ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5352/18 от 09.11.2018 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

№ 2а-5352/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2018 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Верещагиной В.В.,

при секретаре судебного заседания Панчихиной В.В.,

с участием представителя административного истца председателя ОПО «Лемакс» Соколовой Э.С., представителя ОПО «Лемакс» Филенко А.Д., действующей по доверенности, представителей административного ответчика Администрации г.Таганрога Дзыговской О.Н. и Селезнева М.Л., действующих на основании доверенностей, представителя заинтересованного лица Городской Думы г.Таганрога Мамаенко Д.В., действующего по доверенности, представителя заинтересованного лица Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры в лице старшего помощника Ростовского межрайонного прокурора Науменко И.В., действующего по доверенности, представителя заинтересованного лица ООО «Лемакс» Дребезовой А.Н., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОПО «Лемакс» к Администрации г.Таганрога, заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура, Городская Дума г.Таганрога, Комитет по управлению имуществом г.Таганрога, ООО «Лемакс», Федоров А.И., Атепина С.А. о признании постановлений Администрации г.Таганрога Ростовской области от 03.10.2018г. №1886 и №1887 незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец объединенная профсоюзная организация «Лемакс» (далее – ОПО «Лемакс») обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Таганрога, заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура, Городская Дума г.Таганрога, Комитет по управлению имуществом г.Таганрога, ООО «Лемакс», Федоров А.И., Атепина С.А. о признании постановлений Администрации г.Таганрога Ростовской области от 03.10.2018г. №1886 и №1887 незаконными, в обоснование указав следующее.

Городской Думой г.Таганрога принято Решение от 27.09.2018г. №484, которым согласовано выставление на торги в форме аукциона право на заключение договоров аренды земельных участков, кадастровый номер , площадью 10 200 кв. м, и кадастровый номер , площадью 15 557 кв. м, разрешенное использование: «специальная деятельность», расположенных по адресу: <адрес>, около <адрес>.

На основании данного Решения Администрацией г. Таганрога приняты постановления №1886 и №1887 от 03.10.2018г. о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, утверждены условия их проведения.

Административный истец считает данные постановления незаконными и полагает, что условия аукционов в отношении указанных в оспариваемых постановлениях земельных участков могли быть утверждены лишь при наличии разрешения федеральных органов исполнительной власти; внесении таких объектов в государственный реестр объектов размещения отходов; соответствия объектов и мест их размещения санитарным и гигиеническим нормативам и требованиям; безопасности их размещения для окружающей среды и здоровья человека. Постановления Администрации г. Таганрога №1886 и №1887 от 03.10.2018г. приняты в нарушение Федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления». Оспариваемыми постановлениями утверждены условия аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, на которых согласно существующей и планируемой застройке с учетом санитарно-защитных зон не могут находиться объекты для размещения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов.

В соответствии с Уставом профсоюзной организации и положением о первичной профсоюзной организации основной целью первичной профсоюзной организации является представительство и защита социальных прав и интересов членов профсоюза в различных органах, учреждениях и организациях. В состав первичной профсоюзной организации входят 753 члена, в том числе 503 члена, работающие на территории заводов «Лемакс», расположенных по адресу: <адрес>.

Административный истец считает, что в результате принятия Администрацией г. Таганрога постановлений №1886 и №1887 от 03.10.2018г. нарушены права и интересы членов ОПО «Лемакс» на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, административный истец указал, что спорные земельные участки, на которых планируется размещение мусороперегрузочной станции, располагаются в полосе воздушных подходов аэропорта «Таганрог Южный» на удалении 3000-3200 метров от торца. В связи с этим административный истец, ссылаясь на ст.47 Воздушного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2018г. №2706, которым утвержден Порядок установления границ полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации», Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2017г. №1460, которым утверждены правила, определяющие порядок установления приаэродромной территории и выделения на приаэродромной территории подзон, устанавливающих ограничения земельных участков, полагает, что действующим законодательством запрещено размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, а не на определенных условиях, при исполнении которых размещение допускается. Так как мусороперегрузочные, мусороперерабатывающие и мусоросортировочные объекты относятся к объектам, способствующим привлечению и массовому скоплению птиц, их размещение на спорных земельных участках не допускается ни при каких условиях.

