ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4418/2021 от 28.10.2021 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-4418/2021

УИД 27RS0004-01-2021-005265-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2021 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Гурдиной Е.В.

при секретаре судебного заседания Ковалевой А.Д.

с участием помощника прокурора Индустриального района г.Хабаровска Машуковой П.И., представителя административных ответчиков Приходько Р.И., представителя заинтересованного лица АО «Хабаровский судостроительный завод» Быстровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Индустриального района г.Хабаровска к Администрации г.Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства Администрации г.Хабаровска о возложении обязанности устранить повреждения дорожного покрытия съезда с <адрес> ведущего к проезду и парковке <адрес>; обратиться в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – надземного пешеходного перехода, расположенного на пересечении <адрес> в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района г.Хабаровска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковом к Администрации г.Хабаровска о возложении обязанности устранить повреждения дорожного покрытия; обратиться в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – надземного пешеходного перехода. В обоснование требований указано, что прокуратурой Индустриального района г.Хабаровска проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В ходе осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, с участием специалиста – государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску ФИО4 установлено, что дорожное полотно съезда с <адрес> ведущего к проезду и парковке <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-207, а именно имеются выбоины, ямы, что затрудняет движение автотранспорта и может повлечь создание аварийных ситуаций. Согласно информации, поступившей из администрации г.Хабаровска, надземный пешеходный переход в районе пересечения <адрес> и <адрес> в <адрес>, собственника не имеет, техническое обслуживание данного пешехода не производится, на баланс имущества администрации г.Хабаровска пешеходный переход не поставлен, в реестр муниципального имущества объект не включен. В силу положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения, следовательно работы по содержанию указанного съезда должны проводиться администрацией г.Хабаровска. Съезда с <адрес> ведущий к проезду и парковке <адрес> находится на территории земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является администрация г.Хабаровска, таким образом обязанность по его содержанию в надлежащем состоянии должна быть возложена на администрацию г.Хабаровска, как на собственника указанного земельного участка. Надземный пешеходный переход на пересечении <адрес> и <адрес> в реестре муниципальной собственности не зарегистрирован, на праве собственности никому не принадлежит, эксплуатируется населением города; данный пешеходный переход является неотъемлемой частью дорожной инфраструктуры, однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального образования не приняты меры по признанию права муниципальной собственности на указанный объект. Прокурор Индустриального района г.Хабаровска просит суд возложить на администрацию г.Хабаровска обязанность устранить повреждения дорожного покрытия съезда с <адрес> ведущего к парковке <адрес>, привести дорожное полотно в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017; в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – наземного пешеходного перехода, расположенного на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес>.

В процессе рассмотрения дела прокурором Индустриального района г.Хабаровска дважды представлены заявления об уточнении заявленных требований, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ уточнен пункт первый требований, а именно указано о возложении на администрацию г.Хабаровска обязанности привести дорожное покрытие съезда в срок до ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с требованиями п. 3.1.1, 5.2.4, 4.4 ГОСТ 50597-2017. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ уточнен пункт второй требований – в части наименования вида пешеходного перехода устранена описка, указано о возложении обязанности на администрацию г.Хабаровска в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – надземного пешеходного перехода, расположенного на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес>.

Определениями Индустриального районного суда г.Хабаровска к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска; в качестве заинтересованного лица привлечено АО "Хабаровский судостроительный завод".

В судебном заседании старший помощник прокурора Индустриального района г.Хабаровска Машукова П.И. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что в административном исковом заявлении допущена опечатка в наименовании пешеходного перехода – указано о наземном, правильно – надземный. Дополнительно пояснила, что надземный пешеходный переход находится в районе остановки общественного транспорта, эксплуатируется жителями города, в том числе и сотрудниками завода, пешеходный переход никем не обслуживается, не имеет собственника, в зимний период времени не проводится очищение от наледи, что может повлечь причинение вреда здоровью неопределенного круга лиц. По поводу съезда с <адрес> указала, что данный съезд используется неопределенным кругом лиц, ведет не только к парковке завода, а также к иным зданиям и сооружениям; съезд существует длительный период времени, имеются отбойники, технические знаки, то есть съезд фактически является частью <адрес> Пользованием данным съездом не ограничено администрацией г.Хабаровска, в том числе отбойниками.

Представитель административных ответчиков Приходько Р.И. в судебном заседании указала о несогласии с заявленными требованиями, поддержала доводы ранее представленных возражений Администрации г.Хабаровска на административное исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать. Дополнительно пояснила, что надземный пешеходный переход используется жителями города, не смотря на то, что он не включен в перечень муниципального имущества, фактически виадук содержится органами местного самоуправления. Съезд к зданию по <адрес> не входит в сеть автодорог г.Хабаровска и органом местного самоуправления не должен проводиться ремонт данной дороги.

