ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-384/2017 от 09.03.2017 Александровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-384/2017 .

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Александров «09» марта 2017 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Гашиной Е.Ю.,

при секретаре Чумаковой Л.А.,

с участием прокурора Шаталова М.Ю.,

представителя административного ответчика Архиповой Э.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Александровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области по непринятию мер по проведению комплексного экологического обследования,

У С Т А Н О В И Л:

Александровский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации МО Александровский район Владимирской области, выразившегося в непринятии необходимых мер, направленных на организацию и функционирование особо охраняемой природной территории – зоны историко-природного ландшафта ..., и обязании администрации МО Александровский район в годичный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести комплексное экологическое обследование в отношении указанной особо охраняемой природной территории.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой, установлено, что постановлением главы администрации Александровского района №17 от 17 января 1994 года «Об утверждении перечня и Схемы размещения особо ценных земель Александровского района, перечня и Схемы размещения земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного значения» на территории Александровского района образовано 11 особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе зона историко-природного ландшафта ..., площадью ... га, расположенная на территории <адрес>.

Постановлением главы администрации Александровского района от 12 августа 2013 года №2472 принята муниципальная программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Александровского района на 2014-2020 г.г.», которой предусмотрено, в том числе, проведение в 2014 году комплексного экологического обследования в отношении всех 11 особо охраняемых природных территорий, а в 2016 году проведение работ по межеванию и постановке на кадастровый учет указанных особо охраняемых природных территорий.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что по состоянию на <дата> администрацией Александровского района организовано и проведено комплексно-экологическое обследование в отношении зоны историко-ландшафтного комплекса «...» и «...», комплексное экологическое обследование зоны историко-природного ландшафта ... администрацией Александровского района не организовано и не проведено. Из анализа представленных документов следует, что проведение мероприятий по комплексному экологическому обследованию в отношении зоны историко-природного ландшафта ..., являющейся особо охраняемой территорией местного значения, администрацией Александровского района не планируется. Указывая, что бездействие администрации Александровского района по исполнению предусмотренной федеральным, региональным и местным законодательством обязанности по проведению вышеуказанных мероприятий препятствует осуществлению иных предусмотренных законодательством мероприятий в отношении зоны историко-природного ландшафта ... - разработке и принятию соответствующего положения об особо охраняемой природной территории, внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зоны, а также препятствует надлежащему функционированию и обеспечению режима охраны указанной зоны, что ведет к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, Александровский городской прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании помощник Александровского городского прокурора Шаталов М.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации МО Александровский район Владимирской области Архипова Э.В., действующая на основании доверенности (л.д. 88), исковые требования в части обязания администрации принять меры по проведению комплексного экологического обследования особо охраняемой территории, оставила на усмотрение суда. Требование прокурора о возложении на администрацию обязанности провести комплексное экологическое обследование в отношении указанной особо охраняемой природной территории не может быть ограничено годичным сроком с момента вступления решения в законную силу, поскольку полевые работы по проведению комплексного экологического обследования могут быть проведены только в летний период. Кроме того, указала, что на комплексное экологическое обследование с проектом положения о природоохранных зонах в 2017 году предусмотрено ... рублей и удовлетворение исковых требований повлечет незапланированное увеличение расходов бюджета примерно на ... рублей. Полномочия по внесению изменений в бюджет муниципального образования, направленных на обеспечение конкретного судебного акта, предоставлены только представительному органу муниципального образования. В случае удовлетворения административного иска просила об установлении срока проведения комплексного экологического обследования в отношении особо охраняемой природной территории до <дата>.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что Александровской городской прокуратурой проведена проверка законности использования особо охраняемых природных территорий на территории Александровского района, в ходе которой установлено, что администрацией Александровского района комплексное экологическое обследование зоны историко-природного ландшафта .. не организовано и не проведено.

В соответствии с п.27 ч.1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения относится к вопросам местного значения муниципального района.

На основании ч.2 ст.94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе особо охраняемые природные территории.

Согласно п.1 ст.58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно ч.4 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

В соответствии с ч.9 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

На основании п.3 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, помимо категорий, указанных в настоящем законе.

