ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-584/20 от 20.02.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Фуфачевой Л.С.,

с участием административного истца Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Касьяненко В.И., представителя административного ответчика Правительства Иркутской области Якушина Д.Ю., действующего на основании доверенности от 06.11.2019 , представившего диплом о высшем юридической образовании , представителя заинтересованного лица министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Литвиновой Т.Г., действующей на основании доверенности от 21.01.2019 , представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» от 31.01.2006, представителя заинтересованного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Капитоновой А.А., действующей на основании доверенности от 25.12.2019 , представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» от 31.05.2008, представителя заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Филиппова А.В., действующего на основании доверенности от 30.12.2019 , представившего диплом о высшем юридическом образовании АНО ВПО «Московский областной гуманитарный институт» от 23.04.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-584/2020 по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о возложении обязанности обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде, разработку проекта мероприятий по ликвидации экологических последствий, возложении обязанности передать сведения для включения объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее по тексту – министерство) о возложении обязанности провести оценку объекта накопленного вреда окружающей среде - купола загрязненных подземных вод, расположенного в районе промышленной площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината; возложении обязанности передать в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения объекта накопленного вреда окружающей среде - купола загрязненных подземных вод, расположенного в районе промышленной площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления органами государственной власти, установлено, что с 1966 года по 2013 г.г. на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате осуществлялось химически опасное производство по варке целлюлозы, образовавшийся в результате технологических утечек купол загрязненных подземных вод существует как объект накопленного экологического вреда. В ходе проверки проведено обследование территории промышленной площадки ОАО «БЦБК», произведен отбор проб природной воды из десяти береговых скважин, трех наблюдательных скважин, а также отбор почв на территории промплощадки в границах земельного участка с кадастровым номером 38:25:020103:2, установлено увеличение дренирования загрязнений из эпицентра их локализации (территория промплощадки) в сторону озера Байкал вследствие прекращения функционирования перехватывающего забора. Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. До настоящего времени министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, как исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по охране окружающей среды, охраны озера Байкал, а также реализации государственных программ Иркутской области в сфере окружающей среды, не проведена оценка объекта накопленного вреда, меры по включению в государственный реестр объектов накопленного вреда не приняты. В результате токсичные загрязненные подземные воды продолжают оказывать негативное воздействие на озеро Байкал, тогда как комбинат прекратил свою деятельность. Президентом Российской Федерации дано поручение обеспечить включение в государственный реестр объектов накопленного вреда на Байкальской природной территории, включая подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающие воздействие на озеро Байкал. Исполнение данного поручения невозможно без проведения министерством работ по оценке объекта накопленного вреда окружающей среде – купола загрязненных подземных вод, расположенного в районе промышленной площадки ОАО «БЦБК».

В письменном отзыве представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Литвинова Т.Г. требования не признала, мотивируя тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 80.1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти. Поскольку спорный объект накопленного вреда окружающей среде (купол подземных вод) располагается под главным корпусом ОАО «БЦБК», земельный участок под которым и сам корпус, не находится в собственности Иркутской области, таким образом, осуществление работ, перечисленных в статье 80.1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ, не входит в компетенцию министерства. По мнению представителя, предметом иска может являться не «купол загрязненных подземных вод», а источник загрязнения на поверхности земли и в зоне аэрации, который ранее не изучался и не оценивался.

