ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3608/2023 от 27.10.2023 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 октября 2023 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Зининой А.Ю.

с участием помощника прокурора г. Сызрани Шонина И.Г.

при секретаре Рахманкуловой С.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 3608/2023 по административному исковому заявлению прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань об оспаривании бездействий, об обязании разработать проектно-сметную документацию,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с данным административным иском к Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань, в котором просит:

- признать незаконным бездействие Администрации г.о. Сызрань с <дата> по непринятию мер по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокурора города от <дата> в части непринятия мер по разработке проектно-сметной документации на устройство системы водоснабжения в том числе пожарного, <адрес>

- обязать Администрацию г.о. Сызрань выделить денежные средства на разработку проектно-сметной документации на устройство системы водоснабжения в том числе пожарного, <адрес> в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу,

- обязать МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» разработать проектно-сметную документацию на устройство системы водоснабжения, в том числе пожарного, <адрес> в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой города Сызрань в ходе исполнения поручения прокуратуры Самарской области за № *** от <дата> выявлены нарушения законодательства, выраженные в непринятии органами местного самоуправления мер по созданию пожарных источников водоснабжения в <адрес> в соответствии с предельным расстоянием их удаленности от возможного объекта пожара, а также обеспечению водоснабжения земельных участков, предоставленных льготным категориям граждан.

В силу положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности здания и сооружения, а также территории организаций й населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности также закреплены и в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Первичные меры пожарной безопасности предусмотрены ст. 63 Закона № 123-ФЗ и включают в себя, в том числе, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В целях исполнения мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда» многодетным семьям, имеющим трех и более детей в 2022 году предоставлено 282 земельных участка в <адрес> в порядке, установленном ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса России.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 09.11.2017 № 2516-О, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

По информации ОНД и ПР по г. Сызрани ГУ МЧС России по Самарской области от <дата> за № *** и от <дата> за № *** до настоящего времени улицы в <адрес> не обеспечены пожарным водоснабжением. Ближайший источник пожарного водоснабжения расположен на расстоянии более 1 км. (<адрес>

Из писем Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № ***, от <дата> за № ***/окс и от <дата> за № ***/окс следует, что в 2020 - 2023 годах неоднократно отклонена заявка на выделение финансирования для разработки проектно - сметной документации по обеспечению водоснабжения <адрес>

В соответствии с п 4.1 Государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2025 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от <дата> за № ***, выделение финансирования для целей развития жилищной инфраструктуры осуществляется на основании представляемых проектов.

Бездействие органов местного самоуправления по финансированию мероприятий разработки проектно - сметной документации по обеспечению водоснабжения <адрес> влечет неисполнение обязанности органов местного самоуправления обеспечить противопожарную безопасность мест массового пребывания граждан, а также не позволяет принять участие в Государственной программе Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2025 года» в целях получения субвенций и субсидий для обеспечения водоснабжения, в том числе пожарного, <адрес>.

По выявленным нарушениям законодательства о водоснабжении прокуратурой города в адрес Администрации г.о. Сызрань <дата> внесено представление об устранении нарушений закона, однако, несмотря на принимаемые меры реагирования, нарушения закона до настоящего времени не устранены.

Постановлением Правительства Самарской области от <дата> за № *** срок реализации Государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2025 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от <дата> за № ***, продлен до 2025 года. Задачами Государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» является, в том числе, поощрение жилищного строительства.

