Дело № 2а-520/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2019 года город Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи Мурынчик Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кравченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
4 февраля 2019 года Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее ФГБУ «Сахалинское УГМС») о признании незаконным бездействие выразившееся в непринятии мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ»: Гидрологического поста I разряда «Чапаево - р. Комиссаровка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Гидрологического поста I разряда «Лесное - р. Очепуха», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда Корсаков, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2008 года №); возложении обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ» необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети указанных объектов.
В обоснование заявленных требований указано, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФГБУ «Сахалинское УГМС» требований Федерального закона от 19.07.1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» при установлении охранных зон метеорологических станций ФГБУ «Сахалинское УГМС». В силу п.5.3.19 Устава ФГБУ «Сахалинское УГМС», учреждение обязано осуществлять подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами Росгидромета. В ходе проверки было установлено, что ФГБУ «Сахалинское УГМС» для наблюдения и контроля за состоянием природной среды на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ» эксплуатирует 2 стационарных пункта наблюдения Гидрологический пост I разряда «Чапаево - р. Комиссаровка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Гидрологический пост I разряда «Лесное - р. Очепуха», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Морская гидрометеорологическая береговая станция II разряда Корсаков, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2008 года №). При этом проверкой установлено, что стационарные посты указанных объектов не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с выявленными нарушениями 31.10.2018 года природоохранной прокуратурой ФГБУ «Сахалинское УГМС»внесено представление об устранении нарушений. Отсутствие охранной зоны вокруг метеорологической станции может повлиять на достоверность получаемой с нее информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации в населенном пункте, что приведет к нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации.
В судебном заседании, участвующие в деле лица не присутствовали, о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела извещены надлежащим образом.
Административным ответчиком ФГБУ «Сахалинское УГМС» в суд подано заявление о признании административного иска.
Принимая во внимание отсутствие оснований для отложения, предусмотренных ст. 152 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело без участия неявившихся сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
Согласно ст.ст. 63,63.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2, пп. «а» п. 3 Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации _ и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.
Создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического мониторинга, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал.
Пунктом 5.4.3 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», на службу возложена обязанность по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения.
Согласно ст.1 Федерального закона №113-Ф3 от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О гидрометеорологической службе» стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением является комплекс, включающий в себя земельный участок с установленным на нем приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №113-Ф3 одним из основных принципов деятельности гидрометеорологической службы являются: глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среду, ее загрязнением; единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации; эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей).
В силу ст. 5 Федерального закона №113-Ф3 одними из основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях являются: формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети; осуществление государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, являющегося частью государственного - экологического, мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 13 Федерального закона № 113-Ф3 государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки, относится исключительно, к федеральной собственности и находится под охраной государства.
Частью 2 рассматриваемой статьи предусмотрено, что организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 указанной статьи, в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей природной среды, её загрязнением, (далее - Положение).
В силу п. 3 Положения в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, Останавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих Пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
Предоставление (изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 Положения установлено, что в пределах охранных зон Стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении,
Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских Поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу пп.1 п.2 ст.56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю, среди прочего: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Как установлено судом, ФГБУ «Сахалинское УГМС» для наблюдения и контроля за состоянием природной среды на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ» эксплуатирует 2 стационарных пункта наблюдения Гидрологический пост I разряда «Чапаево - р. Комиссаровка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Гидрологический пост I разряда «Лесное - р. Очепуха», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Морская гидрометеорологическая береговая станция II разряда Корсаков, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2008 года №).
Данное обстоятельство подтверждается, представленным в материалах дела перечнем обособленных подразделений Учреждения, перечнем пунктов наблюдений с зарегистрированными земельными участками (принадлежащих ФГБУ «Сахалинское УГМС» на праве постоянного (бессрочного) пользования), свидетельством о государственной регистрации права от 08.09.2008 года №.
В силу п.5.3.19 Устава ФГБУ «Сахалинское УГМС», учреждение обязано осуществлять подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами Росгидромета.
Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФГБУ «Сахалинское УГМС» требований Федерального закона от 19.07.1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» при установлении охранных зон метеорологических станций ФГБУ «Сахалинское УГМС». Данное обстоятельство подтверждается решением № от 14.09.2018 года о проведении проверки, письмами об истребовании документов в связи с проводимой проверкой № от 14.09.2018 года, от 24.09.2018 года, от 04.10.2018 года.
Как следует из ответа ФГБУ «Сахалинское УГМС» № от 21.09.2018 года, работы по нанесению границ охранных зон метеорологических площадок на генпланы территорий и постановки их на кадастровый учет будут выполняться при соответствующем финансовом обеспечении. Аналогичный ответ содержится в письме № от 31.10.2018 года.
В связи с выявленными нарушениями, 31.10.2018 года природоохранной прокуратурой ФГБУ «Сахалинское УГМС»внесено представление об устранении нарушений.
В силу ч.ч.3,5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает его.
Руководствуясь статьями 46,198,199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в непринятии мер по подготовке и представлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ»: Гидрологического поста I разряда «Чапаево - р. Комиссаровка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Гидрологического поста I разряда «Лесное - р. Очепуха», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда Корсаков, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2008 года №).
Возложить на ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и предоставление в администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ» необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети: Гидрологического поста I разряда «Чапаево - р. Комиссаровка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Гидрологического поста I разряда «Лесное - р. Очепуха», расположенного на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2008 года №), Морской гидрометеорологической береговой станции II разряда Корсаков, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2008 года №).
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик