ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-541/2021 от 03.02.2021 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2а- /21 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«03» февраля 2021г. г.Владикавказ

Советский районный суд г.Владикавказ РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Амбаловой Ж.Х.,

при секретаре Кесаевой Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> РСО-Алания в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению (МБДОУ) Детский сад <адрес> РСО-Алания, АМС <адрес> РСО-Алания, третье лицо – Управление образования АМС <адрес>, о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения закона,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> РСО-Алания обратился в суд с административным исковым заявлением к МБДОУ Детский сад <адрес>, АМС <адрес>, в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности учащихся общеобразовательного учреждения, обязании АМС <адрес> произвести финансирование МБДОУ Детский сад <адрес> в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной и террористической безопасности, обязании МБДОУ Детский сад <адрес> РСО-Алания устранить выявленные нарушения пожарной и террористической безопасности не позднее двух месяцев с момента финансирования указанных мероприятий о дня вступления в силу решения суда.

В обоснование своих требований, со ссылками на Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административный истец указал, что Прокуратурой <адрес> на постоянной основе проводятся проверки образовательных учреждений района на предмет соблюдения требований действующего законодательства о пожарной и террористической безопасности.

В ходе проведенной в 2018г. проверки в МБДОУ Детский сад <адрес> установлено, что руководством дошкольного образовательного учреждения не в полной мере обеспечивается пожарная и террористическая защищенность образовательного учреждения.

Так, отсутствуют протокол испытаний качества огнезащитной обработки конструкций чердачного помещения (п.21 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»); на дверях по путям эвакуации отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (п.6.18 СНиП 21-01-97); АПС и СОУЭ находятся в неисправном состоянии (п.61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»); запоры на дверях эвакуационных выходов, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (частично) (п.35 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»); в электрощитовой (электрощита) размещены (складируются) горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы (п.42 «ж» Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»); на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (п.12 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»).

Обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, установлены Требованиями к антитеррористической защищенности указанных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ....

Вместе с тем, криминогенная обстановка в регионе, проведение КТО в соседних республиках, обязывает принимать адекватные обстановке меры антитеррористической защищенности и технической укрепленности объектов образования, расположенных на территории района.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной и террористической безопасности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Названные нарушения послужили основанием для внесения прокурором района представления в 2018г. в адрес Главы АМС <адрес>, однако выявленные нарушения в полном объеме до настоящего времени не устранены.

В судебном заседании ст.помощник прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 административные исковые требования Прокурора <адрес> полностью поддержала, обосновав их обстоятельствами и доводами, указанными в административном иске и просила признать незаконным бездействие МБДОУ Детский сад <адрес> и АМС <адрес>, выразившегося в непринятии мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности учащихся образовательного учреждения; обязать АМС <адрес> произвести финансирование МБДОУ Детский сад <адрес> в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной и террористической безопасности; обязать МБДОУ Детский сад <адрес> устранить выявленные нарушения пожарной и террористической безопасности не позднее двух месяцев с момента финансирования указанных мероприятий АМС <адрес>.

Административный ответчик в лице заведующей МБДОУ Детский сад <адрес> в судебном заседании признала исковые требования, пояснив, что действительно указанные в иске требования пожарной и террористической безопасности исполнены не в полном объеме ввиду отсутствия финансирования. Самостоятельно устранить выявленные нарушения противопожарной безопасности они не могут.

Представитель административного ответчика АМС <адрес> РСО-Алания по доверенности от 18.01.2021г. ФИО3 исковые требования не признал и пояснил, что работа по устранению нарушений правил пожарной безопасности проводится, но с учетом финансирования дошкольных образовательных учреждений не все удается сделать.

