УИД 28RS0008-01-2023-000667-93 | Дело № 2а-508/2023 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области |
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Герасимовой Н.Ю.,
с участием административного истца – заместителя прокурора <адрес>ФИО2, представителя административного ответчика – администрации <адрес>ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по приведению бетонных лестниц и пешеходной дорожки в соответствии с требованиями действующего законодательства, возложении обязанности провести работы по приведению лестниц и пешеходной дорожки в соответствие с требованиями действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес>, обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, жителей <адрес> к администрации <адрес> с требованием признать незаконным бездействие администрации <адрес> выразившееся в непринятии мер по приведению бетонных лестниц и пешеходной дорожки, расположенных между территорией МОАУ средней общеобразовательной школы <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ детский сад <Номер обезличен>, от <адрес> до <адрес> мкр. Светлый <адрес> в соответствие с требованиями пунктов 6.1, 6.1а, 6.27, 6.33 СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», пунктами 2.3.1, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8 Правил благоустройства территории <адрес>, утв. Решением Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена><Номер обезличен>. Возложить на администрацию <адрес> обязанность в срок до <Дата обезличена> провести работы по приведению лестниц и пешеходной дорожки, расположенных между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес> до <адрес> мкр. Светлый <адрес> в соответствии с требованиями пунктов 6.1, 6.1а, 6.27, 6.33 СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III -10-75», пунктами 2.3.1, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8 Правил благоустройства территории <адрес>, утв. Решением Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
В обоснование заявленных требований указав о том, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о несовершеннолетних, о защите прав инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее на территории <адрес> имеются бетонные лестницы и пешеходные дорожки, расположенные между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес> до <адрес> мкр. Светлый <адрес>, которые находятся в полуразрушенном состоянии (имеется деформация и разрушение бетонных ступеней, просадка плит, грунта, лестницы не имеют поручней, стыки съездов для маломобильных групп населения с пешеходной дорожки не обеспечивают возможность беспрепятственного движения по ним указанных групп населения), верхний слой бетона пешеходной дорожки выкрошился, выявленные недостатки создают угрозу жизни и здоровью пешеходам, в том числе несовершеннолетних и людей с ограниченными возможностями. Данный элементы благоустройства (лестницы и пешеходные дорожки) расположены в месте общего пользования, используется для передвижения неопределённого круга лиц, жителями <адрес>, в том числе несовершеннолетними, поскольку указанные элементы обустройства ведут к территориям учреждений дошкольного (детский сад <Номер обезличен>) и общего образования (школа <Номер обезличен>), а также лицами с ограниченными возможностями. Согласно ответу администрации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на требование прокурора и данным публичной кадастровой карты, указанные бетонные лестницы и пешеходная дорожка, расположены на землях неразграниченной государственной собственности и относятся к собственности муниципального образования. Также согласно указанному ответу в рамках благоустройства территории города в 2023 ремонт названных элементов благоустройства, не запланирован. В рамках национального проекта «Городская среда», областных программ: «Формирование комфортной городской среды», «1000 дворов» средства на ремонт и обустройство пешеходной дорожки и лестниц, не предусмотрены.
Выявленные нарушения законодательства создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, жителей <адрес>, в том числе несовершеннолетних и людей с ограниченными возможностями, для безопасного прохода по данному элементу благоустройства (лестницы и пешеходная дорожка).
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО2 на удовлетворении административного иска настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в дополнение пояснил, что угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, жителей <адрес>, следует уже из того, что лестницы и пешеходная дорожка, на спорном участке местности не соответствуют требованиям Свода правил по благоустройству территорий, и Правилам благоустройства территории <адрес>. Место расположение лестниц и пешеходной дорожки, в полном объеме указано в исковом заявлении, и каких-либо неясностей не содержит. Правила благоустройства территории <адрес> являются нормативным актом и применяются к данным правоотношениям.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО3, заявленные исковые требования не признала, пояснив об обстоятельствах изложенных в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица КУМИ <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица МБУ «ЕСПБ <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом по месту нахождения организации. Учитывая, что заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, уклоняясь от лежащей на нем обязанности получать судебные извещения, суд расценил извещение заинтересованного лица, как надлежащее, в связи с чем принял решение рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от <Дата обезличена><Номер обезличен>, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из положений ст. 35 указанного Закона, прокурор, в частности, имеет право, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
<адрес> в соответствии с требованиями ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, жителей <адрес>, поскольку администрацией <адрес> до настоящего времени не приняты в разумный срок меры для приведения пешеходных коммуникаций (бетонных лестниц и пешеходной дорожки) в состоянии соответствующее нормативным требованиям, в связи с чем, суд полагает, что административное исковое заявление подано в рамках предоставленных прокурору полномочий.
