ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-681/20 от 06.03.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2а-681/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2020 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Жбанова О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску заместителя прокурора города Пскова в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Пскова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной на Интернет-сайте по сетевому адресу: http://kupit-bezrezepta.nethause.ru, k69934/.storeland.ru, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города Пскова проведена проверка исполнения законодательства о продаже лекарственных препаратов, по результатам которой установлено, что на Интернет-сайте по сетевому адресу: http://kupit-bezrezepta.nethause.ru, k69934/.storeland.ru содержится информация о продаже без рецепта дистанционным способом лекарственных препаратов «Лирика», «Тропикамид», «Нейронтин», обладающих психотропным действием.

Таким образом, информация, размещенная на сайте http://kupit-bezrezepta.nethause.ru, k69934/.storeland.ru способствует к нарушению законодательства, регулирующего порядок розничной торговли лекарственными препаратами, приобретению лекарственных препаратов дистанционным способом, что ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителя данного продукта, поскольку проверить его качество и соответствие требованиям безопасности невозможно. В связи с чем, заместитель прокурора города Пскова просит суд признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте по сетевому адресу http://kupit-bezrezepta.nethause.ru, k69934/.storeland.ru информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

В соответствии со статьями 291, 292 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), учитывая, что возражений административного ответчика на рассмотрение дела в упрощенном порядке не поступило, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства

Изучив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными закон

В силу п.1 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Пскова проведена проверка исполнения законодательства о продаже лекарственных препаратов, по результатам которой установлено, что на Интернет-сайте по сетевому адресу: http://kupit-bezrezepta.nethause.ru, k69934/.storeland.ru содержится информация о продаже без рецепта дистанционным способом лекарственных препаратов «Лирика», «Тропикамид», «Нейронтин», обладающих психотропным действием, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Размещенный на страницах Интернет-сайта по сетевому адресу: http://kupit-bezrezepta.nethause.ru, k69934/.storeland.ru материал направлен на неограниченный круг лиц.

На момент рассмотрения дела сайт не закрыт.

Статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка розничной торговли лекарственными препаратами.

Согласно положениям пункта 3 статьи 454 Гражданского кодекса РФ особенности купли-продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.

В силу положений, установленных пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

В соответствии с п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, запрещена продажа лекарственных препаратов вне стационарных мест торговли.

В соответствии с п. 76 Правил продажа лекарственных препаратов и медицинских изделий производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов и медицинских изделий. Таким образом, при продаже препаратов, отпускаемых по рецепту, необходимо установить, имеется ли соответствующий рецепт у покупателя, что не предполагается при продаже дистанционным способом.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61 - ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Государственная регистрация лекарственных препаратов осуществляется по результатам экспертизы лекарственных средств, а государственная регистрация орфанных лекарственных препаратов осуществляется по результатам экспертизы документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата, и по результатам экспертизы лекарственных средств.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 11 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» доклиническое исследование лекарственного средства для медицинского применения проводится путем применения научных методов оценок в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности лекарственного средства. Доклиническое исследование лекарственного средства для медицинского применения проводится в соответствии с правилами надлежащей лабораторной практики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лекарственные средства (за исключением лекарственных трав) включены в Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61 - ФЗ «Об обращении лекарственных средств» розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» содержит закрытый перечень видов аптечных организаций (аптека: готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов, аптечный пункт, аптечный киоск). Интернет - аптеки и прочие сайты в данном перечне отсутствуют.

Анализ содержания положений п.6 ст. 10 и п.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация о дистанционной продаже лекарственных средств, за которую предусмотрена административная ответственность), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, обеспечения законопослушного поведения граждан Российской Федерации.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, побуждает неопределенный круг лиц к нарушению законодательства, регулирующего порядок розничной торговли лекарственными препаратами, приобретение лекарственных препаратов дистанционным способом, ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителя данного продукта, поскольку проверить его качество и соответствие требованиям безопасности невозможно.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 149 правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.

На основании ст. 5 Закона N 149 информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, является решение о запрете к распространению, которой на территории РФ принято уполномоченными органами или судом.

В силу пп. 2 п. 5 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку в соответствии с действующим законодательством предоставление возможного доступа к информации, содержащей побуждение к приобретению поддельных документов, с использованием сети Интернет, фактически является распространением информации, подстрекающей к совершению преступления, то распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

В связи с чем суд находит требования заместителя прокурора города Пскова о признании информации, размещенной на Интернет-сайте по сетевому адресу: http://kupit-bezrezepta.nethause.ru, k69934/.storeland.ru, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Данное решение является основанием для включения интернет-сайта http://kupit-bezrezepta.nethause.ru, k69934/.storeland.ru в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь статьями 175, 177-180, 291, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск заместителя прокурора города Пскова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте по сетевому адресу: http://kupit-bezrezepta.nethause.ru, k69934/.storeland.ru, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение является основанием для внесения интернет-сайта в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья О.В. Жбанова