ в суде. Кроме того, срок, установленный статьей 392 Трудового Кодекса Российской Федерации, распространяется только на срок обращения в суд с заявлением о защите нарушенного права, а не на срок вынесения предписания. Приказы от 30.05.2019 №6-ДВ и от 28.06.2019 №8-ДВ о наложении дисциплинарных взысканий, ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» применены в рамках законодательства. Работник нарушил трудовую дисциплину, а именно 01.05.2019, 05.05.2019 и 29.05.2019 в устной форме отказался от выполнения обязанностей в качестве подменного диспетчера, что привело к нарушению требований ст. 28 приказа МЧС России от 20.10.2017 №452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны; требований п.3.2.1 Трудового договора от 20.01.2014 №1/14, п.п. 1.4 и 2.12 Должностной инструкции пожарного 2 пожарно-спасательной части федерального государственного бюджетного учреждения «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)», приказа начальника 2 ПСЧ от 10.01.2019 №6 «О назначении лиц заменяющих диспетчеров части», выразившееся в отказе подмены диспетчера. Статьей 192 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить дисциплинарные взыскания, одним из которых является выговор. Порядок применения дисциплинарных взысканий, предусмотренный ст. 193 Трудового Кодекса Российской Федерации соблюден Административным истцом. Данные факты подтверждаются служебными проверками, в которых имеются следующие документы: служебная записка начальника части 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС службы по Липецкой области (договорной)»; служебная записка начальника караула 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)»; акты №№1 и 2 об отказе выполнять указание начальника караула; объяснительные работника; докладная записка начальника караула 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)»; служебная записка заместителя начальника 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)»; акт об отказе от подписи в ознакомление с приказом о наложение дисциплинарного наказания. Отметили, что приказ начальника 2 ПСЧ от 10.01.2019 №6 издан для исполнения п.28 Устава подразделений пожарной охраны, утвержденного приказом от 20.10.2017 №452, зарегистрированного в Министерстве Юстиции РФ от 22.03.2019 №50452, в части упорядочения подмены штатных диспетчеров ПСЧ личным составом четырех дежурных караулов 2 ПСЧ (в количестве 8 человек, по 2 в каждом карауле). Отменяя данный приказ в отношении пожарного 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» Зобова С.М., не ясно как поступать с другими работниками.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Липецкой области, государственный инспектор труда Сапунова Е.А. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований. Указала, что в Государственную инспекцию труда в Липецкой области поступили обращения Зобова С.М по вопросу неправомерного применения работодателем ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, по Липецкой области договорной)» дисциплинарных взысканий в связи с нарушением процедуры возложения на Зобова С.М. должностных обязанностей, не предусмотренных трудовым договором. Между Зобовым С.М. и ФКУ «1 отряд федеральной противопожарной государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» заключен трудовой договор №1/14 от 20.01.2014. Согласно условиям указанного трудового договора, работодатель предоставляет работнику работу по должности «пожарный» во 2 пожарную часть ФКУ 1 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Липецкой области (договорной)», с должностным окладом в размере <данные изъяты> рублей. Дополнительным соглашением от 01.04.2015 №1 к трудовому договору №1/14 от 20.01.2014, Зобову С.М. установлены: класс условий труда - опасный (4 класс), доплата в размере <данные изъяты>%, <данные изъяты>-часовая рабочая неделя, дополнительный отпуск - 7 календарных дней. Дополнительным соглашением от 31.03.2016 №2 к трудовому договору №1/14 от 20.01.2014, Зобов С.М. принимается на работу во 2 пожарно-спасательную часть ФКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Липецкой области (договорной)», а также Зобову С.М. установлена выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств. Дополнительным соглашением от 09.01.2018 №3 к трудовому договору №1/14 от 20.01.2014, Зобову С.М. установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей. Дополнительным соглашением от 01.01.2019 №4 к трудовому договору №1/14 от 20.01.2014 ФКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Липецкой области (договорной)» переименован в ФГБУ «1 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)». Приказом о приеме работника на работу по личному составу №11 л/с от 20.01.2014 Зобов С.