УИД: 23RS0057-01-2021-000526-49
К делу №2а-631/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Усть-Лабинск 14 апреля 2021 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Куликовского Г.Н.,
секретаря Алейниковой А.В.,
с участием административного истца –
старшего помощника прокурора Заичко Е.В.,
руководителя административного ответчика –
ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» Илюхиной Л.В.,
представителя административного ответчика –
ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского
района», действующей по доверенности
№ от 29.01.2021г. Щербаковой И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района к ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением обратился прокурор Усть-Лабинского района к ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» о признании незаконным бездействия. В обоснование иска указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства при реализации ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» полномочий по организации обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста в рамках национального проекта «Демография».
Установлено, что ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» 23 марта 2020 года был заключен государственный контракт № с филиалом автономной некоммерческой организации центром дополнительного профессионального образования «Академия» (далее – филиал АНО ЦДПО «Академия») на оказание услуг по организации обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста по программе: повышение квалификации «Первая помощь до оказания медицинской помощи» в рамках реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» на 2020 год, источником финансирования обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на указанные цели.
Согласно указанному контракту и дополнительному соглашению к нему от 10 июня 2020 года филиал АНО ЦДПО «Академия» обязуется оказать услугу по организации обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста по программе: повышение квалификации «Первая помощь до оказания медицинской помощи» в количестве 50 человек. Срок освоения образовательной программы должен был составлять 20 академических часов, форма обучения – дистанционная, стоимость обучения одного лица – 1 000,00 рублей, общая стоимость услуг – 50 000,00 рублей, период оказания услуг – по 20 декабря 2020 года.
28 мая 2020 года в ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» из АО «Водопровод» поступило заявление о направлении на профессиональное образование работников в возрасте 50-ти лет и старше или работников предпенсионного возраста в количестве 13 человек.
Также 28 мая 2020 года в ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» из МКДОУ детский сад № МО Усть-Лабинский район поступило заявление о направлении на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников в возрасте 50-ти лет и старше или работников предпенсионного возраста, согласно которому необходимо было организовать обучение одного человека.
Руководством филиала АНО ЦДПО «Академия» в качестве подтверждения исполнения обязательств по контракту представлены в ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» приказ от 03 июня 2020 года о зачислении слушателей №, справки о посещаемости занятий указанными слушателями, справки об обучении слушателей по дополнительной профессиональной программе, протокол от 05 июня 2020 года заседания аттестационной комиссии, приказ от 05 июня 2020 года об отчислении слушателей № в связи с завершением обучения. 05 июня 2020 года директором филиала АНО ЦДПО «Академия» К.Н.П, слушателям выданы удостоверения о повышения квалификации по программе «Первая помощь до оказания медицинской помощи».
Во исполнение обязательства по государственному контракту от 23 марта 2020 года № между ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» и филиалом АНО ЦДПО «Академия» подписаны акты сдачи-приемки оказанных услуг, на основании которых ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» произведена оплата оказанных филиалом АНО ЦДПО «Академия» услуг.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что в период с 03 июня 2020 года по 05 июня 2020 года работники АО «Водопровод» и МКДОУ детский сад № МО Усть-Лабинский район никаких занятий по профессиональной переподготовке не посещали, заданий по обучению посредством сети «Интернет» не получали и не выполняли, с преподавателями филиала АНО ЦДПО «Академия» не знакомы, зачеты, экзамены, аттестации или тестирования по результатам прохождения курса обучения не сдавали и не проходили. В проверяемом случае контроль ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» ограничился лишь получением от филиала АНО ЦДПО «Академия» документов, подтверждающих обучение работников в образовательной организации.
Выявленные нарушения стали следствием ненадлежащего исполнения обязательств заказчиком - ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» в рамках государственного контракта от 23 марта 2020 года, в соответствии с п. 4.2.3 которого осуществление контроля за качеством оказываемых услуг, посещаемостью и текущей успеваемостью обучаемых возложено на заказчика и разделом 6, которого предусмотрен порядок приемки услуг с проведением экспертизы результатов принятой услуги.
В результате ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту цели заключенного контракта не достигнуты, принцип ответственности за результативность обеспечения государственных нужд не соблюден, осуществление закупки оказалось неэффективным.
По данным фактам прокуратурой Усть-Лабинского района 02 ноября 2020 года руководителю ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при реализации национального проекта «Демография», по результатам рассмотрения которого, требования прокурора отклонены.
Согласно представленным в прокуратуру района ответам из ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» от 30 ноября 2020 года и 21 декабря 2020 года заказчиком подписаны акты сдачи-приемки оказанных услуг, оплата произведена, исполнителем представлены копии необходимых документов. По мнению ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» этого достаточно для оплаты оказанных услуг, нарушений при реализации национального проекта «Демография» не допущено.