Таким образом, учитывая, что объектом региональной адресной программы является развитие инфраструктуры жилищного строительства, целесообразно установить срок устранения нарушений в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. Сызрани Шонин И.Г. поддержал заявленные требования, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г.о. Сызрань по доверенности Андреева Н.П. против требований возражала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление. В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от <дата>№ *** «Об утверждении технического задания на корректировку инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023-2028 годы» к полномочиям Администрации г.о. Сызрань относится утверждение технического задания на корректировку инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023-2028 годы, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от <дата>№ ***. Администрацией г.о. Сызрань разработано техническое задание на разработку Инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023-2028 годы, в том числе, и реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в <адрес>. Работы по реконструкции водопровода в <адрес> будут непосредственно производится ООО «Сызраньводоканал» в рамках вышеуказанной инвестиционной программы. Полагает, что административное исковое заявление прокуратуры г. Сызрань в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по непринятия мер по разработке проектно-сметной документации на устройство системы водоснабжения в <адрес> и обязании выделить денежные средства на разработку проектно-сметной документации не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань по доверенности Мишунина И.Н. против требований возражала, полагала, что требования не подлежат удовлетворению, бездействия со стороны Администрации г.о. Сызрань не имеется, способ и метод исполнения обязанности по обеспечению населения водоснабжением определяется органом местного самоуправления самостоятельно. ООО «Сызраньводоканал» разработана проектно-сметная документация на реконструкции водопровода в <адрес> по техническому заданию Администрации г.о. Сызрань.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ООО «Сызраньводоканал» по доверенности Попова А.В. возражала против заявленных требований о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по разработке проектно-сметной документации на устройство системы водоснабжения в том числе пожарного, <адрес>, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Администрацией г.о. Сызрань разработано техническое задание на разработку Инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения г.о. Сызрань на 2023-2028 годы, в том числе и реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в <адрес>. Вышеуказанная инвестиционная программа утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № *** от <дата>. Работы по реконструкции водопровода в <адрес> будут произведены ООО «Сызраньводоканал» в рамках Инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023- 2028 годы. В настоящее время в рамках инвестиционной программы ООО «Конструктор» разработана проектно-сметная документация на реконструкцию водопровода Д=100 мм с закольцовкой в <адрес>. Данным проектом предусмотрена установка водопроводных колодцев, а также пожарных гидрантов в количестве 18 штук, что подтверждается проектной документацией.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ГУ МЧС России по Самарской области в лице инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р.Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Трунягиной И.Н. заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, согласно которым в настоящее время действует предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара № *** от <дата> в отношении Администрации г.о. Сызрань Самарской области с нарушением «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (в части касающейся установки необходимого количества источников противопожарного водоснабжения) в планы, схемы и программы развития, территории г.о. не включены и не реализованы в полном объеме. На территории г.о. Сызрань имеется 29 участков с ограниченным противопожарным водоснабжением, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети не обеспечивает пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части от одного гидранта с учетом прокладки рукавных линий не более 200 м по дорогам с твердым покрытием, в том числе улицы относящиеся к территории г.о. Сызрань, в районе <адрес> (все улицы без наружного противопожарного водоснабжения) со сроком исполнения <дата>. Данные нарушения обязательны для исполнения, в силу ст. 46 ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании», которая определяет, что требования пожарной безопасности подлежат обязательному исполнению, в части соответствующей целям, имеется угроза жизни и здоровья граждан, поскольку нарушения связаны с тушением пожаров. Определить способ исполнения данного предписания орган местного самоуправления определяет самостоятельно. В 2021 году Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань Самарской области за вышеуказанное нарушение привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ и назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 75 000 рублей (Постановление по делу об административном правонарушении № *** от <дата>). Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не явился, согласно представленного отзыва на административное исковое заявление просит рассмотреть дело без участия представителя, решение оставлено на усмотрение суда. Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2023 - 2028 годы. Инвестиционная программа ООО «Сызраньводоканал» согласована Администрацией г.о. Сызрань письмом от <дата>№ *** и департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области письмом от <дата>№ ***. В соответствии с вышеуказанными документами приказом министерства от <дата>№ *** утверждена инвестиционная программа ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2023 - 2028 годы. В инвестиционной программе ООО «Сызраньводоканал» предусмотрено мероприятие в сфере водоснабжения № 3.1.1 «Реконструкция водопровода Д=100 мм с закольцовкой сетей в <адрес>» протяженностью 1,4 км со сроком реализации 2023 — 2025 годы на сумму 16 529,30 тыс. рублей (без НДС).

Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что во исполнение распоряжения Главного государственного инспектора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору № *** от <дата>, ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проведена проверка территории г.о. Сызрань, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе улицы, относящиеся к территории <адрес> без наружного противопожарного водоснабжения.

В связи с выявленными нарушениями, поскольку мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (в части касающейся установки необходимого количества источников противопожарного водоснабжения) в планы, схемы и программы развития, территории г.о. не включены и не реализованы в полном объеме <дата> в адрес Администрации г.о Сызрань было выдано предписание № *** по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Сок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности определен - <дата>. Данное предписание оспорено не было.

В связи с исполнением поручения прокуратуры Самарской области № *** от <дата> прокуратурой г. Сызрань проведена проверка исполнения Администрацией г.о. Сызрань законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, противопожарного законодательства, законодательства о мерах социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, в форме предоставления земельных участков.

По информации ОНД и ПР по г. Сызрани ГУ МЧС России по Самарской области от <дата> за № *** и от <дата> за № *** до настоящего времени улицы в <адрес> не обеспечены пожарным водоснабжением. Ближайший источник пожарного водоснабжения расположен на расстоянии более 1 км. (<адрес>).

Административным истцом представлены в материалы дела сообщения Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № ***/окс, от <дата> за № ***/окс, от <дата> за № *** из которых следует, что в 2020 - 2023 годах неоднократно отклонена заявка на выделение финансирования для разработки проектно - сметной документации по обеспечению водоснабжения <адрес>

В ходе проведенной проверки прокуратура города Сызрань установила нарушения законодательства, выраженные в бездействии органом местного самоуправления по финансированию мероприятий с целью разработки проектно-сметной документации по обеспечению водоснабжения <адрес>, которое влечет неисполнение обязанности по обеспечению противопожарной безопасности мет массового пребывания граждан, а также не позволяет принять участие в Государственной программе Самарской области «Развитие жилищного строительства в самарской области до 2025 года» в целях получения субвенций и субсидий для обеспечения водоснабжения, в том числе пожарного, <адрес>, и нарушает права граждан, имеющих трех и более детей, на обеспечение представленных им в собственность бесплатно земельных участков водоснабжением. Причинами и условиями, способствующими выявленным нарушениям, явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей руководителем Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань и руководителем Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань.

