ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3922/20 от 09.11.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-3922/2020

44RS0001-01-2020-005254-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2020 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя административного истца Смирновой А.А., представителя административного ответчика Беловой Т.М., представителя заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Костромской области Ветлевой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Косиди Н,Ю. к Управлению ЖКХ Администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на счете регионального оператора,

УСТАНОВИЛ:

Косиди Н.Ю. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что <дата> Управлением ЖКХ Администрации г. Костромы принято Распоряжение «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа город Кострома». Согласно Распоряжению, фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, указанных в приложении (172 МКД), подлежит формированию на счете регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта», в указанных многоквартирных домах должен быть проведен капитальный ремонт. До принятия указанного Распоряжения собственники помещений многоквартирных домов, указанных в приложении (172 МКД), формировали фонд капитального ремонта на специальных счетах. Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в адресный перечень, являющийся приложением к Распоряжению (строка 120 приложения). Истец является собственником квартиры в указанном многоквартирном доме, полагает, что принятым решением нарушены её права и законные интересы. Она лишена права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете. Как указано в Распоряжении, его принятие основано на нормах ЖК РФ, а именно ч. 7 ст. 189. Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от <дата>, в 2017-2019 годах в отношении МКД истца запланирован капитальный ремонт инженерных сетей. Ввиду того, что дому истца требуется капитальный ремонт лифтов, жильцы копили денежные средства на этот вид работ, который является самым дорогостоящим. По какой причине в Региональной программе указано на проведение капитального ремонта инженерных сетей дома именно на 2017-2019 годы, истцу неизвестно, сети дома в удовлетворительном состоянии. В нарушение ч. 3 ст. 189 ЖК РФ управляющая организация не представляла собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта инженерных сетей, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта крыши. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта дома лишает собственников возможности провести капитальный ремонт лифтового оборудования, который можно сделать поэтапно. В следующем году жильцам дома хватало бы средств на замену одного лифта. В связи с тем, что <дата> Управлением ЖКХ Администрации г. Костромы принято Распоряжение «О внесении изменений в распоряжение начальника Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата> «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа город Кострома», которым пункт 2 Распоряжения признан утратившим силу, капитальный ремонт в доме не будет проведен и региональным, оператором. Таким образом, оспариваемым решением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы истец не только лишена права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете, но и лишена права на проведение необходимого дому вида капитального ремонта. При вынесении Распоряжения орган местного самоуправления в лице уполномоченного органа в нарушение ч. 7 ст. 189 ЖК РФ не установил факта необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в доме. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен Постановлением Администрации Костромской области от <дата>. В соответствии с Порядком в целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта. В состав комиссии включаются представители: 1) органа местного самоуправления, 2) органа муниципального жилищного контроля, 3) органа государственного жилищного надзора Костромской области, 4) регионального оператора, 5) организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также к работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах. С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов. Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома. И только по результатам работы комиссии может быть принято обоснованное решение о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой. Основания принятия комиссией указанного решения прямо закреплены в Порядке: 1) физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; 2) исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома имеется, опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности. Кроме того, Правила требуют указать в решении комиссии вид работ по капитальному ремонту, определенный в региональной программе, и сроки его проведения. Комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества дома до принятия оспариваемого Распоряжения не формировалась, обследование технического состояния дома с составлением акта не проводилось. Оснований для принятия комиссией решения о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту не имеется: 1) физический износ общего имущества не достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, 2) не имеется опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности общего имущества МКД по запланированному в Региональной программе виду капитального ремонта. Таким образом, ни фактических, ни юридических оснований для включения дома в адресный перечень, являющийся приложением к Распоряжению, и как следствие, для «принудительного» изменения способа формирования фонда капитального ремонта и перечисления накопленных на специальном счете денежных средств на счет регионального оператора не имелось. В настоящее время денежные средства со специального счета переведены на счет регионального оператора, что влечет для истца убытки в виде недополученных процентов, начисляемых банком за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете. Факт нахождения денежных средств на счете регионального оператора известен по информации, размещенной в интернете: сайт Реформа ЖКХ. На основании изложенного истец просит признать незаконным Распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от <дата> в части включения в приложение многоквартирного дома: <адрес>, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», Департамент строительства ТЭК и ЖКХ Костромской области, Государственная жилищная инспекция Костромской области.

В судебном заседании административный истец Косиди Н.Ю., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не участвует.