Согласно представленным ранее возражениям Администрации г.Хабаровска представитель не согласен с заявленными требованиями, полагает, что надлежащими ответчиками по делу являются Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска и Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, поскольку к полномочиям Департамента относится осуществление постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, обеспечение проведения инвентаризации муниципального имущества; Управление создано с целью осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, самостоятельно от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права. Ссылается на то, что решение суда в ближайшее время не будет исполнимо, поскольку денежные средства в бюджете города не предусмотрены на данные цели, в связи с чем просит указать, что срок исполнения требования должен начинать течь с момента предоставления Администрации г.Хабаровска финансирования Хабаровской городской Думой.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО "Хабаровский судостроительный завод" Быстрова Т.В. указала, что согласны с заявленными требованиями, просят удовлетворить. Дополнительно пояснила, что изначально <адрес> начиналась со здания завода, пересекала <адрес> (в настоящее время <адрес>), что следует из представленной карты; после строительства улицы <адрес> берет свое начало от пересечения с <адрес> получилось, что съезд не являются частью <адрес>. Однако съезд в сторону завода не перекрыт, продолжает эксплуатироваться, завод самостоятельно делал подсыпку улицы. Данный съезд ведет не только к заводу, но и к иным зданиям, а также дороге, расположенной параллельно <адрес> От имени завода обращались в администрацию г.Хабаровска по поводу очистки виадука от снега, поскольку фактически никто не чистит на нем зимой снег, не подсыпает, это единственный переход в данном районе и он используется гражданами. Зимой этого года один раз почистили снег, больше никто ничего не делал.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положением статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. п. 3,5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" надземный пешеходный переход является частью автомобильной дороги, поэтому содержание автомобильной дороги включает в себя обязанности и по содержанию ее части – надземного пешеходного перехода.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, "Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Пунктом 4.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, предусматривает, что пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Из материалов дела следует, что в ходе проведённой прокуратурой Индустриального района г.Хабаровска проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что в черте <адрес> на улице <адрес> в районе пересечения улиц <адрес> и <адрес> имеется надземный пешеходный переход.

Из объяснений помощника прокурора следует, что в соответствии с обращениями граждан данный надземный пешеходный переход не обслуживается, в зимний период времени не проводится очистка от снега и наледи, состояние перехода в зимний период не является безопасным.

В соответствии с ответами на судебные запросы из МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше надземный пешеходный переход в реестрах муниципального, краевого и федерального имущества не значится.

Согласно Постановлению администрации г.Хабаровска от 09.02.2011 N 401 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" улица <адрес> на которой расположен спорный надземный пешеходный переход, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск".

В ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств, опровергающих факт отсутствия собственника надземного пешеходного перехода, административными ответчиками не представлено. Также как не представлено доказательств тому, что администрацией г.Хабаровска организовано надлежащее обслуживание и эксплуатация надземного пешеходного перехода, как элемента автомобильной дороги <адрес> входящей в перечень дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск".

В настоящем случае необходимость в постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйной вещи обусловлена отсутствием субъекта, который в силу нахождения на его балансе данного объекта обязан осуществлять контроль за ним, принимать меры к предотвращению его разрушения, проводить работы по его содержанию, что неминуемо ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, использующего надземный пешеходный переход, а также тем обстоятельством, что поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском явилось обращение граждан о том, что содержание спорного объекта не осуществляется.

Исходя из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о возложении обязанности на администрацию г.Хабаровска обратиться в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – надземного пешеходного перехода, расположенного на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес>.

Рассматривая требования административного иска о возложении на администрацию г.Хабаровска обязанность устранить повреждения дорожного покрытия съезда с <адрес>., ведущего к парковке <адрес>, привести дорожное полотно в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, суд приходит к следующему.

Как установлено судом ранее, <адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск".

Как следует из публичной кадастровой карты г.Хабаровска, приложенных к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ фотографий, схемы границ <адрес> перпендикулярно <адрес> находится <адрес>.

Согласно схеме границ земельного участка <адрес> берет свое начало от <адрес> в сторону <адрес>.

При этом, из материалов дела и пояснений сторон следует, что в районе пересечения <адрес> и <адрес> с другой стороны <адрес> (напротив <адрес>) имеется дорога, дублирующая <адрес> расположены административные здания и сооружения (здания с адресами <адрес> и иные), а также имеется съезд с <адрес> ведущий к данной дублирующей дороге и административным зданиям и сооружениям.

Как следует из представленной АО "Хабаровский судостроительный завод" схемы дорог в районе <адрес> (ранее <адрес>) ДД.ММ.ГГГГ года, ранее <адрес> находилась перпендикулярно <адрес> брала свое начало от <адрес> и далее продолжалась, пересекая <адрес>.

В соответствии с актом проверки прокуратурой деятельности по соблюдению требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, составленном помощником прокурора Индустриального района г.Хабаровска ФИО5 с участием государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску, заместителем начальника ГИБДД УМВД России по г.Хабаровску ФИО7, проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что проезд к дому по <адрес> с <адрес> является выездом к прилегающей территории завода. Состояние дорожного полотна с нарушением требований ГОСТ. Дорога находится на территории земельного участка с кадастровым номером

Из выписки из ЕГРН следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Городской округ "Город Хабаровск" с ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: под сквер.

