ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-630/2018 от 03.04.2018 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2а-630/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 апреля 2018 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Сивашовой А.В.,

при секретаре Махутдиновой Н.А.

с участием прокурора Пивченко А.А., представителей Управления ветеринарии Орловской области Сиротина В.А., Титовой И.Н., представителя Правительства Орловской области Калмыковой Ю.А.

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению ветеринарии Орловской области, Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, возложении обязанности,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Управлению ветеринарии Орловской области о признании незаконным бездействия по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что в рамках осуществления надзорной деятельности Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка законности и полноты реализации Управлением ветеринарии Орловской области возложенных полномочий по организации мероприятий по отлову, временной передержке, помещению в приют, вакцинации, стерилизации, эвтаназии безнадзорных животных на территории области. Результаты проверки показали, что Управлением ветеринарии Орловской области своевременно, качественно и в полном объеме не исполняются полномочия в области защиты населения от заболеваний, общих для человека и животных, не организуются мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных в соответствии с действующим законодательством. Управление ветеринарии Орловской области фактически без каких-либо распорядительных документов передало функции по исполнению этих полномочий подведомственным учреждениям - городским и районным станциям по борьбе с болезнями животных, не изменяя их учредительные документы (уставы). Между тем, в уставах гор(рай)СББЖ организация и осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, в том числе с привлечением сторонних организаций, осуществление функций государственного заказчика таких услуг в перечне основных видов деятельности не предусмотрено. Осуществление подобных видов деятельности, не предусмотренных уставом бюджетного учреждения, противоречит ст. 9.2, ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В 2017 году, истекшем периоде 2018 года фактически работа по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории области Управлением ветеринарии Орловской области надлежащим образом не организована и не проводится.

Общий объем выделенных на 2017 год средств областного бюджета на отлов безнадзорных животных составил 2 157 000 руб. Несмотря на выделяемые денежные средства динамика отловленных за последние 5 лет на территории города Орла безнадзорных собак имеет тенденцию к уменьшению. В 2012 году проведены мероприятия по отлову и эвтаназии 1575 безнадзорных собак. В 2013 году проведены мероприятия по отлову и эвтаназии 1933 безнадзорных собак. В 2014 году количество отловленных безнадзорных животных составило 918 голов. В 2015 году количество отловленных безнадзорных животных в г.Орле составило 551 собака. В 2016 году на территории города отловлено 425 безнадзорных собак.

В свою очередь, из 620 поступивших заявок от граждан и юридических лиц на отлов безнадзорных животных на территории города Орла выполнено только 147, что составляет 24% от их общего количества, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы по регулированию численности безнадзорных животных на территории города и создает реальную угрозу безопасности граждан, санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

В 2017 году отлов безнадзорных животных производился, как правило, на территориях социально-значимых объектов (детских дошкольных, образовательных, лечебных учреждений). Подобная организация отлова, носящая избирательный характер, привела к возникновению множественных очагов дислокации безнадзорных животных - микрорайон станции Лужки, (адрес обезличен), и т.д.

По данным БУЗ Орловской области «Городская больница им. Боткина С.П.» за медицинской помощью от укусов безнадзорных собак в ноябре-декабре 2017 обратилось 23 человека. В Орловской детской областной клинической больнице им. Круглой З.И. в ноябре 2017 года по фактам укуса детей безнадзорными собаками зарегистрировано 5 случаев, в декабре 2017 года -18.

Законом Орловской области от 30 ноября 2017 г. № 2177-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» общий объем выделенных средств областного бюджета на отлов безнадзорных животных на 2018 год предусмотрен в размере 5 млн. рублей. Указанные средства распределены между бюджетными учреждениями ветеринарии Орловской области для заключения ими договоров (контрактов) на осуществление мероприятий по отлову безнадзорных собак на территории обслуживаемых ими районов и городов области. Из них бюджетному учреждению Орловской области «Орловская горСББЖ» на финансирование мероприятий по отлову и временной передержке животных на территории г. Орла предусмотрено 4153 тыс. руб.

Несмотря на доведенные лимиты бюджетного финансирования на момент подачи административного иска конкурсные процедуры по отбору специализированной организации для оказания государственных услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не проведены, соответствующие государственные контракты не заключены, выделенные на указанные цели бюджетные средства не освоены. В январе 2018 года отлов безнадзорных собак не производился вообще, тогда как в январе 2018 только в БУ ОО «Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных» зарегистрировано 69 заявок жителей на отлов безнадзорных собак на территории г.Орла.

В свою очередь, безнадзорные животные могут являться переносчиками заразных и особо опасных заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, проявить агрессивное поведение и нанести увечье человеку, представляют повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, их беспрепятственное размножение приводит к распространению эпизоотий.

Существующее положение дел с таким количеством на территории области безнадзорных животных и неисполненных только на территории города Орла более 500 заявок, с учетом отсутствия приютов для животных, может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации в указанной сфере, создать реальную угрозу безопасности граждан.

Бездействие со стороны Управления ветеринарии Орловской области по отлову и содержанию безнадзорных животных в Орловской области нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и интересы граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, не позволяет обеспечить благополучную эпизоотолого - эпидемиологическую обстановку в населенных пунктах, повышает риск заражения и распространения заболеваемости животных и людей.

В дополнениях к административному иску прокурор также указал, что в силу ст. 2.5 Закона РФ «О ветеринарии» безнадзорные собаки и кошки подлежат обязательным идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. Действующим постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347 также предусмотрены отлов и транспортировка безнадзорных животных в приют. Из гражданско-правовых договоров и контрактов, заключенных и исполненных в 2017 г., истекшем периоде 2018 г. следует, что основанием для оказания услуги по отлову безнадзорных только собак выступали заявки, содержащие сведения об агрессивном поведении животных. Отлов неагрессивных безнадзорных животных не осуществляется и не предусмотрен. Также региональным законодательством предусмотрено содержание отловленных животных в приютах, обязанность приема безнадзорного животного при этом возложена только на муниципальные и государственные приюты, и отлов, и содержание безнадзорных животных является расходным обязательством государственного органа исполнительной власти. Между тем, на территории Орловской области отсутствуют приюты для содержания безнадзорных животных, соответствующих требованиям постановления Правительства Орловской области №347, в ведении Управления ветеринарии Орловской области, подведомственных ему учреждений отсутствуют помещения, пригодные для использования в качестве приютов. Какие-либо меры, направленные на фактическую реализацию требований, предъявляемых к условиям отлова, временной передержке, содержанию, стерилизации, эвтаназии безнадзорных животных в соответствии с региональным законодательством в
2017 г. и истекшем 2018 г. Управлением ветеринарии Орловской области не принимаются, работа в данном направлении не ведется.

Неконтролируемое увеличение численности безнадзорных животных ввиду ненадлежащей организации работы по регулированию их численности на территории города создает реальную угрозу безопасности граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С учетом уточненных требований просил признать бездействие Управления ветеринарии Орловской области по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области незаконным; обязать Управление ветеринарии Орловской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение индивидуальной или групповой идентификации и учета безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области, организовать отлов и содержание безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области в соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии» и постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области», а именно организовать отбор специализированной организации для оказания государственных услуг по отлову и содержанию всех безнадзорных животных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключить соответствующие договоры и контракты, обеспечить контроль за оказанием услуг; обязать Правительство Орловской области, Управление ветеринарии Орловской области в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать создание приютов для безнадзорных животных (собак и кошек), отвечающих требованиям, указанным в постановлении Правительства Орловкой области №347 от 18 ноября 2014 г. с количеством мест исходя из численности безнадзорных животных на территории региона.

Протокольным определением от 20 марта 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Орловской области.

В судебном заседании прокуроры Булгакова И.П., Пивченко А.А. уточненные требования подержали, просили их удовлетворить. Указали, что в несколько раз по сравнению с 2017 г. в 2018 г. возросли случаи бешенства на территории области, источниками были в том числе безнадзорные кошки, собаки. При этом в настоящее время отлов безнадзорных кошек на территории Орловской области не производится, ведется отлов лишь агрессивных безнадзорных собак. Поскольку на территории региона отсутствуют приюты для содержания безнадзорных животных, то учитывая, что вопросы управления и распоряжения собственностью Орловской области в силу закона являются исключительной компетенцией Правительства Орловской области, то на него наравне с органом специальной компетенции подлежит возложению обязанность принять меры к созданию приютов на территории Орловской области.

Представители Управления ветеринарии Орловской области Сиротин В.А., Титова И.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в их удовлетворении отказать. Пояснили, что в настоящее время действительно отлов безнадзорных кошек на территории Орловской области не ведется, поскольку не поступало заявок об агрессивном поведении кошек, согласно действующему постановлению Правительства Орловкой области №347 от 18 ноября 2014 г. отлову подлежат только агрессивные безнадзорные животные. Также указали, что реализация полномочий по организации проведения на территории Орловской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению подразумевает в себе осуществление контроля за выполнением планов диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности в целях обеспечения стойкого эпизоотического благополучия на территории Орловской области. В 2017 году утвержденные Управлением ветеринарии Орловской области. Планы диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий выполнены государственной ветеринарной службой по всем позициям в полном объеме, что подтверждается данными по Орловской области в ветеринарной отчетности по форме 1 Вет А за 2017 год. За 2017 год было проведено вакцинирование против бешенства лошадей, крупного рогатого скота, а также собак и кошек согласно утвержденным планам. На территории Орловской области обеспечивается стойкое эпизоотическое благополучие по таким инфекционным болезням как классическая чума свиней, сибирская язва, ящур, туберкулез, высокопатогенный грипп птиц, трихинеллез, сап лошадей, оспа овец, чума мелких жвачных животных, бруцеллез, а также бешенство. В 2017 году бюджетные учреждения ветеринарии Орловской области были обеспечены вакцинами, сыворотками, диагностикумами и дезинфицирующими средствами. Доведенные бюджетным учреждениям ветеринарии Орловской области государственные задания в 2017 году были выполнены ими полностью, что подтверждается данными в форме 1 Вет, которая направляется в Минсельхоз России. Полномочия Управления ветеринарии Орловской области в области защиты населения от заболеваний, общих для человека и животных, выполняются своевременно и в полном объеме.

Полагали несостоятельными доводы прокурора о том, что с 2012 г. по 2016 г. организация отлова безнадзорных животных носила избирательный характер, динамика имеет тенденцию к уменьшению, а также о том, что на Управление ветеринарии Орловской области возложены полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных. Так отлов безнадзорных животных осуществляется на основании поступающих заявок в порядке очередности их исполнения, в связи с чем не может носить избирательный характер. При практически одинаковом финансировании с 2012 г. по 2017 г. цена услуг за отлов безнадзорных животных резко возросла, по этой причине и количество отловленных безнадзорных животных в 2012-2013 г.г. было выше по сравнению за период с 2014 г. по 2017 г. Таким образом, вывод прокурора, что отлов безнадзорных собак сокращался несостоятелен. Что касается довода прокурора о передаче учреждениям полномочий по отлову животных, указали, что в феврале 2012 г. распоряжением Губернатора Орловской области Управлению ветеринарии Орловской области было поручено организовать через подведомственные ему учреждения ветеринарии Орловской области мероприятия по отлову безнадзорных собак и кошек в рамках выделенных из резервного фонда денежных средств.

Что касается мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в 2018 г., пояснили, что на указанные мероприятия было выделено 5 000 000 руб., которые были распределены по подведомственным учреждениям. 09 января 2018 г. был сформирован план финансово-хозяйственной деятельности, 10 января был размещен план закупок. Но поскольку в этот же период вносились изменения в постановление Орловской области №347, регулирующее вопросы отлова и содержания безнадзорных животных, то в план график закупок также вносились изменения по условиям закупки, цены контракта, порядка оказания услуг. В период проведения конкурсных процедур на основную сумму в размере 3 956 120 руб.,
02 и 20 февраля 2018 г. были заключены договоры на отлов безнадзорных животных на суммы до 100 000 руб. в целях обеспечения периодичности отлова безнадзорных животных. По итогам проведения торгов, 27 марта 2018 г. был заключен гражданско-правовой договор с ООО «ЭкоСервис» на отлов безнадзорных собак на сумму 3 956 120 руб., который исполняется по настоящее время.

Что касается создания приютов, указали, что для их создания необходимо поручение Правительства Орловской области.

Также указали, что в настоящее время подготовлен законопроект о передаче полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных органам местного самоуправления. Без содействия органов местного самоуправления выполнить организацию отлова и содержания безнадзорных животных невозможно, так как одной из главных причин роста популяции является кормовая база, которая представляет собой мусорки, несанкционированные свалки в городе и в районах, а также только органы местного самоуправления правомочны разрабатывать местные программы, предусматривающие мониторинг безнадзорных животных, их учет, административную ответственность за содержание таких животных.

Обратили внимание, что из административного иска не следует, что в чем конкретно заключается оспариваемое бездействие, от принятия какого решения либо совершения действия уклоняется Управление.

Также сослались на отсутствие в настоящее время ветеринарных правил, регулирующих порядок идентификации и учета безнадзорных собак и кошек, в связи с чем их реализация возможны после утверждения ветеринарных правил. Обратили внимание, что прокурор просил обязать Управление организовать отлов и содержание безнадзорных собак и кошек, отбор специализированной организации для оказания государственных услуг по отлову и содержанию всех безнадзорных животных в соответствии с законом, между тем государственная услуга по отлову и содержанию всех безнадзорных животных Управлением ветеринарии Орловской области не оказывается.

Проведение отлова безнадзорных животных подтверждается представленными договорами, актами оказанных услуг.