Представитель административного истца Смирнова А.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Управления ЖКХ Администрации г. Костромы Белова Т.М. исковые требования не признала. Заявила о пропуске истцом срока обращения в суд. В отзыве указала, что в соответствии с ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, ст. 16 Закона Костромской области от 25.11.2013 №449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», определяющих права и обязанности органа местного самоуправления в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения об Управлении, утвержденного решением Думы города Костромы от 25.10.2018 №175. В соответствии с п. 4 ст. 9 Положения Управление в сфере организации проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы, в предусмотренных ЖК РФ случаях принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно- коммунального хозяйства. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Положения в целях реализации полномочий, определенных настоящим Положением, начальник Управления издает распоряжения по вопросам местного значения и по вопросам непосредственного исполнения отдельных государственных полномочий, а также приказы по вопросам организации деятельности Управления, перечень вопросов, по которым начальник Управления издает распоряжения и приказы, устанавливается главой Администрации. Постановлением Администрации города Костромы от 29.12.2018 №3022 установлен перечень вопросов, по которым начальник Управления города Костромы издает распоряжения и приказы. Пунктом 1.14 указанного постановления предусмотрено, что начальник Управления издает распоряжение о формировании в соответствии с ЖК РФ фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Оспариваемое распоряжение издано уполномоченным лицом. Раздел IX. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, в соответствии с которым вводится понятие «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», введен в ЖК РФ Федеральным законом от 25.12.2012 №271-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, утверждена Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 №100-а. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 №535-а. Обследование многоквартирных домов в 2014 году на дату утверждения региональной программы, до издания Порядка произведено, и осуществлялось управляющими организациями. Региональной программой в отношении указанного многоквартирного дома предусмотрено выполнение следующих видов работ по капитальному ремонту со следующими сроками: 2017 - 2019 годы - ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор; 2023 - 2025 годы - замена, модернизация и ремонт лифтового оборудования, включая ПСД и технадзор; 2026 - 2028 годы - ремонт фасада, включая ПСД и технадзор и так далее по годам. Ремонт инженерных систем в 2017 - 2019 годах не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта. <дата> в адрес Администрации города Костромы от администрации Костромской области поступило уведомление с приложенным списком 217 многоквартирных домов о том, что органу местного самоуправления необходимо принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, принятие которого предусмотрено ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, в срок до <дата>. За 5 рабочих дней провести обследование 217 многоквартирных домов физически невозможно. Распоряжением начальника Управления от <дата> внесены изменения в оспариваемое распоряжение, действие пункта 1 распоряжения приостановлено до <дата>, до завершения обследования многоквартирных домов, указанных в уведомлении. Комиссией, создание которой предусмотрено указанным Порядком, проводятся обследования технического состояния конструктивных элементов многоквартирных домов, указанных в уведомлении и в приложении к распоряжению начальника Управления. В соответствии с пунктами 7, 8 Порядка по результатам работы комиссия принимает одно из решений, установленных Порядком, которое оформляется протоколом. В протоколе комиссии, акте о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов от <дата> сделан вывод о признании данного многоквартирного дома не требующим капитального ремонта инженерных систем, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017 - 2019 годов, требуется выполнение работ по капитальному ремонту фундамента, подвальных помещений и лифтового оборудования. Как указано в исковом заявлении, собственники помещений данного многоквартирного дома считают, что в первоочередном порядке в их доме необходимо выполнение работ по капитальному ремонту лифтового оборудования, который запланирован региональной программой на 2023 - 2025 годы. Решения общего собрания о переносах сроков выполнения работ по капитальному ремонту для дальнейшего внесения соответствующих изменений в региональную программу в Управление не поступало, однако данное право собственникам помещений предоставлено ЖК РФ. На <дата> распоряжение начальника Управления принято на основании норм действующего законодательства Российской Федерации и уполномоченным органом. В дополнениях к отзыву указала, что в юридической доктрине принято исходить из того, что нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. В оспариваемом распоряжении, круг лиц определен и перечислен - собственники помещений многоквартирных домов, конкретные адреса которых указаны в приложении к распоряжению; решение, указанное в пункте 1 распоряжения - сформировать фонд капитального ремонта - будет осуществлено однократно, применено единожды при определенных условиях. Оспариваемое распоряжение прекратит свое действие после реализации исполнения конкретной обязанности, в связи с чем нормативным правовым актом не является. Статьей 61 Устава города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 26.05.2005 №41, определено, что действие муниципальных правовых актов города Костромы или их отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок органом местного самоуправления города Костромы или должностным лицом местного самоуправления города Костромы, принявшим акт. Оспариваемое распоряжение принято распоряжением начальника Управления, соответствующие изменения внесены в него также распоряжением начальника Управления. Изменение, касающееся приостановления распоряжения начальника Управления, вынесено в отношении отдельного пункта первоначального распоряжения, определено точной календарной датой – <дата>, то есть требования указанных актов соблюдены. Текст оспариваемого распоряжения (учитывая внесенные изменения) полностью соответствует нормам ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, требований к органу местного самоуправления по дальнейшей реализации такого решения ЖК РФ не установлено. ЖК РФ не устанавливает конкретный способ направления такого решения владельцу специального счета, указывает лишь на то, что такое решение должно быть направлено владельцу специального счета и не обязывает орган местного самоуправления направлять такое решение каким-либо определенным способом. На дату принятия распоряжения многоквартирный дом находился в управлении ООО «УК «КФК-44», владельцем специального счета являлась некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». Посредством электронной почты <дата> распоряжение с приложением направлено владельцу специального счета - региональному оператору и ООО «УК «КФК-44». <дата> принято распоряжение о внесении изменений в первоначальное распоряжение. Посредством электронной почты <дата> распоряжение с приложением направлено владельцу специального счета - региональному оператору и ООО «УК «КФК-44». <дата> принято распоряжение о внесении изменений в первоначальное распоряжение. Данное распоряжение интересы собственников многоквартирного <адрес> не затрагивало, поэтому в управляющую компанию не направлялось. <дата> принято распоряжение о внесении изменений в первоначальное распоряжение. Посредством электронной почты <дата> распоряжение направлено владельцу специального счета - региональному оператору и ООО «УК «КФК-44». Информация, что ООО «УК «КФК-44» прекратило управление данным многоквартирным домом, поступила в Управление <дата>. Частью 7 ст. 170 ЖК РФ установлено, что в случае принятия решения, предусмотренного ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. Порядок информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта утвержден Постановлением Администрации Костромской области от <дата>-а. Все принятые распоряжения (первоначальное и внесенные в него изменения) размещены (<дата>, <дата>, <дата>, <дата>) на официальном сайте Администрации города Костромы в сети «Интернет» www.gradkostroma.ru. Управление посредством электронной почты разослало распоряжение и управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, для размещения в общедоступных местах. Обязанности по размещению где-либо еще и (или) опубликованию в средствах массовой информации каких-либо других источниках и (или) системах решений, принятых в соответствии с ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, действующим законодательством не установлено. В соответствии со ст. 3 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», к полномочиям администрации Костромской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относятся утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; установление порядка осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечением сохранности этих средств. В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Костромской области и об упразднении инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, утвержденном Постановлением Губернатора Костромской области от 31.08.2012 №187 Государственная жилищная инспекция Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющим на территории Костромской области региональный государственный жилищный надзор и иные полномочия и функции, определенные настоящим Положением, непосредственно координирует и контролирует работу Инспекции заместитель губернатора Костромской области, координирующий работу по вопросам сферы деятельности Инспекции, выполняет поручения губернатора Костромской области, первого заместителя губернатора Костромской области, заместителей губернатора Костромской области по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, начальник Инспекции непосредственно подчиняется губернатору Костромской области и заместителю губернатора Костромской области, курирующему вопросы сферы деятельности Инспекции (пункты 1, 6, 55, 62 Положения). Уведомление администрации Костромской области, подписанное первым заместителем губернатора Костромской области, является основанием для принятия Управлением оспариваемого распоряжения. В соответствии с ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества собственников на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой капитального ремонта соответствующего субъекта и финансируется за счет взносов на капитальный ремонт, а также средств финансовой поддержки, предоставленной в соответствии с ЖК РФ. Ремонт инженерных сетей многоквартирного дома был предусмотрен на 2017 - 2019 годы. Решений о переносе срока капитального ремонта, изменении вида работ, иных вопросов, касающихся капитального ремонта общего имущества собственников данного многоквартирного дома, собственниками до настоящего времени не принято, хотя такое право ЖК РФ собственникам предоставлено. В соответствии с ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться только для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, независимо от способа формирования фонда капитального ремонта. То есть, в любом случае: издания или не издания Управлением оспариваемого распоряжения, капитальный ремонт в данном доме по любым видам работ, не был бы проведен и в ближайшее время собственниками не планируется. В случае принятия Управлением после <дата>, до которого приостановлено действие распоряжения, самостоятельно решения о признании оспариваемого решения (отдельных его частей) утратившим силу и (или), в случае принятия судом решения о признании оспариваемого распоряжения (отдельных его частей) незаконными, наличие таких решений не будет основанием для перечисления денежных средств со счета регионального оператора на специальный счет органом, который осуществляет данные действия. Административным истцом не представлено, каким образом нарушены права, свободы и законные интересы собственников, если проведение капитального ремонта до 2023 года не планируется. Собственники помещений многоквартирного дома могут принять решение, которое будет являться основанием для перечисления денежных средств и до срока выполнения работ по капитальному ремонту, установленному региональной программой. Не доказан факт нарушения прав и законных интересов истца, в связи с чем требуемая законом совокупность для признания решения административного ответчика незаконным отсутствует, кроме этого, в связи с изданием распоряжения о приостановлении отдельного пункта оспариваемого распоряжения, восстановление прав административного истца не представляется возможным.

