Дело № 2а-4467/2019
УИД 36RS0004-01-2019-004701-64
3.193 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании таможенных сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности Чалых Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Воронежской таможни к Фролову Игорю Викторовичу о взыскании утилизационного сбора,
УСТАНОВИЛ :
Воронежская таможня обратилась в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с Фролова И.В. утилизационного сбора в размере 195 000 руб.
В обоснование заявленных требований указали, что 30.11.2017 г. в адрес гражданина Фролова И.В. по транзитной декларации № 11216404/301117/0128234 был ввезен снегоход SKI-DOO MX Z SPORT 800, 2011 года выпуска, VIN: №, объем двигателя - 800 куб.см.
11 декабря 2017 года Фроловым И.В. на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни была подана пассажирская таможенная декларация с регистрационным номером 10104030/111217/П000371 с целью выпуска в свободное обращение вышеуказанного снегохода. 12.12.2017 г. должностным лицом таможенного поста был осуществлен выпуск задекларированного по пассажирской таможенной декларации снегохода.
Фроловым И.В. подлежал уплате утилизационный сбор. На момент ввоза снегохода базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним составляла 150 000 руб. Снегоход, ввезенный Фроловым И.В., относится к снегоходам с объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров и не более 1500 куб. сантиметров. Коэффициент расчета размера утилизационного сбора для самоходных и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, равен 1,3.
Фроловым И.В. на территорию Российской Федерации был ввезен снегоход SKI-DOO MX Z SPORT 800, 2011 года выпуска, объемом двигателя 800 куб.см.
Расчет утилизационного сбора осуществлен исходя из следующего:
базовая ставка утилизационного сбора в размере 150 000 руб.;
коэффициент расчета размера утилизационного сбора самоходных машин с объемом двигателя не менее 300 и не более 1500 см3, с даты выпуска которых прошло более 3 лет - 1,3.
Таким образом, размер утилизационного сбора составил: 150 000 х 1,3 = 195 000 руб.
Оригинал заказного письма с уведомлением Левобережного таможенного поста Воронежской таможни от 22.10.2018 г. № 18-12/498 о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора, был получен на руки Фроловым И.В. 23.10.2018 г.
Срок для добровольной уплаты задолженности по утилизационному сбору истек 13 ноября 2018 года. До настоящего времени Фроловым И.В. утилизационный сбор в размере 195 000 руб. не уплачен.
20.03.2019 г. Воронежской таможней в адрес мирового судьи судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании утилизационного сбора с Фролова И.В.
Согласно определению мирового судьи судебного участка № 2 в Ленинском судебном районе Воронежской области вышеуказанное заявление Воронежской таможни возвращено с разъяснением о том, что с заявлением о вынесении судебного приказа Воронежская таможня вправе обратиться к мировому судье судебного участка № 3 в Ленинском судебном районе Воронежской области.
24.04.2019 г. Воронежской таможней в адрес мирового судьи судебного участка № 3 в Ленинском судебной районе Воронежской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании утилизационного сбора с Фролова И.В.
06.05.2019 г. мировым судьей судебного участка № 3 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Фролова И.В. в пользу Воронежской таможни утилизационного сбора.
Определением от 05.07.2019 г. мирового судьи судебного участка № 3 в Ленинском судебном районе Воронежской области судебный приказ № 2-628/19 от 06.05.2019 г. отменен, в связи с поступлением от Фролова И.В. возражений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Чалых Ю.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что сумма утилизационного сбора административным ответчиком до настоящего времени не уплачена.
Административный ответчик Фролов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении почтовой корреспонденции, о причинах неявки суду не сообщил.
С учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы настоящего административного дела, вынесенный в отношении Фролова И.В. судебный приказ № 2сп-628/2019 от 06.05.2019 г., суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено.
30.11.2017 г. Фроловым И.В. по транзитной декларации № был ввезен снегоход SKI-DOO MX Z SPORT 800, 2011 года выпуска, VIN: №, объемом двигателя - 800 куб.см. (л.д. 11-12).