В связи с этим административный истец просит суд признать незаконными постановления Администрации г.Таганрога от 03.10.2018г. №1886 и №1887.

В судебное заседание представитель административного истца председатель ОПО «Лемакс» Соколова Э.С. явилась, поддержала доводы, указанные в иске, в дополнениях к иску, просила удовлетворить исковые требования. Полагала, что права и законные интересы членов профсоюза нарушены.

Представитель административного истца ОПО «Лемакс» Филенко А.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления, дополнений к иску, просила удовлетворить административные исковые требования. Кроме того, пояснила, что в соответствии с п.8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, не могут быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, а так же если земельный участок полностью расположен в границах с особыми условиями использования территорий. Полагала, что отсутствуют все необходимые согласования в отношении двух земельных участков, в связи с чем оспариваемые постановления являются незаконными, права и законные интересы членов профсоюза нарушены.

Представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога Дзыговская О.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, указанные в письменных возражениях на иск, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как Администрацией г. Таганрога были представлены все документы, на основании которых были принято решение Городской Думы от 27.09.2018г. №484 и оспариваемые постановления. Администрация г. Таганрога действовала в рамках своей компетенции, которая предусмотрена федеральными законами, в том числе, Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Город Таганрог». Кроме того, пояснила, что государственная экологическая экспертиза в соответствии с федеральным законом проводится в отношении проектной документации на строительство, в связи с этим у Администрации г.Таганрога отсутствовала обязанность в ее проведении. Полагала, что постановления Администрации г. Таганрога №1886 и №1887 приняты в соответствии с действующим законодательством, права истца не нарушены.

Представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога Селезнев М.Л., действующий по доверенности, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, полагал, что исковые требования являются необоснованными.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Городской Думы г.Таганрога Мамаенко Д.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме. Полагал, что профсоюз не наделен правом обращаться с иском о признании незаконными постановлений Администрации г. Таганрога от 03.10.2018г. № 1886 и № 1887 о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, поскольку данные правоотношения не связаны с трудовыми отношениями. Полагал, что оспариваемые постановления Администрации г.Таганрога были приняты уполномоченным органом, в соответствии с действующим законодательством, порядок их принятия соблюден, права административного истца не нарушены.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Лемакс» Дребезова А.Н., действующая по доверенности, поддержала доводы, указанные в отзыве на иск и дополнениях к нему, просила удовлетворить исковые требования. Полагала, что ответ войсковой части №45096 исх.№2836 от 29.09.2015г. не может являться надлежащим согласованием в отношении спорных земельных участков, так как он датирован 2015 годом, в нем не указаны кадастровые номера и адреса земельных участков. Администрацией выставлены на аукцион земельные участки, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещено размещение мусороперегрузочных станций и каких-либо иных строений, что повлечет нарушение прав не только ООО «Лемакс» и ее сотрудников, но и будущих арендаторов. Указала, что письмо ТАНТК им. Г.М. Бериева от 18.09.2018г. №16561/ЛИК не подтверждает возможность размещения мусороперегрузочных станций на спорных участках. Полагала, что иск подан уполномоченным лицом, требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые постановления Администрации г.Таганрога приняты в нарушение запретов, установленных ст.39.11 п.3 ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.47 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст.18 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.12 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп.«е» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017г. №1460 «О правилах установления приаэродромных территорий», Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540, а также в отсутствие законодательного определения и параметров размещения и использования такого понятия как «мусороперегрузочная станция».