М. принят во 2 пожарную часть на должность «пожарный», с тарифной ставкой (окладом) <данные изъяты> руб. Согласно пункту 1.1 и разделу 2 должностной инструкции пожарного 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» №10-11-19 от 01.01.2019, утвержденной начальником ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» Ю.В. Кузько 01.01.2019. Указанная должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность пожарного 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», который обязан проводить работы по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, эвакуации материальных ценностей, вскрытию и разборке конструкций с использованием специальных агрегатов, механизмов, изолирующих аппаратов; выполнять обязанности соответствующих номеров боевого расчета пожарного автомобиля; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; содержать в исправном состоянии пожарно-техническое и спасательное вооружение и оборудование, осуществлять его техническое обслуживание, испытание устранение неисправностей, не требующих специальной подготовки; использовать радиосредства переговорные устройства, имеющиеся на вооружение 2 ПСЧ; нести службу на постах, в дозорах, во внутреннем наряде караула в соответствии с требованиями соответствующих уставов и инструкций; принимать закрепленное пожарно-техническое вооружение при заступлении на дежурство; проводить в установленном порядке проверку и техническое обслуживание закрепленного изолирующего противогаза; постоянно быть готовым к ведению действий при тушении пожаров в период дежурства; проводить оперативно-техническое изучение района выезда; быть готовым к привлечению в свободное от несения караульной службы время к тушению крупных пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Ознакомление Зобова С.М. с указанной должностной инструкцией подтверждается подписью Зобова С.М. от 09.01.2019. Приказом №6 от 10.01.2019 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» Зобов С.М. назначен лицом, заменяющим диспетчера из личного состава дежурных караулов, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в целях повышения боеспособности дежурных караулов в период болезни штатных диспетчеров, а также краткосрочной подменой диспетчеров на ПСЧ. 13.01.2019 Зобов С.М. был ознакомлен с указанным приказом, что подтверждается подписью Зобова С.М. от 13.01.2019. ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» были предоставлены выписка из штатного расписания №29 ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» и должностная инструкция диспетчера 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» №12-11-19 от 01.01.2019, утвержденная начальником отряда ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» Ю.В. Кузько 01.01.2019. Согласно выписке из штатного расписания №29 ФГБУ «1 отряд Федеральной Противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», во 2 пожарно-спасательной части предусмотрено 20 штатных единиц пожарных и 5 штатных единиц диспетчеров. В соответствии с пунктом 1.1 и разделом 2 должностной инструкцией диспетчера 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» №12-11-19 от 01.01.2019, указанная должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность диспетчера 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», диспетчер 2 ПСЧ обязан: отвечать немедленно на все вызовы по телефону «пожарно-спасательная служба»; принимать и обрабатывать экстренные вызовы по единому номеру «112»; вносить в журнал ПСЧ подразделения содержание сообщений и принимать по ним соответствующие меры; знать оперативную обстановку в районе выезда подразделения, перечень объектов, на которые составлены планы и карточки тушения пожаров и при пожаре высылаются силы и средства подразделения по повышенному номеру пожара, места расположения важных, взрывоопасных объектов, противопожарное водоснабжение, безводные участки, проезды, тактико-технические характеристики пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно- спасательного оборудования, имеющегося - на вооружении подразделения; подавать сигнал «Тревога»; принимать при заступлении на дежурство по описи документацию, имущество и технические средства, находящиеся на ПСЧ подразделения; проверять работу технических средств связи на ПСЧ подразделения при заступлении и в процессе дежурства и при обнаружении неисправности записывать в журнал учета неисправностей средств связи; поддерживать связь со службами жизнеобеспечения; докладывать - начальнику караула и записывать полученную информацию в журнал учета участков, перекрытых проездов и неисправного противопожарного водоснабжения, расположенных в районе выезда подразделения пожарной охраны о закрытии проездов, выходе из строя противопожарного снабжения и других изменениях оперативной обстановки; извещать должностных лиц о пожаре, произошедшем вне района выезда, или диспетчера ПСЧ подразделения, в