ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-413/20 от 03.03.2020 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-413/2020

64RS0047-01-2019-005780-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 марта 2020 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии представителя заинтересованного лица Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова – Пилипенко И.С., действующего на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА», заинтересованные лица - Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова, Гудков А.А. , о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным иском к автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» в обоснование которого указало, что автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области <дата> по решению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области от <дата>, учетный . Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): <адрес>, руководитель Гудков А.А. . Организационно-правовая форма организации – автономная некоммерческая организация. Управлением была проведена ревизия учетного дела организации на предмет соблюдения требований ст. 32 Федерального закона. В ходе данной ревизии было установлено, что организация не представила в Управление отчетность за <дата> год и не разместила в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо в средствах массовой информации отчетность за период <дата> гг., что является нарушением ст. 32 Федерального закона. По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении организацией нарушений требований ст. 32 Федерального закона в учетном деле организации отсутствует и в Управление не поступала, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, организацией неоднократно не предоставлялись в установленный срок сведения, предусмотренные Федеральным законом. В Управление <дата> поступило письменное заявление от руководителя организации Гудкова А.А., в котором указано, что организация свою уставную деятельность с <дата> года фактически не осуществляет, имущество у организации отсутствует, расчетный счет закрыт, и возможность провести ликвидацию самостоятельно у организации отсутствует. В соответствии с указанным заявлением, организация в лице руководителя – Гудкова А.А. согласно с ликвидацией организации в судебном порядке как недействующего юридического лица, поскольку провести как недействующего юридического лица, поскольку провести процедуру ликвидации самостоятельно не представляется возможным. На основании изложенного административный истец просит принять решение о ликвидации Автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» и об исключении Автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не известна.

Заинтересованные лица Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Гудков А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в соответствии с которым организацией нарушены нормы п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 «О некоммерческих организациях», а именно организация не представила в Управление отчетность за <дата> год и не разместила в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в средствах массовой информации отчетность за период <дата> года. В связи с нарушением ст. 32 Федерального закона в адрес организации были вынесены предупреждения. Однако в установленный срок нарушения организацией устранены не были. Таким образом, организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные Федеральным законом, что в соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О коммерческих организациях» является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации. Управление просит принять решение о ликвидации некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ- ОЦЕНКА» и об исключении из ЕГРЮЛ. Инспекция не согласна с требованиями Управления в части исключения некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» в виду следующего. Согласно карточки расчета с бюджетом за некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ- ОЦЕНКА» ИНН/ОГРН: имеется задолженность по налогам, штрафам и страховым взносам в общей сумме 5 250 рублей 00 копеек, из них: налог на прибыль организации в размере 500.00 руб.; НДС в размере 500.00 руб.; денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 4000 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 183.00 руб.; страховые взносы на обязательное социальное страхование в размере 24.00 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 43.00 руб. На основании вышеизложенного, Инспекция считает, что исключение некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» повлечет невозможность взыскания указанной задолженности по обязательным платежам, что в свою очередь отрицательно влияет на бюджет Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с Положением «Об управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской федерации», утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественный объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

В соответствии с Уставом Автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА», данное юридическое лицо является автономной некоммерческой организацией, место нахождения по адресу: <адрес> (л.д. 20-24).

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на <дата>, адресом места нахождения организации является: <адрес>.

Автономная некоммерческая экспертная организация «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области (основной государственный регистрационный , учетный ).

В соответствии ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон), некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3.1 ст. 32 указанного Закона, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с п. 3.2 ст. 32 указанного Закона, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из ч. 10 ст. 32 Закона, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области была проведена ревизия учетного дела Автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» на предмет соблюдения организацией требований ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В результате проверки установлено, что Автономная некоммерческая экспертная организация «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» неоднократно нарушала приведенные выше нормы закона: не представляло в уполномоченный орган отчетность за период 2014, 2015, 2018 г.г. и не разместила в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо средствах массовой информации отчетность за период <дата> г.г.

На основании факта нарушения организацией ст. 32 Закона, Управлением в адрес организации было внесено письменное предупреждение от 25 апреля 2019 № 71 о недопустимости нарушений организацией ст. 32 Закона с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения организацией устранены не были (л.д. 9, 10).

По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении организацией нарушений требований законодательства в учетном деле отсутствует, и в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области не поступала.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представлено заявление, согласно которого Автономная некоммерческая экспертная организация «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» длительное время не осуществляет сою деятельность, имущество у организации отсутствует, расчетный счет закрыт. В связи с изложенным просит ликвидировать организацию в судебном порядке (л.д. 7).

Как следует из материалов дела на момент рассмотрения дела, у Автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» имеется задолженность по налогам за период с <дата> по <дата> года, задолженность по страховым взносам за <дата> год, в общей сумме 5 250 рублей 00 копеек.

По смыслу закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20.12.006 года № 67 «О некоторых вопросах практики применений положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», разъяснил, что заявление о признании банкротом отсутствующего должника может быть подано налоговым органом лишь при наличии у него доказательств обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам в бюджет.

Таким образом, статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, а потому п. 4 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 года № 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Таким образом, довод представителя ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова о том, что в случае признания ответчика прекратившим свою деятельность, с него невозможно будет взыскать задолженность по налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам, суд полагает несостоятельным, поскольку ИНФС России по Октябрьскому району г. Саратова, Фонд социального страхования не были лишены возможности обращения в суд с иском о принудительном взыскании задолженности, однако до настоящего времени своими правами не воспользовались.

При таких обстоятельствах, суд полагает административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА», о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Автономной некоммерческой экспертной организации «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую экспертную организацию «Лаборатория судебных экспертиз ПРИОРИТЕТ-ОЦЕНКА» и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись П.А. Замотринская