Представитель заинтересованного лица Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры в лице старшего помощника Ростовского межрайонного прокурора Науменко И.В., действующий по доверенности, в судебном заседании обратил внимание на то, что в силу п. 5.1 ч.8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной собственности, не может быть предметом аукциона, если он расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка. Приаэродромная территория - зона с особыми условиями использования территории. В шестой подзоне приаэродромной территории запрещается размещать объект, способствующий привлечению и массовому скоплению птиц. Земельные участки, которые выставлены на аукцион, имеют вид разрешенного использования - специальная деятельность. Данная деятельность предусматривает исключительно размещение мусороперегрузочных станций. Мусор (твердые коммунальные отходы) по общему правилу способствует привлечению и массовому скоплению птиц. Кроме того, полагал, что прямая обязанность органов местного самоуправления – доказать, что принимаемые ими правовые акты в соответствии со ст.3 Федерального закона «Об окружающей среде» являются экологически безопасными. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области регулируется Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной постановлением Минприроды Ростовской области от 26.08.2016 № П-34. Вместе с тем спорные земельные участки в ней отсутствуют, т.е. их использование для обращения с ТКО на территории г.Таганрога не предусмотрено.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения извещен надлежащим образом, направил в суд пояснения относительно административного искового заявления, указав, что действующее законодательство в области охраны окружающей среды и законодательство об отходах устанавливает специальные требования и порядок проектирования, строительства и эксплуатации объектов размещения отходов, а порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе основания для ограничения их оборотоспособности, устанавливаются земельным законодательством.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области не явился, о времени, дате и месте его проведения извещен надлежащим образом, направил в суд пояснения относительно административного искового заявления, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г.Таганрога в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Заинтересованные лица Федоров А.И., Атепина С.А. в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте его проведения извещались судом надлежащим образом, в суд вернулись конверты с отметкой «истек срок хранения». Юридически значимое сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК Российской Федерации). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Суд предпринял меры для надлежащего извещения заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения дела, извещение о времени, дате и месте рассмотрения дела было направлено в адрес заинтересованных лиц заблаговременно, возвращено по истечении срока хранения.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Дело в отсутствие неявившихся лиц рассмотрено в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Ч.3 ст.40 КАС Российской Федерации установлено, что общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом. Федеральным законом от 12.01.1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» предусмотрено, что профсоюзы могут от своего имени предъявлять иски в защиту интересов членов профсоюза.

Ч.2 ст. 218 КАС Российской Федерации установлено, что в случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Учитывая все обстоятельства дела, тот факт, что административный истец полагает, что оспариваемыми постановлениями нарушены права и интересы членов ОПО «Лемакс» на благоприятную окружающую среду, принимая во внимание вышеуказанные законоположения, суд считает, что данное административное исковое заявление подано в суд уполномоченным лицом.

В соответствии с п. 3 и п.24. ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Ростовской области от 05.02.2013г. №48 утверждена Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области до 2020 года.

В соответствии с п.1.3 раздела III Текущее состояние и стратегические направления экологического развития Ростовской области (1. Утилизация отходов производства и потребления. Ликвидация накопленного экологического ущерба) предусмотрено осуществление ряда первоочередных мер, в том числе, строительство в рамках межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов новых объектов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства - полигонов, мусороперерабатывающих и мусоросортировочных комплексов, мусороперегрузочных станций.

Ч.6 ст.43 Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом.

Ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Уполномоченным органом согласно положениям статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации являются исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков. Так, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п.1. ст.11). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2 ст.11).

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Абзацем первым пункта 4 статьи 447 ГК Российской Федерации установлено, что аукцион является одной из форм торгов как способа заключения договора.

Приведенные выше правовые нормы предусматривают право органов местного самоуправления на принятие решений о проведение аукционов, как на продажу земельного участка, так и на заключение договора аренды земельного участка.

Ч.1 ст.6 Решения Городской Думы г. Таганрога от 01.07.2013г. №567 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Таганрог» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования «Город Таганрог» самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом определены Уставом муниципального образования «Город Таганрог».Согласно п.7 ч.3 ст.35 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного Решением Городской Думы г. Таганрога от 03.06.2011г. №318, в полномочия Городской Думы г.Таганрога входит согласование выставления на торги по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Таганрога, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах города Таганрога, либо по продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков, за исключением земельных участков, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии со ст.41 Устава г. Таганрога Администрация г.Таганрога под руководством главы Администрации г.Таганрога осуществляет полномочия, в том числе, участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п.31 ч.1 ст.41); распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.34 ч.1 ст.41); исполняет иные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными и областными законами, настоящим Уставом (п.69 ч.1 ст.41).