По результатам проведенной проверкой прокуратурой города Сызрань <дата> было выдано представление № *** об устранении нарушений федерального законодательства.

Представление прокурора г. Сызрань Администрацией г.о. Сызрань был рассмотрено и сообщено, что ООО «Сызраньводоканал» разработал инвестиционную программу на 2023-2025 годы с включением мероприятий «Реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в <адрес>». В 2023 году в рамках реализации программы планируется выполнение проектных работ по мероприятию «Реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в <адрес>» в 2024-2025 годах непосредственно строительно-монтажные работы.

В соответствии со ст. 12 Конституции России в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции России местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности также закреплены и в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Статьей 19 Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Федеральный закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

Согласно статье 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Согласно статье 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).

Согласно статье 10 Закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

На основании п.п. 4, 14 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа Сызрань Самарской области, принятого решением Думы городского округа Сызрань от 25.05.2018 № 44 к вопросам местного значения городского округа Сызрань относятся, в том числе: организация в границах городского округа Сызрань электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Сызрань.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, а именно п. 2 - утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

На основании ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании Федерального закона Российской Федерации «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с требованиями Правил разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, Администрацией г.о. Сызрань разработано техническое задание на разработку Инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения г.о. Сызрань на 2023-2028 годы, в том числе и реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в <адрес>.

В соответствии с положением о Министерстве энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от <дата>№ ***, Министерство утверждает инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, согласованные в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также осуществляет контроль за реализацией мероприятий утвержденных инвестиционных программ.

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации.

Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 правил № 641 орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы.

В соответствии с пунктом 12 правил № 641, в случае если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган местного самоуправления и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 16 правил № 641 регулируемая организация после получения согласования от органа местного самоуправления поселения (городского округа) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязана направить проект инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.

В соответствии с правилами № 641 регулируемые организации ежеквартально, не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного квартала, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчеты о выполнении инвестиционных программ за предыдущий квартал.

ООО «Сызраньводоканал» является водоснабжающей организацией на территории г.о. Сызрань.

В соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 16.08.2023 № 2757 «Об утверждении технического задания на корректировку инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023-2028 годы» к полномочиям Администрации городского округа Сызрань относится утверждение технического задания на корректировку инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023-2028 годы, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 10.10.2022 № 173.

Администрацией г.о. Сызрань разработано техническое задание на разработку Инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023-2028 годы, в том числе, и реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в <адрес>

Работы по реконструкции водопровода в <адрес> будут непосредственно производится ООО «Сызраньводоканал» в рамках вышеуказанной инвестиционной программы.

Данным проектом предусмотрена установка водопроводных колодцев, а также 18 пожарных гидрантов, что подтверждается проектной документацией.

Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 28.02.2022 № 433 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2023 - 2028 годы.

Инвестиционная программа ООО «Сызраньводоканал» согласована Администрацией г.о. Сызрань письмом от <дата>№ *** и департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области письмом от <дата>№ ***.

В соответствии с вышеуказанными документами приказом министерства от <дата>№ *** утверждена инвестиционная программа ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2023 - 2028 годы.

В инвестиционной программе ООО «Сызраньводоканал» предусмотрено мероприятие в сфере водоснабжения № 3.1.1 «Реконструкция водопровода Д=100 мм с закольцовкой сетей в <адрес>» протяженностью 1,4 км со сроком реализации 2023 — 2025 годы на сумму 16 529,30 тыс.рублей (без НДС).

В силу ст. 226 КАС РФ, согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Однако совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований прокурора г. Сызрани в данном случае отсутствует, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку Администрацией г.о. Сызрань приняты меры по устройству системы водоснабжения, в том числе пожарного, <адрес>, утверждено техническое задание на корректировку Инвестиционной программы ООО «Сызраньводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа Сызрань на 2023-2028 годы, в том числе, и реконструкция водопровода с закольцовкой сетей в <адрес>, которое утверждено Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 10.10.2022 № 173.

Кроме того, инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения в том числе в <адрес> исполняется ООО «Сызраньводоканал», разработан перечень мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения г.о. Сызрань в том числе и в <адрес>, разработана проектная документация на реконструкцию водопровода с закольцовской в <адрес>.

Каких-либо других объективных, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение своих требований административным истцом не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 218 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации г.о. Сызрань с <дата> по непринятию мер по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокурора города от <дата> в части непринятия мер по разработке проектно-сметной документации на устройство системы водоснабжения в том числе пожарного, <адрес>, об обязании Администрацию г.о. Сызрань выделить денежные средства на разработку проектно-сметной документации на устройство системы водоснабжения в том числе пожарного, <адрес> в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, обязании МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» разработать проектно-сметную документацию на устройство системы водоснабжения, в том числе пожарного, <адрес> в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Зинина А.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2023 года.

Судья: Зинина А.Ю.