ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6203/2023 от 19.12.2023 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

УИД39RS0002-01-2021-009491-16

Дело № 2а-6203/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023года г.Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Сараевой А.А.,

при секретаре Еруновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Калининграда в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Калининград», комитету развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Калининграда с учетом последующих уточнений требований обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к муниципальному казенному учреждению «Городское дорожное строительство и ремонт» (далее также - МКУ «ГДСР»), администрации ГО «Город Калининград», в котором просит обязать МКУ «ГДСР» до конца 2025 года произвести работы по обустройству в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуаров по < адрес > - от < адрес > до < адрес > от < адрес > до < адрес > и от < адрес > до < адрес >; по < адрес > - от < адрес > до < адрес >; по < адрес > и от < адрес >Б до < адрес >; от < адрес > до < адрес >Б и от < адрес > до < адрес >; по < адрес >, Ватутина, Саперная и Художественная; по < адрес > - от < адрес > до < адрес > в мкр. им. А.Космодемьянского в границах городского округа «Город Калининград»; обязать администрацию ГО «Город Калининград» профинансировать мероприятия по обустройству в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуаров по < адрес > - от < адрес > до < адрес > от < адрес > до < адрес > и от < адрес > до < адрес >; по < адрес > - от < адрес > до < адрес >; по < адрес > и от < адрес >Б до < адрес >; от < адрес > до < адрес >Б и от < адрес > до < адрес >; по < адрес >, Ватутина, Саперная и Художественная; по < адрес > - от < адрес > до < адрес > в мкр. им. А.Космодемьянского в границах городского округа «Город Калининград».

В обоснование заявленных требование указано, что прокуратурой города Калининграда проведена проверка по обращениям ФИО2, ФИО3 по вопросу нарушений требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. По результатам проверки, выполненной с выходом на место 31.03.2021 года и 19.11.2021 года, было установлено следующее: отсутствие тротуара по < адрес > в г.Калининграде от < адрес > до < адрес > от < адрес > до < адрес > по одной стороне улицы, от < адрес > до < адрес > – по обеим сторонам улицы; отсутствие тротуара по одной стороне < адрес > от < адрес > до < адрес >; отсутствие тротуара по одной стороне < адрес > от < адрес > до пер.Воздушного и от < адрес >Б до < адрес >; отсутствие тротуара по обеим сторонам < адрес > до < адрес >Б и от < адрес > до < адрес >; отсутствие тротуара по обеим сторонам улиц Добролюбова, Ватутина, Саперной и Художественной; отсутствие тротуара в мкр. им. А.Космодемьянского на участке < адрес > от < адрес > до < адрес > факты свидетельствуют о несоответствии улиц требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и абз. 4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в связи с чем 07.04.2021 года и 06.09.2021 года прокуратура г.Калининграда внесла в адрес главы администрации городского округа «Город Калининград» представления об устранении нарушений. Однако выявленные нарушения устранены не были, тогда как отсутствие тротуаров по указанным выше адресам ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, при этом муниципальной программой, сформированной на 2021 год, мероприятия по обустройству тротуаров по указанным улицам не предусмотрено.

Дело по иску прокурора города Калининграда рассмотрено Центральным районным судом г.Калининграда в порядке гражданского судопроизводства. Так, решением Центрального районного суда г.Калининграда от < Дата > заявленные прокурором исковые требования удовлетворены, на МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» возложена обязанность до конца 2025 года обустроить в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары: по < адрес > – от < адрес > до < адрес >, от < адрес > до < адрес >, от < адрес > до < адрес >; по < адрес > – от < адрес > до < адрес >; по < адрес > – от < адрес > до пер.Воздушного и от < адрес >Б до < адрес >, от < адрес > до < адрес >Б, от < адрес > до < адрес >; по < адрес >, Ватутина, Саперной и Художественной; по < адрес > – от < адрес > до < адрес > в мкр. им. А.Космодемьянского в границах городского округа «Город Калининград». На администрацию городского округа «Город Калининград» возложена обязанность профинансировать указанные выше мероприятия по обустройству тротуаров.

Не согласившись с указанным решением суда МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» обратилось с апелляционной жалобой.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда определением от 30.08.2023 года перешла к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, дело с апелляционной жалобой МКУ «ГДСР» передано для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 03.10.2023 года решение Центрального районного суда г.Калининграда от 31.05.2023 года отменено. Дело по административному иску прокурора города Калининграда возвращено в Центральный районный суд г.Калининграда на новое рассмотрение, поскольку Комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» на который возложены функции по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Город Калининград» не был привлечен к участию в деле судом первой инстанции.

Определением Центрального районного суда г.Калининграда от 16.10.2023 года указанное административное дело принято к производству, к участию в деле в качестве в административного соответчика привлечен Комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград».

Протокольными определения суда от 04.12.2023 года и 13.12.2023 года к производству приняты заявления об уточнении заявленных требований, в котором прокурор города Калининграда окончательно просит суд обязать комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» в течении 12 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда обустроить в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», тротуары по < адрес > - от < адрес > до < адрес > от < адрес > до < адрес > и от < адрес > до < адрес >; по < адрес > - от < адрес > до < адрес >; по < адрес > и от < адрес >Б до < адрес >; от < адрес > до < адрес >Б и от < адрес > до < адрес >; по < адрес >, Ватутина, Саперная и Художественная; по < адрес > - от < адрес > до < адрес > в мкр. им. А.Космодемьянского в границах городского округа «Город Калининград»; обязать администрацию ГО «Город Калининград» профинансировать мероприятия по обустройству тротуаров по < адрес > - от < адрес > до < адрес > от < адрес > до < адрес > и от < адрес > до < адрес >; по < адрес > - от < адрес > до < адрес >; по < адрес > и от < адрес >Б до < адрес >; от < адрес > до < адрес >Б и от < адрес > до < адрес >; по < адрес >, Ватутина, Саперная и Художественная; по < адрес > - от < адрес > до < адрес > в мкр. им. А.Космодемьянского в границах городского округа «Город Калининград».

В обоснование указав на то, что ненадлежащее состояние тротуаров и их отсутствие по указанным выше улицам по-прежнему ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, при этом в настоящее время муниципальной программой «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» на 2022-2024 годы мероприятия по реконструкции вышеуказанных объектов не предусмотрены, финансированием не обеспечены.

Протокольным определением суда от 04.12.2023 года МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» исключено из числа административных ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании после перерыва помощник прокурора города Калининграда ЕфановаА.С. требования административного иска, с учетом их крайнего уточнения, поддержала по доводам и основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить в полном объеме, при этом при определении сроков необходимых для осуществления возложенных на административных ответчиков обязанностей полагалась на усмотрение суда.

Представитель административных ответчиков администрации городского округа «Город Калининград» и комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации ГО «Город Калининград» по доверенностям Шавров М.Ф. с требованиями административного иска не согласился, просил в их удовлетворении отказать, полагал, что обращение прокурора с данными требованиями является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления по исполнению установленных полномочий. Реализация мероприятий по обустройству тротуаров по указанным улицам и финансирование таких мероприятий является обязанностью администрации. Однако сроки, установленные требованиями иска, являются неисполнимыми. При этом, средства на обустройство указанных тротуаров бюджетом до настоящего времени не определены. Заявленные прокурором дороги в оперативное управление комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации ГО «Город Калининград» не передавались, они закреплены за ним на основании Положения об указанном Комитете.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» по доверенности ФИО5 до объявления в судебном заседании перерыва, возражала против удовлетворения заявленных требования, поддержала доводы, изложенные в ранее представленных письменных отзывах.

Из представленных письменных возражений МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» по требования прокурора следует, что решением городского совета депутатов Калининграда от 27.11.2013 года , дополнительным соглашением к договору от 09.12.2019 года, МКУ «ГДСР» передано имущество, находящееся в муниципальной собственности, на праве безвозмездного пользования, в перечень которого входят объекты внешнего благоустройства: дороги (границах красных линий), мосты, дорожные знаки, пешеходные мосты, путепроводы и т.д. Учредителем МКУ «ГДСР» является комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Горд Калининград». Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей функции муниципального заказчика. Предметом деятельности является заключение муниципальных контрактов. В рамках муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» на 2021 и плановый период 2022-2023 год» в 2021 годы выполнен ремонт тротуаров по улицам указанным в программе, на 2022 год и 2023 год планируется ремонт тротуаров по иным улицам, которых не заявлены в иске. Кроме того, в 2020-2021 годах выполнены работы по ремонту участков тротуаров по улицам, не заявленным в иске, в рамках программы по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах ГО «Город Калининград». Тротуары в соответствии с заявленными прокурором требованиями в программу «Развитие дорожно­-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» на 2021 год и плановый 2022-2023 год» не включены, также их обустройство не предусмотрено в рамках программы по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа «Город Калининград» в 2020-2021 годов. Порядок отбора объектов улично-дорожной сети при формировании ведомственной целевой программы «Капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования ГО «Город Калининград», утвержден постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 08.05.2015 года №748. Порядок организации ремонта автомобильных дорог и его очередность определяются органом местного самоуправления, рассмотрение настоящего иска является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что является недопустимым. МКУ «ГДСР» не является распорядителем бюджетных средств, самостоятельно не принимает решение о включении объектов в программы на будущий или текущий год, заключение муниципальных контрактов происходит в рамках разработанных и утвержденных целевых программ, по заданиям, формируемым Учредителем, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Учреждения. Приказом комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации ГО «Город Калининград» П-КРДТИ-56 от 01.12.2022 года предусмотрены работы по обустройству тротуаров в соответствии с заявленными прокурором требованиями на 2022 год и плановой период 2023-2024 год, включены в части разработки проектно-сметной документации по следующим объектам: капитальный ремонт улиц Добролюбова, Менделеева, Белинского, срок реализации – декабрь 2024 года. Капитальный ремонт улицы Воздушная, срок реализации декабрь 2023 года. Приказом комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации ГО «Город Калининград» от 13.04.2023 года №П-КРДТИ-14 предусмотрены мероприятия по разработке проектно-сметной документации по < адрес > в г.Калининграде. Капитальный ремонт указанных улиц также предусмотрен программой. По состоянию на май 2023 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Капитальный ремонт < адрес > в г.Калининграде» срок выполнения работ по контракту 01.08.2023 года.

Заинтересованное лицо Центр ДиТН ГИБДД УМВД России по Калининградской области, будучи надлежаще извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайств об отложении не заявляло, возражений по сути заявленных требований не представило.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В пункте 51 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021 разъяснено, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 14, подпункту 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности вотношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ.

Таким образом, на администрацию ГО «Город Калининград» (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения,включая ремонт и их содержание, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.

В силу пункта 11 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Содержание понятия «элемент обустройства автомобильных дорог» закреплено в пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, к таким элементам относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбораплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в пункте 12 статьи 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1).

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4).

В пункте 4.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» указано, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Согласно п. 4.5.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV-V категорий с твердым покрытием. Пунктом 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. При этом в соответствии с пунктом 4.5.1.3 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие тротуаров не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м2.

В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки.

Названные требования являются обязательными и должны обеспечиваться лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривалось административными ответчиками, что собственником спорных дорог является администрация городского округа «Город Калининград».

В силу статьи 46 Устава городского округа «Город Калининград» принятого решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 № 257 администрация городского округа «Город Калининград» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Город Калининград» и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области.

Пунктом 5 части 1 статьи Устава городского округа «Город Калининград» к вопросам местного значения городского округа «Город Калининград» отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением окружного Совета депутатов г.Калининграда от 16.07.2008 № 210 в структуре администрации городского округа «Город Калининград» образованы юридические лица, в том числе, Комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» и утверждено Положение об указанном Комитете (приложение № 7).

Комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» является учредителем МКУ «ГДСР».

Постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 02.02.2009 года № 161 утвержден Устав муниципального учреждения «Городское дорожное строительство и ремонт», в соответствии с которым Муниципальное казенное учреждение «Городское дорожное строительство и ремонт» городского округа «Город Калининград» выполняет функции муниципального заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности.