При этом, 02 декабря 2020 года в СО при Отделе МВД России по Усть-Лабинскому району Краснодарского края возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ в отношении директора АНО ЦДПО «Академия» К.Н.П,, ведется предварительное следствие.
Более того, 24 декабря 2020 года в СО при Отделе МВД России по Усть-Лабинскому району КК возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ в отношении директора АНО ЦДПО «Академия» К.Н.П, по аналогичным фактам неоказания услуг по обучению 16 работников ООО «ДорМеталл», а 22 января 2021 года по обучению 18 работников ООО «НГС-ЮГ», ООО «КУБ», ООО «Транссервис». Оказание услуг по обучению работников, указанных организаций осуществлялось АНО ЦДПО «Академия» также в рамках государственных контрактов с ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района». Возбуждение уголовных дел 24 декабря 2020 года и 22 января 2021 года свидетельствует об отсутствии контроля со стороны должностных лиц ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» за ненадлежащим исполнением контрактов контрагентом.
Вопреки вышеуказанным требованиям закона, при наличии факта ненадлежащего исполнения государственного контракта и обязанностей должностных лиц ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района», ответственных за реализацию национального проекта «Демография» на территории района, ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» не приняты меры к устранению нарушений, не применены предусмотренные законом меры ответственности к исполнителю услуг, не рассмотрен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района», а принято необоснованное решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
При надлежащем исполнении должностными лицами ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» обязательств по государственному контракту от 23 марта 2020 года по контролю за качеством оказанных услуг, посещаемостью и текущей успеваемостью обучаемых, воспользовавшись предоставленным законодательством о контрактной системе правом проверки качества предоставляемых услуг, можно было избежать хищения бюджетных средств в рамках реализации национального проекта «Демография».
Ввиду изложенного бюджету Краснодарского края причинен ущерб, однако ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» мер к возврату АНО ЦДПО «Академия» денежных средств не принято, по представлению прокурора вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» не рассмотрен.
Прокурор Усть-Лабинского района просил признать незаконным отказ ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» в удовлетворении представления прокурора № от 02 ноября 2020 года; обязать ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» принять меры к возврату автономной некоммерческой организацией центром дополнительного профессионального образования «Академия» денежных средств в размере 50 000,00 рублей в бюджет Краснодарского края, а также применению предусмотренных государственным контрактом № от 23 марта 2020 года штрафных санкций; обязать ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за направление работы – национальный проект «Демография».
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить его в полном объеме, поскольку административный ответчик при приёмке оказанных услуг не доработал.
Руководитель административного ответчика - ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска прокурора Усть-Лабинского района, поскольку государственные услуги Центр занятости оказал.
Представитель административного ответчика - ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» просила отказать в удовлетворении административного иска прокурора Усть-Лабинского района, так как сотрудники Центра занятости были полностью правы.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ (ред. от 24.02.2021)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В силу статьи 6, части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, и направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
На основании части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения определены в Постановлении Правительства РФ от 2 июня 2014 года N 606 (далее по тексту - Правила о типовых контрактах), в соответствии с пунктом 6 которых типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 94 Закона контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно ч. 1 ст. 101 Закона о контрактной системе, заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела 23 марта 2020 года между ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» (Заказчик) и АНО ЦДПО «Академия» (Исполнитель) был заключен Государственный контракт № на оказание образовательных услуг по организации обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста по программе «Первая помощь до оказания медицинской помощи».
По условиям контракта исполнитель обязался оказать заказчику образовательные услуги по организации обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста по программе «Первая помощь до оказания медицинской помощи» в объеме и с характеристиками согласно спецификации (приложение №1), а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и размере установленом контрактом, за счет средств бюджета Краснодарского края на 2020 год, источником обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста (п. 1.1 контракта).
Цена контракта составляет 100 000,00 рублей (п. 2.1 контракта), стоимость образовательных услуг за весь период обучения 1 (одного) гражданина составляет 1 000,00 рублей (п. 2.2 контракта).
Обязательство заказчика осуществлять контроль за качеством оказываемых услуг, посещаемостью и текущей успеваемостью обучаемых определены в п. 4.2.3 контракта.
Пунктом 6.3 контракта предусмотрен порядок приемки услуг, так, для проверки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза услуг, оказанных исполнителем в части соответствия условиям контракта проводится заказчиком своими силами, либо с привлечением эксперта, экспертной организации на основании контрактов, заключенных в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок Российской Федерации, в срок не позднее 3(трёх) дней с момента оказания услуг.
