Дело №2 а - 395/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Суджа 08 сентября 2020 года
Суджанский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Тимошенко В.М., с участием помощника прокурора Суджанского района Курской области Силаковой Е.А., при секретаре Гайдуковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Суджа Курской области о признании бездействия администрации, выразившееся в не принятии мер по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, незаконным и о понуждении к организации его проведения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Суджанского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Суджа Курской области о признании бездействия администрации, выразившееся в не принятии мер по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, незаконным и о понуждении к организации его проведения. В обоснование указывает, что проведенной Прокуратурой Суджанского района Курской области проверкой исполнения жилищного законодательства и законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации, по результатам которой в деятельности администрации г. Суджа Курской области установлены нарушения, связанные с непринятием мер по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами. Из Устава МО г. Суджа следует, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством. Указывает, что собственниками 278 многоквартирных домов, расположенных на территории МО г. Суджа выбран непосредственный способ управления, однако договора на содержание общего имущества не заключались. Согласно норм действующего законодательства открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, либо если такое решение не реализовано. В соответствии с информацией, поступившей из АО «Газпром газораспределение Курск» в г.Суджа, договоры на обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения не заключались, сведений об их состоянии не имеется. Информацией предоставленной Администрацией города Суджа Курской области, подтверждается что фактически способ управления многоквартирными домами не реализуется. Считает, что в нарушение ч. 4 ст. 161 ЖК РФ администрацией МО г. Суджа никаких мер по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации до настоящего времени не принято. Не реализация выбранного способа управления многоквартирным домом, может привести к наступлению необратимых последствий в виде ухудшения жилищных условий граждан, причинения вреда имуществу, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку не заключение договоров на обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения многоквартирного дома может привести к чрезвычайным ситуациям в масштабах муниципального образования. Ссылаясь на ст. ст. 161, 164 ЖК РФ, ФЗ от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ, просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «город Суджа» Курской области, выразившееся в непринятии мер по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенных по адресу: <адрес>, обязать администрацию МО «город Суджа» Курской области организовать работы по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Силакова Е.А. административное исковое заявление поддержала по основаниям в нём изложенным, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «город Суджа» Суджанского района Курской области, глава Дьяченко В.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п.6 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
К вопросам местного значения в соответствии с ст. 4 Устава муниципального образования «г. Суджа» относятся, в том числе вопросы осуществления муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ следует, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией, что следует из ч.2 ст. 161 ЖК РФ.
Согласно ч.3 ст.161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
По смыслу ч.4 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Из положений ст. 162 ЖК РФ следует, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.3 Правил конкурс проводится, в том числе, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Согласно п.6 Правил, конкурс проводится на право заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, прокуратурой Суджанского района Курской области была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований жилищного законодательства Российской Федерации в части обеспечения порядка управления многоквартирными домами г. Суджа Курской области. В ходе проверки было установлено, что в отношении многоквартирных домов города Суджа избран непосредственный способ управления, однако договора на содержание общего имущества не заключались, что следует из сообщения АО «Газпром газораспределение Курск» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, в судебном заседании установлено и следует из материалов дела, в том числе сообщения администрации города Суджа Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, что в многоквартирных домах города Суджи по адресу: <адрес> имеется способ управления - непосредственное управление, но сведения о том, что заключены договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирных домов отсутствуют.
До настоящего времени конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых не избран либо избран способ управлениями такими домами, но не реализован, администрацией города не проведен.
В силу вышеизложенных норм законодательства и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования прокурора предъявленные в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Бездействие администрации муниципального образования «г. Суджа» Курской области, выразившееся в непринятии мер к проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления вышеуказанными многоквартирными домами, может привести к наступлению необратимых последствий, таких как ухудшение жилищных условий граждан, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В результате отсутствия управляющей организации будет невозможным заключение договоров на обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения многоквартирного дома, что может повлечь чрезвычайные ситуации в масштабах муниципального образования, что корреспондирует требованиям «Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410.
Таким образом, суд приходит к выводу, что не проведение открытого конкурса административным ответчиком нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, поскольку не позволяет обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан в указанных многоквартирных домах, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Разрешая вопрос о сроках устранения выявленных нарушений законодательства, принимая во внимание временные и финансовые затраты, особенности местного бюджетного процесса, суд считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, достаточным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 174, 177-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Суджанского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Суджа Курской области о признании бездействия администрации, выразившееся в не принятии мер по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, незаконным и о понуждении к организации его проведения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Суджа» Курской области в части непринятия мер к проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>
Возложить на администрацию муниципального образования «город Суджа» обязанность организовать работы по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения сообщить суду.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме.
Судья В.М. Тимошенко