районе выезда которого произошел пожар, сообщать о полученной информации начальнику караула; доводить до работников распоряжения начальника караула; вести журнал учета людей, находящихся в детских, лечебных учреждениях и на охраняемых объектах в ночное время суток; не допускать в помещения ПСЧ подразделения посторонних лиц; устанавливать и поддерживать радиосвязь с отделениями, выехавшими к мест} пожара (вызова) на ПТУ, ПТЗ, информацию, поступившую с места их нахождения, незамедлительно вносить в соответствующий журнал; обеспечивать установление и поддержание радиосвязи с отделениями подразделений, работающими на месте пожара (вызова) в районе выезда данного подразделения. В том числе по повышенному номеру (рангy) пожара, вносит получаемую информацию в соответствующий журнал подразделения, и передавать ее должностным липам гарнизона пожарной охраны; выяснять по распоряжению РТП с помощью справочной документации, а также через соответствующее службы оперативно-тактические особенности, уровень загазованности, радиационную обстановку на месте выезда подразделения; оповещать работников подразделения в целях их сбора; оформлять и подписывать путевку на выезд пожарной техники и аварийно-спасательных автомобилей к месту выезда (путёвка оформляется на каждый выезжающий автомобиль, копия остается у диспетчера подразделения); выполняет действия по делам гражданской обороны; оповещать работников, используя схемы оповещения по сигналам гражданской обороны; вести документацию по установленной форме в пределах своей компетенции и использовать ее по назначению; осуществлять обработку и защиту персональных данных работников в соответствии с законодательством РФ. В нарушение ст. 60 Трудового Кодекса Российской Федерации, приказом №6 от 10.01.2019 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», от Зобова С.М. требовалось выполнение работ диспетчера части, то есть исполнение обязанностей диспетчера части на время болезни штатных диспетчеров, а также для краткосрочной подмены диспетчеров на ПСЧ. Выполнение обязанностей диспетчера 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», в соответствии с должностной инструкцией диспетчера 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» не предусмотрено трудовым договором №№1/14 от 20.01.2014, заключенным между Зобовым С.М. и ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)». Также в нарушение ст. 60.2 Трудового Кодекса Российской Федерации, отсутствует письменное согласие Зобова С.М. о выполнении им в течении установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором №№1/14 от 20.01.2014, дополнительной работы подменного диспетчера за дополнительную оплату. Врио начальника ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» Подзоровым В.Н. было дано пояснение, согласно которому при заступлении на дежурство 01.05.2019, 05.05.2019 и 29.05.2019 пожарного 2 ПСЧ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» Зобов С.М. был назначен подменным диспетчером, в связи с тем, что диспетчер ФИО8 была уволена. При назначении Зобова С.М. подменным диспетчером, от исполнения обязанностей пожарного он был освобожден. В ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» приказ о временном переводе пожарного 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» Зобова С.М. подменным диспетчером не оформлялся, в связи с тем, чтобы при назначении на вышеуказанную должность, ему не менялся оклад по должности пожарного и не ухудшалось его материальное положение. На основании вышеизложенного, Врио начальника ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» Подзоровым В.Н. был сделан вывод, что со стороны ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» при временном назначении Зобова С.М. подменным диспетчером, в связи с замещением отсутствующего работника, нарушений не допущено. 01.05.2019, 05.05.2019, 29.05.2019 Зобов С.М. на основании приказа №6 от 10.01.2019 назначался подменным диспетчером. Однако в нарушение ст. 60.2 Трудового Кодекса Российской Федерации, отсутствует письменное согласие Зобова С.М. о выполнении им в указанные дни наряду с работой, определенной трудовым договором, №№1/14 от 20.01.2014, дополнительной работы подменного диспетчера за дополнительную оплату. Также в соответствии со ст. 72.1 ТК РФ, отсутствует приказ и согласие Зобова С.М. о временном переводе Зобова С.М. 01.05.2019, 05.05.2019, 29.05.2019 с должности пожарного на должность подменного диспетчера. Полагала, что в действиях ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» и ответственного должностного лица - Врио начальника ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» Подзорова В.Н. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3,4 и 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просила отказать в удовлетворении требований.

