Дело № 2А-531/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2021 г. г.Вяземский
Вяземский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Матвиевской К.А.,
при секретарях Сальникове П.В., Коняевой Я.И.,
с участием помощника прокурора Вяземского района Лобода Н.А.,
представителя административного ответчика – ФКУ ДСД «Дальний Восток» Борисовой В.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Вяземского района к Федеральному дорожному агентству, Федеральному казенному учреждению «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вяземского района обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному дорожному агентству, ФКУ ДСД «Дальний Восток» о возложении обязанности, просил обязать Федеральное дорожное агентство в срок до 01.08.2022 профинансировать ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» в целях приведения искусственного освещения автомобильной дороги А-370 «Уссури» «Хабаровск-Владивосток» на участке км.118+148 – км.122+680 г.Вяземский в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СП 52.13390.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*; обязать ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» в срок до 31.12.2022 привести искусственное освещение на указанном участке автомобильной дороги А-370 «Уссури» «Хабаровск-Владивосток» в соответствие с указанными требованиями, мотивируя тем, что прокуратурой Вяземского района дана оценка надлежащему состоянию автомобильных дорог, расположенных на территории района, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Полномочия по содержанию дорог федерального значения должны осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Согласно Положению о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. Как следует из раздела 5 Положения, Росавтодор, обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; принимает меры по обустройству автомобильных дорог общего пользования федерального значения, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций. Согласно Уставу ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе Российской Федерации Федерального дорожного агентства» учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций государственного заказчика по проектированию, строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральное дорожное агентство. Предметом деятельности Дирекции является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Дирекцией на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет за счет средств федерального бюджета, доведенных ему Федеральным дорожным агентством работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, закрепленных за учреждением. Установлено, что учреждение содержит, в том числе, автомобильную дорогу федерального значения общего пользования А-370 «Уссури» Хабаровск-Владивосток, в том числе, на участке км 12 - км 240, км 12 - км 36 (общая протяженность 276,741 км) в границах Хабаровского края. Составной частью данной дороги, в том числе является участок: км. 118 + 148 - км. 122 + 680 г. Вяземский, на котором искусственное освещение в ночное время суток отсутствует. Данный факт подтвержден актами о выявленных недостатках №№ 28 - 32 от 07.03.2021, а также от 18.06.2021. Согласно информации ФКУ ДСД «Дальний Восток» от 01.06.2021 освещение автомобильной дороги А-370 в границах г.Вяземский отсутствует, планируется выполнить работы по организации освещения в 2022 - 2024 годах. Таким образом, учреждением, овеществляющим содержание дороги, факт наличия нарушений не оспаривается. В то же время, устранение нарушений в указанный срок является только планом учреждения, при этом данный срок является необоснованно завышенным и создает угрозу безопасности дорожного движения. Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району по автомобильной дороге А-370 в границах г. Вяземский имеется 3 функционирующих опоры освещения в районе школы - интерната, иное искусственное освещение на дороге отсутствует. Из информации администрации Вяземского района от 24.06.2021 следует, что в непосредственной близости к автомобильной дороге находится 2 образовательных учреждения (КГБОУ «Школа - интернат № 12, КГБОУ СПО «Вяземский лесхоз - техникум»), в которых обучается 666 учащихся, трудоустроено 158 человек, в непосредственной близости к дороге проживает около 300 человек. Кроме того, в непосредственной близости к дороге осуществляет деятельность 31 субъект малого и среднего предпринимательства. Кроме того, к автомобильной дороге примыкают 15 автомобильных дорог местного значения. Учитывая изложенное непринятие мер к обеспечению освещения дороги создает угрозу жизни, здоровью, безопасности неопределенного круга лиц - жителей г. Вяземский, а также иных лиц, которые могут находиться на дороге. Кроме того, указанные выше нарушения законодательства о безопасности дорожного движения отражены в обращении Мамонтовой О.В., поступившем в прокуратуру района. Учитывая, что Росавтодор осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении Дирекции, то обязанностью данного органа является доведение учреждению соответствующих средств на цели приведения указанной автомобильной дороги в нормативное состояние с учетом указанных выше нарушений.
Помощник прокурора Вяземского района Лобода Н.В. при рассмотрении дела заявленные исковые требования поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительно пояснила, что, не смотря на проводимую работу ответчиком ФКУ ДСД «Дальний Восток», до настоящего времени ответчиками не представлены сведения о выделении денежных средств на работы по освещению спорного участка дороги, в связи с чем необходимость возложения на ответчиков обязанностей, указанных в административном исковом заявлении, имеется.
Представитель административного ответчика - Федерального дорожного агентства, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражения относительно заявленных прокурором исковых требований в суд не направил.
Представитель административного ответчика ФКУ ДСД «Дальний Восток» Борисова В.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании 10.11.2021 исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснила, что учреждением ведется вся необходимая работа, представила письменные возражения относительно заявленных требований, согласно которым учреждением проведена закупка (извещение №0322100024519000191 от 13.11.2019), заключен государственный контракт на проведение проектно-изыскательских работ № 0322100024519000191_80758 от 24.12.2019 «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство стационарного электрического освещения, тротуаров и автобусных остановок на автомобильной дороге А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участках км 12+000 - км 13+526 г. Хабаровск, км 23+005 - км 23+633 п. 24-й км, км 27+226 - км 29+401 п. Корфовский, км 58+714 - км 61+900 пгт Переяславка, км 72+300 - км 74+591 пгт Хор, км 77+474 - км 79+000 п. Новостройка, км 87+347 - км 89+246 с. Дормидонтовка, км 118+148 - км 122+680 г. Вяземский, км 125+860 - км 127+630 с. Отрадное, км 140+410 - км 140+916 с. Котиково, км 230+800 - км 231+700, Хабаровский край». Разработанная проектная документация получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 28.08.2021. Распоряжением от 27.09.2021 № 04/28 р утверждена проектная документация «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство стационарного электрического освещения, тротуаров и автобусных остановок на автомобильной дороге А- 370 « Уссури» Хабаровск-Владивосток». 28.10.2021 ФКУ ДСД «Дальний Восток» направило в Федеральное дорожное агентство предложение по включению объекта в ФАИП (№ДВ-03/10269 от 28.10.2021). После включения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу, учреждению будут доведены денежные средства, далее следует проведение закупочных процедур в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В судебное заседание 25.11.2021 представитель административного ответчика ФКУ ДСД «Дальний Восток» Борисова В.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.ст. 12,32 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований федерального бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог федерального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск - Владивосток отнесена к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу части 7 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ
владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из указанных положений законодательства следует, что полномочия по содержанию дорог федерального значения должны осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Согласно Положению о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Как следует из раздела 5 Положения, Росавтодор обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; принимает меры по обустройству автомобильных дорог общего пользования федерального значения, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.
Согласно Уставу ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе Российской Федерации Федерального дорожного агентства» учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций государственного заказчика по проектированию, строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ней, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральное дорожное агентство (п.1.2).
В соответствии с п.п. 2.4, 2.5 Устава дирекция обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до нее лимитов бюджетных обязательств. Дирекция отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. В случае их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Дирекции несет Федеральное дорожное агентство, осуществляющее функции и полномочия учредителя.
Как следует из раздела 3 Устава целью деятельности Дирекции является, в том числе, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным, дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере дорожного хозяйства. Предметом деятельности Дирекции является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Дирекцией на праве оперативного управления. Для достижения целей и реализации предмета деятельности Дирекция в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них исполняет функций государственного заказчика, устройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Дирекцией на праве оперативного управления, на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на оказание услуг по осуществлению строительного контроля, в том числе; организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и иных работ в дорожном хозяйстве, в том числе, на закупку и поставку материально-технических ресурсов, необходимых для реализации проектов путем организации торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе, аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах); заключение государственных контрактов по результатам размещения государственных заказов в пределах лимитов бюджетных обязательств; организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Таким образом, ФКУ ДСД «Дальний Восток» осуществляет за счет средств федерального бюджета, доведенных ему Федеральным дорожным агентством работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, закрепленных за учреждением.
Судом установлено, что ФКУ ДСД «Дальний Восток» содержит, в том числе, автомобильную дорогу федерального значения общего пользования А-370 «Уссури» Хабаровск -Владивосток, в том числе на участке с км 12 по км 752.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п.6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ 33150.
СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* распространяется на наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей. Указанный нормативный документ подлежит применению в рассматриваемом споре.
Таким образом, из указанных положений следует обязанность владельцев дорог по обеспечению автомобильных дорог искусственным освещением в темное время суток в целях безопасного движения на этих дорогах.
В то же время установлено, что в Вяземском районе на участке автомобильной дороги А-370 «Уссури» км. 118+ 148 - км. 122 + 680 г. Вяземский искусственное освещение в ночное время суток отсутствует на всем протяжении данной дороги.
Данный факт подтвержден актами о выявленных недостатках №№ 28 - 32 от 07.03.2021, а также от 18.06.2021, согласно которым по указанной дороге в границах г. Вяземский искусственное освещение отсутствует.