Представитель Управления образования АМС <адрес> РСО-Алания по доверенности от 14.01.2021г. ФИО4 пояснил, что причина указанных в иске нарушений – дефицит бюджетных средств. Средства, предусмотренные в бюджете города для дошкольных образовательных учреждений, не достаточны для того, чтобы финансировать устранение выявленных нарушений пожарной и террористической безопасности.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Восстановление нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц возможно путем предъявления прокурором в суд, в соответствии с п. 4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1 ст.39 КАС РФ, административного искового заявления, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из заявленных административных требований, прокурором оспаривается бездействие МБДОУ Детский сад <адрес> и АМС <адрес>, выразившееся в непринятии мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности воспитанников дошкольного образовательного учреждения, а также обязании МБДОУ Детский сад <адрес> устранить выявленные нарушения пожарной и террористической безопасности не позднее двух месяцев со дня финансирования и обязании АМС <адрес> произвести финансирование МБДОУ Детский сад <адрес> в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной и террористической безопасности.

Прокуратурой <адрес> на постоянной основе проводятся проверки образовательных учреждений района на предмет соблюдения требований действующего законодательства о пожарной и террористической безопасности.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

В ходе проведенных в 2018г. проверок в МБДОУ Детский сад установлено, что руководством дошкольного образовательного учреждения не в полной мере обеспечивается пожарная и террористическая защищенность образовательного учреждения.

Так, в МБДОУ Детский сад отсутствует протокол испытаний качества огнезащитной обработки конструкций чердачного помещения (п.21 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»); на дверях по путям эвакуации отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (п.6.18 СНиП 21-01-97); АПС и СОУЭ находятся в неисправном состоянии (п.61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»); запоры на дверях эвакуационных выходов, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (частично) (п.35 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»); в электрощитовой (электрощита) размещены (складируются) горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы (п.42 «ж» Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»); на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (п.12 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»).

В соответствии с нормами ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму являются системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009г, основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, данный федеральный закон и другие федеральные законы, и нормативно-правовые акты.

Пункты 1 и 7 ст. 2 Федерального Закона «О противодействии терроризму» устанавливают принципы противодействия терроризму, среди которых обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

Обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации установлены Требованиями к антитеррористической защищенности указанных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017г. .

Вместе с тем, криминогенная обстановка в регионе, проведение контртеррористических операций в соседних республиках, обязывает принимать адекватные обстановке меры антитеррористической защищенности и технической укрепленности объектов образования, расположенных на территории района.

В силу пунктов 7.1, 8, 10, 13 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной и террористической безопасности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Названные нарушения послужили основанием для внесения прокурором района представления в 2018г. в адрес Главы АМС <адрес>, однако выявленные нарушения в полном объеме до настоящего времени не устранены.

Как следует из ответа заместителя главы администрации – начальника Управления образования Р.Гозюмова от 18.04.2018г. на представление прокурора, наличие на объектах образования нарушений правил пожарной безопасности связано с дефицитом бюджетных средств.

04.08.2020г. заместитель начальника ОНД и ПР по <адрес> управления МЧС России по РСО-Алания ФИО5 обратился к прокурору <адрес> РСО-Алания с письмом о противопожарном состоянии образовательных организаций в РСО-Алания ().

По МБДОУ Детский сад <адрес> указаны вышеперечисленные нарушения.

Указанные нарушения в ходе рассмотрения дела были установлены и не оспаривались заведующей МБДОУ Детский сад .

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Прокурора <адрес> РСО-Алания подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие необходимого источника финансирования не является обстоятельством, освобождающим административных ответчиков от исполнения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., а также не исполнения требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Прокурора <адрес> РСО-Алания в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад <адрес> и Администрации местного самоуправления <адрес>, выразившегося в непринятии мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности учащихся образовательного учреждения.

Обязать Администрацию местного самоуправления <адрес> произвести финансирование Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад <адрес> РСО-Алания в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной и террористической безопасности.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад <адрес> устранить выявленные нарушения пожарной и террористической безопасности не позднее двух месяцев с момента финансирования Администрацией местного самоуправления <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания в течение месяца.

Судья- Амбалова Ж.Х.