ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-463/19 от 29.05.2019 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)

№ 2а-463/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сибай 29 мая 2019 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.

при секретаре судебного заседания Гаскаровой В.В.,

с участием прокурора Сафина И.Ф.,

представителя административного ответчика Аминева Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан о признании несоответствующей законодательству муниципальной программы по использованию и охране земель,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к Администрации ГО г. Сибай РБ о признании несоответствующей законодательству муниципальной программы по использованию и охране земель.

Исковые требования мотивированы тем, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией ГО г. Сибай РБ требований земельного законодательства в части использования и охраны земель. Установлено, что постановлением Администрации ГО г. Сибай от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа по использованию и охране земель на территории городского округа г. Сибай РБ на 2019-2021 гг., отдельные положения которой не соответствуют федеральному законодательству.

Так, пунктами 3, 5, 10 муниципальной программы исполнителями программных мероприятий определены Сибайский территориальный комитет Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан и Межмуниципальный отдел по Абзелиловскому, Баймакскому районам и городу Сибай Управления Росреестра по Республики Башкортостан. При этом, согласование о включении в число соисполнителей муниципальной программы с указанными государственными органами в установленном порядке не осуществлялось. Вышеизложенное подтверждается информациями межмуниципального отдела по Абзелиловскому, Баймакскому районам и городу Сибай Управления Росреестра по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и Сибайского ерриториального комитета Минэкологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по возложению на государственные органы обязанности исполнять мероприятия муниципальной программы без их согласия. Изучение данной программы также показало, что в нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в муниципальной программе отсутствуют положения о финансовом обеспечении запланированных мероприятий. Постановлением администрации городского округа г. Сибай от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в городском округе г. Сибай Республики Башкортостан (далее - Порядок). Согласно разделу 2 Порядка, муниципальная программа должна содержать: паспорт муниципальной программы; приоритеты и цели муниципальной политики в ответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач муниципальной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации муниципальной программы; перечень и характеристики основных мероприятий муниципальной программы и ведомственных программ с указанием сроков их реализации ожидаемых результатов; основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) ожидаемых результатов муниципальной программы с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов; перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по итогам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями муниципальной программы; информацию по финансовому обеспечению муниципальной программы за счет средств бюджета городского округа г. Сибай Республики Башкортостан (с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета городского округа г. Сибай Республики Башкортостан, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации муниципальной программы). Между тем, муниципальная программа по использованию и охране земель на территории городского округа <адрес> РБ на 2019-2021 годы индикаторы и методы оценки эффективности реализации программы не содержит. При этом согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению. Дополнительно необходимо отметить, что по факту отсутствия муниципальной программы по использованию и охране земель природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ направлено представление в адрес главы администрации городского округа г. Сибай РБ с требованием разработать проект программы охраны земель. Однако, согласно ответу главы администрации городского округа г. Сибай Афзалова РА от ДД.ММ.ГГГГ-В1003, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработка и реализация местных программ использования и охраны земель напрямую не предусмотрены. С этим не согласны по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

На основании статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В пунктах 1 и 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от одной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения ходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных ношений на основании пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно пункту 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, на сновании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Исходя из системного анализа указанных норм права, в целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Кроме того, оспариваемая программа не содержит конкретных мероприятий, исходя из сложившейся экологической и социально-экономической ситуации в муниципалитете.

Так, согласно требованиям представления Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры, внесённого в адрес главы администрации ГО г. Сибай, необходимо было проанализировать сложившуюся ситуацию с использованием земель в границах городского округа; определить места, в том числе с привлечением общественников и жителей города, требующие постоянного внимания со стороны властей, а именно - места незаконного складирования бытовых и строительных отходов, произрастания опасных сорных растений, пустыри и участки с брошенными и полуразрушенными зданиями, участки с нарушенным почвенным покровом (ямы, неиспользуемые траншеи, земли, загрязненные химическими и биологическими отходами), заболачиваемые участки, земли, подвергающиеся ветровой и водной эрозии, а также земли, используемые не по целевому назначению. Однако, указанные требования Администрацией ГО г. Сибай проигнорированы. Таким образом, формально составленная программа, не предусматривающая финансирование запланированных мероприятий, не способна оказать влияние на состояние законности на территории ГО г. Сибай и не будет способствовать достижению целей охраны земель. Между тем вопрос обеспечения сохранности земель и почв на территории городского округа г. Сибай стоит достаточно остро. Так, с 1998 года в резервном фонде земель городского округа находится более 580 га земель, занятых вскрышными породами горнодобывающих предприятий; в 2018 году специалистами Сибайского территориального комитета Минэкологии РБ выявлено 15 несанкционированных навалов мусора на территории более 0,6 га. В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. Данное право обеспечивается, прежде всего, соблюдением законодательства об охране окружающей среды, земельного законодательства, в том числе охраной земель от негативного воздействия. Учитывая, что административным ответчиком не приняты надлежащие меры по разработке реальных правовых механизмов обеспечения охраны земель на территории городского округа, нарушается право населения, проживающего в г. Сибай, на благоприятную окружающую среду, в связи с чем иск заявляется в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Просит признать недействующей, как не соответствующей Земельному кодексу РФ, Бюджетному кодексу РФ и постановлению администрации городского округа г. Сибай от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальную программу по использованию и охране земель на территории городского округа г. Сибай РБ на 2019-2021, утвержденную постановлением главы администрации ГО г. Сибай от ДД.ММ.ГГГГ; в соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ обязать администрацию городского округа г. Сибай РБ в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять муниципальную программу охраны земель на территории городского округа г. Сибай РБ, отвечающую требованиям Земельного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, содержащую эффективные и целенаправленные мероприятия по защите муниципальных земель, целевые показатели и индикаторы оценки ее эффективности.