Согласно ст. 1-1 Закона Владимирской области от 08 мая 2008 года № 88-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области» комплексное экологическое обследование особо охраняемых природных территорий включает в себя сбор, анализ и обобщение информации о природных и природно-антропогенных объектах, их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость упразднения или реорганизации особо охраняемой природной территории.

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона Владимирской области от 08 мая 2008 года №88-03 «Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области» на территории области могут создаваться следующие особо охраняемые природные территории местного значения: охраняемые природные объекты; историко-ландшафтные комплексы.

Ст. 7 Закона Владимирской области от 08 мая 2008 года №88-ОЗ определен порядок образования особо охраняемых природных территорий местного значения.

Решение об организации особо охраняемых природных территорий местного значения принимает орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями уставом муниципального образования. Предложения, обосновывающие образование особо охраняемых природных территорий местного значения, должны содержать: материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемых природных территорий; проект положения об особо охраняемых природных территориях; согласование с собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, находящихся в границах образуемой особо охраняемой природной территории, в случаях, установленных действующим законодательством; экономическое обоснование организации особо охраняемых природных территорий с указанием необходимых затрат, в том числе в установленных действующим законодательством случаях компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности.

Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается образование особо охраняемых природных территорий местного значения, должны содержать: пояснительную записку с обоснованием необходимости образования особо охраняемых природных территорий; сведения о местоположении, обоснование площади и описание границ, предложения о категории, режиме особой охраны и использования особо охраняемых природных территорий; картографический материал с указанием границ предполагаемой особо охраняемых природных территорий; общую характеристику земельных участков, на которых образуется особо охраняемая природная территория; предложения по установлению в границах предполагаемой особо охраняемой природной территории различных функциональных зон; сведения о составе и характеристику насаждений, водных, почвенных, геологических и других природных ресурсов, находящихся в границах предполагаемой особо охраняемой природной территории; сведения о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира.

В силу ст. 5-1 Закона Владимирской области от 08 мая 2008 года № 88-ОЗ положение об особо охраняемой природной территории должно содержать: наименование особо охраняемой природной территории, описание местоположения и границ особо охраняемой природной территории, ее план, сведения о площади, а также описание границ и площади охранной зоны особо охраняемой природной территории (в случае ее наличия); краткое описание и задачи организации особо охраняемой природной территории, научный профиль особо охраняемой природной территории в случаях, установленных федеральным законодательством; режим охраны и использования особо охраняемой природной территории и ее охранной зоны (в случае ее наличия); перечень и описание функциональных зон особо охраняемой природной территории (в случаях разделения на функциональные зоны) с указанием их границ и площади; сведения о лицах, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории и ее охранной зоны (в случае ее наличия).

Указанные сведения заносятся в положения об особо охраняемой природной территории на основании материалов комплексного экологического обследования.

Согласно п.10 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р, устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния.

Создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня является неотъемлемым компонентом развития регионов и страны в целом.

Согласно Постановлению главы администрации Александровского района № 17 от 17.01.1994 года «Об утверждении перечня и Схемы размещения особо ценных земель Александровского района, перечня и Схемы размещения земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного значения», копия которого находится в материалах дела, на территории Александровского района образовано 11 особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе зона историко-природного ландшафта .. площадью .. га, расположенное на территории <адрес> (л.д. 10-33).

По результатам проведенной Александровской городской прокуратурой проверки установлено, что Постановлением главы администрации Александровского района от 12 августа 2013 года №2472 (с изменениями от 25 января 2016 года № 81, 28 декабря 2016 года №2390) принята муниципальная программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Александровского района на 2014-2020 г. г.», в рамках которой утверждена подпрограмма «Биологическое разнообразие Александровского района на 2014 - 2020 годы». Задачами указанной подпрограммы является: развитие системы особо охраняемых природных территорий местного значения; сохранение и восстановление биологического разнообразия посредством охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, обитающих на территории Александровского района; организация и проведение мероприятий по учету, функционированию и обеспечению режима особо охраняемых природных территорий местного значения. Разделом «Прогноз сводных показателей мероприятий муниципальной программы и ее подпрограмм» муниципальной программы предусмотрено, что в 2014 году должно было быть проведено комплексное экологическое обследование в отношении всех 11 особо охраняемых природных территорий местного значения, а в 2016 году проведены работы по их межеванию и постановке на кадастровый учет. По состоянию на 07.02.2017 год администрацией Александровского района организовано и проведено комплексно-экологическое обследование в отношении зоны историко-ландшафтного комплекса «..», зоны историко-ландшафтного комплекса «...», в отношении остальных 9 особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе зоны историко-природного ландшафта .. мероприятия комплексному экологическому обследованию не произведены.