Судом установлено, что Городской Думой г.Таганрога 27.09.2018г. принято Решение №484, которым согласовано выставление на торги в форме аукциона прав на заключение договоров аренды земельных участков кадастровый номер , площадью 10200 кв.м и кадастровый номер , площадью 15557 кв.м, разрешенное использование: «специальная деятельность», расположенных по адресу: <адрес>, около <адрес>. Администрации г.Таганрога поручено обеспечить выставление на торги в форме аукциона прав на заключение договоров аренды.

В соответствии с Решением Городской Думы г. Таганрога от 27.09.2018г. №484 03.10.2018г. приняты постановления Администрации г. Таганрога №1886 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес> и №1886 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, которые подписаны главой Администрации г. Таганрога А.В. Лисицким.

Данными постановлениями утверждены условия аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков кадастровый номер , площадью 10200 кв.м и кадастровый номер , площадью 15557 кв.м, разрешенное использование: «специальная деятельность», расположенных по адресу: <адрес>, около <адрес>, <адрес>и. Комитету по управлению имуществом г.Таганрога поручено провести аукционы на право заключения договоров аренды указанных участков и заключить договоры аренды по результатам аукционов сроком на 10 лет.

Согласно п.23 ч.6 ст.38.1 Устава г. Таганрога глава Администрации г.Таганрога издает постановления и распоряжения Администрации г.Таганрога, организует исполнение в пределах своей компетенции Решений Городской Думы г.Таганрога, постановлений и распоряжений Администрации г.Таганрога.

П.5.2 Регламента работы Администрации г. Таганрога, утвержденного распоряжением Администрации г. Таганрога от 22.05.2017г. №94, установлено, что постановления и распоряжения Администрации г.Таганрога подписывает глава Администрации г.Таганрога.

Как следует из материалов дела, в установленном порядке данные проекты оспариваемых постановлений согласованы всеми уполномоченными должностными лицами Администрации г. Таганрога, в том числе заместителем главы Администрации г. Таганрога по вопросам экономики, начальником правового управления Администрации г.Таганрога, председателем Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, главным архитектором г. Таганрога.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Администрацией г. Таганрога получены ответы из уполномоченных органов о технической возможности подключения объектов к инженерным, электрическим сетям, сетям водоснабжения и водоотведения, к иным коммуникациям, получены все необходимые согласования и положительные заключения уполномоченных органов, в том числе, положительные заключения председателя комитета по архитектуре и градостроительству - главного архитектора г. Таганрога в отношении земельных участков, указанных в оспариваемых постановлениях Администрации г. Таганрога (заключения от 18.09.2018г. исх.№6031/2971 и исх. №6031/2970).

Так, согласно данным заключениям комитет по архитектуре и градостроительству г.Таганрога считает возможным проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков кадастровый номер , площадью 10200 кв.м и кадастровый номер , площадью 15557 кв.м, разрешенное использование: «специальная деятельность», расположенных по адресу: <адрес>, около <адрес>, <адрес>, размещаемые объекты «мусороперегрузочная станция».

При этом суд принимает во внимание, что вышеуказанные положительные заключения главного архитектора г. Таганрога подготовлены на основании полученной информации от отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Таганрога (письмо от 18.09.2018г. №60.2.6/1524), председателя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области И.В. Грунского (на №60.2/2456 от 12.09.2018г., №60.2/2455 от 12.09.2018), с учетом приказа Минкультуры России и Минрегиона от 29.07.2010г. №418/339, на основании которого г.Таганрог включен в перечень исторических поселений федерального значения.

Данные заключения комитета по архитектуре и градостроительству приняты также с учетом ответов, полученных от ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» и от старшего авиационного начальника аэродрома Таганрог-Центральный.

Из письма от 18.09.2018г. №16562/ЛИК Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева следует, что комиссия по согласованию размещения и строительства объектов на приаэродромной территории и в районе аэродрома Таганрог (Южный), рассмотрев письмо Администрации г. Таганрога с целью согласования размещения планируемого объекта – мусороперегрузочная станция высотой 15 м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, пришла к выводу, что объект строительства по указанному адресу не является высотным препятствием, не требует размещения маркировочных знаков (светоограждения) и не окажет влияния на безопасность полетов воздушных судов в районе аэродрома Таганрог (Южный).

