Дело № 2а-648/2017 .
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Александров «05» мая 2017 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Гашиной Е.Ю.,
при секретаре Чумаковой Л.А.,
с участием помощника
Александровского городского прокурора Шаталова М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Александров административное дело по административному иску Александровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Карабаново Александровского района Владимирской области, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Александровский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Карабаново Александровского района Владимирской области, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и обязании администрации муниципального образования город Карабаново Александровского района Владимирской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указал, что Правила благоустройства на территории муниципального образования город Карабаново, утвержденные решением СНД города Карабаново от <дата>. №, устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства. В ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой <дата>, установлено, что в городе Карабаново на <адрес> имеется свалка бытовых отходов на площади ,,, кв.м, объемом ,,, куб.м, расположенная на земельном участке, находящимся в неразграниченной государственной собственности, что подтверждается актом проверки от <дата>, информацией администрации Александровского района от <дата> Указанные факты свидетельствуют о бездействии администрации города Карабаново по реализации имеющихся полномочий, предусмотренных п.18 и п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях ликвидации указанной несанкционированной свалки бытовых отходов. Выявленные нарушения ставят под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник Александровского городского прокурора Шаталов М.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик - администрация МО город Карабаново, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 15), в судебное заседание своего представителя не направил. В поступившем в суд ходатайстве от <дата>№ Врио главы администрации города Карабаново ФИО4 просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д.16).
В представленном письменном отзыве Врио главы администрации города Карабаново указала на то, что распоряжением администрации города Карабаново от <дата>№ «Об утверждении плана – закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на <дата> и на плановый период <дата> и <дата>» утвержден план – закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на <дата> и на плановый период <дата> и <дата>. В соответствии с пунктом 33 вышеуказанного плана закупок срок осуществления закупки по уборке стихийных свалок в весеннее-летний период с территории муниципального образования <адрес> определен в период с <дата> по <дата>. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от <дата> для закупки № запрос котировок признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка ООО «,,,». <дата> с ООО «,,,» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по уборке стихийных свалок в весенне-летний период с территории муниципального образования город Карабаново, согласно которому одним из мест уборки определена <адрес> (приложение № п.9 к муниципальному контракту). Считает, что работы по очистке территории муниципального образования, в целях реализации полномочий, предусмотренных п.18 и п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были запланированы <дата> (л.д. 18-19).
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные принципы, устанавливающие право граждан на благоприятную окружающую среду, закреплены в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Положения ст.13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п.1 ст.37 ФЗ №131 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п.18 ч.1 ст.14 ФЗ №131 к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 ФЗ №131 к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории поселения.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В силу п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее ФЗ № 52-ФЗ) содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч.1 ст.22 ФЗ № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Правила благоустройства на территории муниципального образования город Карабаново, утвержденные решением СНД города Карабаново от 29.08.2012 №28 (далее - Правила), устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
В силу п.2 Правил внешнее благоустройство территории города Карабаново - совокупность работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения в границах муниципального образования.
Согласно п.6.1 Правил на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
В соответствии с п.п.13 п.4 Правил обязанность по организации и (или) производству работ по уборке, очистке и санитарному содержанию территорий общего пользования возложена на администрацию муниципального образования г. Карабаново.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что <дата> Александровской городской прокуратурой проведена проверка на предмет наличия несанкционированных свалок бытовых отходов, находящихся на территории города Карабаново, в ходе которой установлено, что в городе Карабаново на <адрес> в нарушение вышеуказанных норм имеется несанкционированная свалка бытовых отходов на площади ,,, кв.м, объемом ,,, куб.м, расположенная на земельном участке, находящимся в неразграниченной государственной собственности (л.д. 6-9,36,39). Данное обстоятельство административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Какие-либо разрешительные документы на указанное место размещения отходов в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что у администрации МО город Карабаново имеется обязанность по организации уборки вышеуказанной территории с учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Таким образом, бездействие администрации МО город Карабаново Александровского района по организации и (или) производству работ по уборке, очистке и санитарному содержанию территорий общего пользования, ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований Александровского городского прокурора. Определяя в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ срок исполнения обязанности, суд, учитывая мнение сторон, полагает разумным и достаточным для исполнения настоящего решения суда срок, составляющий один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Александровского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Карабаново Александровского района Владимирской области в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования город Карабаново Александровского района Владимирской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд Владимирской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Гашина
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2017 года.
Судья Е.Ю. Гашина
.
.