Дело №2а-4991/2021
УИД 27RS0004-01-2021-006089-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Гурдиной Е.В.
при секретаре судебного заседания Ковалевой А.Д.
с участием старшего помощника прокурора Индустриального района г.Хабаровска Князевой Н.И., представителя административных ответчиков Хабарова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района г.Хабаровска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с аналогичными административными исковыми заявлениями к Администрации г.Хабаровскао возложении обязанности изготовить технические паспорта на автомобильные дороги, обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества по <адрес> (административные дела №
Определением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 28.09.2021 административные дела № в одно производство, делу присвоен № 2а-4991/2021.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, чтопрокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в черте городского округа «Город Хабаровск». В ходе проверки установлено, что в городе Хабаровске имеются дороги общего пользования-по <адрес>, <данные изъяты> км; <адрес>, протяженностью около <данные изъяты> км; <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км; <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км; <адрес>, <данные изъяты> км; <адрес>, <данные изъяты> км; <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км; <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км, которые фактически являются бесхозяйными. Данные дороги не значатся в реестрах федерального имущества и краевого государственного имущества, также не значатся в реестре муниципального имущества; не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск», утвержденном постановлением администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№;земельные участки под указанными дорогами не сформированы, на кадастровом учете не значатся и относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно утвержденному плану-графику технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск» на <данные изъяты> годы выполнение работ по технической инвентаризации, изготовлению технических планов и технических паспортов указанных автомобильных дорог запланировано на <данные изъяты>. В связи с отсутствием собственника данных автомобильных дорог не производится их содержание, обслуживание, не отслеживается техническое состояние, что может явиться причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий и наступления тяжких последствий в виде причинения вреда здоровью людей, их имуществу. Ссылаясь на положения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что данные дороги являются автомобильными дорогами общего пользования, расположены в границах городского округа, относятся к собственности городского округа, следовательно Администрация г.Хабаровскаобязана принять данные автомобильные дороги в муниципальную собственность и принять меры направленные на проведение технической инвентаризации и паспортизации дорог и включению их в перечень дорог общего пользования местного значения.
С учётом уточнения требований, просил возложить на Администрацию г.Хабаровска обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дорогипо <адрес>; возложить на Администрацию г.Хабаровска обязанность в течение трех месяцев подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав со дня изготовления документации подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию необходимые для принятия на учет бесхозяйных объект – автомобильных дорог по <адрес>.
Определением суда от 07.12.2021 принят отказ прокурора Индустриального района г.Хабаровска от части административного искового заявленияк Администрации г.Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу изготовить технический паспорт на автомобильную дорогу по <адрес>, подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество заявление и документацию необходимые для принятия на учет бесхозяйного объекта – <адрес> в <адрес>.
Определением судак участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска.
В судебном заседании помощник прокурора Индустриального района г.ХабаровскаКнязева Н.И. поддержала заявленные требования с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, просила удовлетворить.
Представитель административных ответчиков ФИО4 в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, поддержала доводы представленных возражений Администрации г.Хабаровска на административное исковое заявление и дополнений к ним, просил в удовлетворении иска отказать. Согласно представленным возражениям, администрация полагает, что в административном исковом заявлении не содержится правовых обоснований обязанности органа местного самоуправления ставить на учет в качестве бесхозяйной вещи, с дальнейшей регистрацией права муниципальной собственности, автомобильную дорогу общего пользования местного значения. Спорные автомобильные дороги включены в план-график, утвержденный мэром города Хабаровска, согласно которому инвентаризация дорог должна проводиться в <данные изъяты> году. При таких обстоятельствах понуждение администрации г.Хабаровска к проведению паспортизации и инвентаризации спорных автомобильных дорог является ограничением права местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Ссылается на то, что решение суда в ближайшее время не будет исполнимо, поскольку денежные средства в бюджете города не предусмотрены на данные цели, в связи с чем просит предоставить срок для исполнения решения суда не менее <данные изъяты> месяцев и указать, что срок исполнения требования должен начинать течь с момента предоставления Администрации г.Хабаровска финансирования Хабаровской городской Думой. В соответствии с дополнениями к возражениям на административное исковое заявление проезд по <адрес> автомобильной дорогой общего пользования местного значения не является. В соответствии с постановлением администрации г.Хабаровска от 27.03.2015 № 1104 «Об утверждении Списка наименований улично-дорожной сети г.Хабаровска» по <адрес> находится не автомобильная дорога, а внутриквартальный проезд, также он не является элементом улично-дорожной сети. В связи с чем настаивает на том, что Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления» не устанавливает обязанность администрации г.Хабаровска на паспортизацию внутриквартальных проездов. В связи с чем требования прокурора являются незаконными и необоснованными.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положением статьи 39 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ).
Автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона N 257-ФЗ определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с абзацем 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно статье 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу положений части 9 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из изложенного следует, что осуществление дорожной деятельности в отношении дорог, расположенных в пределах городского округа относится к компетенции органа местного самоуправления, то есть Администрации города Хабаровска.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9).
Статьей 10 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в соответствии с пп. 4 п. 9 которой в состав работ по содержанию, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ, входит, в числе прочего, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Таким образом, в перечень видов работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, которые администрация городского округа «Город Хабаровск» обязана выполнять при осуществлении полномочий по решению вопросов об организации дорожной деятельности, входит, в том числе и проведение паспортизации автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац 2 части 3 статьи 225).
Из материалов дела следует, что в ходе проведённой прокуратурой Индустриального района г.Хабаровска проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что в черте <адрес> имеются автомобильные дороги общего пользования – <адрес>
Согласно ответов из МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Министерства имущественных отношений Хабаровского края, Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска спорные автомобильные дороги в реестры федерального и краевого имущества не включены. Также не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск", утвержденный постановлением администрации города Хабаровска от 09.02.2011 № 401.
При этом, мэром города Хабаровска ФИО5 в 2019 году утвержден план-график технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" на <адрес> годы.
Согласно данному плану-графику выполнение работ по постановке автомобильных дорог <адрес> в <адрес> на <данные изъяты> год.
Однако административными ответчиками не представлено доказательств тому, что в бюджете городского округа «Город Хабаровск» на <данные изъяты> год предусмотрены денежные средства на проведение данных работ.
При рассмотрении дела судом установлено, что на момент рассмотрения дела спорные дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" не включены, вопрос о принадлежности автомобильных дорог, признании их бесхозяйными или принятии в муниципальную собственность не решен, при этом данные дороги являются дорогами местного значения, используются неопределенным кругом лиц.
Бездействие органа местного самоуправления влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Учитывая вышеуказанные нормы права и представленные доказательства, исходя из того, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления на учет в качестве бесхозяйного, спорная дорога является дорогой местного значения в границах городского округа "Город Хабаровск", используется неограниченным кругом лиц, правом подачи указанного заявления наделена Администрация города Хабаровска, а отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом N 131-ФЗ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257 обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, поскольку организация работ по исполнению решения суда требует проведение в соответствии с действующим законодательством ряда процедур, на выполнение которых объективно требуется время, суд полагает установить исполнимые сроки для реализации решения суда один год на изготовление технических паспортов на автомобильные дороги и три месяца со дня изготовления технического паспорта на подготовку и подачу заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.
Доводы Администрации г.Хабаровскао том, что <адрес> фактически является проездом в связи с чем не подлежит паспортизации не являются обоснованными и не основан на нормах действующего законодательства.
Пунктом 6.24 "Сеть улиц и дорог" Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N 820, в составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой "проезд" отнесен к категории "улицы и дороги местного значения", основное назначение "проезда" - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Мэром города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Постановление "О классификации автомобильных дорог в городе Хабаровске" из которого следует, что к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, имеющие следующие показатели:
- автомобильные дороги в границах городского округа "Город Хабаровск", за исключением дорог общего пользования федерального значения, регионального и межмуниципального значения;
- автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа "Город Хабаровск";
- автомобильные дороги, соединяющиеся с объектами общегородского значения (аэродром, вокзал, речной порт и др.);
- автомобильные дороги, соединяющиеся с автодорогами федерального и регионального значения;
- автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов;
-автомобильные дороги в производственных и коммунально-складских зонах.
Ввиду изложенного проезд является дорогой местного значения и подлежит паспортизации, кроме того суд учитывает, что <адрес> включена в план-график технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" на <данные изъяты> годы, утвержденный Мэром города.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Индустриального района г.Хабаровска к Администрации г.Хабаровска – удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Хабаровска обязанность:
- в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на автомобильные дороги в <адрес> – <адрес>
- в течение трех месяцев со дня изготовления технического паспорта подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление и документацию необходимые для принятия на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей – автомобильных дорог в <адрес> – <адрес>
В удовлетворении административных требований к Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Гурдина
Дата изготовления мотивированного решения – 14 декабря 2021 года.
Копия верна
Судья Е.В.Гурдина