ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6352/13-2019 от 30.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2а-6352/13-2019г.

46RS0030-01-2019-009040-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2019 года г.Курск

Судья Ленинского районный суд г. Курска Аверинова А.Д., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Большесолдатского района Курской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Большесолдатского района Курской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области. При этом указав, что прокуратурой во исполнение задания прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ. «О проверке соблюдения законодательства в сфере добычи, охраны и использования морских млекопитающих», осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет размещения страниц с информацией о продаже морских млекопитающих, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и производных. В ходе мониторинга было установлено, что на сайте Е1.ru по электронному адресу <данные изъяты> сети интернет, расположена интернет-страница с предложениями о продаже частей морского млекопитающего- моржа. На указанной странице представлено предложением о продаже частей моржа: клык (бивень) моржа по цене 11990руб. состояние новое вес 1,2 кг., длина 42 см., торг уместен. Информация о лицензии и иной разрешительной документации на товар, указывающей законность его приобретения продавцом, а так же сведения о продавце, позволяющие его идентифицировать, на странице сайта отсутствует. Просит признать информацию о продаже частей и производных особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, размещенную в сети Интернет на электронной странице сайта <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон №149-ФЗ) информационно телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 6 ст. 10 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 1 ст. 2 Закона об информации информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно­ телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п. 13 ст. 2 Закона об информации).

По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статьей 15.1 Закона об информации предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как следует из предоставленных материалов, прокуратурой во исполнение задания прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ. «О проверке соблюдения законодательства в сфере добычи, охраны и использования морских млекопитающих», осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет размещения страниц с информацией о продаже морских млекопитающих, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и производных. В ходе мониторинга было установлено, что на сайте Stereo.ru по электронному адресу <данные изъяты> сети интернет, расположена интернет-страница с предложениями о продаже частей морского млекопитающего- моржа. На указанной странице представлено предложением о продаже частей моржа: клык (бивень) моржа по цене 11990руб. состояние новое вес 1,2 кг., длина 42 см., торг уместен.Информация о лицензии и иной разрешительной документации на товар, указывающей законность его приобретения продавцом, а так же сведения о продавце, позволяющие его идентифицировать, на странице сайта отсутствует. Возможность идентификации собственника сайта исключена.

Указанные обстоятельства подтверждены скриншотами страниц, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Преамбулой Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее Закон № 52-ФЗ) установлено, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 ст. 1 Закона № 52-ФЗ животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В силу ст. 24 Закона № 52-ФЗ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 19.12.1997 № 569 утвержден Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. В указанный перечень под порядковым номером 384 включен Морж (Odobenus rosmarus ( атлантический и лаптевский подвиды) с категорией статуса редкости 2 и 3.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 года №978 утвержден Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оборотоспособность указанного вида объекта животного мира допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Статьей 8.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добычу, хранение, перевозку, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статьей 258.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.

Распространение указанной информации противоречит требованиям законодательства и способствует совершению административных правонарушений и преступлений.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм действующего законодательства предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, а именно, применение орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, является противоправным деянием, и относится к информации, которая подлежит запрету.

Кроме этого, распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») (далее по тексту - Правила) создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с п. 3 Правил формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Размещение информации, содержащей публичную оферту о продаже стерляди на территории Российской Федерации в информационно-телекоммуникационных сетях создает угрозу нарушения прав и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и способствует совершению административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а потому в силу вышеприведенных положений федерального законодательства информация, размещенная на сайте <данные изъяты>, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, требования и.о. прокурора Большесолдатского района Курской области подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать информацию, о продаже частей и производных особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, размещенную в сети Интернет на электронной странице сайта <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: