ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-447/2021 от 23.04.2021 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-447/2021 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2021 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Аккуратного А.В.,

при секретаре Караваевой Н.И.,

с участием административного истца - прокурора Щербинина И.В.,

представителя административного ответчика Епановой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по административному иску Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Кудымкарский муниципальный округ» в лице Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществления работ, направленных на устройство тротуаров (пешеходных дорожек),

у с т а н о в и л :

Кудымкарский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к МО «Кудымкарский муниципальный округ» в лице Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществления работ, направленных на устройство тротуаров (пешеходных дорожек). Исковые требования мотивировал тем, что в рамках проверки исполнения администрацией Кудымкарского муниципального округа требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования Кудымкарский муниципальный округ установлено, что автомобильная дорога «<адрес>», которая также проходит по <адрес>, выполнена в асфальтобетонном исполнении, включена в перечень автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ», соответственно обязанность по ее содержанию в нормативном состоянии возложена на администрацию Кудымкарского муниципального округа. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города поступило обращение от Х.Т.А. по вопросу отсутствия тротуаров по <адрес>, длительном бездействии органа местного самоуправления в части обустройства тротуаров. Визуальное обследование автомобильной дороги в черте <адрес> показало, что проезжая часть в целом находится в нормативном состоянии, между тем, в нарушение п.п. 4.5.1.1., 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года, отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки) от пересечения с <адрес> и до конца населенного пункта по направлению движения «<адрес>». Между тем, согласно вышеуказанным нормам тротуары или пешеходные дорожки устраиваются на дорогах с твердым покрытием, проходящие через населенные пункты, при этом тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны. Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ 16.11.2012 №402, устройство пешеходных дорожек (тротуары) относится к видам работ по капитальному ремонту. Согласно объяснениям инспектора ДН ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» следует, что отсутствие тротуаров по <адрес> от пересечения с <адрес> и до конца населенного пункта напрямую влияет на безопасность дорожного движения, так как участники дорожного движения (пешеходы) вынуждены идти по проезжей части либо по обочине, что может привести к ДТП, в том числе со смертельным исходом, что недопустимо. Полагают, что выявленные нарушения стали возможными в результате незаконного бездействия администрации Кудымкарского муниципального округа, которой не в полной мере осуществляется контроль за состоянием автомобильных дорог местного значения. С учетом изложенного, прокурор просил признать бездействие муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ» в лице администрации Кудымкарского муниципального округа в части несвоевременного принятия мер, направленных на устройство тротуаров (пешеходных дорожек) по <адрес>, а именно от пересечения с <адрес> и до конца населенного пункта по направлению движения «<адрес>» незаконным; обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить осуществление работ, направленных на устройство тротуаров (пешеходных дорожек) по <адрес>, а именно от пересечения с <адрес> и до конца населенного пункта по направлению движения «Кудымкар-Самково», соответствующее п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года.

В судебном заседании административный истец представил уточненное административное исковое заявление, просил признать бездействие муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ» в лице администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края в части несвоевременного принятия мер, направленных на устройство тротуаров (пешеходных дорожек) по <адрес>, а именно от пересечения с <адрес> и до конца населенного пункта по направлению движения «<адрес>» незаконным; обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить осуществление работ, направленных на устройство тротуаров (пешеходных дорожек) по <адрес>, а именно от пересечения с <адрес> и до конца населенного пункта по направлению движения «<адрес>», соответствующее п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года.

В судебном заедании административный истец на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края исковые требования не признала, в судебном заседании и письменных возражениях указала, что первоначально заявленный административным истцом срок устранения недостатков не является достаточным для обустройства тротуаров, поскольку необходимо провести проектно-изыскательные работы, готовый проект должен пройти государственную экспертизу, для чего необходимо время не менее чем полгода, а кроме того, выполнение данных работ обусловлено их возможностью выполнения только в определенный сезон. Также пояснила, что в бюджете муниципального образования на 2021 года финансирование на выполнение проектных работ, прохождение государственной экспертизы и производство строительных работ не предусмотрено, однако это будет возможно выполнить в 2022 году. Также полагают, что Администрацией Кудымкарского муниципального округа бездействия не допущено.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД «Кудымкарский» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, участие которых обязательным судом не признавалось.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статей 12 названного Федерального закона устанавливается, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы по устройству тротуаров.

Согласно положений п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений установлены «ГОСТ Р 52766-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года.

В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий (ГОСТ Р 52398) тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

В соответствии с п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5, ч.1 ст.26 Устава муниципального образования Кудымкарский муниципальный округ, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Судом установлено, что Кудымкарской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения Администрацией Кудымкарского муниципального округа требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования, в ходе которой были выявлены нарушения, заключающиеся в бездействии Администрации в части ненадлежащего устройства пешеходных дорожек (тротуаров).

Как следует из представленных материалов, на протяжении всего участка автомобильной дороги по <адрес>, от <адрес> до конца населенного пункта, по направлению движения «Кудымкар-Самково», отсутствуют тротуары, что не соответствует п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Как усматривается из представленных документов и показаний свидетеля З.Д.С., обустройство тротуаров на указанном участке дороги до настоящего времени не выполнено, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Доказательств обратного представителем Администрации не представлено.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Администрация Кудымкарского муниципального округа Пермского края, осуществляя полномочия собственника в отношении муниципальной автомобильной дороги по <адрес>, а именно от пересечения с <адрес> и до конца населенного пункта по направлению движения «<адрес>», не выполняет возложенные на нее обязанности в сфере дорожной деятельности в целях обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2017.

В действиях административного ответчика имеет место необоснованное бездействие, которое не способствует поддержанию безопасных условий участников дорожного движения, как водителей транспортных средств, так и пешеходов, то есть неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом указанной процессуальной нормы, времени и объемов работ, возложенных решением суда на администрацию Кудымкарского муниципального округа Пермского края, с учетом соблюдения баланса интересов сторон, суд считает заявленный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности разумным, установление данного срока будет способствовать восстановлению нарушенного права неопределенного круга лиц, с соблюдением баланса интересов всех заинтересованных сторон.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Административное исковое заявление Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ» в лице администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края в части несвоевременного принятия мер, направленных на устройство тротуаров (пешеходных дорожек) по <адрес>, а именно от пересечения с <адрес> и до конца населенного пункта по направлению движения «<адрес>», незаконным.

Обязать муниципальное образование «Кудымкарский муниципальный округ» в лице администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить осуществление работ, направленных на устройство тротуаров (пешеходных дорожек) по <адрес>, а именно от пересечения с <адрес> и до конца населенного пункта по направлению движения «<адрес>», соответствующее п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 23.04.2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья А.В. Аккуратный