В судебном заседании прокурор Сафин ИФ заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Дополнительно указал, что муниципальная программа не согласована с исполнителями, что подтверждается материалами дела. Считает, что финансирование запланированных программ обязательно, в противном случае, программа не будет исполнена в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Администрации ГО г. Сибай РБ Аминев РМ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ-М/003, исковые требования прокурора не признал, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что муниципальная программа не содержит информацию по финансовому обеспечению, так как программа не требует финансирования. В случае удовлетворения требований прокурора в этой части, Администрации необходимо время, так как бюджет на 2019 год уже принят, необходимо будет учесть этот вопрос при принятии бюджета на 2020 год. Считает, что муниципальная программа содержит все необходимые сведения: исполнители определены, сроки установлены, все мероприятия, необходимые для реализации этой программы указаны.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельном кодексе Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

На основании ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В п. 1, п. 2. ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений п. 1 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены, в том числе разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Положениями п. 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Исходя из системного анализа указанных норм права, суд приходит к выводу, что в целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Из материалов дела следует, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения земельного законодательства в части реализации органами местного самоуправления требований законодательства по охране земель, по результатам, которой установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации на момент проверки в Администрации ГО г. Сибай РБ отсутствует действующая муниципальная программа охраны земель городского округа.

Между тем постановлением главы Администрации ГО г. Сибай от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа по использованию и охране земель на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан на 2019-2021 годы. В данной программе отражен перечень основных мероприятий, таких как защита земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; сохранение и повышение плодородия почв; защита земель от зарастания сорными растениями, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидация последствий загрязнения и захламления земель; охрана, восстановление и развитие природной среды; осуществление муниципального земельного контроля за использование земельных участков и соблюдением земельного законодательства.

Сроки реализации программы – 2019-2021 гг.

Вместе с тем в программе отражено, что программа финансирование не требует.

С указанным положением суд не может согласиться, поскольку утвержденная органом местного самоуправления муниципальная целевая программа по охране земель ГО г. Сибай РБ является теоретической программой, которая из-за отсутствия финансирования, на практике не работает, что нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального образования ГО г. Сибай РБ, на благоприятную окружающую среду.

Из ответа Администрации ГО г. Сибай от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора следует, что разработка и реализация местных программ использования и охраны земель напрямую не предусмотрены.

Суд находит вышеперечисленные доводы стороны административного ответчика несостоятельными в силу следующего.

Исходя из содержания п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985 (ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ) осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

При таких обстоятельствах Администрация ГО г. Сибай РБ обладает полномочиями по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок (далее Порядок) разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в городском округе г.Сибай РБ. Порядок определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, а также контроля за ходом их реализации.

Главой II Порядка утверждены требования к содержанию муниципальной программы, программа должна содержать в том числе: е) перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями муниципальной программы; ж) информацию по финансовому обеспечению муниципальной программы за счет средств бюджета городского округа.

В нарушение положений Порядка, утвержденного самой Администрацией ГО г.Сибай, муниципальная программа на 2019-20120 гг. не содержит вышеуказанных сведений.

Также в нарушение пункта 15 главы III Порядка, проект муниципальной программы не согласован с отделом по экономическому развитию, инновациям и инвестициям и финансовым управлением Администрации ГО г. Сибай РБ. В судебном заседании представителем административного ответчика доказательств обратного не представлено.

В самой муниципальной программе определены исполнители – сектор по муниципальному контролю Администрации ГО г. Сибай РБ, Комитет по управлению собственностью Минземимущества РБ по г. Сибай, Сибайский территориальный комитет Министерства природопользования и экологии по Республике Башкортостан, Межмуниципальный отдел по Абзелиловскому, Баймакскому районам и г. Сибай Управления Росреестра по Республике Башкортостан, МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Сибай РБ».

Между тем, как следует из имеющихся в материалах дела документов – писем от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, проект муниципальной программы по использованию и охране земель на территории городского округа город Сибай Республики Башкортостан на 2019-2020 гг. Сибайский территориальный комитет Министерства природопользования и экологии по Республике Башкортостан и в Межмуниципальный отдел по Абзелиловскому, Баймакскому районам и г. Сибай Управления Росреестра по Республике Башкортостан на согласование не поступал, тогда как пункт 15 Порядка предусматривает, что участники муниципальной программы согласовывают проект муниципальной программы в части, касающейся реализуемых ими основных мероприятий и (или) ведомственных программ.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Принимая во внимание вышеизложенное, в резолютивной части решения суда необходимо отразить механизм устранения допущенных нарушений, с целью исключения возникновения в дальнейшем затруднений при исполнении решения суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан о признании несоответствующей законодательству муниципальной программы по использованию и охране земель - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа город Сибай Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу:

согласовать муниципальную программу по использованию и охране земель с Росреестром, с отделом по экономическому развитию, инновациям и инвестициям и финансовым управлением Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан;

включить в муниципальную программу по использованию и охране земель перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по итогам ее реализации.

Обязать Администрацию городского округа город Сибай Республики Башкортостан в течение 5 (пяти) месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить проект о внесении изменений в местный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством для включения в муниципальную программу по использованию и охране земель информации по финансовому обеспечению муниципальной программы за счет средств местного бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан, с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета, основным мероприятиям программы и по срокам реализации.

Обязать Администрацию городского округа город Сибай Республики Башкортостан до ДД.ММ.ГГГГ включить в муниципальную программу по использованию и охране земель информацию по финансовому обеспечению муниципальной программы за счет средств местного бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета, основным мероприятиям программы и по срокам реализации.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Башкирскому природоохранному межрайонному прокурору Республики Башкортостан – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сибайский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий: Л.Х.Суфьянова