Заинтересованное лицо Зобов С.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. Считает вынесенное Государственной инспекцией труда в Липецкой области предписание законным и обоснованным. Объяснил, что ранее в 2019 году он неоднократно исполнял обязанности диспетчера, в период этого времени функции пожарного он не исполнял. Какого-либо увеличения или уменьшения размера заработной платы при этом не было. В настоящее время с дисциплинарным взысканием, наложенным бывшим работодателем, он не согласен и намерен его обжаловать. Просил отказать в удовлетворении требований.

Выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Зобов С.М. состоял в трудовых отношениях с ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» с 20.01.2014 г.

Из материалов дела следует, что Зобов С.М. обратился в Государственную инспекцию труда в Липецкой области с заявлением о нарушении его трудовых прав со стороны ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», в котором указал на неправомерное применение работодателем ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» дисциплинарных взысканий, в связи с нарушением процедуры возложения на Зобова С.М. должностных обязанностей, не предусмотренных трудовым договором.

В период с 19.08.2019 по 30.08.2019 на основании распоряжения Государственной инспекцией труда в Липецкой области о проведении внеплановой, выездной проверки, государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда в Липецкой области Сапуновой Е.А. была проведена внеплановая, выездная проверка ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)».

По результатам вышеуказанной проверки административным ответчиком составлен акт проверки от 30.08.2019 и предписание от 30.08.2019 , полученные 30.08.2019 врио начальника ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» Подзоровым В.Н.

Не согласившись с вынесенными актом проверки и предписанием, в установленный трудовым законодательством срок ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» обратилось в суд с административным исковым заявлением.

Судом установлено, что приказом №6 от 10.01.2019 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» Зобов С.М. назначен лицом, заменяющим диспетчера из личного состава дежурных караулов, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в целях повышения боеспособности дежурных караулов в период болезни штатных диспетчеров, а также краткосрочной подменой диспетчеров на ПСЧ. 13.01.2019 Зобов С.М. был ознакомлен с указанным приказом, что подтверждается подписью Зобова С.М. от 13.01.2019. ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» были предоставлены выписка из штатного расписания №29 ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» и должностная инструкция диспетчера 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» №12-11-19 от 01.01.2019, утвержденная начальником отряда ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» Ю.В. Кузько 01.01.2019. Согласно выписке из штатного расписания №29 ФГБУ «1 отряд Федеральной Противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», во 2 пожарно-спасательной части предусмотрено 20 штатных единиц пожарных и 5 штатных единиц диспетчеров. В соответствии с пунктом 1.1 и разделом 2 должностной инструкцией диспетчера 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» №12-11-19 от 01.01.2019, указанная должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность диспетчера 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)», диспетчер 2 ПСЧ обязан: отвечать немедленно на все вызовы по телефону «пожарно-спасательная служба»; принимать и обрабатывать экстренные вызовы по единому номеру «112»; вносить в журнал ПСЧ подразделения содержание сообщений и принимать по ним соответствующие меры; знать оперативную обстановку в районе выезда подразделения, перечень объектов, на которые составлены планы и карточки тушения пожаров и при пожаре высылаются силы и средства подразделения по повышенному номеру пожара, места расположения важных, взрывоопасных объектов, противопожарное водоснабжение, безводные участки, проезды, тактико-технические характеристики пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно- спасательного оборудования, имеющегося - на вооружении подразделения; подавать сигнал «Тревога»; принимать при заступлении на дежурство по описи документацию, имущество и технические средства, находящиеся на ПСЧ подразделения; проверять работу технических средств связи на ПСЧ подразделения при заступлении и в процессе дежурства и при обнаружении неисправности записывать в журнал учета неисправностей средств связи; поддерживать связь со службами жизнеобеспечения; докладывать - начальнику караула и записывать полученную информацию в журнал учета участков, перекрытых проездов и неисправного противопожарного водоснабжения, расположенных в районе выезда подразделения пожарной охраны о закрытии проездов, выходе из строя противопожарного снабжения и других изменениях оперативной обстановки; извещать должностных лиц о пожаре, произошедшем вне района выезда, или диспетчера ПСЧ подразделения, в районе выезда которого произошел пожар, сообщать о полученной информации начальнику караула; доводить до работников распоряжения начальника караула; вести журнал учета людей, находящихся в детских, лечебных учреждениях и на охраняемых объектах в ночное время суток; не допускать в помещения ПСЧ подразделения посторонних лиц; устанавливать и поддерживать радиосвязь с отделениями, выехавшими к месту пожара (вызова) на ПТУ, ПТЗ, информацию, поступившую с места их нахождения, незамедлительно вносить в соответствующий журнал; обеспечивать установление и поддержание радиосвязи с отделениями подразделений, работающими на месте пожара (вызова) в районе выезда данного подразделения. В том числе по повышенному номеру (рангy) пожара, вносит получаемую информацию в соответствующий журнал подразделения, и передавать ее должностным липам гарнизона пожарной охраны; выяснять по распоряжению РТП с помощью справочной документации, а также через соответствующее службы оперативно-тактические особенности, уровень загазованности, радиационную обстановку на месте выезда подразделения; оповещать работников подразделения в целях их сбора; оформлять и подписывать путевку на выезд пожарной техники и аварийно-спасательных автомобилей к месту выезда (путёвка оформляется на каждый выезжающий автомобиль, копия остается у диспетчера подразделения); выполняет действия по делам гражданской обороны; оповещать работников, используя схемы оповещения по сигналам гражданской обороны; вести документацию по установленной форме в пределах своей компетенции и использовать ее по назначению; осуществлять обработку и защиту персональных данных работников в соответствии с законодательством РФ