05.02.2020 в соответствии со ст. 62 КАС РФ административный истец Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, представил заявление об уточнении требований. С учетом уточнений, просит суд возложить обязанность на Правительство Иркутской области в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, разработку проекта мероприятий по ликвидации экологических последствий его деятельности и их реализацию; возложить обязанность на Правительство Иркутской области по результатам проведения работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, передать в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения объекта (объектов) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. В обоснование требований административный истец указал, что расположенные в районе промплощадки земли вследствие многолетней деятельности комбината подверглись существенному антропогенному воздействию. В ходе проверки проведен отбор проб почв на 4 пробных площадках с целью определения негативного воздействия на почву загрязняющих веществ, зафиксировано превышение показателей концентрации загрязняющих веществ на почве на территории промплощадки ОАО «БЦБК» относительно фоновой концентрации, что указывает на загрязнение почвы. В денежном выражении уровень причиненного ущерба, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238), составил 22750700 руб. Использование загрязненных земель осуществляется с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, в связи с чем Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой в письме от 28.09.2018 первому заместителю Губернатора Иркутской области Болотову Р.Н. сообщалось о необходимости проведения работ по специальному обследованию загрязненных земель, однако до настоящего времени такие работы не проведены. Обращает внимание, что реализация мероприятий по экологической безопасности отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения. В соответствии с п. 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542) организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Разделом III Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 № 847) предусмотрено, что реализация ее отдельных мероприятий позволит создать благоприятные условия жизнедеятельности для населения, проживающего на Байкальской природной территории. Реализация мероприятий программы по ликвидации и утилизации накопленных отходов в результате деятельности ОАО «БЦБК» будет охватывать территорию г. Байкальска численностью 13,6 тыс. человек, что приведет к сокращению площадей с высоким и экстремально высоким загрязнением на 1,61 кв.м. В соответствии с разделом V Федеральной целевой программы реализация мероприятия осуществляется путем предоставления бюджетных ассигнований в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению природоохранных мероприятий. В соответствии с государственной программой Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 гг. (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2018 № 776-пп) к мероприятиям программы отнесена ликвидация негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК», исполнителем мероприятий определено министерство природных ресурсом и экологии Иркутской области. В соответствии с п. 6 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26.07.2013 № 282-пп) разработка и реализация государственной программы осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями, участниками государственной программы, участниками мероприятий государственной программы. Следовательно, Правительством Иркутской области допущено бездействие, выраженное в неисполнении обязанности по выявлению, оценке и учету объектов (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а также непринятии предусмотренных ст.ст. 80.1, 80.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004, п.п. 3 и 5 Поручения Президента Российской Федерации от 12.09.2019 № Пр-1818 мер по организации специального обследования земель, подвергшихся химическому загрязнению. Исполнение Поручений Президента Российской Федерации невозможно без проведения органами государственной власти Иркутской области работ по выявлению, оценке объекта накопленного вреда окружающей среде – купола (очага) загрязненных подземных вод, расположенного в районе промплощадки БЦБК, а также обследования земель, подвергшихся химическому загрязнению в результате деятельности БЦБК. Обращение прокурора с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Определением суда от 05.02.2020 произведена замена ненадлежащего административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области надлежащим – Правительством Иркутской области. Принято к производству суда заявление об уточнении требований.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Капитонова А.А. (доверенность от 25.12.2019 № ОК/02-8809) требования полгала подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что Управление участвовало в прокурорской проверке исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на промплощадке ОАО «БЦБК», по результатам лабораторных исследований сделаны выводы об увеличении дренирования загрязнений из эпицентра их локализации (территория промплощадки) в сторону озера Байкал вследствие прекращения функционирования перехватывающего водозабора.

В письменном отзыве врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Савиных Д.Ф. требования полагал подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5 «Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила» устанавливают гигиенические требования по предотвращению такого воздействия хозяйственной или иной деятельности на подземные воды, которое может привести к ограничению использования этих вод для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также оказывать влияние на здоровье населения. Санитарная охрана подземных вод осуществляется, в том числе при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золотоотвалов. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты.

В судебном заседании административный истец Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Касьяненко В.И. требования поддержал с учетом уточнений по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, на удовлетворении требований настаивал.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Иркутской области Якушин Д.Ю. требования не признал, мотивируя это тем, что ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право органов государственной власти субъекта проводить оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, такой обязанности федеральным законом не закреплено.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов Иркутской области Литвинова Т.Г. требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области Капитонова А.А. требования полагала подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Филлипов А.В. требования полагал подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела, своих представителей не направили.

В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с абз. 2 ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу ст. 6 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением двадцатой сессии Комитета мирового наследия ООН (ЮНЕСКО) по вопросам защиты мирового культурного и природного наследия, состоявшейся 2-7 декабря 1996 года в Мадриде, озеро Байкал внесено в список объектов мирового природного наследия.

Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории.