Представитель Правительства Орловской области Калмыкова Ю.А. возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что в настоящее время правила осуществления идентификации и учета животных федеральным органом исполнительной власти не утверждены, требование прокурора о возложении обязанности провести идентификацию и учет безнадзорных собак и кошек является незаконным, как и требование об организации приюта исходя из численности безнадзорных животных, поскольку часть отловленных животных подлежит немедленному умерщвлению или эвтаназии. Заявляя требование о возложении на Управление ветеринарии Орловской области, Правительство Орловской области обязанности по организации создания приютов для безнадзорных животных на территории региона, административный истец фактически ограничивает Правительство области в самостоятельном определении методов и способов реализации своих полномочий в сфере отлова и содержания безнадзорных животных, что является недопустимым, поскольку возможно заключение договоров аренды имеющихся на территории Орловской области приютов в целях содержания в них отловленных безнадзорных животных. Прокурором не приведено, какие конкретно действия и в каком объеме должен исполнить каждый из административных ответчиков в части организации приюта, что также приведет к невозможности исполнения решения суда в случае удовлетворения заявленных требований. Также со ссылкой на Закон Орловской области «О бюджетном процессе в Орловской области», Регламент Орловского областного Совета народных депутатов, Бюджетный кодекс РФ пояснила, что для принятия мер по созданию приютов необходимо внесением изменений в Закон об областном бюджете, указанная процедура может занять от 30 до 90 дней, для исполнения требований о принятии мер по организации приютов необходимо не менее 6 мес. Обратила внимание, что прокурором не оспаривается бездействие Правительства Орловской области, в связи с чем на Правительство области не может быть возложена обязанность совершать какие-либо действия в рамках заявленного административного иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьей 3 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» предусмотрено, что к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся в том числе: организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии), статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно пункту 2 статьи 2 поименованного закона полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).

Однако такое регулирование должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, в пределах предоставленных полномочий и не нарушать принципа разделения вопросов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), определены пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, также включена организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

По смыслу приведенной нормы, федеральный законодатель предусмотрел решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятия, представляющего собой единство двух действий: отлов и содержание, что исключает иное правовое регулирование на региональном уровне общественных отношений в названной сфере, в том числе предусматривающее вместо содержания безнадзорных животных их возврат в прежнюю среду обитания.

Такое толкование согласуется с предписаниями, содержащимися в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3.2.3215-14, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50 (далее - Правила от 22 августа 2014 г.), Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 г. № 54 (далее - Правила от 6 мая 2010 г.).

Так, Правила от 06 мая 2010 г., устанавливающие основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации, соблюдение которых обязательно на всей территории Российской Федерации, в том числе для органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункты 1.1 и 1.2), включают в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей регулирование численности безнадзорных животных, которое проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках, в том числе и после прививки против бешенства (пункты 1.1, 1.2, 9.2 и 9.5).

Такие же предписания содержатся в пунктах 8.2 и 8.4.2 Правил от 22 августа 2014 г., закрепляющих требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, исполнение которых является обязательным на всей территории Российской Федерации в том числе для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления.

Гражданским законодательством также предусмотрено аналогичное правовое регулирование отношений с безнадзорными животными.

В силу прямого указания статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации задержавшее безнадзорных животных лицо обязано принять меры к их надлежащему содержанию.

Анализ приведенного законодательства в системном единстве свидетельствует о том, что федеральный законодатель, регламентируя касающиеся безнадзорных животных вопросы, предусматривает не только их отлов, но в обязательном порядке и содержание в специальных питомниках.

При этом, на федеральном уровне отсутствует дифференциация относительно каких животных (агрессивных или нет) подлежат реализации органами исполнительной власти субъектов РФ возложенные законом обязанности по организации отлова и содержания безнадзорных животных.

Согласно п. п.7, 9 раздела 2 Положения «Об Управлении ветеринарии Орловской области», утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 405, Управление в установленной сфере деятельности реализует на территории Орловской области единую государственную политику, а также осуществляет следующие полномочия: организует проведение на территории Орловской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защиту населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Таким образом, на уровне Орловской области обязанность по организации отлову и содержанию безнадзорных животных как санитарно-противоэпидемическим мер по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возложена на Управление ветеринарии Орловской области.

Пунктом 5 Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, определено, что безнадзорное животное - животное, имеющее собственника и временно выбывшее из его владения, либо животное, собственник которого отказался от своих прав на него или которое не имеет владельца; отлов безнадзорных животных - изъятие (отлов) безнадзорных животных из среды их обитания посредством поимки безнадзорных животных, в том числе с использованием специальных технических приспособлений, не травмирующих животных, при помощи специальных средств временной иммобилизации в целях поддержания надлежащего санитарно-гигиенического состояния территории населенного пункта.

На основании п.3 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, отлов безнадзорных собак и кошек, транспортировку в приют для животных (далее - приют) осуществляют юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели (далее - организации по отлову безнадзорных животных), физические лица, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции и контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Отлов безнадзорных собак и кошек (далее также - животные) производится в целях обеспечения безопасности граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 4 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области).

