ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-445/202117И от 17.06.2021 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-445/2021 17 июня 2021 года

УИД 29RS0010-01-2021-000712-86

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Янсон С.Ю.

при секретаре Гурьевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме в помещении суда 17 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Первые Садоводы» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Архангельской области, инспектору ОНДиПР города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов УНДиПР Главного Управления МЧС России по Архангельской области Гагарскому В. М. и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество «Первые Садоводы» (далее – СНТ «Первые Садоводы») обратилось в суд с административным иском с учетом определения о подготовке к отделу надзорной деятельности и профилактической работы города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Архангельской области, инспектору ОНДиПР города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов УНДиПР Главного Управления МЧС России по Архангельской области (далее – ОНДиПР г. Коряжмы) Гагарскому В.М. и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее – ГУ МЧС по АО) о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований товарищество указало, что в марте-апреле 2021 года ОНД г. Коряжма, Вилегодского и Ленского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области проведена согласованная с прокуратурой г. Коряжмы внеплановая выездная проверка СНТ «Первые Садоводы». По результатам проверки внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что товариществом не выполнены Правила противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 и Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ, СП 8.13130.2020, но данные нормы не могут быть применены к СНТ, т.к. застройка СНТ осуществлялась значительно ранее принятых норм, а обратной силы они не имеют.

Ссылаются на незаконность и необоснованность предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Плехов С.А. поддержал исковые требования по доводам иска, дополнительно указал на фактическую невозможность исполнения предписания (обустройство пожарных водоемов и обустройство площадок к водоемам), т.к. вся территория СНТ в настоящее время застроена, что влечет систематически бесконечно наложение штрафов на СНТ, также указал на то, что указанные в предписании нормы являются необязательными к исполнению.

В судебном заседании инспектор ОНД г. Коряжма, Вилегодского и Ленского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области Гагарский В.М. возражал против удовлетворения иска по доводам возражений ОНДиПР г. Коряжмы и ГУ МЧС по АО, полагал предписание законным и обоснованным, указал, что в период формирования и застройки СНТ имелись аналогичные нормы и правила, предписывающие обязанность организации противопожарных водоемов и подъездов к природным водоемам, но без указания размера площадок.

ОНДиПР г. Коряжмы и ГУ МЧС по АО в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представили возражения, в которых с административным иском не согласились, полагали оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным. Суд, руководствуясь ст. 226 ч. 6 КАС РФ, считает возможным провести судебное заседание при данной явке.

Заслушав пояснения представителя административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Коряжма, Вилегодского и Ленского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ проведена по согласованию с прокуратурой г. Коряжмы внеплановая выездная проверка СНТ «Первые Садоводы» в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан по заявлению гражданина. Одновременно указанным распоряжением в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», у юридического лица, администрации города истребованы копии документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжения территорией, проектной документации. О проведении проверки инспектором ОНДиПР г. Коряжмы Гагарским В.М. составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам проверки инспектором ОНДиПР г. Коряжмы Гагарским В.М. вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ территория СНТ «Первые Садоводы» не обеспечена источниками противопожарного водоснабжения; на территории имеются естественные водоисточники (озера), к которым не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (акт замера от ДД.ММ.ГГГГ) в нарушение пункта 75 Правил противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Срок устранения данного нарушения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 указанного предписания объекты защиты, расположенные на территории СНТ «Первые Садоводы» по улицам: <адрес> не обеспечены источниками противопожарного водоснабжения с нормируемым запасом воды в соответствии с требованиями пожарной безопасности в нарушение ст. 62 ч. 1,2,3,4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, пункта 10.4 СП 8.13130.2020.

Срок устранения этого нарушения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки у председателя СНТ «Первые Садоводы» Плехова С.А. отобраны объяснения, в которых он поясняет, что застройка СНТ «Садоводы Севера» осуществлялась в 1969 году, а в 2008 году СНТ «Первые Садоводы» выделились из их состава

Решением Исполкома Архангельского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГотведены земли под район садоводства в количестве 30 га, решением от ДД.ММ.ГГГГ произведен дополнительный отвод земель садоводческому товариществу «Садоводы Севера» в количестве 26 га.

Решением Исполкома Архангельского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема размещения коллективных садов в области, в таблице1 приведены сведения об имеющихся коллективных садах, среди них в г. Коряжме на землях Котласского района «Садоводы Севера» на землях, предоставленных Котласским ЦБК, год организации товарищества 1968, общая площадь 222, количество садовых участков 2640.

Решением Исполкома Котласского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора земельного участка, разрешено изъятие земельных участков площадью 11 га под расширение территории СТ «Садоводы Севера».

Решением исполкома Котласского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ разрешено произвести изъятие земель площадью 5,8 га под расширение территории СТ «Садоводы Севера».