Решением Городского совета депутатов Калининграда от 27.11.2013 № 420 МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт», дополнительным соглашением к договору № 208 от 09.12.2009 года передано имущество, находящееся в муниципальной собственности на праве безвозмездного пользования. В перечень переданного имущества входят объекты внешнего благоустройства: дороги (в границах красных линий), дорожные знаки, пешеходные мосты, путепроводы и т.д.; собственником переданного имущества является ГО «Город Калининград», функции и полномочия собственника имущества от имени ГО «Город Калининград» осуществляет Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград», функции и полномочия учредителя от имени ГО «Город Калининград» осуществляет Комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры» администрации ГО «Город Калининград».

Согласно Положению «О комитете развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» Комитет является структурным подразделением администрации городского округа «Город Калининград», юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, имеет бланки, штампы и печать со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета в уполномоченных органах, может заключать договоры в пределах предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде. Комитет в своей деятельности подотчетен главе администрации городского округа «Город Калининград» и первому заместителю главы администрации, председателю комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа «Город Калининград».

Задачей Комитета, в соответствии с пунктом 2.1 Положения, является обеспечение в пределах предоставленных полномочий реализации прав и исполнения обязанностей по решению вопросов местного значения и иных отнесенных к компетенции администрации городского округа «Город Калининград» полномочий в сферах транспорта, дорожной деятельности, организации дорожного движения.

Пунктом 3.1 Положения определено, что Комитет организует в отношении расположенных на территории городского округа «Город Калининград» объектов транспортной инфраструктуры дорожную деятельность в части их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания.

Имущество за Комитетом закрепляется на праве оперативного управления.

Таким образом, на Комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» возложены функции по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Город Калининград».

В соответствии с решением Городского Совета депутатов Калининграда (пятого созыва) от 27.11.2013 № 420 дороги улиц Белинского, Саратовской, Воздушной, Добролюбова, Ватутина, Саперной, Художественной, Лужской переданы МКУ «ГДСР» на праве безвозмездного пользования.

В соответствии с пунктами 1.7, 2.1, 2.2 Устава МКУ «ГДСР» является некоммерческой организацией, осуществляющей функцию муниципального заказчика в целях обеспечения реализации деятельности, предусмотренной законодательством РФ, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании бюджетной сметы. Основными целями деятельности учреждения являются осуществление полномочий администрации ГО «Город Калининград» по формированию и исполнению муниципального заказа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, содержанию и ремонту улично-дорожной сети, в том числе автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, проездов на территориях общего пользования в границах ГО «Город Калининград», в рамках разработанных и утвержденных целевых программ, по заданиям, формируемым учредителем, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до учреждения. Предметом деятельности учреждения является заключение муниципальных контрактов с подрядчиками (поставщиками, исполнителями) на выполнение муниципальных заказов, контроль над их выполнением, приемку товаров, выполненных работ (услуг) и оплату принятых товаров, выполненных работ (услуг).

Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог, проведенной по обращениям Лагода В.В., Савчука В.П. с выходом на место 31.03.2021 года и 19.11.2021 года установлено, что в г. Калининграде по < адрес > от < адрес > до < адрес > от < адрес > до < адрес > отсутствует тротуар по одной стороне улицы, от < адрес > до < адрес > тротуар отсутствует по обеим сторонам. По < адрес > от < адрес > до < адрес > отсутствует тротуар по одной стороне. По < адрес > и от < адрес >Б до < адрес > отсутствует тротуар по одной стороне, от < адрес > до < адрес >Б и от < адрес > до < адрес > тротуар отсутствует по обеим сторонам. По < адрес >, Ватутина, Саперная и Художественная тротуар отсутствует по обеим сторонам. На участке < адрес > в мкр. им. А.Космодемьянскогов границах городского округа «Город Калининград» отсутствует тротуар, о чем также свидетельствует ответ врио начальника Центра ДиТН ПБДД ГИБДД УМВД России по Калининградской области от 31.03.2021 № ЦДиТН/310р, адресованный прокурору, что также не оспаривалось в ходе рассмотрения дела сторонами.

Характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений не обеспечивает безопасность участников дорожного движения, в том числе пешеходов.