Федеральный закон от <Дата обезличена> № 131-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (ст. 2 ФЗ <Номер обезличен>).
В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Учитывая изложенное, предмет заявленных административных исковых требований, суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд с данным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц, жителей <адрес> к администрации <адрес>.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
По общему правилу, установленному в ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
<адрес> проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о защите прав инвалидов в РФ, по результатам которой установлено, что по состоянию на <Дата обезличена> на территории <адрес> имеются бетонные лестницы и пешеходные дорожки, расположенные между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес> до <адрес> мкр. Светлый <адрес>, которые находятся в полуразрушенном состоянии (имеется деформация и разрушение бетонных ступеней, просадка плит, грунта, лестницы не имеют поручней, стыки съездов для маломобильных групп населения с пешеходной дорожки не обеспечивают возможность беспрепятственного движения по ним указанных групп населения), верхний слой бетона пешеходной дорожки выкрошился, выявленные недостатки создают угрозу жизни и здоровью пешеходам, в том числе несовершеннолетних и людей с ограниченными возможностями. Согласно ответу администрации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на требование прокурора и данным публичной кадастровой карты, указанные бетонные лестницы и пешеходная дорожка, расположены на землях неразграниченной государственной собственности и относятся к собственности муниципального образования. Таким образом, суд находит, что трёхмесячный срок для обращения в суд административным истцом, соблюдён.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При разрешении заявленных требований, суд полагает необходимым руководствоваться разъяснениями, данными в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым, исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершённого действия, имевшего место бездействия.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как было указано выше, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о защите прав инвалидов в РФ.
Актом осмотра от <Дата обезличена>, с приложением к нему фотографий, установлено, что бетонные лестницы и пешеходные дорожки между лестницами, расположенные между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес> до <адрес> мкр. Светлый <адрес>, которые находятся в полуразрушенном состоянии (имеется деформация и разрушение бетонных ступеней, просадка плит, грунта, лестницы не имеют поручней, стыки съездов для маломобильных групп населения с пешеходной дорожки не обеспечивают возможность беспрепятственного движения по ним указанных групп населения), верхний слой бетона пешеходной дорожки выкрошился, выявленные недостатки создают угрозу жизни и здоровью пешеходам, в том числе несовершеннолетних и людей с ограниченными возможностями. Данный элементы благоустройства (лестницы и пешеходные дорожки) расположены в месте общего пользования, используется для передвижения неопределённого круга лиц, жителями <адрес>, в том числе несовершеннолетними, поскольку указанные элементы обустройства ведут к территориям учреждений дошкольного (детский сад <Номер обезличен>) и общего образования (школа <Номер обезличен>), а также лицами с ограниченными возможностями.
Согласно ответу администрации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на требование прокурора и данным публичной кадастровой карты, указанные бетонные лестницы и пешеходная дорожка, расположены на землях неразграниченной государственной собственности и относятся к собственности муниципального образования, в рамках благоустройства территории города в 2023 ремонт названных элементов благоустройства, не запланирован. В рамках национального проекта «Городская среда», областных программ: «Формирование комфортной городской среды», «1000 дворов» средства на ремонт и обустройство пешеходной дорожки и лестниц, не предусмотрены.
Представитель администрации <адрес> в судебном заседании пояснила, что не оспаривает тот факт, что земельный участок, на котором расположены спорные лестницы и пешеходная дорожка относятся к собственности муниципального образования.
Согласно уведомлению от <Дата обезличена>, в ЕГРН отсутствуют сведения о собственнике земельного участка, расположенного между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес>, мкр. Светлый, <адрес> до <адрес> мкр. Светлый, <адрес>.
Таким образом, неясности в месторасположении спорных лестниц и пешеходной дорожки отсутствуют, в связи с чем доводы представителя административного ответчика в указанной части суд считает несостоятельными.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от <Дата обезличена> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Как было указано выше, согласно уведомлению от <Дата обезличена>, в ЕГРН сведения о собственнике земельного участка, расположенного между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес>, мкр. Светлый, <адрес> до <адрес> мкр. Светлый, <адрес> отсутствуют, описание закрепления границ земельного участка на местности отсутствует.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что границы спорного земельного участка, на котором расположены лестницы и пешеходная дорожка, в отношении которых заместителем прокурора <адрес> заявлены требования, не определены, земельный участок не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, сведения об основных характеристиках по данному земельному участку в ЕГРН отсутствуют, несформированность границ спорного земельного участка подтверждается данными публичной кадастровой карты, находящейся в открытом доступе (https://egrp365.org/).
При этом, имеющиеся материалы дела позволяют признать установленным факт того, что спорные лестницы и пешеходная дорожка расположены между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес>, мкр. Светлый до <адрес> мкр. Светлый <адрес>, и что ими пользуются неопределенный круг лиц для прохода к расположенным в указанном районе жилым домам и объектам социального использования (магазинам, остановке, школе, детскому саду). При этом численность и персональный состав жителей города, пользующихся данными лестницами и пешеходной дорожкой установить невозможно. Использование спорных лестниц и пешеходной дорожки для обслуживания иных жилых домов подтверждается представленными в материалы дела фрагментом публичной кадастровой карты <адрес>, а также фототаблицей к акту проверки от <Дата обезличена>.
Таким образом, участок лестницы и пешеходная дорожка, расположенные между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес> до <адрес> мкр. Светлый <адрес>, в отношении которых заявлен спор, - это участок внутриквартального прохода, являющийся объектом пешеходных коммуникаций, предназначенных для прохода к расположенным в указанном районе жилым домам, объектам социального использования, то есть участком пешеходных коммуникаций общего пользования, а соответственно администрация <адрес> в рассматриваемом случае, будет являться надлежащим административным ответчиком по делу.
Указанные обстоятельства административным ответчиком опровергнуты не были.
Как следует из п. 28 ст. 14 Устава <адрес>, принятого решением Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена><Номер обезличен> (вступило в силу <Дата обезличена>), с изменениями от <Дата обезличена><Номер обезличен> (вступило в силу <Дата обезличена>) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; (пункт 28 в редакции решения городского Совета от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>).
В силу ст. 40 Устава администрация <адрес> (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>, обладает правами юридического лица. Финансирование администрации города осуществляется за счет средств бюджета города, предусмотренных отдельной строкой.
К полномочиям администрации города относятся осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства на территории городского округа, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п. 55 ст. 40).
Решением Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена><Номер обезличен> (с изм. от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>) утверждены Правила благоустройства территории <адрес>, которые в соответствии с действующим законодательством устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территории муниципального образования, устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения, очистки и уборки территории города и обязательны для всех физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм.
Благоустройство территории города - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Объекты нормирования благоустройства территории - территории города, для которых установлены Правилами: нормируемый комплекс элементов благоустройства, нормы и правила их размещения на данной территории. Такими территориями являются: площадки различного функционального назначения, пешеходные коммуникации, проезды, общественные пространства, участки и зоны общественной, жилой застройки, санитарно-защитные зоны производственной застройки, объекты рекреации, улично-дорожная сеть населенного пункта, технические (охранно-эксплуатационные) зоны инженерных коммуникаций.
Покрытия поверхности обеспечивают условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды (п. 2.3.1 Правил).
В силу п. 2.4.4-2.4.9 Правил, при уклонах пешеходных коммуникаций более 60 промилле следует предусматривать устройство лестниц. На основных пешеходных коммуникациях в местах размещения учреждений здравоохранения и других объектов массового посещения, домов инвалидов и престарелых ступени и лестницы следует предусматривать при уклонах более 50 промилле, обязательно сопровождая их пандусом. При пересечении основных пешеходных коммуникаций с проездами или в иных случаях, оговоренных в задании на проектирование, следует предусматривать бордюрный пандус для обеспечения спуска с покрытия тротуара на уровень дорожного покрытия.
При проектировании открытых лестниц на перепадах рельефа высоту ступеней рекомендуется назначать не более 120 мм, ширину - не менее 400 мм и уклон 10 - 20 промилле в сторону вышележащей ступени. После каждых 10 - 12 ступеней рекомендуется устраивать площадки длиной не менее 1,5 м. Край первых ступеней лестниц при спуске и подъеме рекомендуется выделять полосами яркой контрастной окраски. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша следует устанавливать одинаковыми по ширине и высоте подъема ступеней. При проектировании лестниц в условиях реконструкции сложившихся территорий населенного пункта высота ступеней может быть увеличена до 150 мм, а ширина ступеней и длина площадки - уменьшена до 300 мм и 1,0 м соответственно.