Актом от ДД.ММ.ГГГГ произведен выбор земельного участка 4,8 га под расширение территории СТ «Садоводы Севера» (в 50 м от дороги Котлас-Ильинско-Подомское между территориями садоводства Колос и Химик).

Постановлением главы администрации Котласского района от ДД.ММ.ГГГГ разрешено произвести изъятие земель 3,2 га под расширение территории СТ «Садоводы Севера» в бессрочное пользование с сохранением 15метровой прибрежной полосы вдоль озера и передать в ведение администрации г. Коряжмы.

Постановлением главы администрации города Коряжмы от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ у акционерного общества «Котласский ЦБК» изъяты земельные участки площадью 398 га, закреплены за СТ «Садоводы Севера».

ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризация земель садов 1 садоводческого товарищества «Садоводы Севера», общая площадь сада 107,4 га, под участками находится 54,38, под дорогами 4,79, под зелеными зонами 7,14, под водой 2,07, прочие земли 38,66; указано о принятии решением правления товарищества ширины дорог улиц Центральной 6 метров, Первых садоводов и Южной – 5 метров, прочие 4 метра.

В решении указано, что закрепление земель производилось на основании решений Архангельского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Котласского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Котласского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации города МО город Коряжма от ДД.ММ.ГГГГ СТ «Садоводы Севера» передано 107,04 га земель, фактически используемых для целей садоводства.

При этом схемы развития садоводства и плана застройки СНТ «Садоводы Севера» и СНТ «Первые Садоводы» не имеется.

Решением общего собрания членов СНТ от ДД.ММ.ГГГГ создано самостоятельное юридическое лицо СНТ «Первые Садоводы».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ СНТ «Первые Садоводы» зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

Актом приема передачи земель от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена передача земель СНТ «Садоводы Севера» - СНТ «Первые Садоводы» всего 1076639 кв.м.

Обращаясь с настоящим административным иском, председатель СНТ «Первые Садоводы» ссылается на то, что застройка СНТ производилась в 1969 году, в связи с чем вновь принятые нормы противопожарной безопасности не подлежат применению в отношении истца.

Из представленных в материалы дела документов следует, что СНТ «Первые Садоводы» выделилось из состава СНТ «Садоводы Севера» в 2008 году с организацией самостоятельного юридического лица, при этом выделение земель под садоводство в СТ «Садоводы Севера» осуществлялось в период с 1968 по август 1998 года, однако планов застройки и схем СНТ, а также описаний местоположения земель не сохранилось. Бесспорных сведений о том, что присоединены и отданы под садоводство уже все застроенные и фактически использовавшиеся садоводами земли, документы также не содержат. При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что территория СНТ «Первые Садоводы» была застроена именно в 1969 году, не подтверждаются объективными доказательствами по делу и не могут быть приняты.

Суд исходит из того, что застройка СНТ «Первые Садоводы» в составе СНТ «Садоводы Севера» происходила вплоть до 1998 года с учетом анализа изложенных выше решений и иных документов.

Иных документов, опровергающих данные обстоятельства, материалы дела не содержат.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций (предприятия) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой и т.д.

Требования пожарной безопасности установлены, в том числе Федеральным Законом от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в частности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты, под которыми подразумевается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой - установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (ст. 4 указанного Федерального закона).

Согласно ст. 6 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в редакции 2021 года, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, риск должен быть рассчитан самим юридическим лицом - СНТ «Первые Садоводы», в случае же отсутствия расчета юрлицо обязано выполнить требования регламента, а доводы истца на добровольность применения в данной конкретной ситуации при отсутствии расчета рисков не могут быть приняты.

Ссылки на не разъяснение сотрудниками ОНДиПР г. Коряжмы порядка исполнения не освобождают СНТ от обязанности выполнять требования законодательства о противопожарной безопасности.

В развитие положений ст. 62,68,69 ФЗ № 123-ФЗ разработан Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», который входит в перечень документов области стандартизации, применение которых на добровольной основе обеспечивается соблюдением ФЗ № 123-ФЗ.

П. 10.4 указанного СП установлено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.

На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым отнесены: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (ст. 68 ФЗ № 123-ФЗ).В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

На проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений свое действие распространяет СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения», которые служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5.9 указанного СНиПа для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, при числе участков: до 300 - не менее 25 м3, более 300 - не менее 60 м3 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей).

Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяется требованиями СНиП 2.04.02 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Таким образом, положения п. 9.30 распространяются на здания, в том числе расположенные на территориях садоводческих дачных объединений граждан.

Пунктом 9.3 СНиП 2.04.02 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» установлено, что пожарный объем воды надлежит предусматривать в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно.

