Дело № 2а-423/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ольховской Е.В.,
при секретаре Ластовской Н.А., помощнике судьи Коварзиной Т.В.
с участием представителя административного истца – помощника Колпашевского городского прокурора ФИО4
представителя административного ответчика Администрации Новоселовского сельского поселения ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассматривает в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Новоселовского сельского поселения Колпашевского района Томской области о признании незаконным бездействие Администрации Новоселовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор обратился в Колпашевский городской суд Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Новоселовского сельского поселения Колпашевского района Томской области, в котором просит, с учетом дальнейших уточнённых требований, признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде; обязать не позднее ДД.ММ.ГГГГ осуществить переход на предоставление муниципальных услуг согласно утвержденному перечню предоставляемых Администрацией Новоселовского сельского поселения муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией Новоселовского сельского поселения законодательства в сфере оказания муниципальных услуг, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26.03.2016 № 236, распоряжения Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р Администрацией Новоселовского сельского поселения до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации не обеспечено. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. Городской прокуратурой в целях устранения выявленных нарушений вносилось представление Главе Новоселовского сельского поселения, которое согласно ответу Главы Новоселовского сельского поселения удовлетворено. Однако в настоящий момент нарушения законодательства не устранены. Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного и муниципального служащего и заявителя, что исключить возможность установления коррупционных связей. Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронной форме препятствует реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019. Кроме того, непринятие мер по дистанционному оказанию муниципальных услуг в период функционирования режима повышенной готовности, введенного Распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра в нарушение Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» создает угрозу жизни и здоровья людей. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации. Пунктом «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от 13.04.2010 №460, одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг. Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.
Представитель административного истца помощник Колпашевского городского прокурора ФИО4, в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил административный иск удовлетворить. Дополнительных пояснений не имел.
Представитель административного ответчика Администрации Новоселовского сельского поселения ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений признала, предоставив суду соответствующее заявление. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 46, 157 КАС РФ, представителю административного ответчика Администрации Новоселовского сельского поселения ФИО5, разъяснены и понятны.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.
Часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Федеральный закон № 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закона № 210-ФЗ от 27.07.2010) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федеральный закона № 210-ФЗ от 27.07.2010).
Согласно абз. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме согласно определению, используемому в приведенном Федеральном законе понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг изложены в ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, одним из которых является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
Правительство Российской Федерации вправе определить требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, требования к форматам заявлений и иных документов, предоставляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе услуг, указанных в части 3 настоящей статьи, и установить порядок определения требований к форматам заявлений и иных документов (ч. 2 ст. 10 приведенного Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
При этом, указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Переход на предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В соответствии с этапом № 5 утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде" до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Этим же распоряжением рекомендовано органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электроном виде, предусмотренных приложением N 1 и 1 (1) руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно Приложения N 2 распоряжения Правительства РФ N 1993-р от 17.12.2009.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Устава муниципального образования «Новоселовского сельское поселение» Администрация Новоселовского сельского поселения осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, установленных статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Томской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области. Администрация поселения также осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Томской области, настоящим Уставом и решениями Совета Новоселовского сельского поселения, не отнесенные настоящим уставом к полномочиям иных органов местного самоуправления Новоселовского сельского поселения.
Решением Совета Новоселовского сельского поселения о ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставлении органами местного самоуправления Новоселовского сельского поселения.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки городской прокуратурой соблюдения Администрацией <данные изъяты> сельского поселения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление № об устранении нарушения закона, выразившиеся в непредставлении муниципальных услуг, обеспечивающих реализацию прав предпринимателей, инвесторов в электронной форме.
По сообщению Главы Новоселовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ для получения муниципальных услуг в электронной форме Администрацией Новоселовского сельского поселения начата работа по этапному переходу на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, а именно ведется работа с Департаментом развития информационного общества Администрации Томской области по вопросу оказания муниципальных услуг в электронной форме, проводится актуализация информации по муниципальным услугам в реестре государственных услуг с последующим заключением контракта с вышеуказанным Департаментом. (л.д.12).
В сообщении Главы Новоселовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что работа по оказанию муниципальных услуг продолжается, административные регламенты приведены в актуальное состояние (л.д.13).
Таким образом, суд установил, что органом местного самоуправления обязанности, предусмотренные федеральным законодательством, осуществляются с его нарушением. Бездействием администрации поселения, выразившимся в обеспечении муниципальными услугами в электронной форме не в полном объеме, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на обращение и получение соответствующей муниципальной услуги в электронной форме. Доводы представителя административного ответчика о нецелесообразности оказания муниципальных услуг в электронной форме основаны на неправильном толковании норм материального права. Размещение на официальном сайте сведений о порядке и сроках предоставления услуг не обеспечивает возможность обратиться за предоставлением муниципальной услуги в электронной форме, в том числе без необходимости дополнительного обращения в какой-либо иной форме. Отсутствие в бюджете поселения денежных средств для выполнения требований о предоставлении муниципальных услуг в электронной форме, равно как и невостребованность предоставляемых муниципальных услуг по мнению стороны административного ответчика, также не являются основаниями для освобождения ответчика от данной обязанности.
При таких обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования Колпашевского городского прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, обязание Администрации Новоселовского сельского поселения исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено только судебным решением.
Также суд полагает, что требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению. При выборе способа исполнения орган местного самоуправления вправе учесть экономическую целесообразность и выбрать наименее обременительный для казны муниципального образования.
При этом, предложенные административным истцом сроки, в течение которых административному ответчику необходимо осуществить переход на предоставление муниципальных услуг согласно утвержденному перечню предоставляемых Администрацией Новоселовского сельского поселения муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства не позднее ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что о необходимости выполнения требований законодательства в сфере оказания муниципальных услуг административный ответчик был проинформирован административным истцом уже ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что доказательств выполнения административным ответчиком требований вышеуказанных нормативных актов в судебное заседание не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Колпашевского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Колпашевского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Новоселовского сельского поселения Колпашевского района Томской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> сельского поселения Колпашевского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Обязать Администрацию Новоселовского сельского поселения Колпашевского района Томской области не позднее ДД.ММ.ГГГГ осуществить переход на предоставление муниципальных услуг согласно утвержденному перечню предоставляемых Администрацией Новоселовского сельского поселения муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: Е.В.Ольховская
Мотивированный текст решения составлен: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В.Ольховская
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>