Представитель заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Костромской области Ветлева В.М. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению. В отзыве указала, что в соответствии с главой 3 п. 32.1 Положения о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от <дата>, государственная жилищная инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также формированию фондов капитального ремонта. Собственниками многоквартирного дома по <адрес><дата> на общем собрании принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открываемый региональным оператором в кредитной организации. Инспекция уведомлена о выбранном собственниками помещений в МКД способе формирования фонда капитального ремонта и открытии специального счета в ОАО «Россельхозбанк». Постановлением Администрации Костромской области от <дата>-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен постановлением Администрации Костромской области от <дата>-а. Региональной программой в отношении МКД в 2017- 2019 предусмотрено выполнение капитального ремонта инженерных систем, который не проведен в установленный срок. Согласно ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого- либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления (комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории г. Костромы, в соответствии с Постановлением Администрации Костромской области от -а) принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, и направляет такое решение владельцу специального счета. В нарушение указанных норм <дата> Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы принято Распоряжение «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» (в ред. распоряжений Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от <дата>, от <дата>). Согласно указанному Распоряжению, фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, указанных в приложении к распоряжению, подлежит формированию на счете регионального оператора (НО «Фонд капитального ремонта»). Распоряжением Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от <дата> внесены изменения в оспариваемое распоряжение, действие пункта 1 распоряжения приостановлено до <дата>, до завершения обследования многоквартирных домов, указанных в уведомлении. Вместе с тем, несмотря на приостановление Распоряжения, специальный счет МКД по адресу: <адрес>, закрыт <дата>, денежные средства переведены на счет («общий котел») регионального оператора (уведомление от <дата> о закрытии специального счета, поступившее в Инспекцию от НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области»). Как указано в отзыве Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, <дата> комиссией проведено обследование технического состояния конструктивных элементов МКД, капитальный ремонт инженерных систем данного МКД не требуется. В действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы по принятию распоряжения от <дата> «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» и его исполнению региональным оператором усматривается нарушение прав и законных интересов добросовестных собственников помещений МКД в связи с отсутствием начисления процентов за пользование денежными средствами на счете, поскольку возврат денежных средств из «общего котла» на специальный счет возможен только по истечении 1 года со дня получения региональным оператором решения общего собрания собственников помещений МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта (с «общего котла» на спецсчет).