Из материалов дела следует, что в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а так же в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения данный проезд (дорога) не включен. Доказательств, подтверждающих ее отнесение к частной собственности, не имеется.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 6.24 "Сеть улиц и дорог" Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N 820, в составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой "проезд" отнесен к категории "улицы и дороги местного значения", основное назначение "проезда" - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Мэром города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Постановление "О классификации автомобильных дорог в городе Хабаровске" к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, имеющие следующие показатели:

- автомобильные дороги в границах городского округа "Город Хабаровск", за исключением дорог общего пользования федерального значения, регионального и межмуниципального значения;

- автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа "Город Хабаровск";

- автомобильные дороги, соединяющиеся с объектами общегородского значения (аэродром, вокзал, речной порт и др.);

- автомобильные дороги, соединяющиеся с автодорогами федерального и регионального значения;

- автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов;

-автомобильные дороги в производственных и коммунально-складских зонах.

Руководствуясь указанными положениями законодательства, на основании установленных фактов суд приходит к выводу, что спорная дорога (проезд) не включена и в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск", при этом она расположена в границах городского округа, примыкает к <адрес> отнесенной к дорогам общего пользования местного значения, обеспечивает подъезд к административным зданиям по <адрес>, <адрес> и иным, а также к дороге дублирующей <адрес> и ведущей к иным зданиям, соответственно является элементом улично-дорожной сети названного городского округа и фактически относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Доводы администрации г.Хабаровска о том, что данный съезд не входит в состав автомобильной дороги общего пользования, не предусмотрен утвержденной схемой планировки территории, фактически расположен на земельном участке с развешенным видом использования «под сквер» в связи с чем органом местного самоуправления не должен осуществляться ремонт дорожного полотна съезда отклоняются судом ввиду того, что материалами дела достоверно установлено, что фактически данный съезд существует, используется неопределенным кругом лиц как дорогой общего пользования. Администрация г.Хабаровска, являясь собственником земельного участка, собственником <адрес> не осуществила закрытие данного съезда; представленными фотографиями данного съезда подтверждается, что защитное ограждение по <адрес> установлено с учетом данного проезда, без его закрытия. При таких обстоятельствах ввиду фактического использования проезда, администрацией г.Хабаровска должно осуществляться его содержание в надлежащем виде.

В силу п.5.3 ГОСТа Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов. В соответствии с п.4.4 ГОСТ а Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств, должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками при необходимости огражден.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что спорный участок дороги (проезд) имеет повреждения, затрудняющие движение транспортных средств, что стороной административных ответчиков не оспаривалось.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, требованиями государственного стандарта к техническому состоянию автомобильных дорог, установив факт ненадлежащего состояния участка дорожного покрытия дороги (съезд) с <адрес> ведущей к парковке <адрес> в <адрес>, суд приходит к выводу, что Администрация г.Хабаровска не выполняет обязанности по надлежащему содержанию данной части автомобильной дороги местного значения в границах городского округа в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами, в связи с чем на данный орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность по устранению выявленных нарушений.

С учетом изложенного, требования прокурора о понуждении органа местного самоуправления обязать устранить повреждения дорожного полотна и привести дорожное полотно в районе съезда с <адрес> ведущей к парковке <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017, подлежат удовлетворению.

Учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, поскольку организация работ по исполнению решения суда требует проведение в соответствии с действующим законодательством ряда процедур, на выполнение которых объективно требуется время, суд полагает установить исполнимые сроки для реализации решения суда - один год на подачу заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей и в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести ремонт дорожного полотна.

Доводы Администрации г. Хабаровска в части надлежащих ответчиков по делу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска и Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска судом не принимаются ввиду следующего.

Исходя из положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Следовательно, Администрация г. Хабаровска, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования "Город Хабаровск", является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура администрации города Хабаровска, в которую входит в том числе Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска, как орган с правами юридического лица.

В соответствии с Положением об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, утв. решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска, создан в форме муниципального казенного учреждения, входит в структуру местной администрации и самостоятельным органом местного самоуправления указанного муниципального образования не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Индустриального района г.Хабаровска к Администрации г.Хабаровска – удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию города Хабаровска обязанность:

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить повреждения дорожного покрытия съезда с <адрес>, ведущего к проезду и парковке <адрес>, привести дорожное полотно в соответствиями с требованиями "ГОСТ 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля";

- в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – надземного пешеходного перехода, расположенного на пересечении <адрес> и <адрес> в городе <адрес>

В удовлетворении административных требований к Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Гурдина

Дата изготовления мотивированного решения – 08 ноября 2021 года.

Копия верна

Судья Е.В.Гурдина