В соответствии с пунктами 9.28, 9.29, 9.30 указанного СНиП объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п.п. 2.13-2.17 и 2.24. Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог согласно п.14.6. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83.

Количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п.9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.32.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

Также ранее согласно статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступившего в силу с 1 января 2019 г.) товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

Из анализа п. 5.9 СНиП 30.02-97 и п. 8.16 СНиП 2.04.02 следует, что расстояние от зданий до источников наружного противопожарного водоснабжения определяется с учетом прокладки рукавных линий длиной не более, указанной в п.9.30 по дорогам с твердым покрытием, т.е. не более 200м по дорогам с твердым покрытием.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации». Пунктом 75 Правил установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Довод административного истца о том, что закон не имеет обратной силы и введенные в 2020-2021 гг. нормы права относительно противопожарной безопасности не подлежат применению к объектам, застройка которых осуществлена в предыдущие годы, заслуживают внимания, однако не освобождают СНТ от соблюдения законодательства противопожарной безопасности, действовавшего в период застройки СНТ 1969-1998гг.

Между тем, действовавшие в указанные годы нормы и правила предусматривали аналогичные требования по соблюдению противопожарных мер к застройкам, населенным пунктам.

Согласно п. 8.10 СНиП II-Г.3-62, утвержденного Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 30.12.1962 года, Глава 3 Водоснабжение нормы проектирования, полезную емкость противопожарных водоемов, обслуживающих объекты, указанные в примечании 2 п. 2.7 настоящей главы, надлежит принимать согласно нормам расхода воды, указанным в табл. 4 и 5 настоящей главы, при расчетном времени пожаротушения, равном 3 ч. Водоемы следует размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: а) при наличии автонасосов — 200 м; б) при наличии мотопомп— 100—150 м в зависимости от типа мотопомп. Расстояние от водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 20 м, а до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

Противопожарный водопровод надлежит проектировать в населенных местах и на промышленных предприятиях и объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Примечания: 1. Устройство самостоятельного противопожарного водопровода допускается только в том случае, когда объединение его с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом технически или экономически нецелесообразно. 2. Для предприятий с площадью территории не более 20 га, с категорией производства В, Г и Д, с расходом воды на наружное пожаротушение 20 л/сек и менее, а также для населенных мест с количеством жителей не более 8 тыс. человек и для отдельно расположенных общественных зданий допускается проектирование противопожарного водоснабжения из водоемов или резервуаров, оборудованных подъездами для мотопомп или автонасосов.

В силу п. 3.12 СНиП II-31-74. «Строительные нормы и правила. Часть II. Нормы проектирования. Глава 31. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.04.1974 N 94) противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на промышленных предприятиях и сельскохозяйственных производственных комплексах и объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Примечания. 1. Допускается принимать противопожарное водоснабжение из водоемов или резервуаров с обеспечением подъезда к ним автонасосов: для предприятий с площадью территории не более 20 га и категориями производств Г и Д при расходе воды на наружное пожаротушение 20 л/с и менее; для населенных пунктов с количеством жителей не более 5 тыс. человек и для отдельно расположенных общественных зданий по согласованию с органами Государственного пожарного надзора.

Противопожарные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп. Расстояние от водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м (п. 9.36 СНиП II-31-74.).

Пунктом 2.11 СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, установлено, что противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Примечания*. 1. Допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований пп. 9.27 - 9.33 для населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел.

Хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 2.11. Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно пп. 2.13 - 2.17 и 2.24. Примечания. 1. Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.

К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог согласно п. 14.6. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83.

Количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п. 9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.32. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м. (п.п. 9.27-9.30 СНиП 2.04.02-84)

К зданиям и сооружениям водопровода, расположенным вне населенных пунктов и предприятий, а также в пределах первого пояса зоны санитарной охраны водозаборов подземных вод, следует предусматривать подъезды и проезды с облегченным усовершенствованным покрытием (п. 14.6 СНиП 2.04.02-84).

Согласно СНиП 2.04.02-84 с изменением №1 на 2015 года СП 31.13330.2012 пункту 5.10 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

Согласно п. 8.1 ВСН 43-85 «Застройка территорий коллективных садов, здания и сооружения нормы проектирования» Государственного комитета по гражданскому строительству и Архитектуре при Госстрое СССР для обеспечения наружного пожаротушения следует предусматривать подъезды пожарных автомобилей к открытым или зарытым водоемам с устройствами для забора воды насосами.

Допускается для целей пожаротушения использование естественных источников, расположенных на расстоянии не более 200 метров от территорий коллективных садов. Расход воды для целей пожаротушения следует принимать 5л/с (п. 4.3 ВСН 43-85).