Статьей 392 Трудового Кодекса Российской Федерации установлен срок, согласно которому работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора - это в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Приказ начальника 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» от 10.01.2019 №6 был доведен до работника 13.01.2019 и в указанный срок он не обжаловал данный приказ в суде. Кроме того, срок, установленный статьей 392 Трудового Кодекса Российской Федерации, распространяется только на срок обращения в суд с заявлением о защите нарушенного права, а не на срок вынесения предписания.

Приказами ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» от 30.05.2019 № 6-ДВ и от 28.06.2019 №8-ДВ на Зобова С.М. были наложены дисциплинарные взыскания.

Зобов С.М. нарушил трудовую дисциплину, а именно 01.05.2019, 05.05.2019 и 29.05.2019 в устной форме отказался от выполнения обязанностей в качестве подменного диспетчера, что, как указывает административный истец, привело к нарушению требований ст. 28 приказа МЧС России от 20.10.2017 №452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны; требований п. 3.2.1 Трудового договора от 20.01.2014 №1/14, п.п. 1.4 и 2.12 Должностной инструкции пожарного 2 пожарно-спасательной части федерального государственного бюджетного учреждения «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)», приказа начальника 2 ПСЧ от 10.01.2019 №6 «О назначении лиц заменяющих диспетчеров части», выразившееся в отказе от подмены диспетчера.

Статьей 192 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить дисциплинарные взыскания, одним из которых является выговор.

Дисциплинарные взыскания в отношении Зобова С.М., предусмотренные ст. 193 Трудового кодекса РФ, были наложены в результате служебных проверок ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)», в которых имеются следующие документы: служебная записка начальника части 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС службы по Липецкой области (договорной)»; служебная записка начальника караула 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)»; акты №№1 и 2 об отказе выполнять указание начальника караула; объяснительные работника; докладная записка начальника караула 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)»; служебная записка заместителя начальника 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)»; акт об отказе от подписи в ознакомление с приказом о наложение дисциплинарного наказания.