Пандус выполняется из нескользкого материала с шероховатой текстурой поверхности без горизонтальных канавок. При отсутствии ограждающих пандус конструкций следует предусматривать ограждающий бортик высотой не менее 75 мм и поручни. Уклон бордюрного пандуса следует, как правило, принимать 1:12.
При повороте пандуса или его протяженности более 9 м не реже чем через каждые 9 м рекомендуется предусматривать горизонтальные площадки размером 1,5 x 1,5 м. На горизонтальных площадках по окончании спуска следует проектировать дренажные устройства. Горизонтальные участки пути в начале и конце пандуса следует выполнять отличающимися от окружающих поверхностей текстурой и цветом.
По обеим сторонам лестницы или пандуса рекомендуется предусматривать поручни на высоте 800 - 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м и более следует предусматривать разделительные поручни. Длину поручней следует устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании рекомендуется предусматривать конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом.
В зонах сопряжения земляных (в т.ч. и с травяным покрытием) откосов с лестницами, пандусами, подпорными стенками, другими техническими инженерными сооружениями рекомендуется выполнять мероприятия согласно пункту 2.1.5 настоящих Правил.
В соответствии с п. 2.13.1 Правил, пешеходные коммуникации обеспечивают пешеходные связи и передвижения на территории города. К пешеходным коммуникациям относятся: тротуары, аллеи, дорожки, тропинки. При проектировании пешеходных коммуникаций рекомендуется обеспечивать: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения. В системе пешеходных коммуникаций рекомендуется выделять основные и второстепенные пешеходные связи.
При проектировании пешеходных коммуникаций продольный уклон рекомендуется принимать не более 60 промилле, поперечный уклон (односкатный или двускатный) - оптимальный 20 промилле, минимальный - 5 промилле, максимальный - 30 промилле. Уклоны пешеходных коммуникаций с учетом обеспечения передвижения инвалидных колясок рекомендуется предусматривать не превышающими: продольный - 50 промилле, поперечный - 20 промилле. На пешеходных коммуникациях с уклонами 30 - 60 промилле рекомендуется не реже, чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м. В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные выше уклоны, рекомендуется предусматривать устройство лестниц и пандусов (п. 12.13.2).
Основные пешеходные коммуникации обеспечивают связь жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации (п. 2.13.3).
Приказом Минстроя России от <Дата обезличена><Номер обезличен>/пр утвержден «СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий"» (ред. от <Дата обезличена>).
Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выполнения требований Федерального закона от <Дата обезличена> № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от <Дата обезличена> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и сводов правил системы противопожарной защиты.
В силу п. 6.1 СП 82.13330.2016 при строительстве внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок, должны соблюдаться требования СП 34.13330, СП 78.13330, СП 113.13330, СП 59.13330, СП 140.13330.
Правила настоящего раздела распространяются на строительство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, наружных лестниц, пандусов, отмосток и бордюров, средств наружной рекламы, информации и навигации. При строительстве пешеходных дорожек шириной более 2 м следует учитывать возможность проезда по ним транспортных средств с осевой нагрузкой до 8 т (поливомоечные автомобили, автомобили с раздвижными вышками и т.п.). Покрытия внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны обеспечивать отвод поверхностных вод, не должны быть источниками грязи и пылить в сухую погоду. Материал поверхности покрытия и его структура должны обеспечивать необходимые сцепные свойства, поверхность мощения не должна быть скользкой при любых погодных условиях.
Проезды, тротуары, пешеходные дорожки и площадки должны отвечать условиям безопасности для МГН в соответствии с подразделом 5.1 СП 59.13330.2016, подразделом 6.1 СП 140.13330.2012, разделом 5 СП 136.13330.2012.
В соответствии с п. 6.1а СП 82.13330.2016 для обеспечения безопасности передвижения МГН покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых, прочных материалов, не допускающих скольжения. Покрытие из бетонных плит и брусчатки должно иметь толщину швов не более 0,01 м (СП 59.13330).
Согласно п. 6.27 СП 82.13330.2016 при устройстве наружных лестниц и пандусов как элементов организации рельефа при благоустройстве территорий следует предусматривать беспрепятственное и безопасное передвижение МГН в соответствии с требованиями СП 140.13330 и СП 59.13330. Для обеспечения безопасного подхода следует устанавливать пандус, лестницу.
Согласно п. 6.33 СП 82.13330.2016 материалы для наружных лестниц и пандусов, подпорных стен, а также способы укрепления откосов должны выбираться с учетом климатических особенностей территории в соответствии с требованиями СП 131.13330.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <Дата обезличена> № 181-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с <Дата обезличена>) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 указанного закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Проанализировав материалы дела и перечисленные выше нормативные акты, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также учитывая, что состояние бетонных лестниц и пешеходной дорожки на рассматриваемом участке между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес> до <адрес> мкр. Светлый <адрес> не соответствует нормативным требованиям, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку на администрацию <адрес> возложена обязанность содержанию в надлежащем состоянии элементов благоустройства (лестниц и пешеходных дорожек), расположенных в местах общего пользования, используемых для передвижения неопределённого круга лиц, жителями <адрес>, в том числе по содержанию спорных бетонных лестниц и пешеходной дорожки.
Как видно из материалов дела, в настоящее время бетонные лестницы и пешеходные дорожки, расположенные между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес> до <адрес> мкр. Светлый <адрес> находятся в полуразрушенном состоянии, при этом в рамках благоустройства территории города в 2023 ремонт названных элементов благоустройства административным ответчиком, не запланирован. Администрация <адрес> своевременных мер по содержанию в надлежащем состоянии спорных элементов благоустройства не предприняла, чем допустила бездействие.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности провести работы по приведению лестниц и пешеходной дорожки, расположенных между территорией МОАУ СОШ <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ д/с <Номер обезличен>, от <адрес> до <адрес> мкр. Светлый <адрес> в соответствии с требованиями п. 6.1, 6.1а, 6.27, 6.33 СП 82.13330.2016. «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», пунктами 2.3.1, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
При этом доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом не представлено какое-либо заключение, которым бы подтверждалось создание угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, для безопасного прохода по данному элементу благоустройства, суд считает несостоятельными, поскольку актом осмотра бетонных лестниц и пешеходной дорожки установлено их несоответствие нормам действующего законодательства, что само по себе создает угрозу жизни и здоровью пешеходам, в том числе несовершеннолетним и людям с ограниченными возможностями.
Доводы представителя административного ответчика о том, что приведение бетонных лестниц и пешеходной дорожки в соответствие требованиям действующего законодательства, невозможно, в связи с отсутствием финансирования на эти цели, правового значения для рассматриваемого спора не имеют и не являются основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований законодательства от их финансовой возможности.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец просит установить срок исполнения административным ответчиком решения суда до <Дата обезличена>.
Принимая во внимание требования, предъявляемые к элементам благоустройства для обеспечения безопасности передвижения, расположение спорных пешеходной дорожки и бетонных лестниц (в непосредственной близости от школы и детского сада), то обстоятельство, что для приведения пешеходной дорожки и бетонных лестниц в соответствие требованиям действующего законодательства, требуется проведение дополнительных мероприятий, в том числе, разработка технического задания, демонтаж пришедших в негодность элементов благоустройства, суд считает возможным установить срок исполнения административным ответчиком решения суда до <Дата обезличена>, полагая данный срок достаточным и отвечающим принципам разумности и исполнимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, жителей <адрес>, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> выразившееся в непринятии мер по приведению бетонных лестниц и пешеходной дорожки, расположенных между территорией МОАУ средней общеобразовательной школы <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ детский сад <Номер обезличен>, от многоквартирного <адрес> до многоквартирного <адрес> мкр. Светлый <адрес> в соответствие с требованиями пунктов 6.1, 6.1а, 6.27, 6.33 «СП 82.13330.2016. Свода правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», пунктов 2.3.1, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8 Правил благоустройства территории <адрес>, утв. Решением Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
Обязать администрацию <адрес> в срок до <Дата обезличена> провести работы по приведению лестниц и пешеходной дорожки между территорией МОАУ средней общеобразовательной школы <Номер обезличен><адрес> и МДОАУ детский сад <Номер обезличен>, от многоквартирного <адрес> до многоквартирного <адрес> мкр. Светлый <адрес> в соответствие с требованиями п. 6.1, 6.1а, 6.27, 6.33 «СП 82.13330.2016. Свода правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», пунктов 2.3.1, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Зейского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий | А.А. Плешков |
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена> | |
Судья | А.А. Плешков |