Отлову подлежат безнадзорные собаки и кошки, независимо от породы, в том числе имеющие ошейник, находящиеся на улицах и в иных общественных местах, кроме находящихся на привязи, без сопровождающих лиц (п. 5 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области).

Таким образом, отлову подлежат безнадзорные кошки и собаки.

Между тем, отлов безнадзорных кошек на территории Орловской области ни в 2017 году, ни в 2018 году не проводился и не проводится, что не отрицалось Управлением ветеринарии Орловской области, при этом Управление сослалось на п. 5 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от
18 ноября 2014 г. № 347, согласно которому отлов производится на основании заявок об агрессивном поведении безнадзорных животных, поскольку заявок об агрессивном поведении кошек не подавалось, их отлов на территории области не проводится.

Между тем, как уже указывалось, на федеральном уровне отсутствует дифференциацяи относительно каких животных агрессивных или нет должен проводиьтся их отлов и содержание. Напротив, из санитарных правил 3.1.7.2627-10. «Профилактика бешенства среди людей» следует, что отлову подлежат все безнадзорные животные без деления их на агрессивных либо неагрессивных, в целях регулирования численности, исключения возникновения очагов бешенства.

Кроме того, согласно ст.ст. 72, 76 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Санитарные правила 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей, утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06 мая 2010 г. № 54, в силу ст.ст. 72,76 Конституции РФ, ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ являются обязательными для граждан, юридических лиц, и именно в соответствии с ними подлежат принятию и реализации нормативные акты субъектов РФ.

Учитывая, что Санитарные правила 3.1.7.2627-10 устанавливают основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации, предусматривают мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства вне зависимости от того, являются они агрессивными или нет, то с учетом положений ч.2 ст. 15 КАС РФ суд приходит к выводу о том, что подтверждено бездействие Управления ветеринарии Орловской области в части отлова безнадзорных кошек на территории области, в связи с чем требования прокурора в указанной части о признании незаконным бездействия Управления ветеринарии Орловской области по организации отлова безнадзорных кошек являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд также учитывает объяснения административных ответчиков о том, что в настоящее время в Орловской области разработан законопроект о передаче полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных органам местного самоуправления, для чего предусмотрены изменения в действующий порядок отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области в части исключения из него указания на отлов только агрессивных безнадзорных животных.

На основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, а также с учетом положений 3 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, на Управление ветеринарии Орловской области подлежит возложению обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать отлов и содержание безнадзорных кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» и постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. №347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области», а именно организовать отбор специализированной организации для отлова и содержания безнадзорных кошек в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По сообщению Управления ветеринарии Орловской области за период с
01 января по 21 марта 2018 г. на территории Орловской области зарегистрировано 25 случаев заболевания животных бешенством на территориях Урицкого, Залегощенского, Болховского, Покровского, Верховского, Орловского, Хотынецкого, Малоархангельского, Мценского, Свердловского, Колпнянского, Ливенского районов, что превышает показатель за аналогичный период 2017 г. в 25 раз (был зарегистрирован 1 случай бешенства за аналогичный период в 2017 г.), при этом, в качестве переносчиков заболевания в 10 случаях указаны кошки и собаки, в том числе и безнадзорные, в связи с чем по случаям заболевания животных бешенством в 2018 году указами Губернатора Орловской области от
12 января 2018 г. №№7, 8, 9, 10, 11, 12, от 16 января 2018 г. №16, от 30 января
2018 г. №№39, 40, от 06 февраля 2018 г. №49, от 15 февраля 2018 г. №№ 68, 69, 70, 71, от 16 февраля 2018 г. №№75, 76, от 22 февраля 2018 г. №82, от 28 февраля
2018 г. №№ 93, 94, 95, от 01 марта 2018 г. №98, от 12 марта 2018 г. №102 вводились ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству животных на отдельных территориях Орловской области с утверждением планов мероприятий по ликвидации эпизоотических очагов и предупреждению распространения заболевания.

Учитывая изложенные обстоятельства, в целях предупреждения распространения указанного особо опасного заболевания среди безнадзорных животных установление срока исполнения решения суда в части организации отлова безнадзорных кошек в 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу (притом, что само решение вступает в силу в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме) суд полагает разумным, направленным на обеспечение безопасности граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При этом, суд не находит оснований для возложения на Управление ветеринарии Орловской области обязанности заключить соответствующие договоры и контракты, обеспечить контроль за оказанием услуг, поскольку доказательства бездействия со стороны Управления по заключению таких договоров, контролю их исполнения при наличии финансовой возможности (выделенных бюджетных средств) суду не представлено.

Суд не находит оснований для признания незаконным бездействия Управления ветеринарии Орловской области по организации отлова безнадзорных собак на территории области ввиду следующего.