Таким образом, из анализа приведенных норм и правил следует, что на период застройки СНТ «Первые Садоводы» (в составе СТ «Садоводы Севера» в периоды 1969-1998 гг.) действовали аналогичные нормы и правила предусматривающие необходимость организации противопожарных водоемов, включая естественные на расстоянии до объектов пожаротушения не более 200 метров, а также организацию подъездов для забора воды пожарными автомобилями к водоемам.

Между тем, обязанность организовать помимо подъездов к водоемам площадок размером 12 х 12 метров действовавшим на период создания и застройки СНТ законодательством включая нормы и правила была не предусмотрена.

При таких обстоятельствах доводы истца о незаконности предписания инспектора ОНДиПР г. Коряжмы от ДД.ММ.ГГГГ в части указания нарушения в виде отсутствия площадок 12 х 12 метров суд находит состоятельными, подлежащими удовлетворению, в связи с чем оспариваемое предписание в части обязания СНТ организовать площадки для пожарных автомобилей 12 х12 метров является незаконным и необоснованным, поскольку данная норма была введена значительно позже, и эти требования на застроенные ранее территории, населенные пункты и объекты не распространяется.

Однако как видно, в части остальных требований, равно как организации подъездов для пожарных машин к водоемам, так и наличие противопожарных водоемов на расстоянии не более 200 метров до объектов пожаротушения являются законными и обоснованными, соблюдение их требовалось и при создании и застройке СНТ в 1969-1998гг.

Доводы стороны административного истца о том, что ранее в предыдущие годы не были указаны аналогичные нарушения, выявленные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, не имеют правового значения для существа рассматриваемого спора, поскольку предметом проверки по настоящему делу является предписание ОНДиПР г. Коряжмы УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы стороны истца об отсутствии фактической возможности исполнения предписания и устранения указанных в нем нарушений, представленными истцом документами, в том числе схемой СНТ и актом от ДД.ММ.ГГГГ, принятым самими членами СНТ, на которые ссылался представитель истца, бесспорно не подтверждаются, не соответствуют принципам относимости и допустимости, не являются объективными, т.к. схема лишь передает расположение территории СНТ, а акт составлен самим административным истцом.

Каких-либо иных объективных допустимых доказательств, в том числе экспертных заключений, заключений государственных специализированных органов и организаций об отсутствии фактической возможности исполнения предписания ОНДиПР г. Коряжмы на территории СНТ «Первые Садоводы», в том числе части организации противопожарных водоемов, подъездов к естественным источникам водоснабжения, не представлено.

При этом доводы стороны истца в этой части подтверждают факт отсутствия необходимых противопожарных водоемов и организацию в достаточном количестве подъездов к естественным водоисточникам СНТ «Первые Садоводы».

Доказательств отсутствия нарушений противопожарных правил и требований законодательства на даты проведения проверки инспектором ОНД г. Коряжма, Вилегодского и Ленского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области административным истцом не представлено, а судом не установлено.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанной нормы права следует, что для признания незаконным постановления, действия либо бездействия должностного лица необходимо одновременно наличие одновременно двух условий: несоответствие действия, бездействия закону и нарушение прав и законных интересов.

Однако при рассмотрении указанного административного дела доказательств несоответствия в остальной части и в полном объеме предписания ОНД г. Коряжма, Вилегодского и Ленского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области, законодательству, а также нарушения прав и законных интересов административного истца, СНТ «Первые Садоводы» не представлено, а судом не установлено.

На основании изложенного, заявленные исковые требования СНТ «Первые Садоводы» подлежат удовлетворению только в части признания незаконным указания в оспариваемом предписании от ДД.ММ.ГГГГ необходимости обустройства площадок размером 12 х 12, в остальной же части требования о признании незаконным предписания ОНДиПР г. Коряжмы от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению, законных оснований для признания незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, вынесенного инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Коряжма, Вилегодского и Ленского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области Гагарским В.М., в остальной части у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления в остальной части надлежит отказать.

Оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным лицом, проводившим проверку, в пределах своих полномочий и в соответствии с федеральным законодательством и должностными инструкциями, что представителями административного истца в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 218, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Первые Садоводы» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Архангельской области, инспектору ОНДиПР города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов УНДиПР Главного Управления МЧС России по Архангельской области Гагарскому В. М. и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ в части указания необходимости обустройства площадок 12 х 12 метров, а именно в пункте 1 Предписания - вида нарушения требований пожарной безопасности с указанием мероприятия по его устранению - в части слов: «с площадками (пирсами) … размером 12 х 12 метров».

В остальной части требований садоводческого некоммерческого товарищества «Первые Садоводы» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Архангельской области, инспектору ОНДиПР города Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов УНДиПР Главного Управления МЧС России по Архангельской области Гагарскому В. М. и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (01.07.2021).

Председательствующий С.Ю. Янсон