В центральной экологической зоне запрещается размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» количество относящихся к категориям особо опасных и высокоопасных для уникальной экологической системы озера Байкал вредных веществ в сбросах хозяйственных и иных объектов, расположенных в центральной экологической и буферной экологической зонах, не должно превышать такое количество при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов.

Концентрации вредных веществ всех категорий опасности для уникальной экологической системы озера Байкал в сбросах и выбросах не должны превышать нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных для каждой из экологических зон.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу ст. 14 ЗК РФ земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На таких землях и земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 № 112 утверждены правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, которые определяют порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению (далее именуются - загрязненные земли), проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.

В соответствии с п. 2 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 № 112) загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением: переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель; используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции; используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

В соответствии с п. 3 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 № 112) оценка характера и уровня загрязнения земель, а также определение показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека или окружающую среду, обусловленного загрязнением, осуществляются на основании нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, радиационной безопасности и охраны окружающей среды.

С целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.

В соответствии с п. 1 ст. 80.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующей организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 80.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п. 1 ст. 80.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 80.1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление: объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель; уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков; наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти (п. 3 ст. 80.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в п. 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (п. 4 ст. 80.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу п. 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542) организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542) организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект); в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Как следует из материалов дела, Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления органами государственной власти Иркутской области.

В ходе проверки установлено, что открытым акционерным обществом «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее по тексту – ОАО «БЦБК») с 1966 по 2013 гг. осуществлялось химически опасное производство по варке целлюлозы. В 1998-1999 г.г. Ангарской геологической экспедицией ГФ УГП «Иркутскгеология» по заказу ОАО «БЦБК» проведены эколого-гидрогеологические работы в северо-западной части промплощадки БЦБК в целях ликвидации влияния промстоков на озеро Байкал (отчет эколого-гидрогеологической партии по работам в 1998-1999 г.г., утвержден начальником Ангарской геологической экспедиции 01.11.1999). По результатам исследований установлено, что объем загрязненных подземных вод достигает 1,5 млн куб. м, средняя глубина техногенного влияния составляет 52 м, площадь ореола загрязнения недр оценивается 50 га.

На территории БЦБК ФГБУ «Гидроспецгеология» ведется экологический мониторинг состояния недр, в том числе подземных вод посредством эксплуатации мониторинговых скважин, в том числе, на территории промплощадки БЦБК, один раз в три месяца осуществляется отбор подземных вод для проведения гидрохимического исследования из обслуживаемых скважин (сведения о результатах мониторинга состояния подземных вод на территории Сляюдянского района Иркутской области за 4 квартал 2019 года; дежурные графики состояния подземных вод по данным автоматизированных систем наблюдения по 4 пунктам за 4 квартал 2019 года; протоколы лабораторных испытаний по 4 пунктам за 4 квартал 2019 года; данные по классам опасности загрязняющих веществ).

Гидрохимическое исследование проводится филиалом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО». Гидрохимическое исследование образцов подземных вод согласно графику проведено в октябре 2019 года. Результаты исследования свидетельствуют о наличии в настоящий момент опасных загрязняющих веществ в подземных водах, которые относятся к различным классам опасности от первого до четвертого класса.

Судом установлено, что Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора, с привлечением Филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО», осуществлявшего лабораторное сопровождение, принято участие в прокурорской проверке исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на промплощадке ОАО «БЦБК».

Так, в ходе проверки проведено обследование территории промплощадки ОАО «БЦБК», произведен отбор проб природной воды из десяти береговых скважин, трех наблюдательных скважин, а также отбор проб почв на территории промплощадки в границах земельного участка с кадастровым номером 38:25:020103:2.

При анализе полученных результатов исследований сделаны выводы: 1) исходя из принятого критерия оценки воздействия загрязненного подземного водного горизонта на озеро Байкал усматривается увеличение концентраций потенциально опасных загрязняющих веществ; 2) концентрация загрязняющих веществ в наблюдательных скважинах промплощадки существенно превышает концентрации этих загрязняющих веществ в пробах из береговых скважин по большинству показателей; 3) увеличение спектра показателей величины значений концентрации загрязняющих веществ, полученных из скважин промплощадки по сравнению с береговыми, свидетельствует о наличии градиента распространения загрязнений из очага, находящегося в районе производственного корпуса; 4) выявленная для наблюдательных береговых скважин тенденция превышения значений показателей, полученных в ходе проверки, в сравнении с данными результатов проверки ОАО «БЦБК» в 2016 году, для наблюдательных скважин промплощадки отсутствует.