Законом Орловской области от 06 декабря 2016 г. №2054-03 «Об областном бюджете на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» объем выделенных средств областного бюджета на отлов собак в 2017 году составил 1 150 000 рублей; Законом Орловской области от 10 апреля 2017 г. №2094-03 «О внесении изменений в Закон Орловской области от 06.12.2016 № 2054-03 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», выделены дополнительные бюджетные ассигнования в виде субсидий на сумму 1 007 000 рублей.

Таким образом, общий объем выделенных на 2017 год средств областного бюджета на отлов безнадзорных животных составил 2 157 000 руб.

Указанные денежные средства освоены в полном объеме, на основании заключенных соглашений между Управлением ветеринарии Орловской области и подведомственными ему учреждениями – станциями по борьбе с болезнями животных о предоставлении Управлением станциям субсидий на отлов и содержание безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области станциями по борьбе с болезнями животных с организациями по отлову безнадзорных животных по итогам проведения конкурсных процедур заключались договоры на отлов безнадзорных собак в пределах выделенных лимитов бюджетных средств, которые были исполнены в 2017 г., о чем в подтверждение представлены соглашения от 30 декабря 2016 г. с дополнительными соглашениями к ним между Управлением и станциями по борьбе с болезнями животных о предоставлении Управлением станциям субсидии на отлов и содержание безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, гражданско-правовые договоры на оказание услуг по отлову, транспортировке, временной передержке и регулированию численности безнадзорных собак №140 от
15 февраля 2017 г. между БУ Орловской области «Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных» и ООО «ЭкоСервис» на сумму 98731,64 руб., №178 от 07 июля 2017 г. между БУ Орловской области «Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных» и ООО «ЭкоСервис» на сумму 264458,9 руб., №193 от 16 октября 2017 г. между БУ Орловской области «Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных» и ИП Никитиным К.А. на сумму 85258,13 руб., №157 от 14 апреля 2017 г. между БУ Орловской области «Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных» и ООО «ЭкоСервис» на сумму 98 731,6 руб., №187 от 12 сентября 2017 г. между БУ Орловской области «Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных» и ИП Никитиным К.А. на сумму 45075,53 руб., №163 от 16 мая 2017 г. БУ Орловской области «Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных» и ООО «ЭкоСервис» на сумму 298766,9 руб., №135 от 26 января 2017 г. БУ Орловской области «Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных» и ООО «ЭкоСервис» на сумму 98731,64 руб. акты приемки оказанных услуг к указанным договорам, соглашения о расторжении указанных договоров в связи с их фактическим исполнением (т.2 л.д. 183-364).

Всего по Орловской области в 2017 г. отловлена 731 собака, из них 41 собака отправлена на передержку, стерилизована, выпущена в прежнюю среду обитания. По городу Орлу было отловлено 312 собак, из которых 33 собаки отправлены на передержку, стерилизованы, выпущены в прежнюю среду обитания.

Законом Орловской области от 30 ноября 2017 г. № 2177-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» общий объем выделенных средств областного бюджета на отлов безнадзорных животных на 2018 год предусмотрен в размере 5000 тыс. рублей, из которых 4 153 000 руб. выделены БУОО «Орловская горСББЖ».

БУ Орловской области «Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных» с учетом выделенных денежных средств 02 февраля 2018 г. был заключен гражданско-правовой договор №153 на оказание услуг по отлову, транспортировке и регулированию численности безнадзорных собак на территории муниципального образования «Город Орел» с ИП Никитиным Е.А. на сумму 98440 руб., 20 февраля 2018 г.- гражданско-правовой договор №192 на оказание услуг по отлову, транспортировке и регулированию численности безнадзорных собак на территории муниципального образования «Город Орел» с ИП Никитиным К.А. на сумму 98 440 руб., на основании которых отлов безнадзорных собак производился в период с 02 февраля по 12 марта 2018 г. По итогам конкурсных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 27 марта 2018 г. был заключен гражданско-правовой договор №222 на оказание услуг по отлову, транспортировке и регулированию численности безнадзорных собак на территории муниципального образования «Город Орел» с ООО «ЭкоСервис» на сумму 3 953 686,50 руб.

В настоящее время заключенный договор исполняется, о чем представлены акты отлова, осмотра, эвтаназии безнадзорных собак.

Как пояснили в судебном заседании представители Управления ветеринарии Орловской области Сиротин В.А., Титова Н.И., освоение выделенных денежных средств на отлов безнадзорных животных начался с декабря 2017 г. однако продлился до февраля 2018 г. – заключения первого договора на отлов безнадзорных собак в г.Орле – ввиду внесения изменений 16 января 2018 г. в Постановление Правительства Орловской области №347, запрещающих возврат отловленных безнадзорных животных обратно в свободную среду, что потребовало изменений условий договоров в части отлова безнадзорных собак, а также определения цены договоров на отлов безнадзорных собак.

