2а-58/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Рязанская область
р.п. Старожилово 22 февраля 2019 года
Судья Старожиловского районного суда Рязанской области Прошкин Ю.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску прокурора Старожиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства (поставить на учет федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный №), суд
установил:
Прокурор Старожиловского района Рязанской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства (поставить на учет федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный №).
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Старожиловского района Рязанской области по поручению прокуратуры Рязанской области проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, в рамках которой было проверено состояние защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Старожиловского района.
Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны (убежище), инвентарный номер №, расположено по адресу: <адрес>, р.<адрес>, представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям, представленным администрацией МО - Старожиловский муниципальный район и МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, данное защитное сооружение передано на праве оперативного управления Отделению по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации.
По сведениям МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объекте гражданской обороны, расположенном по вышеуказанному адресу.
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 Гражданского кодекса РФ), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитного сооружения гражданской обороны - убежища, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, вопрос об его содержании и обслуживании либо об его списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
Просит признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившееся в не постановке на учет федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны; обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях поставить на учет федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный №.
Прокурор Старожиловского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в соответствии со ст.291 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии и возражения против требований прокурора суду не предоставил.
Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Рязанской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии суду не предоставил.
В силу ч.7 ст.150, ст.291 КАС РФ, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск прокурора Старожиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства (поставить на учет федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный №), обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
В силу статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно п.п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные, складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС-России от 15.12.2002 г. N 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
На основании п. 2 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. N 447, учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Согласно пп. «б» п. 4 указанного Положения, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
В судебном заседании установлено, что согласно Акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения № от ДД.ММ.ГГГГ, защитное сооружение гражданской обороны (убежище), инвентарный номер №, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, представляет собой отдельно стоящее сооружение, площадью <данные изъяты> кв.м., принято в эксплуатацию в 1994 году и находится на балансе Отделения по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации. В ходе проведенной проверки было установлено, что инженерно-технические системы воздухоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения и связи ЗС ГО находятся в исправном состоянии, работоспособны, документация ЗС ГО разработана в соответствии с требованиями руководящих документов, ЗСГО ограниченно готово к приему укрываемых в установленные нормативные сроки.
По сведениям МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объекте гражданской обороны, расположенном по вышеуказанному адресу. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами.
Согласно п.1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 г. N 469, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тульской, Рязанской и Орловской областей.
Согласно п.4 вышеуказанного Положения, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Из приведенных выше норм законодательства усматривается, что уполномоченным органом по осуществлению постановки на учет федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны является МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что право собственности на защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер №, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., не зарегистрировано. Доказательств принятия мер к регистрации права собственности на указанное защитное сооружение гражданской обороны суду не предоставлено.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Одной из задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежища.
Таким образом, отсутствие регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны, влечет нарушение прав и охраняемых интересов неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует учет и контроль за объектом гражданской обороны, создаются предпосылки и условия по незаконному распоряжению имуществом, находящемуся в собственности Российской Федерации, использованию его без оснований иными лицами.
При таких обстоятельствах, бездействие МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившееся в не постановке на учет федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны, является незаконным, в связи с чем, административные требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая вопрос о сроке, в течение которого административным ответчиком подлежат исполнению соответствующие обязанности по устранению установленных нарушений, суд с учетом обстоятельств дела, считает целесообразным установить срок – шесть месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 175-180, 227,228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Старожиловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства - удовлетворить.
Признать бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, выразившееся в не постановке на учет федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный №, -незаконным.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Старожиловский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Судья Ю.В. Прошкин