Из ответов администрации ГО «Город Калининград» от 01.04.2021 № и-УТДТИ-2020, от 06.05.2021 № 691/и на требование прокурора о предоставлении информации по фактам отсутствия тротуаров по улицам Белинского, Саратовской, Воздушной, Добролюбова, Саперной, Ватутина, Художественной, следует, что специалистами МКУ «ГДСР» 29.03.2021 года проведено обследование вышеуказанных улиц и составлен акт. В ходе обследования выявлено: по < адрес > тротуар обустроен в районе < адрес >, далее на всей улице тротуар отсутствует с двух сторон. По < адрес > в районе домов , 12А, 16,18,20,22,27,33. Тротуарное покрытие вдоль < адрес > требует ремонта. На участке < адрес > тротуар обустроен и находится в эксплуатационном состоянии в районе < адрес >. На остальных участках < адрес > тротуары отсутствуют. По < адрес > на участке от < адрес > до < адрес > тротуар обустроен и находится в эксплуатационном состоянии по двум странам улицы. На участке от < адрес > до < адрес > по нечетной стороне тротуар требует ремонта, по четной стороне тротуар обустроен и находится в эксплуатационном состоянии в районе < адрес >. На участке от < адрес > до < адрес > по нечетной, стороне тротуар требует ремонта. На участке от < адрес > до конца < адрес > по нечетной стороне тротуар обустроен и находится в эксплуатационном состоянии только в районе < адрес >, по четной стороне тротуар обустроен и находится в эксплуатационном состоянии только в районе < адрес >. На остальных участках < адрес > тротуары отсутствуют. По < адрес > на участке от < адрес > до < адрес > тротуар устроен и находится в эксплуатационном состоянии. На участке от пер. Воздушный до < адрес > тротуары обустроены и находятся в эксплуатационном состоянии по двум сторона улицы. На участке от < адрес > до < адрес > тротуары не устроены. На участке от < адрес > до < адрес > тротуары обустроены и находятся в эксплуатационном состоянии в районе домов №, 63, 65, 69, по четной стороне тротуар требует ремонта. На участке от < адрес > тротуар устроен и находится в эксплуатационном состоянии вдоль < адрес > и вдоль < адрес > по пр-кту Мира, тротуары по четной стороне в районе < адрес > и < адрес > требуют ремонта. По < адрес > на участке от < адрес > до < адрес > тротуар устроен и находятся в эксплуатационном состоянии по двум странам улицы. На участке от < адрес > до < адрес > тротуар устроен и находятся в эксплуатационном состоянии по нечетной стороне улицы. На участке от у л. Воздушной до < адрес > тротуар устроен и находятся в эксплуатационном состоянии по нечетной стороне улицы, по четной стороне - тротуар отсутствует в районе домов №, 14, 16, на остальном участке < адрес > тротуар требует ремонта. По < адрес > на участке от < адрес > до < адрес > по четной стороне тротуар устроен и находится в эксплуатационном состоянии в районе < адрес >, по нечетной стороне тротуар требует ремонта. На участке от. < адрес > до < адрес > тротуар устроен и требует ремонта в районе домов №, 40А, 42, 53 по < адрес >, а также в районе < адрес > участке от < адрес > до < адрес > тротуар по обеим сторонам улицы требует ремонта. На участке от < адрес > до < адрес > тротуар устроен и находится в эксплуатационном состоянии в районе < адрес >, 22, а также в районе дома № ЗЗА по < адрес > участке от < адрес > до < адрес > тротуар устроен по обеим сторонам улицы и требует ремонта, тротуар в районе домов №, 3 находится в эксплуатационном состоянии. На остальных участках < адрес > тротуары отсутствуют. По < адрес > на участке от < адрес > до < адрес > тротуар устроен и в эксплуатационном состоянии в районе домов На участке от < адрес > до < адрес > по обеим сторонам улицы тротуар частично устроен и находится в эксплуатационном состоянии. Ранее, во исполнение приказов Администрации от 22.03.2018 № п-КГХ-31 и от 15.05.2020 № п-КРДТИ-23 «О проведении обследования улично-дорожной сети г. Калининграда» также были организованы мероприятия по обследованию вышеуказанных улиц.