Согласно информации ФКУ ДСД «Дальний Восток» от 01.06.2021, освещение автомобильной дороги А-370 в границах г. Вяземский отсутствует, планируется выполнить работы по организации освещения в 2022 - 2024 годах.
То есть, ФКУ ДСД «Дальний Восток» факт отсутствия искусственного освещения на спорном участке дороги не оспаривается.
Согласно представленным документам учреждением заключен государственный контракт на проведение проектно-изыскательских работ № 0322100024519000191_80758 от 24.12.2019 «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство стационарного электрического освещения, тротуаров и автобусных остановок на автомобильной дороге А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участках км 12+000 - км 13+526 г. Хабаровск, км 23+005 - км 23+633 п. 24-й км, км 27+226 - км 29+401 п. Корфовский, км 58+714 - км 61+900 пгт Переяславка, км 72+300 - км 74+591 пгт Хор, км 77+474 - км 79+000 п. Новостройка, км 87+347 - км 89+246 с. Дормидонтовка, км 118+148 - км 122+680 г. Вяземский, км 125+860 - км 127+630 с. Отрадное, км 140+410 - км 140+916 с. Котиково, км 230+800 - км 231+700, Хабаровский край». Разработанная проектная документация получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 28.08.2021. Распоряжением от 27.09.2021 № 04/28 р утверждена проектная документация «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство стационарного электрического освещения, тротуаров и автобусных остановок на автомобильной дороге А-370 «Уссури» Хабаровск-Владивосток». 28.10.2021 ФКУ ДСД «Дальний Восток» направило в Федеральное дорожное агентство предложение по включению объекта в федеральную адресную инвестиционную программу на 2021 год и на плановый период 2022 для участка автомобильной дороги в г.Вяземском.
Административными ответчиками на момент рассмотрения дела не подтверждено включение участка автомобильной дороги в г.Вяземском в федеральную адресную инвестиционную программу на 2021 год и на плановый период 2022, доведение денежных средств на работы по освещению спорного участка автомобильной дороги.
Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району по автомобильной дороге А-370 в границах г. Вяземский имеется 3 функционирующих опоры освещения в районе школы - интерната, иное искусственное освещение на дороге отсутствует. Из информации администрации Вяземского района от 24.06.2021 следует, что в непосредственной близости к автомобильной дороге находится 2 образовательных учреждения: КГБОУ «Школа - интернат № 12», КГБОУ СПО «Вяземский лесхоз - техникум», в которых обучается 666 учащихся, трудоустроено 158 человек, в непосредственной близости к дороге проживает около 300 человек. Кроме того, в непосредственной близости к дороге осуществляет деятельность 31 субъект малого и среднего предпринимательства. Кроме того, согласно информации администрации городского поселения г. Вяземский от 23.06.2021 к автомобильной дороге примыкает 15 автомобильных дорог местного значения.
Учитывая изложенное, непринятие мер к обеспечению освещения дороги создает угрозу жизни, здоровью, безопасности неопределенного круга лиц - жителей г. Вяземский, а также иных лиц, которые могут находиться на дороге.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Таким образом, учитывая, что Росавтодор осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении ФКУ ДСД «Дальний Восток», обязанностью данного органа является доведение учреждению соответствующих средств на цели приведения указанной автомобильной дороги в нормативное состояние с учетом указанных выше нарушений.
Разрешая вопрос об установлении срока для проведения работ по устройству дорожного освещения на спорном участке автомобильной дороги, запрашиваемый административным истцом срок является разумным и достаточным.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В рассматриваемом случае прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, права которых нарушаются небезопасным состоянием автомобильной дороги, обусловленным отсутствием ее освещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180,227 КАС РФ, суд
решил :
Исковые требования прокурора Вяземского района к Федеральному дорожному агентству, Федеральному казенному учреждению «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Федеральное дорожное агентство в срок до 01.08.2022 профинансировать Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе Российской Федерации Федерального дорожного агентства» в целях приведения искусственного освещения автомобильной дороги А-370 «Уссури» «Хабаровск - Владивосток» на участке км. 118 + 148 - км. 122 + 680 г. Вяземский в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе Российской Федерации Федерального дорожного агентства» в срок до 31.12.2022 привести искусственное освещение автомобильной дороги А-370 «Уссури» «Хабаровск - Владивосток» на участке км. 118 + 148 - км. 122 + 680 г. Вяземский в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 29.11.2021.
Судья: К.А.Матвиевская