ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4356/20 от 16.11.2020 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-4356/2020 ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Мухиной Е.В.

при секретаре Корековой Д.С.,

с участием представителя административного ответчика – начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 1 (дислокация Дзержинский район) Управления МВД России г.Перми Плотниковой Н.В. по доверенности и служебному удостоверению,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Киракосяна Э.А. к отделу по вопросам миграции отдела полиции № 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по г.Перми о признании незаконным бездействия в виде нерассмотрения обращения от Дата об определении наличия гражданства по существу, возложению обязанности рассмотреть обращение,

УСТАНОВИЛ:

Киракосян Э.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия в виде нерассмотрения обращения от Дата об определении наличия гражданства по существу, возложению обязанности рассмотреть обращение. В обоснование заявленных требований указал, что обратился в отдел полиции с заявлением об определении наличия гражданства. По существу заявление не рассмотрено. Проверка по заявлению не проведена, не направлено запросов, не предъявлено требований к заявителю.

Административный истец Киракосян Э.А. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом. Ранее доводы иска поддержал, пояснил, что родился в г.Кунгур, на момент рождения мама была гражданкой СССР, но документы сгорели, проживает в Перми, подтвердить проживание затрудняется, обратился в отдел полиции, но ему отказали.

Представитель административного ответчика – начальник отдела по вопросам миграции отдела полиции № 1 (дислокация Дзержинский район) Управления МВД России г.Перми Плотникова Н.В. с требованиями не согласна, пояснила, что лично с заявлением Киракосян Э.А. не обращался, в заявлении указано об определении наличия гражданства, это иной порядок относительно вопросов приобретения гражданства, преимущественное проживание заявителя - в г.Кунгур, где установлена его личность, в отделе полиции там находится личное дело по установлению личности Киракосяна Э.А., в настоящее время истребованное судом, однако обращение последовало в отдел на территории Дзержинского района г.Перми. При личном приеме будут даны разъяснения о необходимом пакете документов, из представленного в суд дела по установлению личности можно сделать вывод о необходимости обращения совместно с матерью для ее опроса.

Административный соответчик - врио начальника отдела Милюхин А.С. о дне судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – отдел по вопросам миграции Межмуниципального отдела МВД России «Кунгурский» извещен, направил личное дело по установлению личности Киракосяна Э.А.

Заинтересованное лицо – ГУ МВД России по г. Перми извещено, представителя и ходатайств не направило.

Заслушав участвующее в деле лицо, изучив материалы дела, личного дела по установлению личности Киракосяна Э.А. , суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел (пункт 1).

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5).

В силу абзаца второго подпункта 7 пункта 20 названного положения Министр внутренних дел Российской Федерации утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата МВД России, положения (типовые положения) о территориальных органах МВД России (за исключением типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации), типовые положения о структурных подразделениях территориальных органов МВД России, положение о загранаппарате МВД России, уставы (типовые уставы) организаций системы МВД России.

В соответствии со статьей 30 Закона № 62-ФЗ определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан.

На основании п. 14 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 в приеме документов, заявления и личных фотографий может быть отказано в случае, если они не соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Положением, или если представлены не все необходимые документы.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон № 62-ФЗ). При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на ... и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Согласно положениям статьи 11 Закона № 62-ФЗ гражданство Российской Федерации может быть приобретено, в том числе, по рождению, а также в результате приема в гражданство Российской Федерации.

В силу положений части шестой статьи 14 этого же Федерального закона в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 указанного Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации; б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя.

При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Юридическими фактами для исполнения данной государственной функции является совокупность у лица всех нижеперечисленных условий, и подтвержденных документально:

рождение на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

состояние в гражданстве бывшего СССР;

отсутствие его свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

выезд ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

отсутствие гражданства других государств;

возвращение впоследствии на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Для исполнения государственной функции требуется представление заявителем в структурное подразделение территориального органа по месту жительства (пребывания либо постановки на миграционный учет по месту пребывания) документов, подтверждающих наличие вышеперечисленных условий для признания лица гражданином Российской Федерации на основании Постановления, и документа, подтверждающего снятие лица с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.

Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

Судом установлено, что Киракосян Э.А. родился Дата в Адрес. Родителями являются ФИО, ... года рождения, уроженец ..., гражданин ..., с Дата имеет регистрацию по месту жительства на территории ...; ФИО1, ... года рождения, урожд. ..., гражданка ..., с Дата имеет регистрацию по месту жительства по Адрес, с Дата - гражданка Российской Федерации, проживающая по Адрес. О приеме в гражданство Российской Федерации несовершеннолетнего Киракосяна Э.А. не ходатайствовала.

По имеющимся учетам ФМС России ФИО и ФИО1 пребывали на территории Российской Федерации по паспортам ..., выданным в Дата. Дата является годом приобретения гражданства ...

В период Дата административный истец учился в МАОУ «...» и МАОУ «...» ...

Дата выдан аттестат об основном общем образовании.

Военную службу не проходил.

Дата обратился с заявлением об установлении личности в Межмуниципальный отдел МВД России «Кунгурский».

Заключением от Дата процедура установления личности в отношении заявителя проведена в соответствии со ст. 10.1 Закона № 115-ФЗ. В результате проведенных проверок достоверность персональных данных, установленных заявителем, подтверждена.

Дата Межмуниципальным отделом МВД России «Кунгурский» направлен запрос в паспортно-визовое управление ..., исходя из ответа от Дата, Киракосян Э.А., ... года рождения, согласно ст. 16 Закона Республики Армения «О гражданстве ...», является гражданином .... Паспортом ... не документирован.

Трудовая деятельность Киракосяна Э.А. не установлена, находится на иждивении родителей. Факт местонахождения на территории Дзержинского района г.Перми не подтвержден.

Дата Киракосян Э.А. обратился к начальнику отдела полиции № 1 (дислокация Дзержинский район) Управления МВД России по г.Перми с заявлением об определении наличия гражданства Российской Федерации. Полученный ответ не обжаловал.

Дата обратился с заявлением о том же предмете в тот же орган повторно.

Врио начальника отдела полиции Милюхиным А.С. подготовлен ответ от Дата с разъяснением порядка обращения с заявлением.

Согласно п. 28 Приказа МВД России от 13.11.2017 № 851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» датой приема заявления при личном обращении гражданина в ГУВМ МВД России или подразделение по вопросам миграции считается день приема заявления с приложением предусмотренных пунктами 30 - 34 Административного регламента (в зависимости от оснований выдачи или замены паспорта) и надлежащим образом оформленных документов.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Частью 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, исходя из общих принципов права установление ограничений, связанных с пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Указанное в административном исковом заявлении бездействие отдела по вопросам миграции материалами дела не подтверждено, сведения о не рассмотрения обращения опровергаются представленными документами.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Административным истцом заявлено требование о рассмотрении заявления по существу в сроки, установленные Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 06.10.2020) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

В силу п. 36 Указа, срок рассмотрения заявления об изменении гражданства в упрощенном порядке в каждом из названных органов должен определяться с учетом положений абзаца первого части четвертой статьи 35 Федерального закона, в соответствии с которыми рассмотрение заявления, поданного лицом, указанным в пункте "а" части первой или части первой.1 статьи 32 Федерального закона, и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации или о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. В случае необходимости уточнения фактов, свидетельствующих о наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, предусмотренных пунктами "а" - "в", "е" части первой статьи 16 Федерального закона, решением руководителя полномочного органа, в который поступило такое заявление, либо лица, исполняющего его обязанности, либо заместителя руководителя полномочного органа этот срок может быть продлен, но не более чем на три месяца.

В отсутствие документов, необходимых для начала процедуры приема в гражданство, требование должностного лица предоставить необходимые документы признается правомерным. Оснований полагать, что должностное лицо вышло за пределы своих полномочий, а его действия не основываются на законе, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного искового заявления Киракосяна Э.А. к отделу по вопросам миграции отдела полиции № 1 (дислокация Дзержинский район) Управления МВД России по г.Перми о признании незаконным бездействия в виде нерассмотрения обращения от Дата об определении наличия гражданства по существу, возложению обязанности рассмотреть обращение по существу в сроки, установленные Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» - отказать.

Решение в течение одного месяца со дня изготовления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Копия верна

Судья Е.В. Мухина

В мотивированном виде изготовлено Дата