Программой, сформированной на 2023 год и предыдущий плановый период в пределах выделенного финансирования, мероприятия по устройству и ремонту тротуаров по < адрес >, Саратовской, Воздушной, Добролюбова, Саперной, Ватутина, Художественной не предусмотрены. Вышеуказанные улицы включены в перечень объектов городского округа «Город Калининград», требующих ремонта и устройства тротуаров. Комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры вернется, к рассмотрению данного вопроса при формировании Программы на следующий плановый период при условии наличия источников финансирования.

МКУ «Городское дорожное области строительство и ремонт» в рамках исполнения предписаний Центра ДиТН ПБДД ГИБДД УМВД России по Калининградской от 14.09.2020 № 19/4733 и от 02.10.2019 10/ц/812 в 2019-2020 г.г. выполнялись мероприятия по ремонту тротуара по < адрес > (в районе < адрес >), мероприятия по профилировке обочины по < адрес >, мероприятия по ремонту тротуара на перекрестке улиц Воздушной и Красносельской.

07.04.2021 года прокуратурой города Калининграда на основании обращения Лагода В.В. по вопросу обустройства тротуаров по ул. Белинского, Саратовской, Воздушной в г. Калининграде в адрес главы администрации ГО «Город Калининград» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения по изложенным в настоящем иске основаниям.

В своем ответе №691/1 от 06.05.2021 года на указанное представление, глава администрации ГО «Город Калининград» сообщает о том, что программой, сформированной на 2021-2023 годы в пределах выделенного финансирования, мероприятия по устройству и ремонту тротуаров по < адрес >, Саратовской, Воздушной, Добролюбова, Саперной, Ватутина, Художественной не предусмотрены. Перечисленные улицы включены в перечень объектов городского округа «Город Калининград», требующих ремонта и устройства тротуаров, вместе с тем, комитетом развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» поручено разработать проектно-сметную документацию по объекту «Устройство и ремонт тротуаров по < адрес >» для включения в программу. В связи с активной многоэтажной застройкой, которая привела к увеличению транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и увеличения пропускной способности дорог в адрес Губернатора Калининградской области направлено обращение (от 16.04.2021 года №583/И) о рассмотрении вопроса выделения денежных средств из областного бюджета на разработку проектных документаций на капитальный ремонт улиц Воздушной, Белинского, Добролюбова. Мероприятия по устройству и ремонту тротуаров по < адрес >, Саперной, Ватутина, Художественной будут предусмотрены при формировании программы на следующий плановый период.

Кроме того, из материалов дела следует, что в соответствии с приказами председателя комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры от 15.05.2020 года № п-КРДТИ-23, от 22.03.2018 года № п-кгх-31 директору МКУ «ГДСР» поручено организовать и провести в период с 29.05.2020 года до 15.07.2020 года обследование транспортно-дорожной сети г.Калининграда с представление сводной ведомости состояния объектов улично-дорожной сети до 01.09.2020 года < адрес >

В соответствии с предписаниями ДиТН ГИБДД УМВД России по Калининградской области № 10/ц/812 от 02.10.2019 года МКУ «ГДСР» поручено восстановить полотно тротуара по пер. Красносельская-Воздушная, от < Дата > поручено выполнить ремонт тротуара по < адрес > выполнить профилактику обочин.

Из сообщения начальника Центра ДиТН ПБДД ГИБДД УМВД России по Калининградской адресованный прокурору следует, что в ходе выезда сотрудников ЦДиТН ПБДД УМВД России по Калининградской области совместно с помощником прокурора на обследование улиц Белинского, Саратовской, Воздушной, Добролюбова, Саперной, Ватутина, Художественной в г.Калининграде в ходе которого установлено, что нарушения пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, выявленные в марте 2021 года не устранены.