Заинтересованное лицо Департамент строительства ТЭК и ЖКХ Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве заместителем директора департамента указано, что дом <адрес> включен в региональную программу, утверждённую постановлением администрации Костромской области от <дата> «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы». В 2017-2019 г.г. в доме по указанному адресу запланирован капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем. Дом введен в эксплуатацию в 1998 году. Федеральным законом от <дата> № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что актуализация региональных программ капитального ремонта в 2015 - 2016 годах в целях приведения их в соответствие с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ осуществляется без согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме. Пункт 3 ч. 2 ст.168 ЖК РФ устанавливает правила определения в региональных программах планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ. Согласно данной норме, такой плановый период может определяться указанием либо на календарный год, либо на период, в течение которого должен быть проведен такой ремонт, при этом данный период не должен превышать трех лет. До введения в действие Федерального закона от <дата> №176-ФЗ ЖК РФ не ограничивал плановый период проведения капитального ремонта общедомового имущества многоквартирного жилого дома трехлетним сроком. В связи с этим при планировании работ на трехлетний период (2017-2019 г.г.) департамент ЖКХ и ТЭК Костромской области в 2016 году руководствовался Приказом Госкомархитектуры от <дата> «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры (Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с «ВСН 58-88») Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения), согласно которым минимальная продолжительность инженерного оборудования составляет от 10 лет. Информации в адрес департамента об удовлетворительном техническом состоянии внутридомовых инженерных систем дома <адрес> не поступало.