Согласно письму войсковой части 45096 от 29.09.2015г., направленному председателю комитета по архитектуре и градостроительству – главному архитектору г. Таганрога на его запрос от 12.08.2015г. о согласовании размещения мусороперегрузочной станции ТБО данный запрос согласован при соблюдении следующих условий: строгое соблюдение технологических процессов и разработки комплекса мероприятий, способствующих отпугиванию птиц, а также исключения их массового скопления.

Доводы представителя административного истца и представителя заинтересованного лица ООО «Лемакс» о том, что данный ответ войсковой части 45096 датирован 2015 годом, а запрос Администрации г. Таганрога был направлен только в сентябре 2018г., на который не получен ответ, не могут быть приняты судом во внимание, так как указанное согласование размещения мусороперегрузочной станции до настоящего времени войсковой частью 45096 не отозвано, является действующим. Доказательств обратного, а также доказательств наличия отрицательного заключения войсковой части 45096 суду представлено не было. Доводы о том, что в ответе войсковой части 45096 от 29.09.2015г. не указаны кадастровые номера земельных участков, их адреса, также не могут быть приняты во внимание, так как требований по оформлению таких ответов действующим законодательством не предусмотрено. При этом из ответа войсковой части 45096 следует, что данное согласование осуществлено в отношении планируемого объекта - мусороперегрузочной станции в районе аэродрома Таганрог (Центральный)

В связи с этим доводы представителей административного истца и представителя заинтересованного лица ООО «Лемакс» о том, что на земельных участках, указанных в оспариваемых постановлениях Администрации г. Таганрога, не может быть размещена мусороперегрузочная станция, что данные земельные участки согласованы в нарушение действующего законодательства, в том числе, в нарушение ст.47 Воздушного кодекса Российской Федерации, несостоятельны.

Решением Городской Думы г. Таганрога от 25.12.2012г. №506 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог».

Согласно регламенту территориальной зоны П4 – зона размещения производственных объектов IV класса опасности.

В соответствии с основным видом разрешенного использования «специальная деятельность» данной территориальной зоны регламентирован размещаемый объект «мусороперегрузочная станция».

Соответственно указаны и предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно:

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков - не ограничено.

2. Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений - не ограничено.

3. Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений - не ограничено.

4. Максимальный процент застройки - не ограничено.

5. Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

6. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1998г. №89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления»).

С учетом изложенного доводы представителей административного истца, заинтересованного лица ООО «Лемакс» о том, что в отношении спорных земельных участков в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, суд признает несостоятельными.

Суд принимает во внимание, что размещение, хранение, захоронение, обработка, утилизация и обезвреживание отходов отсутствуют в предельных параметрах указанного выше вида разрешенного использования. В связи с этим доводы представителя заинтересованного лица ООО «Лемакс» о нарушении административным ответчиком требований Федеральных законов «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об отходах производства и потребления» являются несостоятельными.

Доводы представителя заинтересованного лица ООО «Лемакс» Дребезовой А.Н. о том, что письмо ТАНТК им. Г.М. Бериева от 18.09.2018г. №16561/ЛИК не подтверждает возможность размещения мусороперегрузочных станций на спорных земельных участках, так как в нем не указаны их кадастровые номера и адреса, являются необоснованными. Так, из запроса Администрации г. Таганрога от 11.09.2018г. №60.3.1/2859, адресованного генеральному директору ТАНТК им. Г.М. Бериева, на который получен вышеуказанный ответ-согласование, следует, что данный запрос направлен с целью согласования размещения планируемого объекта (мусороперерабатывающей станции), расположенного по адресу: <адрес><адрес>, земельные участки с кадастровыми номерами , .

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011г. №792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.

Согласно п.16 вышеуказанного Порядка государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Доводы административного истца и его представителей о том, что данные объекты не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, являются необоснованными, так как доказательств того, что на земельных участках, указанных в оспариваемых постановлениях Администрации г. Таганрога, в настоящее время эксплуатируются объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, административным истцом, его представителями суду представлено не было.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018г. №1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее - Правила).