Из письменного отзыва по заявленным требованиям МКУ «ГДСР» следует, что мероприятия по ремонту улично-дорожной сети ГО «Город Калининград» осуществляются в соответствии с муниципальной программой «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград», утвержденной постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 25.02.2021 № 112, в пределах выделенного финансирования, по информации Комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации ГО «Город Калининград», в рамках указанной муниципальной программы на 2021 и плановый период 2022-2023год» в 2021 года выполнен ремонт тротуаров по следующим объектам: Ремонт тротуара от < адрес > до < адрес > в г. Калининграде; Ремонт тротуара на < адрес > (нечетная сторона) от < адрес > до < адрес > в г. Калининграде; Ремонт тротуара на < адрес > (нечетная сторона от < адрес > до < адрес >) в г. Калининграде; Ремонт тротуара на < адрес > в г. Калининграде; Обустройство пешеходной дорожки по < адрес > аллея, 167-173 в г. Калининграде; Обустройство пешеходных дорожек и парковки в районе школы по < адрес > в г. Калининграде. Ремонт тротуара с обустройством велодорожки по < адрес > (от Каштановой аллеи до < адрес >) в г. Калининграде; Ремонт тротуара на < адрес > (нечетная сторона) с устройством велодорожки от проезда Озерного до музея «Янтаря» в г. Калининграде; Ремонт тротуара на < адрес > (в районе 1 эстакады) в г. Калининграде; Обустройство тротуара по < адрес > от пер.Лукашова до < адрес >; Обустройство тротуара по < адрес > от < адрес > до < адрес >; Ремонт тротуара по < адрес > с обустройством велосипедной дорожки и заездных карманов в г. Калининграде; Ремонт тротуаров по < адрес > в г. Калининграде. На 2022 год планируется ремонт тротуаров по следующим объектам: Ремонт тротуаров по < адрес > (от дЛОЗ по ул Литовский Вал до < адрес >) в г. Калининграде; Ремонт тротуаров по < адрес > этап в г. Калининграде; Ремонт тротуара по < адрес > вдоль < адрес > до < адрес > в г. Калининграде; Ремонт тротуара по < адрес > от < адрес > до < адрес > (нечетная сторона) в г. Калининграде; Ремонт тротуара по < адрес > от моста до < адрес > в г. Калининграде; Ремонт тротуара по < адрес > от < адрес > до < адрес > в г. Калининграде. На 2023 год планируется ремонт тротуаров по следующим объектам: Ремонт тротуара по < адрес > от входа в парок «Центральный до заезда к < адрес > по пр-ту Победы в г. Калининграде; Ремонт тротуара по < адрес > на участке от < адрес > до границ РЖД с обустройством заездного кармана для остановки общественного транспорта в районе перекрестка < адрес > и < адрес > г. Калининграде; Ремонт тротуара по < адрес >. Захарова в г. Калининграде; Ремонт тротуара по < адрес > в г. Калининграде.

В соответствии с Приказом П-КРДТИ-56 от 01.12.2022 года «О внесении изменений в приказ комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры от 03.03.2021 года № п-КРДТИ-12 «Об утверждении плана реализации муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» работы по обустройству тротуаров в соответствии с заявленными прокурором требованиями в программу «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» на 2022 и плановый период 2023-2024» включены в части разработки проектно-сметной документации по следующим объектам: капитальный ремонт улиц Добролюбова, Менделеева, Белинского в г.Калининграде, срок реализации декабрь 2024 года; капитальный ремонт улицы Воздушной в г.Калининграде, срок реализации декабрь 2023 года.

14.11.2022 года заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт < адрес >», срок исполнения 01.08.2023 года.

Приказом председателя комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры от 13.04.2023 № П-КРДТИ-14 о внесении изменений в приказ комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры от 03.03.2021 № п-КРДТИ-12 «Об утверждении плана реализации муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» с приложением к нему в редакции от 03.02.2023 № п-КРДТИ-5, ремонт заявленных в требованиях прокурора тротуаров включен в План реализации муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса ГО «Город Калининград» на 2023 год и плановый период 2024-2025 гг.», планируется разработка проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт < адрес >, Белнского в г. Калининграде».

Планом реализации Программы, сформированным на 2022-2023 и плановый период 2023-2024 годы, реализация мероприятий по объекту не предусмотрена. Администрация ГО «Город Калининград» вернется к рассмотрению данного вопроса при корректировке Программы на плановый период 2024-2025 годы по итогам реализации мероприятий, запланированных на 2023 года, при наличии источников финансирования.