Заинтересованные лица НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», Администрация г. Костромы о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст. 36.1 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете (ч. 1). Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения (ч. 2).

В соответствии со ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с ч. 7 ст. 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений; 7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств; 9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта (ч. 1).

Согласно ст. 168 ЖК РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (ч. 2).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч. 3).

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 4).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 4.1).

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 5 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии со ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (ч. 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (ч. 3).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (ч. 4).

В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования (п. 4.1).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст. 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч. 7).

Согласно ст. 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1).

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч. 3 ст. 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены ч. 2 ст. 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ, платежи собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора являются одним из источников формирования имущества регионального оператора.

Согласно ст. 189 ЖК РФ, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (ч. 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч. 2).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (ч. 4).

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (ч. 5.1).

В случае, если в срок, указанный в ч. 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч. 6).

В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет (ч. 7).

Постановлением Администрации Костромской области от <дата>-а утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Согласно приложению к Региональной программе, многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества. На 2017-2019 г.г. запланировано проведение ремонта инженерных систем, включая ПСД и технадзор, на 2023-2025 запланирована замена, модернизация и ремонт лифтового оборудования и лифтов, включая ПСД и технадзор.

Постановлением Администрации Костромской области от <дата>-а утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области.

Согласно указанному Порядку, последний распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043.

Порядок применяется в случаях: 1) актуализации региональной программы; 2) определения в соответствии с ч. 4 ст. 181 ЖК РФ необходимости повторного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при вынесении общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятом в соответствии со ст. 21 Закона Костромской области; 3) установления в соответствии с ч. 7 ст. 189 ЖК РФ необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен (п. 2).

В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта (п. 3).

В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа государственного жилищного надзора Костромской области, регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. К работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (п. 4).

С инициативой рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта могут выступать руководитель структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за координацию вопросов жилищно-коммунального хозяйства, и иные заявители в лице регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также собственников помещений многоквартирных домов, уполномоченных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5).

С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов. Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома (п. 6).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту и (или) необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой.

Данное решение принимается в одном из следующих случаев: если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; если исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности.

Данное решение должно содержать указание на вид работ по капитальному ремонту, определенный в региональной программе, и предельные сроки его проведения и (или) на необходимость оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем (при наличии);

2) о признании многоквартирного дома не требующим капитального ремонта определенных конструктивных элементов и (или) инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.

Данное решение принимается при отсутствии оснований, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 1 настоящего пункта (п. 7).

Решение комиссии оформляется протоколом (п. 8). Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (п. 9).

Судом установлено, что <дата> общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (вопрос 2 протокола общего собрания от <дата>), принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта – перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открываемый региональным оператором в кредитной организации ООО «Костромаселькомбанк» в целях формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома. Установлен ежемесячный взнос в фонд капитального ремонта в минимальном размере (вопрос 3), владельцем спецсчета утвержден региональный оператор (вопрос 6).

Косиди Н.Ю. является собственником <адрес> указанном МКД на основании договора купли-продажи от <дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.

Согласно информации Государственной жилищной инспекции <адрес> от <дата>, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> период с <дата> по <дата> находился в управлении ООО УК «КФК-44».

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес><дата> расторгнут договор управления многоквартирным домом с ООО УК «КФК-44» и заключен договор с ООО УК «ИнтехКострома».

Вопрос о проведении капитального ремонта общего имущества дома, предусмотренного Региональной программой на 2017-2019 г.г., общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> не рассматривался, ремонт в указанные сроки не проведен.

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата> «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ г. Кострома» в связи с тем, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вила работ, предусмотренных региональной программой, установлено сформировать фонд капитального ремонт общего имущества многоквартирных домов в г. Костроме на счете НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» согласно адресному перечню многоквартирных домов (приложение); провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах г. Костромы, согласно адресному перечню, в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора; отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства уведомить владельцев специальных счетов о принятом решении, в том числе с использованием ГИМ ЖКХ.

В адресный перечень, изложенный к Приложении к указанному распоряжению, включен многоквартирный дом по адресу: <адрес> (п. 120).

Распоряжение Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата> направлено посредствам электронной почты <дата> в адрес ООО УК «КФК-44» (kfk-44.jk@yandex.ru), НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» (kapremont44@yandex.ru), размещено на официальном сайте Администрации <адрес> в сети «Интернет», www.gradkostroma.ru, <дата>.