Административным ответчиком по распоряжению от 04.07.2019 в период с 04.07.2019 по 16.07.2019 проведена проверка соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания (приказ от 30.05.2019 №6-ДВ) в соответствии со ст. 193 Трудового Кодекса Российской Федерации. По результатам проверки 16.07.2019 в адрес ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» административным ответчиком направлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 16.07.2019 , согласно которому вынесено заключение, что ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» был соблюден порядок применения дисциплинарного взыскания, в соответствии со ст. 193 Трудового Кодекса Российской Федерации.

В период с 19.08.2019 по 30.08.2019 государственным инспектором труда Сапуновой Е.А. вновь проведена повторная проверка по вопросу неправомерного применения работодателем ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» дисциплинарных взысканий, в связи с нарушением процедуры возложения на Зобова С.М. должностных обязанностей, не предусмотренных трудовым договором.

По результатам повторной проверки административным ответчиком в адрес ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» направлены акт проверки от 30.08.2019 , согласно которому Государственная инспекция труда в Липецкой области выявила, что в действиях ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» и ответственного должностного лица - Врио начальника ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной) Подзорова В.Н. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3,4 и 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также предписание от 30.08.2019 , согласно которому обязала устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно в соответствии со ст.ст. 60, 60.2 Трудового Кодекса Российской Федерации отменить в отношении работника приказ начальника 2 ПСЧ ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» от 10.01.2019 №6 2 пожарно-спасательной части ФГБУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Липецкой области (договорной)» о назначении Зобова С.М. лицом, заменяющим диспетчера из личного состава дежурных караулов, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в целях повышения боеспособности дежурных караулов в период болезни штатных диспетчеров, а также краткосрочной подменой диспетчеров на ПСЧ, а также отменить в отношении Зобова С.М. дисциплинарные взыскания за отказ Зобова С.М. выполнять обязанности подменного диспетчера.

Из материалов дела следует, что приказ начальника 2 ПСЧ от 10.01.2019 №6 издан для исполнения п. 28 Устава подразделений пожарной охраны, утвержденного приказом от 20.10.2017 № 452, зарегистрированного в Министерстве Юстиции РФ от 22.03.2019 № 50452, в части упорядочения подмены штатных диспетчеров ПСЧ личным составом четырех дежурных караулов 2 ПСЧ (в количестве 8 человек, по 2 в каждом карауле).

Абзацем 6 4.1 ст. 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, в установленном законом порядке.

При проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, рассматриваются в рамках ст. 381- 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В соответствии с Конвенцией международной организации труда от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Россией 11.04.1998, инспектору труда не представлено право выдавать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Спор относительно правомерности издания работодателем приказа о применении в отношении работника дисциплинарного взыскания в силу ст. 381 Трудового Кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом, согласно ст. 382 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Следовательно, предписание об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому неправомерно.

Инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381-397 Трудового Кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В этой связи предписание в оспариваемой части является незаконным и подлежит отмене, как вынесенное за пределами полномочий Государственной инспекции труда в Липецкой области.

Доводы административного ответчика о праве инспекции выдавать предписание при наличии очевидных нарушений трудового законодательства, не могут быть приняты во внимание, поскольку между работодателем и работниками имеется индивидуальный трудовой спор, на разрешение которого Государственная инспекция труда не уполномочена.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Акт проверки 30.08.2019 , составленный государственным инспектором труда только фиксирует ход проведения проверки и ее результат, в отличие от предписания не содержит властных волеизъявлений, порождающих правовые последствия для ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)». При этом само предписание нарушает права истца, следовательно, вынесенное предписание подлежит отмене.

Таким образом, исковые требования ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области (договорной)» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФГБУ «1 отряд ФПС ГПС по Липецкой области» к Государственной инспекции труда в Липецкой области, государственному инспектору труда Сапуновой Елизавете Алексеевне о признании незаконным и отмене акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица индивидуального предпринимателя и предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Липецкой области удовлетворить.

Признать незаконным предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Липецкой области Сапуновой Е.А. от 30 августа 2019 г. .

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2019 г.