На основании изложенного установлено: 1) для определения площади загрязненного горизонта купола подземных вод необходимо обустройство сети наблюдательных скважин, с целью определения радиуса воздействия очага загрязнения на подземные воды; 2) загрязненный горизонт подземных вод под территорией ОАО «БЦБК» продолжает оказывать негативное воздействие на озеро Байкал, устойчивая динамика, указывающая на снижение степени этого воздействия, не выявлена;3) для оценки степени опасности очага загрязнения подземных вод для озера Байкал необходимо возобновление наблюдения специализированной организацией гидрохимических показателей вод сети наблюдательных скважин; 4) для снижения степени воздействия очага загрязнения подземных вод на озеро Байкал необходимо возобновление функционирования перехватывающего водозабора либо разработка иных мероприятий по ликвидации очага загрязнения с учетом данных мониторинга, которые бы позволили уточнить эффективность перехватывающего водозабора.

Как следует из заключения Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 06.07.2018 в части земельного надзора, произведен отбор проб почв на 4 пробных площадках (3 пробных площадки на территории ОАО «БЦБК», 1 фоновая) на территории промплощадки ОАО «БЦБК» с целью определения негативного воздействия на почву загрязняющих веществ в результате деятельности ОАО «БЦБК». Определение компонентов для исследования почв осуществлялось в соответствии с перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р в рамках аккредитации ФГБУ «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону»; установлено превышение показателей концентрации загрязняющих веществ в почве на территории промплощадки ОАО «БЦБК» относительно фоновой концентрации, что указывает на загрязнение почвы.

Как следует из заключения, откачка со скважин перехватывающего водозабора прекращена после 14.10.2013. В рамках проверки установлено, что загрязненный горизонт подземных вод под территорией ОАО «БЦБК» продолжает оказывать негативное воздействие на озеро Байкал. В нарушение ч.ч. 3, 4 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» проектная документация по организации и проведению работ по выводу из эксплуатации или консервации объектов ОАО «БЦБК», в том числе системы перехватывающего водозабора, с предусмотренными мероприятиями по восстановлению природной среды отсутствует. В нарушение требований земельного законодательства (ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации) мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе иными веществами и микроорганизмами, загрязнениям отходами производства и потребления и другого негативного воздействия на территории промплощадки ОАО «БЦБК» не проводятся.

В денежном выражении уровень причиненного ущерба почвам, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238), составил 22750700 руб.

Исследованными документами подтверждено, что на протяжении многих лет купол загрязненных подземных вод, образовавшийся в результате технологических утечек на комбинате, существует как объект накопленного экологического вреда. В ходе проверки зафиксировано увеличение дренирования загрязнений из эпицентра их локализации (территория промплощадки) в сторону озера Байкал вследствие прекращения функционирования перехватывающего забора; превышение показателей концентрации загрязняющих веществ в почве на территории промплощадки ОАО «БЦБК» относительно фоновой концентрации. В судебном заседании не оспаривалось, что до настоящего времени органами государственной власти Иркутской области не проведена оценка объекта накопленного вреда окружающей среде – купола загрязненных подземных вод, образовавшегося в результате технологических утечек на комбинате, как и не приняты меры по включению объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда.

Поскольку на сегодняшний день оценка объекта (объектов) накопленного вреда в результате прошлой экономической деятельности БЦБК не произведена, отсутствуют условия для проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда (не проводятся обследования объекта), что влечет дальнейшее загрязнение озера Байкал, уникальной экологической системы Российской Федерации.

Оценивая доводы административного искового заявления о возложении на Правительство Иркутской области обязанности обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, разработку проекта мероприятий по ликвидации экологических последствий его деятельности и их реализацию, передаче сведений для включения в государственный реестр объектов накопленного вреда, суд приходит к следующему.