Кроме того, установлено, что объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в целом составляет ... рублей, что является заведомо не достаточным, что не позволяет в полном объеме провести установленные подпрограммой мероприятия в отношении всех имеющихся особо охраняемых природных территорий местного значения.

Из представленных отделом природопользования и охраны окружающей среды администрации Александровского района от <дата> и финансовым управлением администрации <адрес> от <дата> сведений следует, что в настоящий момент администрацией Александровского района решается вопрос о выделении дополнительных средств на финансирование подпрограммы «Биологическое разнообразие Александровского района на 2014 - 2020 годы» в целях проведения в 2017 году мероприятий по комплексному экологическому обследованию, проведению работ по межеванию и постановке на кадастровый учет в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения «...», «...», «...» (л.д. 34-35, 40).

Вместе с тем, судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что проведение мероприятий по комплексному экологическому обследованию в отношении зоны историко-природного ландшафта ..., являющейся особо охраняемой природной территорией местного значения, администрацией Александровского района в нарушение требований законодательства не планируется. Данный факт не оспаривался представителем административного ответчика.

Как следует из материалов дела, <дата> Александровским городским прокурором в администрацию Александровского района внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, земельного законодательства (л.д. 74-79).

Из сообщения главы администрации Александровского района от <дата> следует, что представление прокурора рассмотрено. При формировании бюджета Александровского района на 2017 год будут предусмотрены финансовые средства в размере .... рублей на выполнение мероприятий для приведения нормативно-правовой базы в соответствие с действующим законодательством в части особо охраняемых природных территорий – зоны историко-природного ландшафта «...», «...», «...» и инвентаризации зон природоохранного назначения территории Александровского района местного значения, комплексного экологического обследования с проектом положения о природоохранных зонах, проведение работ по землеустройству и межеванию зон природоохранного назначения, проведение работ по постановке на кадастровый учет зон природоохранного назначения. Остальные особо охраняемые территории будут приведены в соответствие с действующим законодательством в последующие 2018-2019 годы (л.д. 80-81).

Таким образом, бездействие администрации Александровского района по исполнению обязанности по осуществлению мероприятий по проведению комплексного экологического обследования в отношении особо охраняемой природной территории препятствует осуществлению иных предусмотренных законодательством мероприятий в отношении зоны историко-природного ландшафта ..., надлежащему функционированию и обеспечению режима охраны указанной зоны, ведет к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Довод представителя административного ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования Александровский район на 2017 год денежных средств на проведение работ по проведению комплексного экологического обследования в отношении особо охраняемой природной территории, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов исполнительной власти с наличием финансовой возможности.

Определяя в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ срок исполнения такой обязанности, суд учитывает мнение участников процесса, финансовое положение административного ответчика, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности. Так согласно информационному письму ГБУ Владимирской области «Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области» от <дата>, представленному административным ответчиком, в настоящее время на территории Александровского района расположено 11 ООПТ общей площадью ... га. Возможность проведения комплексного экологического исследования имеется исключительно в летний сезон в период вегетации объектов растительного мира для определения растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Владимирской области, полного формирования кроны у лесных насаждений. Изучение птиц проводится в период гнездования, что ограничивает время исследований. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что разумным и достаточным для исполнения настоящего решения суда будет срок, составляющий один год шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, включающий два летних периода 2017 и 2018 г.г.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Александровского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области в непринятии мер по проведению комплексного экологического обследования в отношении особо охраняемой природной территории - зоны историко-природного ландшафта .., расположенной на территории <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Александровский район Владимирской области в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести комплексное экологическое обследование в отношении особо охраняемой природной территории - зоны историко-природного ландшафта .., расположенной на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Гашина

.

.

.