11.12.2017 г. на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни Фроловым И.В. была подана пассажирская таможенная декларация с регистрационным номером 10104030/111217/П000371, по которой 12.12.2017 г. вышеуказанное транспортное средство было выпущено в свободное обращение, о чем был оформлен и выдан административному ответчику таможенный приходный ордер (л.д. 13). О необходимости уплаты утилизационного сбора Фролов И.В. был ознакомлен 12.12.2017 г., о чем поставил собственноручную подпись в расписке о вручении уведомления о предоставлении документов, необходимых для получения паспорта самоходной машины.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию и произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления отдельной категорией плательщиков утилизационного сбора являются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. Таким образом, в случае ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации, обязанным к уплате утилизационного сбора, выступает именно лицо, осуществившее ввоз соответствующих товаров.
Пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определены транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.
К таким транспортным средствам (шасси) относятся:
ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Указанным постановлением утвержден также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров такого сбора.
Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется) следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенный в приложении № 1 к Постановлению № 81;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении № 2 к Постановлению № 81, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
На основании пункта 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Коэффициенты для расчета утилизационного сбора установлены Перечнем в зависимости от категории самоходных машин и прицепов к ним, даты выпуска и их физических характеристик.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика в силу закона обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенного им на территорию Российской Федерации самоходного транспортного средства.
В соответствии с Примечанием 4 к Перечню (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.05.2016 г., действовавшего на момент ввоза снегохода) размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 руб. Для самоходных машин с объемом двигателя не менее 300 и не более 1 500 кб.см., с даты выпуска которых прошло более трех лет, установлен коэффициент для расчета утилизационного сбора 1,3. Соответственно, сумма не уплаченного Фроловым И.В. утилизационного сбора составляет 195 000 руб. (150 000 х 1,3 = 195 000).
Административный ответчик Фролов И.В. предоставленными ему процессуальными правами не воспользовался, в судебное заседание не явился, доказательств уплаты утилизационного сбора, а равно как и контрсчет взыскиваемой суммы, в случае несогласия с её размерами, суду не представил. С учетом чего суд приходит к выводу, что обязанность по уплате утилизационного сбора Фроловым И.В. до настоящего времени не исполнена.
При этом, суд находит срок на обращение в суд с настоящими требованиями таможенными органом не пропущенным, в силу следующих обстоятельств.
Так, в соответствии с пунктом 17 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, в случае, если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Таким образом, датой начала течения установленного трехлетнего срока является дата перемещения товара через таможенную границу – 11.12.2017 г., в связи с чем, срок обращения в суд с настоящими требованиями истекает 11.12.2020 г.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (абз. 2 пункта 17 Правил).
Требование об уплате утилизационного сбора получено Фроловым И.В. 23.10.2018 г. лично (л.д. 8), однако в добровольном порядке исполнено не было.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Как установлено на основании материалов административного дела № 2сп-628/2019, заявление Воронежской таможни о вынесении судебного приказа поступило на судебный участок № 3 в Ленинском судебном районе Воронежской области в установленный шестимесячный срок с момента истечения установленного двадцатидневного срока добровольного исполнения требования об уплате утилизационного сбора.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 06.05.2019 г. с Фролова И.В в пользу Воронежской таможни взыскана сумма утилизационного сбора в размере 195 000 руб., государственная пошлина в доход бюджета.
Определением мирового судьи от 05.07.2019 г., в связи с поданными должником возражениями, судебный приказ отменен. С настоящим иском Воронежская таможня также обратилась в суд в течение шестимесячного срока с даты отмены судебного приказа.
Указанное в совокупности свидетельствует о том, что процессуальные сроки административным истцом соблюдены.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований - 5 100 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Фролова Игоря Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Воронежской таможни утилизационный сбор в размере 195 000 (сто девяносто пять тысяч) рублей.
Взыскать Фролова Игоря Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета в сумме 5 100 (пять тысяч сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.