Согласно пп. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

В силу ч. 1 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 № 847 утверждена Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», в качестве ожидаемого результата мероприятия по ликвидации экологических последствий деятельности ОАО «БЦБК» указано сокращение площадей с высоким и экстремально высоким загрязнением на 1,61 кв.км.

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2018 № 776-пп утверждена Государственная программа Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы, согласно которой к мероприятиям отнесена ликвидация негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК», ответственным исполнителем мероприятия определено министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Судом установлено, что в письме от 28.09.2018 № 07-19а-2018/2766 и.о. межрегионального природоохранного прокурора А.М. Калининым предложено первому заместителю Губернатора Иркутской области – Председателю Правительства Иркутской области Болотову Р.Н., в целях предотвращения последствий неблагоприятного воздействия химически загрязненной промплощадки ОАО «БЦБК» и прилегающих к ней территорий на здоровье человека и окружающую среду рассмотреть вопрос организации специального обследования указанных земель в порядке, предусмотренном ст. 14 ЗК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов».

В ответ от 31.10.2018 № 02-09-5078/18 сообщено, что министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в адрес Первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлено обращение о возможности проведения специального обследования земель промплощадки АО «БЦБК» в порядке, предусмотренном ст. 14 ЗК РФ, ст. 80.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 № 112, о результатах рассмотрения вышеуказанного обращения будет сообщено дополнительно.

12.09.2019 Президентом Российской Федерации дано Поручение № Пр-1818, согласно п. 5 которого Правительству Российской Федерации предписано в срок до 01.01.2020 совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области обеспечить включение в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде исчерпывающего перечня таких объектов на Байкальской природной территории, включая подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал.

Согласно пп. «б» п. 3 Поручения Президента Российской Федерации от 12.09.2019 Правительству Российской Федерации, Правительству Иркутской области совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде в результате деятельности ОАО «БЦБК» поручено утвердить перспективный проект развития территорий находящегося в процедуре банкротства ОАО «БЦБК».

В силу ст. 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим свою деятельность в коллегиальных и единоначальных формах.

В силу ст. 65 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает подготовку необходимых сил и средств для защиты населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, не реже одного раза в год заслушивает отчеты о результатах деятельности министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области.

Анализируя приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что Правительство Иркутской области, как высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области, которому, наряду с федеральными органами исполнительной власти, Президентом Российской Федерации дано поручение до 01.01.2020 совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края обеспечить включение в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде исчерпывающего перечня таких объектов на Байкальской природной территории, включая подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, несет обязанность по обеспечению проведения работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности ОАО «БЦБК».

Суд учитывает, что включению в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде объекта накопленного вреда, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности БЦБК, предшествует оценка объекта накопленного вреда, а в силу п. 2 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542) организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляет Правительство Иркутской области, как орган исполнительный власти Иркутской области. В связи с чем являются несостоятельными доводы административного ответчика о том, что такая обязанность у Правительства Иркутской области отсутствует.

Суд учитывает, что Правительству Иркутской области, в том числе, дано Поручение, обеспечить включение в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде исчерпывающего перечня таких объектов на Байкальской природной территории, включая подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, следовательно, и объект накопленного вреда от прошлой экономической деятельности БЦБК; что Правительству Иркутской области дано Поручение в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде в результате деятельности ОАО «БЦБК» утвердить перспективный проект развития территорий находящегося в процедуре банкротства ОАО «БЦБК».

При таких обстоятельствах требования административного истца, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на Правительство Иркутской области обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, разработку проекта мероприятий по ликвидации экологических последствий его деятельности и их реализацию, о возложении обязанности по результатам проведения работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, передать в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения объекта (объектов) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, суд находит подлежащими удовлетворению.

Исходя из основных принципов охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории, недопустимости химического загрязнения озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанного со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления, заявленный административным истцом срок исполнения обязанности суд находит разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования административного истца Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить обязанность на Правительство Иркутской области обеспечить проведение работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, разработку проекта мероприятий по ликвидации экологических последствий его деятельности и их реализацию в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на Правительство Иркутской области по результатам проведения работ по выявлению и оценке объекта (объектов) накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в результате прошлой экономической деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, передать в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, необходимые для включения объекта (объектов) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято 6 марта 2020 года