Административными ответчиками в материалы дела не представлены какие-либо акты, подтверждающие соответствие заявленных прокурором улиц техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе требованиям ГОСТ Р 50597-2017.

Таким образом, суд находит требования административного иска обоснованными, поскольку доводы прокурора о наличии нарушения прав неопределенного круга лиц и необходимости их устранения нашли свое подтверждение. Факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) полномочий по содержанию и обустройству автомобильных дорог местного значения, а именно длительного (с 2020 года) невыполнения ремонта (обустройства) тротуаров по < адрес >, Саратовская, Воздушная, Добролюбова, Саперная, Ватутина, Художественная в г. Калининграде нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения по данным улицам, создает реальную угрозу безопасности участников дорожного движения, особенно в вечернее и ночное время.

Проанализировав положения приведенного федерального законодательства, Устава города Калининград, Устава Комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград» и МКУ «ГДСР», суд приходит к выводу, что администрация ГО «Город Калининград» является органом местного самоуправления, осуществляющим управление и распоряжение собственностью города Калининград, в том числе улично-дорожной сетью; комитет развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград», является структурным подразделением администрации городского округа «Город Калининград», обеспечивающим реализацию прав и исполнение обязанностей в пределах полномочий, включая распоряжение бюджетными средствами, планирование и контроль; МКУ «ГДСР» учреждением, осуществляющим функции муниципального заказчика, не обладающим полномочиями по принятию решений и распоряжению бюджетными средствами.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по настоящему спору является собственник имущества, на котором лежит бремя его содержания, то есть администрация городского округа «Город Калининград», которая обязана профинансировать и произвести работы по обустройству тротуаров в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», по < адрес > - от < адрес > до < адрес > от < адрес > до < адрес >, от < адрес > до < адрес >; по < адрес > - от < адрес > до < адрес >; по < адрес > и от < адрес >Б до < адрес >, от < адрес > до < адрес >Б и от < адрес > до < адрес >; по < адрес >, Ватутина, Саперная и Художественная; по < адрес > - от < адрес > до < адрес > в мкр. им. А.Космодемьянского в границах городского округа «Город Калининград».

Допустимых, достоверных, доказательств тому, что внеплановое выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, не включенных в муниципальную программу, приведет в срыву графика выполнения ремонтных работ, ввиду отсутствия бюджетных средств, вопреки положениям статьи 62 КАС РФ суду не представлено.

При этом в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения.

Отсутствие достаточного финансирования муниципального образования в исполнение требований направленных на обеспечение безопасности дорожного движения не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения с их финансовыми возможностями.

Вопреки доводам административного ответчика, прокурор не вторгается в полномочия органа местного самоуправления, поскольку не просит возложить на него обязанности по решению вопросов местного значения, для реализации которых предусмотрена иная конкретная процедура, целесообразность оспариваемых действий (бездействия) в ходе рассмотрения дела не обсуждалась, осуществлялась только проверка их соответствия требованиям закона. Понуждение муниципалитета к выполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей по приведению указанных прокурором улиц в нормативное состояние не может расцениваться как вмешательство в его деятельность.

При установлении срока исполнения решения суда, суд исходя из сроков, необходимых для планирования, разработки технической документации, распределения бюджетных денежных средств и проведения закупочных мероприятий, заключения муниципального контракта, с учетом принципа разумности и баланса интересов, находит целесообразным установить срок 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, требования административного иска подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора города Калининграда в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа «Город Калининград» в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать и произвести работы по обустройству тротуаров по < адрес > - от < адрес > до < адрес > от < адрес > до < адрес >, от < адрес > до < адрес >; по < адрес > - от < адрес > до < адрес >; по < адрес > и от < адрес >Б до < адрес >, от < адрес > до < адрес >Б и от < адрес > до < адрес >; по < адрес >, Ватутина, Саперная и Художественная; по < адрес > в мкр. им. А.Космодемьянского в границах городского округа «Город Калининград» в соответствие с «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 9 января 2024 года.

Судья А.А. Сараева