Таким образом, в пределах выделенных денежных средств вопреки доводам прокурора Управлением ветеринарии Орловской области организован отлов безнадзорных собак на территории Орловской области. При этом, сам факт эвтаназии отловленных безнадзорных собак не свидетельствует о запрете по заключенным договорам проведения отлова неагрессивных собак, передачи их в приют при наличии такового, поскольку в предмете договора в частности от
27 марта 2018 г. также указано на исполнение услуги не только по отлову безнадзорных собак, их транспортировке в ветеринарное учреждение, но и транспортировке в приют.

В указанной части требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Что касается требования о признании незаконным бездействия Управления ветеринарии Орловской области по содержанию безнадзорных кошек и собак на территории Орловской области, суд находит их обоснованными.

Как уже указывалось, действующее законодательство в системном единстве свидетельствует о том, что федеральный законодатель, регламентируя касающиеся безнадзорных животных вопросы, предусматривает не только их отлов, но в обязательном порядке и содержание в специальных питомниках.

Пунктами 3, 6, 8, 16, 18, 20, 25 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, предусмотрено содержание отловленных безнадзорных животных в приютах. При этом пунктом 29 того же Порядка предусмотрено, что финансирование расходов по содержанию безнадзорных собак и кошек производится за счет средств областного бюджета.

Пунктами 5, 57, 58 Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, предусмотрено, что приюты для животных – здания, помещения и территории, специально оборудованные и предназначенные для содержания животных, безнадзорных животных, создаются как физическими и юридическими лицами, так и органами государственной власти и местного самоуправления. Только приюты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обязаны принять животное от лица, нашедшего безнадзорное животное и желающего сдать его в приют для животных, обеспечить ему содержание в соответствии с требованиями Порядка. Требования к приютам изложены в п.20-21, 23 Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347.

Таким образом, системное толкование федерального и регионального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что в Орловской области содержание отловленных безнадзорных животных в настоящее время должно осуществляться в приютах за счет средств областного бюджета.

Между тем, в настоящее время на территории Орловской области отсутствуют муниципальные, государственные приюты для содержания безнадзорных животных.

Сведений о принятии каких-либо мер по организации содержания безнадзорных животных в приютах (информация скрыта), (информация скрыта) а также о наличии возможности в указанных организациях содержать отлавливаемых безнадзорных животных (которые не подлежат умерщвлению либо эвтаназии), соответствия указанных приютов требованиям Постановления Правительства Орловской области №347 административными ответчиками не представлено. Напротив, представлена переписка на протяжении более 3 лет с различными органами власти, организациями, протоколы межведомственных совещаний по вопросу выделения (информация скрыта) земельного участка для последующего строительства на нем частного приюта. В настоящее время приют отсутствует.

Таким образом, учитывая, что не только отлов, но и содержание безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджета субъекта РФ, а также учитывая положения ст.21, абз.1 п.3 ст. 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.2 ч.1 ст. 10 ст. 26 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области», п.2 раздела 5 Положения об Управлении ветеринарии Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 405, суд приходит к выводу, что в Орловской области вопрос о содержании безнадзорных животных в специальных питомниках – приютах – в настоящее время не организован, доказательств принятия мер к содержанию безнадзорных животных в приютах не представлено, в связи с чем бездействие Управления ветеринарии Орловской области следует признать в указанной части незаконным, при этом самостоятельное решение Управлением ветеринарии Орловской области вопроса создания приюта для организации содержания безнадзорных животных невозможно в виду перечисленных норм права, а возможно лишь при участии Правительства Орловской области с учетом решения вопросов управления и распоряжения собственностью области, возможности создания унитарных предприятий, в связи с чем правомерно требование прокурора о возложении обязанности на Правительство Орловской области, Управление ветеринарии Орловской области организовать создание приюта для содержания безнадзорных кошек и собак, отвечающего требованиям, указанным в Постановлении Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. №347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области», однако без учета количества мест исходя из численности безнадзорных животных на территории региона, поскольку в настоящее время идентификация и учет безнадзорных животных до помещения их в приют нормативно не урегулированы, как справедливо указывают представители административных ответчиков, часть безнадзорных животных после их отлова подлежит умерщвлению либо эвтаназии.

При этом довод представителя Правительства Орловской области о том, что прокурор заявленным требованием фактически ограничивает Правительство области в самостоятельном определении методов и способов реализации своих полномочий в сфере отлова и содержания безнадзорных животных не основано на принятом самим Правительством области нормативном акте - Постановлении №347, в котором в настоящее время урегулирован метод и способ реализации органом государственной власти субъекта полномочий в сфере содержания безнадзорных животных, а именно путем содержания отловленных безнадзорных животных в приютах.