Согласно п.п. «а» п.30 данных Правил основаниями для корректировки территориальной схемы, в том числе, является изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

П.5 Правил устанавливает, что Территориальная схема включает следующие разделы: нахождение источников образования отходов; количество образующихся отходов; целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; сведения о зонах деятельности региональных операторов; электронная модель территориальной схемы; приложения.

С учетом всех обстоятельств дела, вышеуказанных положений Правил, доводы старшего помощника Ростовского межрайонного прокурора Науменко И.В. о том, что данные земельные участки не включены в Территориальную схему обращения с отходами Ростовской области, не могут быть приняты во внимание, так как в ходе рассмотрения дела доказательств того, что на спорных земельных участках имеются источники образования отходов, места накопления отходов, объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, суду представлено не было.

В соответствии с п.5.1 ч.8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации федеральным законодателем установлен запрет на проведение аукциона в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.

Ссылка старшего помощника Ростовского межрайонного природоохранного прокурора на п. 5.1 ч.8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что спорные земельные участки не могут быть предметом аукциона на право заключения договоров аренды, не может быть принята судом во внимание, так как в отношении земельных участков, указанных в оспариваемых постановлениях, установлен вид разрешенного использования – специальная деятельность, в данном случае решение о проведении аукционов принимается уполномоченным органом, а не по заявлению граждан или юридических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.50 Устава г. Таганрога Городская Дума г. Таганрога по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, областными законами, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Таганрога, а также решения по вопросам организации деятельности Городской Думы города Таганрога и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, областными законами, настоящим Уставом.

Как установлено судом, оспариваемые постановления Администрации г.Таганрога приняты во исполнение Решения Городской Думы г. Таганрога от 27.09.2018г. №484, которым согласовано выставление на торги в форме аукциона право на заключение договоров аренды земельных участков, кадастровый номер , площадью 10 200 кв. м, и кадастровый номер , площадью 15 557 кв. м, разрешенное использование: «специальная деятельность», расположенных по адресу: <адрес>, около <адрес>, <адрес>

Данное Решение Городской Думы г.Таганрога не признано в установленном порядке незаконным, не изменено и не отменено, не признано утратившим силу. Доказательств обратного суду представлено не было.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановления Администрации г. Таганрога от 03.10.2018г. №1886 и №1887 являются законными, приняты в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, подписаны уполномоченным должностным лицом - главой Администрации г.Таганрога, при принятии данных муниципальных правовых актов соблюдены порядок их принятия, предусмотренный федеральным законодательством, Уставом муниципального образования «Город Таганрог», а также требования, предусмотренные главой 5 Регламента Администрации г. Таганрога (Подготовка, согласование и издание постановлений и распоряжений Администрации города Таганрога, распоряжений и приказов заместителей главы Администрации города Таганрога, управляющего делами Администрации города Таганрога), утвержденного распоряжением Администрации г.Таганрога от 22.05.2017г. №94.

Согласно ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В связи с этим обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возложена на административного истца, соблюдение должностным лицом, чьи действия (бездействие) обжалуются, требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу закона (ст.227 КАС Российской Федерации) суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Административный истец в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации не представил в ходе рассмотрения настоящего административного дела относимых, допустимых доказательств в подтверждение своих доводов о нарушении своих прав и законных интересов, не обосновал, какие неблагоприятные последствия наступили вследствие этого для него.

Разрешая заявленные требования, оценивая собранные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, принимая во внимание тот факт, что нарушение прав и законных интересов административного истца не нашел своего объективного подтверждения при рассмотрении дела, суд приходит к выводу, что наличия совокупности таких условий при разрешении административного искового заявления не установлено.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ОПО «Лемакс» к Администрации г.Таганрога, заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура, Городская Дума г.Таганрога, Комитет по управлению имуществом г.Таганрога, ООО «Лемакс», Федоров А.И., Атепина С.А. о признании постановлений Администрации г.Таганрога Ростовской области от 03.10.2018г. №1886 и №1887 незаконными - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 15.11.2018г.

Председательствующий В.В.Верещагина