ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/2018 от 26.03.2018 Краснохолмского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-43/2018 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красный Холм 26 марта 2018 года

Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Павловой С.О.

Рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Краснохолмского района Тверской области выразившееся в непринятии мер по размещению информации о противодействии коррупции на официальном сайте МО «Краснохолмский район» в сети «Интернет» и обязании администрации Краснохолмского района Тверской области принять меры по размещению информации о противодействии коррупции на официальном сайте МО «Краснохолмский район» в сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Краснохолмского района Тверской области выразившееся в непринятии мер по размещению информации о противодействии коррупции на официальном сайте МО «Краснохолмский район» в сети «Интернет» и обязании администрации Краснохолмского района Тверской области принять меры по размещению информации о противодействии коррупции на официальном сайте МО «Краснохолмский район» в сети «Интернет».

Свое заявление мотивировал тем, что прокуратурой Краснохолмского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Краснохолмский район» Тверской области требований законодательства в сфере противодействия коррупции.

Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 2 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Во исполнение подпункта «а» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 07.10.2013 № 53Он утверждены требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов (далее -Требование).

Требования установлены в целях обеспечения открытости мер по противодействию коррупции.

Размещение и наполнение подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов государственных органов и их территориальных органов, Банка России и территориальных учреждений Банка России, фондов и их территориальных органов, корпораций, организаций и их филиалов (далее - сайт) осуществляется в соответствии с настоящими Требованиями.

Пункты 4, 5 Требований определяют, что отдельная гиперссылка на подраздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, размещается на главной странице сайта. Размещение указанной гиперссылки во всплывающих окнах не допускается. Доступ в подраздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, осуществляется с главной страницы сайта путем последовательного перехода по гиперссылке. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более одного.

Согласно пункта 6 Требований в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, сайтов содержатся последовательные ссылки на следующие подразделы: «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции»; «Антикоррупционная экспертиза»; «Методические материалы»; «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения»; «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» и «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции».

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Таким образом, орган местного самоуправления, является иной организацией, созданной на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей

деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.

На основании ч. 2.1 ст. 7 Закона №8-ФЗ общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.

В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что на официальном сайте администрации Краснохолмского района, расположенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: url-адресу: http:// krholm.ru/ отсутствует раздел, посвященный противодействию коррупции.

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Отсутствие информации о деятельности муниципального образования, которая должна содержаться в сети «Интернет», противоречит одному из принципов коррупции - публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, а также противоречит одному из направлению государственной политики-повышению эффективности противодействия коррупции по обеспечению доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, закрепленных в п.3 ст.3 и п.7 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Неисполнение администрацией поселения обязанности по размещению в сети Интернет вышеперечисленной информации нарушает право неопределенного круга лиц на получение необходимой информации о деятельности органа местного самоуправления.

Прокурор в силу статьи 39 КАС РФ вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ч. 1 ст. 39, ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просят признать незаконным бездействие администрации Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание в сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования «Краснохолмский район» раздела «Противодействие коррупции», подразделов: «Антикоррупционная экспертиза», «Методические материалы», «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения», «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов», «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» с соответствующим информационным наполнением. Обязать администрацию Краснохолмского района Тверской области в срок до 01 августа 2018 принять меры по созданию на официальном сайте муниципального образования «Краснохолмский район» раздела «Противодействие коррупции», подразделов: «Антикоррупционная экспертиза», «Методические материалы», «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения», «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов», «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» с соответствующим информационным наполнением.

Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. От административного ответчика возражений по существу административного иска и возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела не поступило. Рассмотрение административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, единолично судьей, без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4). Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 приведенного Федерального закона является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Согласно частей 7 и 8 статьи 14 названного Федерального закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 декабря 2011 года №1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27.11.2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Таким образом, требование о размещении на официальном сайте, информации, о противодействии коррупции, конкретизирует принцип гласности и является обязательным для органов местного самоуправления.

Согласно пункту 6 Требований в разделе по вопросам противодействия коррупции, сайтов содержатся последовательные ссылки на следующие подразделы: «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции»; «Антикоррупционная экспертиза»; «Методические материалы»; «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения»; «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» и «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции».

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что на официальном сайте администрации Краснохолмского района, расположенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: url-адресу: http:// krholm.ru/ отсутствует раздел, посвященный противодействию коррупции.

В силу части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Прокурор Краснохолмского района Тверской области представил суду доказательства того, что администрация Краснохолмского района Тверской области, не приняла должных мер по размещению на официальном сайте муниципального образования полной информации о противодействии коррупции.

Данные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты и не оспорены.

Бездействие администрации Краснохолмского района Тверской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающего на территории муниципального образования на получение необходимой информации о деятельности органа местного самоуправления.

Срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.

Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик МО «Краснохолмский район» Тверской области является органам местного самоуправления.

В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с положениями пунктов 9 и 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 114 КАС Российской Федерации издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением настоящего дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Краснохолмского района Тверской области выразившееся в непринятии мер по размещению информации о противодействии коррупции на официальном сайте МО «Краснохолмский район» в сети «Интернет» и обязании администрации Краснохолмского района Тверской области принять меры по размещению информации о противодействии коррупции на официальном сайте МО «Краснохолмский район» в сети «Интернет» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Краснохолмского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание в сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования «Краснохолмский район» раздела «Противодействие коррупции», подразделов: «Антикоррупционная экспертиза», «Методические материалы», «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения», «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов», «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» с соответствующим информационным наполнением.

Обязать администрацию Краснохолмского района Тверской области принять меры по созданию на официальном сайте муниципального образования «Краснохолмский район» раздела «Противодействие коррупции», подразделов: «Антикоррупционная экспертиза», «Методические материалы», «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения», «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов», «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» с соответствующим информационным наполнением в срок до 01 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения решения в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд Тверской области.

Председательствующий подпись