Приемка результата исполнения контракта осуществляется сторонами в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента оформления результатов экспертизы, путем подписания исполнителем документа, подтверждающего исполнение обязательств по контракту, и документов на оплату (п. 6.2 контракта).
Дополнительным соглашением №1 от 10 июня 2020 года стороны пришли к соглашению об изменении цены и объема услуг контракта № от 23 марта 2020 года, в связи с сокращением бюджетных ассигнований в 2020 году, снизив стоимость контракта до 50 000,00 рублей и количество обучаемых до 50 человек.
Приказом директора Автономной некоммерческой организации центр дополнительного профессионального образования «Академия» № от 03 июня 2020 года С.Т.А., Д.И.Н., Р.О.Л., Щ.С.А,, С.В.Н., Р.Л.Е., К.В.Д., С.Е.П,, Г.С.Д., С.Н.Н., Л.Н.В., В.В.В., Г.Н.А,, Г.А.А,, С.С.В. и Д.Л.П, были зачислены с 03 июня 2020 года на обучение по программе повышения квалификации «Первая помощь до оказания медицинской помощи»; проводить теоретические занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (с использованием компьютерной обучающе-контролирующей системы).
Согласно представленной справки о посещаемости занятий за июнь 2020 года по программе повышения квалификации квалификации «Первая помощь до оказания медицинской помощи» все 16 слушателей в период с 03 июня 2020 года по 05 июня 2020 года прошли курс обучения в объеме 20 часов.
Согласно протоколу № заседания аттестационной комиссии Автономной неккомерческой организации центр дополнительного профессионального образования «Академия» от 05 июня 2020 года, была проведена итоговая аттестация слушателей по итогам которой все 16 слушателей прошли аттестацию и им были выданы удостоверения.
05 июня 2020 года сторонами государственного контракта был подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг № от 05 июня 2020 года, а 09 июня 2020 года проведена оплата за обучение в размере 16 000,00 рублей (платежное поручение № от 08 июня 2020 года).
И.о. прокурора Усть-Лабинского района № от 02 ноября 2020 года на имя руководителя ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при реализации национального проекта «Демография» с требованием рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в несоблюдении контроля за реализацией государственного контракта, поскольку в ходе проверки прокуратурой было установлено, что 03 июня 2020 года по 05 июня 2020 года обучаемые лица никаких занятий по профессиональной переподготовке не посещали, заданий по обучению посредством сети «Интернет» не получали и не выполняли, с преподавателями филиала АНО ЦДПО «Академия» не знакомы, зачеты, экзамены, аттестации или тестирования по результатам прохождения курса обучения не сдавали и не проходили. В проверяемом случае контроль ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» ограничился лишь получением от филиала АНО ЦДПО «Академия» документов, подтверждающих обучение работников в образовательной организации.
В ответ на представление об устранении нарушений законодательства руководителем ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» в адрес и.о. прокурора Усть-Лабинского района 30 ноября 2020 года был направлено сообщение о соблюдении порядка и условий профессионального обучения и отсутствии нарушений при реализации национального проекта Демография».
В материалах дела имеются объяснения слушателей по программе повышения квалификации «Первая помощь до оказания медицинской помощи» С.Е.П,, Г.Н.А,, Л.Н.В., К.В.Д., С.Т.А., Р.О.Л., С.Н.Н., Р.Л.Е. и Д.Л.П,, согласно которым, дистанционное обучение они не проходили, логинов и паролей от образовательных порталов не получали, с преподавателями АНО ЦДПО «Академия» не встречались, зачетов и экзаменов не сдавали, учебный план не получали. После подписания договора им выдавались брошюры по оказанию первой помощи.
Доказательств того, что административным ответчиком проводилась экспертиза оказанных АНО ЦДПО «Академия» услуг, обязательная для приёмки результатов исполнения контракта, что предусмотрено пунктами 6.2 – 6.6 государственного контракта в суд не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований, поскольку ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» не осуществило контроль за соблюдением государственного контракта, чем допустило нарушения обязательных условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района к ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» о признании незаконным бездействия - удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» в удовлетворении представления прокурора № от 02 ноября 2020 года; обязать ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» принять меры к возврату автономной некоммерческой организацией центром дополнительного профессионального образования «Академия» денежных средств в размере 50 000,00 рублей в бюджет Краснодарского края, а также применению предусмотренных государственным контрактом № от 23 марта 2020 года штрафных санкций.
Обязать ГКУ КК «ЦЗН Усть-Лабинского района» рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за направление работы – национальный проект «Демография».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края.
Судья подпись (Куликовский Г.Н.)
Судья Усть-Лабинского
районного суда Г.Н. Куликовский