Учитывая, что для принятия мер по созданию приюта, как пояснили представители административных ответчиков, необходимо будет вносить изменения в Закон об областном бюджете, для чего потребуется от 30 до 90 дней, суд приходит к выводу о том, что срок в три месяца с момента вступления решения суда в законную силу является разумным, справедливым, направленным на обеспечение безопасности граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Что касается требования прокурора о возложении на Управление ветеринарии Орловской области обязанности по организации проведения индивидуальной или групповой идентификации и учета безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2.5 Закона РФ »О ветеринарии», на которую ссылается прокурор, животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

Приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. № 161 утвержден Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, среди которых предусмотрены кошки и собаки (за исключением диких).

В настоящее время, как справедливо отмечают административные ответчики, действительно не утверждены ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных.

Между тем, как уже указывалось, на основании п. 9.5 Санитарных правил 3.1.7.2627-10. «Профилактика бешенства среди людей» все безнадзорные животные должны быть привиты против бешенства.

В силу п.п. 8.2, 8.4.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.08.2014 № 50 «Об утверждении СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» предусмотрено, что организация профилактических мероприятий за эхинококкозами включает регулирование содержания бродячих собак, их дегельминтизацию. Предупреждение заражения человека и сельскохозяйственных животных включает в себя регулирование численности бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках.

В письме от 20 июня 2016 г. №01/7782-16-27 «О заболеваемости эхинококкозом и альвеококкозом в Российской Федерации» Роспотребнадзор рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по организации учета и регистрации собак, регулированию численности безнадзорных собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках.

В пунктах 5, 39, 46, 62 Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области, а также пунктах 17, 25, Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, утвержденных Постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. № 347, предусмотрено, что идентификация представляет собой процедуру паспортизации безнадзорных животных, заключается в присвоении идентификационного индивидуального номера или личного носителя ID-номера животному путем чипирования, татуирования, биркования, клеймения и (или) иных средств идентификации. Регистрация, идентификация и перерегистрация животных в Орловской области осуществляется учреждениями ветеринарии Орловской области, ветеринарными специалистами в области ветеринарии, занимающимися предпринимательской деятельностью, зарегистрированными в Управлении ветеринарии Орловской области (далее также - ветеринарные специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью), в том числе в целях решения проблемы безнадзорных собак и кошек. Учет безнадзорных животных осуществляется двумя путями: 1) организацией по отлову безнадзорных животных ведется учет отловленных и переданных в приют животных путем занесения записи в журнал учета, утвержденный организацией по отлову безнадзорных животных (учет собак и кошек ведется в разных журналах), где указываются дата поступления животного, признаки животного (пол, порода, окрас, размер, примерный возраст, особые приметы), 2) в приюте путем идентификации и присвоения регистрационного номера животному.

Таким образом, в настоящее время идентификация и учет безнадзорных животных в Орловской области урегулированы Постановлением №347, находятся в прямой зависимости от наличия в области приютов для безнадзорных животных.

Как пояснил в судебном заседании руководитель Управления ветеринарии Орловской области Сиротин В.А., в Управление ветеринарии Орловской области для ведения учета вакцинированных против бешенства животных, как кошек так и собак, приюты обязаны сообщать сведения о поступивших безнадзорных животных, проведении их вакцинации, также организации, отловившие и передавшие безнадзорных животных в приюты, обязаны подавать сведения о количестве отловленных животных.

Вместе с тем, в настоящее время учет вакцинированных против бешенства безнадзорных собак и кошек в Орловской области не ведется, поскольку отловленные безнадзорные собаки согласно представленным актам выполненных работ по контракту от 27 марта 2018 г. эвтанизированы, в приют не передавались, приюты на территории области отсутствуют, учет вакцинированных безнадзорных кошек не ведется вовсе, поскольку не ведется отлов безнадзорных кошек.

В связи с чем, на Управление ветеринарии подлежит возложению обязанность организовать проведение идентификации и учета безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (в тот же срок, что и для принятия мер по созданию приюта на территории области).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

административные исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению ветеринарии Орловской области, Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления ветеринарии Орловской области по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области.

Обязать Управление ветеринарии Орловской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать отлов и содержание безнадзорных кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая
1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» и постановлением Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. №347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области», а именно организовать отбор специализированной организации для отлова и содержания безнадзорных кошек в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязать Правительство Орловской области, Управление ветеринарии Орловской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать создание приюта для содержания безнадзорных кошек и собак, отвечающего требованиям, указанным в Постановлении Правительства Орловской области от 18 ноября 2014 г. №347 «Об утверждении Порядка содержания домашних животных на территории Орловской области и Порядка отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области».

Обязать Управление ветеринарии Орловской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение идентификации и учета безнадзорных собак и кошек на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме

Решение в окончательной форме принято 06 апреля 2018 г.

Судья А.В. Сивашова