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата> внесены изменения в приложение к распоряжению Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата>, приложение изложено его новой редакции МКД 27 по <адрес> включен в перечень п. 79.

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата> внесены изменения в приложение к распоряжению Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата>, строка приложений признана утратившей силу.

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата> внесены следующие изменения в распоряжение Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата>: заголовок изложен в следующей редакции «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»; во вводной части цифры «1.14» заменены цифрами «1.15»; пункт 2 признан утратившим силу. Приостановлено действие п. 1 распоряжения Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата> и приложения к распоряжению до <дата> (п. 2). Предписано при необходимости, комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта провести обследование многоквартирных домов, указанных в приложении к распоряжению в соответствии с постановлением Администрации Костромской области от <дата>-а (п. 3). Собственникам помещений МКД, указанных в приложении к распоряжению, в случае принятия решения о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, либо о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества МКД предписано уведомить НО «Фонд капитального ремонта МКД Костромской области», Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, Управление ЭКХ Администрации г. Костромы в срок до <дата>.

Согласно информации об МКД 27 по <адрес>, размещенной в ГИС ЖКХ, способ формирования фонда капитального ремонта определен <дата> – счет регионального оператора.

Как следует из платежных документов на услуги ЖКХ в отношении <адрес> дома по адресу: <адрес>, получателем взноса на капитальный ремонт являлся до издания оспариваемого распоряжения являлся НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», денежные средства поступали на счет , открытый в АО «Россельхозбанк». После вынесения распоряжения изменился номер счета, открытого в АО «Россельхозбанк», на который поступают взносы - .

Как следует из протокола комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, от <дата>, многоквартирный дом №<адрес> имеет 10 этажей, состоит из кирпича, имеет 2 подъезда, 75 квартир, крыша плоская, мягкая. В соответствии региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, в период 2017-2019 г.г. запланирован капитальный ремонт инженерных систем. Кровельное покрытие и фасад находятся в удовлетворительном состоянии. Местами, в районе цоколя наблюдаются трещины, разрушение цементного покрытия, значительное разрушение отмостки по периметру здания. Подвальное помещение находится в неудовлетворительном состоянии. Лифтовое оборудование имеет истекший срок эксплуатации. Согласно выводам комиссии, многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> признан не требующим капитального ремонта инженерных систем, предусмотренного для этого дома региональной программой на период 2017-2019 годов.

НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» на основании распоряжения администрации г. Костромы от <дата> дома переведены на общий счет регионального оператора, в том числе дом по адресу: <адрес>. В связи с этим специальные счета, открытые в АО «Россельхозбанк» для многоквартирных домов, были закрыты. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой АО «Россельхозбанк» от <дата> о закрытии счетов, в том числе счета <дата>.

Проанализировав представленные сторонами доказательства и приведенные положения законодательства, суд находит заявленные требования обоснованными.

Исходя из норм ЖК РФ и Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области, решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома может быть принято исключительно после проведения обследования в многоквартирном доме в установленном порядке и подтверждения по результатам такого обследования необходимости проведения капитального ремонта, предусмотренного программой.

В рассматриваемом случае оспариваемое распоряжение не основано на результатах проведенного обследования. Проведенное в последующем обследование не подтвердило необходимость проведения в многоквартирном доме капитального ремонта, предусмотренного программой.

При таких обстоятельствах распоряжение Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата> «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ г. Кострома» в части включения в приложение многоквартирного дома по адресу: <адрес> (п. 120 приложения) является незаконным и нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе истца, на самостоятельный выбор способа формирования фонда капитального ремонта и распоряжение средствами данного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, исходя из выбранного способа формирования.

Суд соглашается с позицией административного ответчика, что оспариваемое распоряжение не обладает признаками нормативного правового акта и является действующим при отсутствии опубликования для всеобщего сведения.

Данное распоряжение в действующей редакции подлежит признанию незаконным в части включения в приложение многоквартирного дома по адресу: <адрес> (п. 79 приложения).

Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем аннулирования правовых последствий издания незаконного правового акта.

Доводы представителя административного ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд не являются состоятельными.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный иск направлен в суд <дата>, материалы дела не содержат доказательств того, что об оспариваемом распоряжении истцу стало известно ранее <дата>.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Поскольку требования Косиди Н.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое Косиди Н,Ю. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от <дата> «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в части включения в приложение к распоряжению многоквартирного дома по адресу: <адрес> (п. 79 приложения).

Взыскать с Управления ЖКХ Администрации г. Костромы в пользу Косиди Н,Ю. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Судья О.Д. Тележкина